ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ПИСЬМО
от 31 марта 2010 г. N 1692-ВБ/Сек
О ПРИМЕНЕНИИ
ВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УЩЕРБА, НАНОСИМОГО РЫБНЫМ ЗАПАСАМ
В настоящее время работа по оценке влияния различных направлений планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среду их обитания осуществляется в соответствии с "Временной методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах", утвержденной в 1989 году Минрыбхозом СССР и Госкомприродой СССР, согласованной Минфином СССР, Госстроем СССР и Госпланом СССР (далее - Методика).
Методика регламентирует порядок оценки непредотвращаемого предупредительными рыбоохранными мерами ущерба рыбным запасам, наносимого в результате намечаемой (планируемой) хозяйственной деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения и определения направлений компенсационных мероприятий, обеспечивающих сохранение рыбных запасов, в том числе расчетов объемов капитальных вложений на их осуществление.
В качестве основного направления осуществления компенсационных мероприятий по сохранению рыбных запасов Методикой предусматривается строительство самостоятельных рыбоводно-мелиоративных объектов, (рыбоводные заводы, рыбопитомники, нерестово-выростные хозяйства, инкубационные цеха), устройство искусственных нерестилищ, а также гидротехническое строительство с целью улучшения условий размножения и обитания рыб), в том числе на основе аккумулирования (до 1991 года - Минрыбхозом СССР) средств долевого участия в осуществлении компенсационных мероприятий, в том или ином регионе.
В связи с этим, одним из элементов Методики являлся расчет объемов капитальных вложений и строительно-монтажных работ на осуществление рыбоводно-мелиоративных мероприятий, компенсирующих ущерб рыбным запасам.
При этом в Методике указывается, что выполняемая оценка ущерба (в том числе и расчет объемов капитальных вложений на осуществление мероприятий по его компенсации) носит ориентировочный характер и подлежит уточнению в процессе разработки и утверждения проектно-сметной документации.
Методика в полной мере соответствовала принципам формирования и реализации плановой экономики советского периода.
В связи с изменившейся экономической основой развития страны, ее законодательной базы, переходом к рыночным принципам ведения экономического развития, формированием института частной собственности ряд положений Методики может быть использован в ограниченном формате.
Так, в современных нормативно-правовых актах отсутствуют положения, регламентирующие возможность аккумулирования средств долевого осуществления компенсационных мероприятий, отсюда вытекает необходимость эффективной организации компенсации отдельных, в том числе незначительных ущербов.
В условиях рыночной экономики юридические и физические лица, осуществляющие планируемую хозяйственную деятельность, наносящую ущерб водным биоресурсам и среде их обитания, в силу определенного профиля деятельности не осуществляют компенсационные мероприятия самостоятельно, а привлекают к их исполнению на возмездной договорной основе специализированные рыбоводно-мелиоративные организации и предприятия.
Указанные организации и предприятия, относятся к различным формам государственной и частной собственности и имеют разный уровень производственных затрат, что создает для хозяйствующего субъекта возможность выбора исполнителя и оптимизации расходов.
При этом очевидно, что договорная стоимость работ может не совпадать с ориентировочными показателями их стоимости, рассчитанными в соответствии с разделом 4 Методики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 569 "Об утверждении Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания" предусмотрено представление заявителем, планирующим хозяйственную деятельность, оказывающую негативное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания, сведений о планируемых мероприятиях по возмещению наносимого вреда (компенсации ущерба), с учетом которых Росрыболовство принимает решение о согласовании или отказе в согласовании осуществления того или иного вида хозяйственной деятельности.
Однако анализ представляемых на согласование в Росрыболовство материалов указывает, что их разработчики, несмотря на требования, изложенные в вышеуказанном Постановлении и пункте 2.1.3 Методики, не осуществляют определение (обоснование) натуральных показателей компенсационных мероприятий, в основное внимание уделяют расчету стоимостных показателей ущерба.
В связи с изложенным, обращаем внимание научных и проектных организаций, выполняющих разработку соответствующих разделов ОВОС при осуществлении хозяйственной деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения, а также территориальных и бассейновых управлений Росрыболовства на следующие особенности современного применения отдельных положений Методики, касающиеся определения (обоснования) натуральных показателей компенсационных рыбоводно-мелиоративных мероприятий и стоимости их осуществления.
Определение направлений и натуральных показателей
компенсационных мероприятий
На основании оценки объемов ущерба, наносимого водным биоресурсам в натуральном выражении (как показателя снижения рыбопродуктивности водного объекта рыбохозяйственного значения), установленных коэффициентов промыслового возврата и средней массы производителей (в случае искусственного воспроизводства) и на основании показателей эффективности рыбоводно-мелиративных работ (в случае проведения рыбохозяйственной мелиорации) определяются направления и натуральные показатели компенсационных мероприятий в виде выпуска в водные объекты рыбохозяйственного значения рыбоводной продукции (молоди или личинок) определенного количества и качества или работ по рыбохозяйственной мелиорации, связанные с улучшением условий естественного воспроизводства и обитания водных биоресурсов.
При определении (обосновании) направлений и объемов компенсационных мероприятий и рассмотрении предложений хозяйствующих субъектов об их проведении, следует придерживаться принципа преимущественного восстановления водных биоресурсов, которым будет причинен вред хозяйственной деятельностью, и только в случае обоснования невозможности проведения таких мероприятий, вид (или виды) водных биоресурсов может быть заменен другим (с учетом поправочного коэффициента согласно пункта 4.3 Методики) более ценным видом или видом, для воспроизводства которого в регионе существуют или могут быть созданы соответствующие условия.
