Приказ ФТС РФ от 06.11.2008 N 1378 (ред. от 07.06.2010) "Об утверждении Порядка организации и проведения таможенной ревизии"


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 6 ноября 2008 г. N 1378

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ РЕВИЗИИ

В целях повышения эффективности таможенного контроля в соответствии со статьей 376 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15, N 3, ст. 280, N 8, ст. 854, N 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 24, ст. 2831, N 27, ст. 3213, N 31, ст. 4011, N 45, ст. 5417; 2008, N 26, ст. 3022) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения таможенной ревизии (далее - Порядок).

2. Признать утратившим силу Приказ ГТК России от 11 июня 2004 г. N 663 "Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии" (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается - письмо Минюста России от 6 июля 2004 г. N 07/6472-ЮД).

3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить приведение правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации, в соответствие Порядку.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России И.А. Завражнова.

Руководитель

действительный

государственный советник

таможенной службы

Российской Федерации

А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ

Не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 5 декабря 2008 г. N 01/12949-ДК.

Приложение

к Приказу ФТС России

от 6 ноября 2008 г. N 1378

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ РЕВИЗИИ

I. Общие положения

1. Порядок организации и проведения таможенной ревизии (далее - Порядок) разработан на основании раздела IV Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15, N 3, ст. 280, N 8, ст. 854, N 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 24, ст. 2831, N 27, ст. 3213, N 31, ст. 4011, N 45, ст. 5417; 2008, N 26, ст. 3022) (далее - ТК России).

2. Порядок устанавливает единые требования к действиям должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при организации и проведении таможенной ревизии в соответствии со статьями 376, 377 ТК России и обязателен для исполнения всеми должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, участвующими в проведении таможенной ревизии.

II. Таможенная ревизия. Цели и задачи таможенной ревизии

3. Таможенная ревизия является формой таможенного контроля и представляет собой проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в статье 376 ТК России (далее - проверяемые лица).

4. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Срок проверки факта выпуска товаров действующим таможенным законодательством не ограничен.

5. Целью проведения таможенной ревизии является обеспечение соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

6. Под субъектами таможенной ревизии понимаются таможенные органы Российской Федерации, под объектами - правоотношения, возникающие в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства после выпуска товаров и (или) транспортных средств, под предметами - товары, перемещенные через таможенную границу Российской Федерации.

7. При проведении проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении, контроль осуществляется по следующим основным направлениям:

1) соблюдение условий выпуска;

2) правильность классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС);

3) правильность определения таможенной стоимости;

4) соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

5) порядок и соблюдение условий применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления;

6) порядок и соблюдение условий предоставления преференций и льгот;

7) использование условно выпущенных товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот;

8) операции с денежными средствами лиц, указанных в статье 16 ТК России, а также таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков, связанные с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей;

9) иные направления, имеющие отношение к обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

8. Результаты, полученные в ходе таможенных ревизий, могут служить основанием для:

1) доначисления и довзыскания неуплаченных таможенных платежей;

2) возбуждения дел об административных правонарушениях и уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов Российской Федерации;

3) установления причин и условий, способствующих уклонению от уплаты таможенных платежей и иным нарушениям таможенного законодательства Российской Федерации;

4) оценки эффективности механизмов таможенного контроля и определения перспективных направлений таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками;

5) проведения ведомственного контроля в соответствии со статьей 412 ТК России;

6) включения в информационно-аналитические базы результатов таможенных ревизий для использования в системе управления рисками;

7) анализа и систематизации информации о деятельности проверяемых лиц;

8) методологического обеспечения единообразного применения норм таможенного законодательства Российской Федерации при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

9. Результаты таможенной ревизии могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

10. Решения о назначении таможенной ревизии, а также решения, принятые в ходе и по результатам таможенной ревизии, могут быть пересмотрены в порядке ведомственного контроля в соответствии со статьей 412 ТК России вышестоящим таможенным органом.

III. Порядок и формы проведения таможенной ревизии

11. Таможенная ревизия проводится таможенными органами Российской Федерации. Функции по организации и проведению таможенной ревизии возложены на подразделения таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации.

12. Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах.

