ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 1994 г. N СЗ-7/ОЗ-562
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает следующее.
Президентом Российской Федерации 10 июня 1994 г. издан Указ N 1181 "О мерах по обеспечению застройки не завершенных строительством жилых домов", который вступил в силу с момента его опубликования в "Российской газете" от 15 июня 1994 г. N 111.
Указом установлено, что не завершенные строительством жилые дома, находящиеся в федеральной собственности, в том числе в полном хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении организаций и учреждений, строительство которых прекращено или приостановлено в связи с отсутствием в течение текущего года необходимого финансирования из федерального бюджета, подлежат передаче для завершения строительства либо продаже.
При этом решение о передаче для завершения строительства либо продаже не завершенных строительством жилых домов, заказчиками которых являлись федеральные органы исполнительной власти, организации и учреждения, финансируемые из федерального бюджета, принимается Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае, если заказчиком являлись федеральные государственные предприятия, такое решение принимается по представлению предприятия - заказчика Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1).
В пункте 2 Указа предусмотрено, что федеральные государственные предприятия, являющиеся заказчиками строительства жилых домов, строительство которых прекращено или приостановлено в связи с отсутствием необходимого финансирования, вправе осуществлять передачу подрядным организациям для завершения строительства либо продажу не завершенных строительством жилых домов.
Кроме того, установлено, что передача для завершения строительства и продажа не завершенных строительством жилых домов осуществляются только на инвестиционных и коммерческих конкурсах (пункт 3).
Указом утверждено Положение о порядке передачи для завершения строительства и продажи не завершенных строительством жилых домов, в котором определен порядок организации и проведения инвестиционных или коммерческих конкурсов по передаче для завершения строительства и продаже не завершенных строительством жилых домов, состоящих в федеральной собственности, в том числе находящихся в полном хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений, финансируемых из федерального бюджета, за исключением объектов молодежных жилых комплексов. В соответствии с Положением подлежат передаче для завершения строительства и продаже отдельные жилые здания, части зданий, сооружения, несмонтированные конструкции, изделия и оборудование, находящиеся на строительных площадках, жилые комплексы, состоящие из нескольких жилых домов и помещений обслуживания, а также проектно-планировочная и проектно-сметная документация.
Положение устанавливает порядок передачи на инвестиционный или коммерческий конкурс объектов, строительство которых прекращено или приостановлено в связи с отсутствием в течение текущего года финансирования, а также определяет, что в инвестиционных или коммерческих конкурсах могут принимать участие строительные предприятия всех форм собственности и иные юридические, физические лица. С учетом указанного круга лиц, принимающих участие в инвестиционных или коммерческих конкурсах, арбитражным судам следует иметь в виду, что законодательство о приватизации на отношения, связанные с продажей не завершенных строительством жилых домов, не распространяется.
Согласно Положению между победителями коммерческого или инвестиционного конкурса и первоначальным заказчиком объекта (либо уполномоченным органом) заключается соответственно договор купли - продажи или договор на достройку объекта.
В соответствии со статьей 26 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик проводимые с данным Положением инвестиционные и коммерческие конкурсы являются гражданско-правовыми сделками, поскольку в результате их проведения у победителей возникает право на заключение договора на достройку или договора купли - продажи объекта, а у первоначального заказчика (уполномоченного им органа) - обязанность заключить такой договор. Поэтому споры о признании недействительными результатов конкурса, оформленных в установленном порядке, подведомственны арбитражному суду на основании статьи 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области