Письмо Росреестра от 18.12.2014 N 14-17484/14 "О рассмотрении обращения"


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 18 декабря 2014 г. N 14-17484/14

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление), рассмотрев в пределах компетенции Управления обращение, сообщает.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются зонами с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

На основании статьи 15 Закона о кадастре обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве). При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.

Статьей 20 Закона о землеустройстве установлено, что карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" (далее - Требования N 621).

В соответствии с пунктом 21 Требований N 621:

1) в разделе "Сведения о местоположении границ объекта землеустройства" карты (плана) указываются:

система координат, в которой определены координаты характерных точек границ объекта землеустройства (система координат, используемая для ведения государственного кадастра недвижимости);

сведения о характерных точках границ объекта землеустройства;

сведения о частях границ объекта землеустройства;

2) для обозначения характерных точек границ объекта землеустройства используются арабские цифры; для всех характерных точек границ объекта землеустройства применяется сквозная нумерация;

3) список характерных точек границ объекта землеустройства в реквизите "Сведения о характерных точках границ объекта землеустройства" должен завершаться обозначением начальной точки; значения координат характерных точек границ объекта землеустройства приводятся в метрах с округлением до 0,01 метра в указанной системе координат.

Согласно пункту 72.1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок):

учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне;

если документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, не содержат перечень координат характерных точек границ части земельного участка, орган кадастрового учета самостоятельно с использованием автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (далее - АИС ГКН) определяет координаты характерных точек границ части земельного участка и осуществляет учет такой части земельного участка; результат формирования такой части земельного участка (список координат, за исключением описания их закрепления на местности и погрешности определения координат характерных точек) отражается в протоколе проверки;

если при постановке на учет образованного земельного участка, учете изменений земельного участка в связи с уточнением описания местоположения его границ, такой земельный участок частично располагается в границах зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости, орган кадастрового учета самостоятельно с использованием АИС ГКН определяет координаты характерных точек границ части земельного участка, расположенной в границах указанной зоны, и осуществляет учет такой части земельного участка;

в случае изменения границ зоны с особыми условиями использования территории, исправления ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости о такой зоне, изменение сведений о части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется в порядке, предусмотренном для учета такой части;

в случае совпадения границ нескольких зон с особыми условиями использования территории повторное образование части земельного участка не осуществляется; при этом сведения о существующей части земельного участка дополняются сведениями об учетном номере зоны с особыми условиями использования территории; сведения обо всех учетных номерах зон с особыми условиями использования территории являются актуальными до момента прекращения существования зоны с особыми условиями использования территории.

Учитывая изложенное, карта (план) объекта землеустройства - зоны с особыми условиями использования территории должен содержать в том числе сведения, предусмотренные пунктом 21 Требований N 621, а именно, сведения о местоположении границ объекта землеустройства. При этом, если карта (план) не содержит перечень координат характерных точек границ части земельного участка, который частично располагается в границах такой зоны с особыми условиями использования территории, орган кадастрового учета самостоятельно с использованием АИС ГКН определяет координаты характерных точек границ части земельного участка и осуществляет учет такой части земельного участка. В указанном случае основания для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта землеустройства на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, в связи с тем, что карта (план) не содержит сведения об описании местоположения границ части земельного участка, отсутствуют.

Относительно государственной регистрации ограничений прав на земельные участки отмечаем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК):

право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней;

регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и иными законами.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним":

государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты; наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда;

ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК):

ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК для охранных зон (пункт 3);

ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (пункт 6).

При этом государственная регистрация ограничений (обременений) прав на землю в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории действующими федеральными законами не предусмотрена.

И.о. заместителя начальника
Управления методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Р.Н.МАЗУКАБЗОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области