13. Проведение таможенной ревизии допускается только у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

14. Выбор проверяемых лиц осуществляется по результатам анализа информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов Российской Федерации, в том числе полученной при применении системы управления рисками, иной информации, представленной структурными подразделениями таможенного органа или вышестоящим таможенным органом, а также информации, полученной из налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов, свидетельствующей о возможных нарушениях таможенного законодательства Российской Федерации. Структурные подразделения таможенного органа направляют в подразделение таможенной инспекции указанную информацию с приложением соответствующих материалов и документов (оригиналы либо заверенные копии).

15. Таможенная ревизия проводится таможенным органом, в регионе деятельности которого зарегистрирован исполнительный орган проверяемого лица. При необходимости таможенная ревизия может проводиться иным таможенным органом с информированием службы таможенной инспекции регионального таможенного управления, в регионе деятельности которого зарегистрирован исполнительный орган проверяемого лица.

(п. 15 в ред. Приказа ФТС РФ от 07.06.2010 N 1094)

16. Проведению общей или специальной таможенной ревизии предшествуют сбор и анализ информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, а также полученной им из других таможенных органов, правоохранительных и иных контролирующих органов и из банков.

Запрос о предоставлении информации, необходимой для принятия решения о проведении таможенной ревизии, направляется лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, исключительно в рамках проведения таможенного контроля в иных формах, предусмотренных главой 35 ТК России.

(п. 16 в ред. Приказа ФТС РФ от 07.06.2010 N 1094)

17. Основанием для назначения таможенной ревизии могут являться результаты таможенного контроля, проведенного в иных формах в соответствии с положениями главы 35 ТК России.

(п. 17 в ред. Приказа ФТС РФ от 07.06.2010 N 1094)

18. До принятия решения о проведении таможенной ревизии (далее - Решение) подлежат изучению и анализу:

1) материалы, полученные в ходе проведения таможенного контроля;

2) материалы, полученные в ходе проведения проверочных мероприятий;

3) информация, имеющаяся у структурных подразделений таможенного органа, таможенных, налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов, а также сообщения и заявления российских и иностранных лиц, средств массовой информации и компетентных органов иностранных государств, международных организаций и прочих лиц;

4) информация о месте нахождения исполнительного органа проверяемого лица;

5) сведения, содержащиеся в базе данных электронных копий грузовых таможенных деклараций и иных базах и банках данных таможенных органов Российской Федерации, в том числе поступившие из налоговых, правоохранительных и иных государственных контролирующих органов;

6) информация, содержащаяся в центральном реестре субъектов внешнеэкономической деятельности (далее - ЦРСВЭД);

7) акты законодательства и нормативные правовые акты, действовавшие на момент таможенного оформления товаров, включая акты, регламентирующие порядок таможенного оформления и таможенного контроля, исчисления таможенных платежей, ведение финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета;

8) иные источники информации.

19. Исключен. - Приказ ФТС РФ от 07.06.2010 N 1094.

20. В случае, если по результатам проведенного анализа материалов, в том числе полученных при проведении иных форм таможенного контроля, предшествующих началу таможенной ревизии, установлено, что основания для проведения таможенной ревизии недостаточны, подразделением таможенной инспекции таможенного органа выносится мотивированное заключение о нецелесообразности проведения таможенной ревизии.

21. В случае, если по результатам проведенного анализа материалов, в том числе полученных при проведении иных форм таможенного контроля, предшествующих началу таможенной ревизии, установлено, что таможенный контроль после выпуска у проверяемого лица невозможен, подразделением таможенной инспекции таможенного органа выносится заключение о невозможности проведения таможенного контроля.

Приказом ФТС РФ от 07.06.2010 N 1094 в данном пункте слова "проведенных подготовительных мероприятий" заменены словами "проведенного анализа материалов".

22. Заключение о результатах подготовительных мероприятий докладывается в письменной форме начальнику таможенного органа.

23. Все материалы, послужившие основанием для проведения таможенной ревизии, а также материалы, полученные до принятия Решения, подлежат приобщению к материалам таможенной ревизии, а в случае нецелесообразности или невозможности назначения таможенной ревизии формируются в отдельное дело, срок хранения которого составляет один год.

(п. 23 в ред. Приказа ФТС РФ от 07.06.2010 N 1094)

24. Состав ревизионной комиссии определяется в ходе подготовки Решения.

