"План деятельности федерального агентства по делам национальностей на 2016 - 2021 годы" (утв. ФАДН России)


Руководитель
Федерального агентства
по делам национальностей
И.В.БАРИНОВ
"__" __________ 2017 г.

ПЛАН
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ
НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ НА 2016 - 2021 ГОДЫ

1. Информация о содержании и основных направлениях государственной национальной политики

Федеральное агентство по делам национальностей является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2015 N 368, функции по:

- выработке и реализации государственной национальной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере государственной национальной политики;

- осуществлению мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- взаимодействию с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и иными институтами гражданского общества;

- разработке и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений;

- контролю за реализацией государственной национальной политики;

- осуществлению государственного мониторинга в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений;

- профилактике любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

- предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

ФАДН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

2. Сведения о целях и задачах деятельности ФАДН России в рамках реализации государственной политики в закрепленной сфере ведения в планируемый период (в количественных показателях и качественных характеристиках)

Главными целями деятельности ФАДН России в период 2016 - 2021 годов являются:

1. Вовлечение институтов гражданского общества в сферу реализации государственной национальной политики Российской Федерации:

- количество граждан, принявших участие в мероприятиях в сфере духовно-просветительской деятельности, реализованных в рамках программ некоммерческих организаций (тыс. человек)

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
79
79,5
80
80,5
81
81,5

- количество молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в проектах и программах в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации (тыс. человек)

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
70
72
73
74
75
76

2. Укрепление единства российской нации и обеспечение этнокультурного развития народов России:

- количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства (тыс. человек)

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
400
450
500
550
600
650

- численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России (тыс. человек)

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
195
220
245
275
305
335

3. Поддержка развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения:

- количество участников мероприятий, направленных на сохранение и развитие русского языка и языков народов России (тыс. человек)

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
425
450
475
500
525
550

4. Обеспечение поддержки коренных малочисленных народов Российской Федерации, включая сохранение и защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни:

- доля общественных организаций коренных малочисленных народов Российской Федерации, участвующих в решении вопросов, затрагивающих права и интересы таких народов, в общем количестве общественных организаций коренных малочисленных народов Российской Федерации, %

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
-
25
30
35
40
45

- динамика численности участников культурно-досуговых мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы, по отношению к соответствующему показателю 2016 года, %

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
-
3
6
9
12
15

- уровень доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (тыс. рублей)

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
-
27
28
29
30
31

5. Совершенствование механизмов общественно-государственного партнерства в сфере реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества:

- количество членов казачьих обществ, тыс. человек

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
-
180
182
185
188
191

- количество участников мероприятий, проводимых при участии российского казачества, направленных на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры и воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, тыс.

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
-
500
600
700
800
900

6. Снижение количества конфликтов и конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений:

- доля конфликтов, выявленных системой мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, в общем числе конфликтов в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, выявленных в Российской Федерации, %

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
-
50
56
60
64
70

- доля конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, урегулированных на муниципальном уровне, в общем числе конфликтов в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, выявленных в муниципальных образованиях, %

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
-
60
64
68
72
76

- доля конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, вышедших на уровень субъекта Российской Федерации, в общем числе конфликтов в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, выявленных в Российской Федерации, %

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
-
20
19
18
17
16

- доля конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, вышедших на уровень Российской Федерации, в общем числе конфликтных ситуаций, выявленных системой мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, %

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
-
20
17
14
11
8

3. Публичная декларация целей и задач на 2017 год

Основными целями ФАДН России являются:

1. Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации

2. Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России

3. Русский язык и языки народов России

4. Коренные малочисленные народы Российской Федерации

5. Российское казачество

6. Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве

Для достижения цели по повышению эффективности взаимодействия органов власти с национально-культурными автономиями и иными институтами гражданского общества и расширение участия общественности в реализации государственной национальной политики Российской Федерации в 2017 году ФАДН России предстоит решить ряд конкретных актуальных задач:

- поддержка некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности;

- проведение Всероссийского патриотического межнационального лагеря молодежи;

- проведение молодежного этнокультурного лагеря "Диалог культур" (на базе комплекса "Этномир", Калужская область);

- организация и проведение Всероссийского форума тюркской молодежи "Золото тюрков".