На основании обоснованного направления и натуральных показателей компенсационного мероприятия юридические и физические лица, осуществляющие планируемую хозяйственную деятельность, наносящую ущерб водным биоресурсам и среде их обитания, проводят определение (расчет) стоимости его реализации.
Определение стоимости компенсационных мероприятий
1. В случае обоснованного решения (или предложения) о возмещении вреда (компенсации ущерба) водным биоресурсам путем строительства самостоятельного рыбоводно-мелиоративного объекта (или расширения мощности действующего), обеспечивающего дополнительный выпуск рыбоводной продукции, определение стоимости компенсационного мероприятия осуществляется на основании согласованной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.
Ориентировочный объем капитальных вложений может быть установлен в соответствии с разделом 4 Методики и уточнен при разработке проектно-сметной документации на осуществление компенсационных мероприятий.
2. В случае, если в качестве компенсационного мероприятия осуществляется разовый выпуск рыбоводной продукции без мероприятий, требующих капитальных вложений, стоимость компенсационного мероприятия определяется на основании договора (сметы) ее исполнения специализированной организацией, занимающейся искусственным воспроизводством водных биоресурсов.
Ориентировочная стоимость работ по выращиванию и выпуску рыбоводной продукции (молоди, личинок) может быть установлена на основании "Показателей бюджетных расходов на производство рыбоводной продукции для организаций, занимающихся воспроизводством ценных промысловых рыб", согласованных Росрыболовством или реальных данных о производственной деятельности предприятий, которые находят свое отражение в различных формах статистической и бухгалтерской отчетности.
3. В случае осуществления компенсационных мероприятий путем проведения рыбоводно-мелиоративных работ стоимость компенсационного мероприятия определяется на основании договора (сметы) ее исполнения специализированной организацией, занимающейся рыбохозяйственной мелиорацией водных объектов.
Ориентировочная стоимость работ может быть установлена по показателям проекта-аналога.
Условные примеры определения направлений и ориентировочной стоимости компенсационных мероприятий прилагаются.
Заместитель Руководителя
В.Б.БЫЧКОВ
Приложение
УСЛОВНЫЕ ПРИМЕРЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ СТОИМОСТИ
КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Общий объем потерь водных биоресурсов от производства дноуглубительных работ на акватории Финского залива Балтийского моря о натуральном выражении составляет 70 тонн в основном по салаке (95%).
Предлагается в качестве компенсационных мероприятий провести рыбоводно-мелиоративные мероприятия по воспроизводству балтийского лосося путем выпуска двухгодовиков (покатников) с рыбоводных заводов Ленинградской области.
С учетом поправочного коэффициента теряемой и воспроизводимой продукции, равного 1/7 - объем промыслового возврата от выпуска молоди балтийского лосося должен составить 10 тонн.
На основании установленного коэффициента промыслового возврата, равного 8,3% (по проекту-аналогу реконструкции Невского лососевого завода), и средней промысловой массы производителей балтийского лосося, равной 4,4 кг, для получения промыслового возврата в объеме 10 тонн необходимо осуществить в качестве компенсационного мероприятия выпуск 27382 двухгодовиков балтийского лосося средней массой не менее 50 г.
Ориентировочная стоимость компенсационных мероприятий, связанных с выращиванием и выпуском в акваторию Финского залива Балтийского моря 27382 двухгодовиков балтийского лосося (без осуществления мероприятий, требующих капитальных вложений), на основании согласованных Росрыболовством "Показателей бюджетных расходов на производство рыбоводной продукции для организаций, занимающихся воспроизводством ценных промысловых рыб" составит 27382 x 123 рубля = 3336986 рублей.
В случае необходимости дополнительных объемов капитальных затрат на соответствующее расширение мощности рыбоводного завода общая ориентировочная стоимость компенсационного мероприятия, рассчитанная с учетом удельных капитальных вложений (2500 рублей/шт. - по проекту объекта-аналога реконструкция Невского лососевого завода с учетом нормативного коэффициента эффективности капитальных вложений, равного 0,12), бюджетных расходов (123 рубля/шт. - по Показателям бюджетных расходов, согласованным Росрыболовством) стоимости производства единицы продукции, составит: 27382 x 2500 x 0,12 + 27382 x 123 - 11582586 рублей.
2. Общий объем потерь водных биоресурсов от производства работ на акватории Северного Каспия составляет 150 тонн.
Предлагается в качестве компенсационных мероприятий провести работы по рыбохозяйственной мелиорации нерестовых массивов в дельте р. Волга.
На основании установленного по данным исследований ФГУП "КаспНИРХ" показателя прироста рыбопродуктивности от проведения комплексных мероприятий по рыбохозяйственной мелиорации нерестового массива в 1,5 тонн/га необходимо в качестве компенсационного мероприятия осуществить рыбоводно-мелиоративные работы в установленном районе на площади 100 га.
На основании материалов "Проекта капитальной мелиорации нерестовых массивов дельты р. Волга", выполненного институтом "Каспрыбпроект", удельные затраты капитального и текущего характера на проведение мелиоративных мероприятий в расчете на 1 га нерестового массива составляет 3000 рублей (1800 + 1200).
Ориентировочная стоимость проведения компенсационного мероприятия по рыбохозяйственной мелиорации 100 га нерестового массива в дельте р. Волга составит 3000 x 100 = 300000 рублей.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области