(п. 24 в ред. Приказа ФТС РФ от 07.06.2010 N 1094)

25. Руководителем ревизионной комиссии назначается должностное лицо подразделения таможенной инспекции, которому непосредственно подчиняются все члены ревизионной комиссии на период проведения таможенной ревизии. Руководитель ревизионной комиссии распределяет обязанности между членами ревизионной комиссии и является ответственным за их решения, действия (бездействие) в соответствии со статьей 413 ТК России.

26. Решение принимает начальник таможенного органа или лицо, его замещающее, или начальник Управления таможенной инспекции ФТС России. В Решении обязательно указывается конкретный предмет таможенной ревизии и проверяемый период.

27. Перед началом ревизии копия Решения вручается руководителю либо представителю проверяемого лица. Решение с отметкой руководителя либо представителя проверяемого лица приобщается к материалам таможенной ревизии. Датой начала ревизии в этом случае является день, когда Решение было вручено руководителю либо представителю проверяемого лица.

В случае отказа от получения копии Решения руководителем либо представителем проверяемого лица руководитель ревизионной комиссии делает об этом соответствующую запись в Решении. Датой начала ревизии в этом случае является дата внесения такой записи.

(п. 27 в ред. Приказа ФТС РФ от 07.06.2010 N 1094)

28. В случае невозможности вручения копии Решения в связи с отсутствием руководителя либо представителя проверяемого лица копия Решения направляется по адресу государственной регистрации проверяемого лица посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. В этом случае к Решению прилагают документы, подтверждающие факт его направления в адрес проверяемого лица.

29. Изменение состава ревизионной комиссии производится на основании решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, либо начальника Управления таможенной инспекции ФТС России. Проверяемому лицу направляется письменное уведомление об изменении состава ревизионной комиссии. К материалам таможенной ревизии приобщается копия уведомления об изменении состава ревизионной комиссии с подтверждением его получения.

30. При обнаружении в ходе таможенной ревизии признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела проведение проверки в отношении установленных непосредственных объектов правонарушения завершается. При этом незамедлительно составляется акт таможенной ревизии в соответствии с установленным порядком (далее - Акт) в части установленных непосредственных объектов правонарушения. Проведение таможенной ревизии по иным объектам таможенной ревизии продолжается.

31. Достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в области таможенного дела, выявленные в ходе таможенной ревизии, оформляются членами ревизионной комиссии, уполномоченными на составление протоколов об административных правонарушениях, в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

32. В случае обнаружения в процессе проведения таможенной ревизии признаков преступления должностное лицо, обнаружившее их, при отсутствии у него полномочий на прием сообщений о преступлениях направляет докладную записку начальнику органа дознания. Докладная записка в обязательном порядке визируется руководителем ревизионной комиссии и начальником подразделения дознания таможенного органа.

В случае проведения таможенной ревизии Управлением таможенной инспекции ФТС России докладная записка визируется Главным управлением таможенных расследований и дознания ФТС России; в случае проведения таможенной ревизии региональными таможенными управлениями (РТУ) - подразделением дознания соответствующих оперативных таможен; в случае проведения таможенной ревизии таможнями - подразделением дознания таможен.

33. К докладной записке прикладывается Акт с имеющимися приложениями. Копии документов, приложенные к Акту, заверяются надлежащим образом.

34. Начальник органа дознания или его заместитель по правоохранительной деятельности рассматривает материалы, поступившие из подразделения таможенной инспекции таможенного органа, дает им правовую оценку и передает их уполномоченному должностному лицу таможенного органа для составления рапорта об обнаружении признаков преступления в порядке, предусмотренном статьей 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027, N 30, ст. 3015, ст. 3020, ст. 3029, N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700, ст. 2706, N 27 (ч. II), ст. 2708, N 28, ст. 2880, N 50, ст. 4847; 2004, N 17, ст. 1585, N 27, ст. 2711, N 49, ст. 4853; 2005, N 1 (ч. I), ст. 13, N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277, N 10, ст. 1070, N 23, ст. 2379, N 28, ст. 2975, ст. 2976, N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 1 (ч. I), ст. 46, N 16, ст. 1827, N 18, ст. 2118, N 22, ст. 2686, N 24, ст. 2830, ст. 2833, N 31, ст. 4008, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 48 (ч. II), ст. 6030, N 49, ст. 6033, N 50, ст. 6235, ст. 6236, ст. 6246; 2008, N 18, ст. 1941, N 20, ст. 2251, ст. 2259, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. I), ст. 3582, ст. 3601, ст. 3604; 2008, N 12, ст. 1074, N 24, ст. 2798), либо передает эти материалы для доработки в соответствующие подразделения таможенного органа.