Для укрепления единства российской нации и обеспечения этнокультурного развития народов России будут реализованы следующие основные задачи:

- поддержка региональных программ, направленных на укрепление единства российской нации и гармонизацию межнациональных отношений;

- проведение международного фотоконкурса "Русская цивилизация";

- издание журнала "Вестник Российской нации";

- проведение Всероссийского конгресса этнографов и антропологов по проблемам межнациональных отношений;

- организация и проведение Всероссийского конкурса "СМИротворец" на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений;

- проведение комплексного исследования, посвященного социально-экономическим, этнокультурным и правовым аспектам интеграции цыган в России;

- проведение Всероссийского фестиваля "Цыгане под небом России";

- проведение социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений;

- проведение Международного политологического форума "Российский Кавказ" (с проведением в рамках форума политологической школы "Каспий");

- реализация выставочного проекта "Многонациональная Россия";

- издание приложения к общероссийскому печатному изданию, направленному на распространение знаний о традициях и культуре народов России.

В целях поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России проведение:

- проведение форум-диалога "Языковая политика: общероссийская экспертиза".

В целях повышения качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации планируется:

- заключить соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2017 году.

В целях создания условий для успешной социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество планируется:

- научно-методическое и информационное сопровождение адаптации и интеграции мигрантов.

В целях совершенствования механизмов общественно-государственного партнерства в сфере реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества планируется провести:

- мероприятия, направленные на повышение роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма.

Для снижения количества конфликтов и конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений в 2017 году реализовать:

- мониторинг в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений;

- комплексные социологические исследования, направленные на раннее предупреждение конфликтов в проблемных территория.

Кроме того, в 2017 году ФАДН России будет продолжена проработка вопроса по унификации структуры органов исполнительной власти всех уровней в сфере межнациональных отношений совместно с заинтересованными органами власти.

Одновременно совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти планируется проведение образовательно-профилактических встреч, окружных семинаров-совещаний с руководством вузов Российской Федерации и лидерами студенческих объединений по вопросам профилактики экстремизма в молодежной среде.

ФАДН России продолжит организационно-техническое и методическое обеспечение деятельности Межправительственной Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев, а также проведение мероприятий по установлению сотрудничества с зарубежными странами по обмену опытом в сфере межнациональных отношений и профилактики проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве.

Кроме того, ФАДН России будет продолжена работа по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере защиты прав коренных малочисленных народов, в том числе обеспечению разработки и внесению в Правительство Российской Федерации проекта плана мероприятий по реализации третьего этапа Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также выполнять другие задачи, обусловленные поручениями Президента и Правительства Российской Федерации.

4. Перечень документов стратегического планирования, по которым ФАДН России является ответственным исполнителем или соисполнителем, с указанием ожидаемых результатов деятельности в планируемый период по их реализации

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666.

Ожидаемыми результатами является создание социально-экономических, организационно-правовых, административно-кадровых и научно-технических условий в Российской Федерации для укрепления единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, обеспечения межнационального мира и согласия, поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества посредством эффективной реализации государственной национальной политики через проведение мероприятий федерального значения и осуществление контроля за ходом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года через выполнение Плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 2648-р. Охват государственной системой мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций всех субъектов Российской Федерации.

Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации 15.09.2012 N Пр-2789).

Ожидаемыми результатами является содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, совершенствования взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений с российским казачеством и формирование эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации 08.02.2013 N Пр-232), Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 18.09.2008 N Пр-1969).

Ожидаемыми результатами являются повышение качества жизни и работы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации; обеспечение этнокультурного развития коренных малочисленных народов, защита их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, обеспечение рационального природопользования и развития экологически безопасных видов туризма в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, разработка комплекса мер по развитию традиционных отраслей хозяйствования, обеспечивающих укрепление занятости и самозанятости коренных малочисленных народов на основе мобилизации внутренних ресурсов домашних хозяйств и общин, их активная поддержка со стороны государства, коммерческих и некоммерческих организаций, включая использование системы государственных закупок продукции традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов.

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 132-р.

Ожидаемыми результатами реализации являются сформированные условия для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в том числе включающие эффективные механизмы сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни, завершенная модернизация традиционной хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

В результате реализации мероприятий к 2025 году предполагается достигнуть среднероссийских показателей качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также снизить смертность детей первого года жизни не менее чем в 2 раза по сравнению с 2007 годом.

Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (ответственный исполнитель - Федеральное агентство по делам национальностей, соисполнители - Управление делами Президента Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Министерство внутренних дел Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет").

5. Краткая характеристика сил и средств, которыми располагает ФАДН России для реализации документов стратегического планирования

Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (ответственный исполнитель - Федеральное агентство по делам национальностей, соисполнители - Управление делами Президента Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Министерство внутренних дел Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532.

6. Информация о разработке новых и корректировке действующих документов стратегического планирования в планируемый период и их обоснования.

Разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта плана мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области