35. При выявлении в ходе таможенной ревизии признаков административных правонарушений или преступлений, относящихся к компетенции иных правоохранительных и государственных органов, копии материалов таможенной ревизии направляются в соответствующие органы в установленном порядке.

36. Результаты проведения таможенной ревизии оформляются Актом.

37. Акт должен содержать систематизированное изложение выявленных фактов, подтверждающих факты выпуска товаров, достоверности либо недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и в иных документах, представленных при таможенном оформлении, описание признаков преступлений и административных правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также сумму экономического ущерба и информацию о решениях, принятых в ходе таможенной ревизии.

38. Выводы и предложения ревизионной комиссии по устранению выявленных нарушений по результатам таможенной ревизии докладываются в письменном виде начальнику таможенного органа одновременно с представлением Акта.

39. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами ревизионной комиссии,

40. Первый экземпляр Акта приобщается к материалам таможенной ревизии, второй вручается руководителю либо представителю проверяемого лица или направляется проверяемому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 28 Порядка, при этом к экземпляру Акта, остающемуся в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт его направления в адрес проверяемого лица.

41. Решения, Акты подлежат регистрации в журнале регистрации проверочных мероприятий, который ведется в подразделении таможенной инспекции таможенного органа. Срок хранения журнала - пять лет. После истечения установленного срока хранения журнал регистрации проверочных мероприятий уничтожается в установленном порядке.

42. Все документы, имеющие отношение к проведению таможенной ревизии, нумеруются и подшиваются в дело по результатам таможенной ревизии (далее - Дело). Дело регистрируется в журнале регистрации проверочных мероприятий.

43. Дело содержит:

1) Решение;

2) лист ознакомления с материалами таможенной ревизии;

3) внутреннюю опись материалов Дела;

4) Акт с материалами таможенной ревизии;

5) лист - заверитель Дела.

44. Номер Дела должен соответствовать порядковому номеру по журналу регистрации проверочных мероприятий.

45. Номера Актов, Решений, дел формируются в следующем порядке:

XXXXXXXX/XXX/XXXXXX/@XXXX/XX

1 2 3 4 5, где

элемент 1 - код таможенного органа;

элемент 2 - код структурного подразделения таможенной инспекции;

элемент 3 - дата составления документа в формате: день, месяц, две последние цифры года;

элемент 4 - порядковый номер, присваиваемый по журналу регистрации проверочных мероприятий;

элемент 5 - порядковый номер Акта, составленного по результатам таможенной ревизии.

В элементе 4 на месте знака "@" проставляется буквенное обозначение:

Р - для Решений;

А - для Актов;

Д - для Дел.

(п. 45 в ред. Приказа ФТС РФ от 07.06.2010 N 1094)

46. В случае изъятия отдельных документов из Дела в нем остается оригинал документа об изъятии и заверенные в установленном порядке копии изъятых документов.

47. Дела хранятся в подразделении таможенной инспекции таможенного органа в течение пяти лет.

После истечения установленного срока хранения дела уничтожаются в установленном порядке.

48. Ознакомление с материалами таможенной ревизии может производиться в соответствии со статьями 10 и 387 ТК России по согласованию с начальником подразделения таможенной инспекции таможенного органа, проводившего таможенную ревизию, с внесением соответствующей записи в лист ознакомления.

IV. Особенности проведения общей таможенной ревизии

49. Общая таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у декларантов и лиц, указанных в статье 16 ТК России и не выступающих в качестве декларанта.

50. Общая таможенная ревизия проводится в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней.

51. Проведение общей таможенной ревизии не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица.

52. Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.

53. Основанием для назначения общей таможенной ревизии являются:

1) план проверочных мероприятий, проводимых подразделениями таможенной инспекции;

2) материалы (информация), полученные из структурных подразделений таможенного органа, других таможенных органов, а также налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов, свидетельствующие о возможных нарушениях таможенного законодательства Российской Федерации;

3) результаты аналитической работы подразделений таможенной инспекции таможенных органов, свидетельствующие о возможных нарушениях таможенного законодательства Российской Федерации;

4) поручение вышестоящего таможенного органа.

54. В ходе общей таможенной ревизии проводится проверка сведений, содержащихся в коммерческих документах, документах бухгалтерского учета, в том числе в форме электронных документов, имеющихся у проверяемого лица.

55. При проведении общей таможенной ревизии члены ревизионной комиссии вправе:

1) получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации;

2) применять другие формы таможенного контроля в соответствии с порядком, установленным ТК России;

3) пользоваться иными правами таможенных органов Российской Федерации при осуществлении таможенного контроля, установленными ТК России.

56. По результатам общей таможенной ревизии может быть назначена специальная таможенная ревизия.

57. Акт составляется в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии.

V. Особенности проведения специальной таможенной ревизии

58. Специальная таможенная ревизия может проводиться:

1) у декларантов и лиц, указанных в статье 16 ТК России и не выступающих в качестве декларанта, - при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании или распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений, полученных по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля;

2) у таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков - при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК России;

3) у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, - при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных ТК России, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

59. Информация, послужившая основанием для проведения специальной таможенной ревизии, указанная в пункте 58 Порядка, может быть получена:

1) в результате применения иных форм таможенного контроля;

2) в результате аналитической работы подразделений таможенной инспекции таможенных органов;

3) из структурных подразделений таможенного органа, иных таможенных органов, налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов;

4) из вышестоящего таможенного органа;

5) из иных источников.

60. Специальная таможенная ревизия проводится в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия Решения. В срок проведения ревизии не включается период времени между вручением лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить продолжительность специальной таможенной ревизии еще на один месяц.

61. Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

62. В случае, если в ходе специальной таможенной ревизии проверяются объекты таможенной ревизии, затрагивающие компетенцию иных структурных подразделений таможенных органов, в состав ревизионной комиссии включаются должностные лица этих подразделений, в том числе подразделений таможенной стоимости, подразделений классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и подразделений, ответственных за правильность исчисления пошлин, налогов.

63. В состав ревизионной комиссии при проведении специальной таможенной ревизии обязательно включаются должностные лица подразделения административных расследований таможенного органа.

64. Должностное лицо подразделения административных расследований таможенного органа осуществляет оценку собранных ревизионной комиссией материалов и их проверку на наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в области таможенного дела.

65. В случае отсутствия в таможенном органе, проводящем специальную таможенную ревизию, подразделения административных расследований в состав ревизионной комиссии по согласованию с вышестоящим таможенным органом включается должностное лицо того таможенного органа, в котором такое подразделение имеется.

66. После принятия Решения составляется план проведения специальной таможенной ревизии (далее - План), включающий в себя:

1) наименование проверяемого лица, организационно-правовую форму, ИНН, КПП, ОГРН (ОГРНИП), адрес государственной регистрации;

2) предмет таможенной ревизии;

3) состав ревизионной комиссии;

4) перечень объектов таможенной ревизии в зависимости от предмета и задач таможенной ревизии;

5) перечень мероприятий, сроки их проведения, ответственные должностные лица.

67. План подписывается руководителем ревизионной комиссии и согласовывается с начальником подразделения таможенной инспекции таможенного органа. План доводится до сведения всех членов ревизионной комиссии. План приобщается к материалам специальной таможенной ревизии. Руководитель ревизионной комиссии несет ответственность за исполнение Плана. Члены ревизионной комиссии несут ответственность за исполнение пунктов Плана, порученных им. В случае внесения изменений в План в ходе проведения специальной таможенной ревизии руководитель ревизионной комиссии согласовывает данные изменения с начальником подразделения таможенной инспекции таможенного органа.

68. В случае необходимости члены ревизионной комиссии могут вносить предложения по изменению Плана руководителю ревизионной комиссии.

69. Мероприятия, предусмотренные Планом, могут проводиться с момента принятия Решения независимо от течения срока, установленного для представления документов и сведений.

70. Копия Решения вместе с заключением о результатах подготовительных мероприятий и Планом направляется в день, следующий за днем принятия Решения, таможней в службу таможенной инспекции РТУ, таможней, непосредственно подчиненной ФТС России, и службой таможенной инспекции РТУ - в Управление таможенной инспекции ФТС России.

71. При необходимости продления срока проведения специальной таможенной ревизии руководитель ревизионной комиссии не позднее десяти дней до срока окончания специальной таможенной ревизии докладывает в письменном виде начальнику таможенного органа или лицу, его замещающему, о причинах продления указанного срока. Решение о продлении срока проведения специальной таможенной ревизии принимает:

1) начальник Управления таможенной инспекции ФТС России, если специальная таможенная ревизия проводится Федеральной таможенной службой, РТУ, таможней, непосредственно подчиненной ФТС России;

2) начальник РТУ или лицо, его замещающее, если специальная таможенная ревизия проводится таможней.

В случае принятия решения о продлении сроков проведения специальной таможенной ревизии проверяемому лицу вручается либо передается в порядке, предусмотренном пунктом 28 Порядка, уведомление о продлении срока проведения специальной таможенной ревизии.

Копия указанного уведомления приобщается к материалам специальной таможенной ревизии.

72. При проведении специальной таможенной ревизии члены ревизионной комиссии имеют право:

1) требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов (формат и порядок представления указанной информации определяется с учетом организационных и технических возможностей проверяемого лица), относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации, и знакомиться с ней;

2) осматривать помещения и территории проверяемого лица в порядке, установленном статьей 375 ТК России;

3) проводить осмотр и досмотр товаров и транспортных средств в соответствии со статьями 371, 372 ТК России в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения специальной таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя - в присутствии двух понятых;

4) проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

5) проводить таможенный контроль в иных формах в порядке, установленном ТК России;

6) запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - относящуюся также и к последующим операциям с товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами;

7) вносить предложения начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, о необходимости создания временной зоны таможенного контроля с указанием причин, цели и срока, на который необходимо ее создать, в соответствии с установленным порядком (копия решения о создании временной зоны таможенного контроля приобщается к материалам таможенной ревизии);

8) производить изъятие товаров либо налагать на них арест в соответствии со статьей 377 ТК России;

9) назначать с согласия начальника таможенного органа или его заместителя экспертизу товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении них в случаях, когда для разъяснения возникающих в ходе проведения специальной таможенной ревизии вопросов необходимы специальные познания, в порядке, определенном статьей 378 ТК России;

10) брать пробы и образцы товаров, необходимые для исследования, в порядке, определенном статьей 383 ТК России;

11) привлекать для участия в совершении конкретных действий не заинтересованных в результатах таких действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств по согласованию с начальником таможенного органа в порядке, определенном статьей 384 ТК России;

12) привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов других правоохранительных или контролирующих органов для оказания содействия по согласованию с начальником таможенного органа в соответствии со статьей 385 ТК России;

13) требовать проведения транспортировки, взвешивания или иного определения количества товаров, погрузки, выгрузки, перегрузки, исправления поврежденной упаковки, вскрытия упаковки либо переупаковки товаров, находящихся под таможенным контролем, а также вскрытия помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары, в соответствии со статьей 389 ТК России;

14) использовать средства, указанные в статье 390 ТК России, для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;

15) пользоваться иными правами таможенных органов при осуществлении таможенного контроля, предусмотренными ТК России.

73. Постановление о наложении ареста на товары или об изъятии товаров выносится руководителем ревизионной комиссии, об этом незамедлительно уведомляется должностное лицо таможенного органа, принявшее Решение. Руководитель ревизионной комиссии уведомляет проверяемое лицо о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 377 ТК России изъятие товаров и наложение ареста на них могут не производиться в случае предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть взысканы, за исключением случаев, когда товары запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или обороту в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в отношении товаров установлены количественные ограничения при их ввозе в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.

74. Требование о представлении документов и сведений и акт приема-передачи документов составляются в двух экземплярах, один экземпляр приобщается к материалам таможенной ревизии, другой вручается под роспись проверяемому лицу или передается в порядке, предусмотренном пунктом 28 Порядка.

75. В случае направления проверяемым лицом документов в адрес таможенного органа почтовой связью или факсимильной связью вместо акта приема-передачи документов и сведений может прикладываться опись документов, представленная проверяемым лицом в письме при ответе на запрос или требование таможенного органа.

76. В случае отказа проверяемого лица от получения требования о представлении документов и сведений руководитель ревизионной комиссии делает об этом соответствующую запись в требовании.

77. При непредставлении документов либо части истребованных документов в установленный срок при отсутствии мотивированного обращения о продлении срока их представления в рамках проведения специальной таможенной ревизии членами ревизионной комиссии, уполномоченными на составление протоколов об административном правонарушении, возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом проведение специальной таможенной ревизии продолжается.

78. При обнаружении в ходе (по результатам) проведения специальной таможенной ревизии товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, у лиц, приобретших данные товары на таможенной территории Российской Федерации, на указанные товары налагается арест либо они подлежат изъятию.

79. Акт составляется в течение десяти дней после окончания специальной таможенной ревизии.

80. Не позднее рабочего дня, следующего за днем составления Акта, Акт представляется начальнику таможенного органа для организации работы по взысканию неуплаченных таможенных платежей в порядке и в сроки, установленные главой 32 ТК России.

VI. Порядок организации ведомственного контроля,

поводы для проведения которого обнаружены в ходе

таможенной ревизии

81. В случае выявления в ходе таможенной ревизии данных, свидетельствующих о принятии таможенным органом не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения, или совершения таможенным органом или его должностным лицом неправомерных действий (бездействия) в сфере таможенного дела, которые являются поводом для проведения ведомственного контроля, членом ревизионной комиссии, его выявившим, на имя начальника таможенного органа, принявшего Решение, составляется рапорт о выявлении поводов (далее - Рапорт). Рапорт визируется руководителем ревизионной комиссии.

82. В случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято Решение, Рапорт с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления Рапорта, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела (далее - уполномоченное структурное подразделение таможенного органа).

83. В течение трех рабочих дней с момента получения Рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК России не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего Решение в течение одного рабочего дня.

84. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК России, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, или признания действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии.

85. В случае, если выявлено решение таможенного органа или действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в сфере таможенного дела, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции вышестоящего таможенного органа, одновременно с Рапортом начальнику таможенного органа, принявшему Решение, представляется проект письма в вышестоящий таможенный орган, в котором отражаются выявленные факты, свидетельствующие о необходимости проведения ведомственного контроля. К указанному письму прилагаются копии документов, обосновывающих необходимость проведения ведомственного контроля.

Проект письма рассматривается начальником таможенного органа, принявшим Решение, и направляется в вышестоящий таможенный орган в течение одного рабочего дня, следующего за днем составления проекта письма.

86. В случае, если выявлено решение таможенного органа или действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в сфере таможенного дела, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции иного таможенного органа, одновременно с Рапортом начальнику таможенного органа, принявшему Решение, представляется проект письма, в котором отражаются выявленные факты, свидетельствующие о необходимости проведения ведомственного контроля. К указанному письму прилагаются копии документов, обосновывающих необходимость проведения ведомственного контроля.

Проект письма рассматривается начальником таможенного органа, принявшим Решение, и направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем составления проекта письма, в таможенный орган, к компетенции которого относится проведение ведомственного контроля. О выявленных поводах для проведения ведомственного контроля таможенный орган, инициировавший его, уведомляет письмом вышестоящий таможенный орган, в подчинении которого находится таможенный орган, проводящий ведомственный контроль.

87. Срок проведения ведомственного контроля таможенными органами, указанными в пунктах 85, 86 Порядка, не может превышать пяти рабочих дней, следующих за днем поступления письма таможенного органа, принявшего Решение. Данное письмо должно содержать факты, свидетельствующие о необходимости проведения ведомственного контроля.

В срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отмене на основании статьи 412 ТК России не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, или признания действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, таможенный орган, проводивший ведомственный контроль, направляет письмом копию одного из указанных документов таможенному органу, инициировавшему проведение ведомственного контроля.

88. В срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия нового решения, уполномоченный таможенный орган, принявший такое решение, уведомляет таможенный орган, инициировавший проведение ведомственного контроля, о принятом решении и о мерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области