Приказ Генпрокуратуры России от 14.01.2021 N 6 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок"


ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 14 января 2021 г. N 6

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ ЗАКУПОК

В целях обеспечения надлежащего прокурорского надзора за исполнением требований федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также иных взаимосвязанных с ними нормативных правовых актов в данной области (далее - сфера закупок, закупки), руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам Главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" в пределах компетенции принять дополнительные меры по укреплению законности и координации борьбы с преступностью в сфере закупок.

Обеспечить профилактическую направленность надзорных мероприятий в том числе путем размещения сведений об их результатах в средствах массовой информации в установленном порядке.

Во взаимодействии с уполномоченными органами поставить на контроль вопросы исполнения законов при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, государственных и муниципальных программ, государственного оборонного заказа, обратить особое внимание на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" в пределах компетенции:

2.1. Усилить надзор за законностью нормативных правовых актов в сфере закупок, в том числе за их соответствием законодательству о противодействии коррупции.

2.2. При осуществлении проверок исполнения бюджетного законодательства в обязательном порядке проверять законность и обоснованность закупок, а также наличие выделенных (запланированных) на эти цели бюджетных средств органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления.

2.3. Обеспечить действенный надзор за исполнением законодательства при размещении в единой информационной системе в сфере закупок обязательных сведений; формировании аукционной, конкурсной документации; осуществлении процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей; заключении государственных и муниципальных контрактов и дополнительных соглашений к ним.

2.4. Проверять соблюдение заказчиками требований к ценообразованию, нормированию закупаемых товаров, работ и услуг, пресекая средствами прокурорского надзора закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами, а также являющихся предметами роскоши, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.5. Во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, ФНС России, ФАС России, Федерального казначейства, МВД России и ФСБ России устанавливать схемы кооперации при выполнении государственных и муниципальных контрактов, выявлять наличие среди контрагентов организаций, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юридических и физических лиц.

2.6. Принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками (организаторами) торгов, запроса котировок, запроса предложений национального режима при осуществлении закупок; создания заказчиками (организаторами) торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; неправомерных закупок у единственного поставщика; заключения картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений; завышения цен и незаконного изменения условий контрактов; поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг); нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств; неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).

2.7. Тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных государственных и муниципальных контрактов.

2.8. Уделять внимание исполнению законов, регулирующих применение типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также осуществлению закупок на сумму свыше 1 млрд. рублей.

2.9. При наличии предусмотренных законом оснований проводить проверки соблюдения прав хозяйствующих субъектов на своевременную оплату заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам, вопросы погашения задолженности перед ними держать под постоянным личным контролем.

Безотлагательно рассматривать вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок.

Обеспечить соблюдение прав субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок, в том числе в части их совокупного годового объема, а также сокращенных сроков оплаты исполненных контрактов.

2.10. С соблюдением установленного порядка проверять исполнение законодательства при осуществлении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

2.11. Во взаимодействии с уполномоченными государственными органами принимать меры, направленные на противодействие коррупционным проявлениям в сфере закупок, в том числе на установление нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов откатов, хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.

При наличии оснований выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

2.12. Систематически проводить проверки и осуществлять анализ соблюдения Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступных деяний, совершенных в сфере закупок.

2.13. Обеспечить системный и качественный надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере закупок и проведении процессуальных проверок, исполнением законов на досудебных стадиях уголовного судопроизводства; незамедлительную отмену незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или приостановлении предварительного следствия.

2.14. При наличии оснований активно использовать полномочия по обращению в суд с исками и заявлениями, направленными на устранение нарушений в сфере закупок, привлечение виновных лиц к ответственности и возмещение причиненного ущерба, в том числе в ходе расследования уголовных дел.

2.15. Наладить взаимодействие с институтами гражданского общества, независимыми экспертами и экспертными организациями, в том числе некоммерческими, в целях выявления коррупциогенных факторов в закупочных процедурах, а также для предотвращения иных нарушений требований законодательства к проведению закупок.

3. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

3.1. Осуществлять надзор за исполнением законов в сфере закупок центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти.

3.2. При участии Университета прокуратуры Российской Федерации анализировать состояние законности и правоприменительную практику в данной области, вносить при необходимости предложения по ее совершенствованию.

3.3. Оказывать практическую и методическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" в организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок.

4. Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, Главному управлению по надзору за расследованием особо важных дел, управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере в части компетенции обеспечить действенный надзор за законностью процессуальных решений, принимаемых по результатам доследственных проверок и расследования по уголовным делам о преступлениях в сфере закупок.

5. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в установленном порядке реализовывать мероприятия по выявлению и пресечению коррупционных проявлений при осуществлении закупок федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации и отдельными видами юридических лиц, определенными Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

6. Главному гражданско-судебному управлению проводить анализ практики участия прокуроров в рассмотрении судами, арбитражными судами дел, связанных с исполнением законов в сфере закупок.

7. Управлению по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса организовать работу по надзору за исполнением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг при исполнении государственного оборонного заказа, реализации государственных и федеральных целевых программ в области обороны и безопасности страны, контрактов в рамках военно-технического сотрудничества, а также для обеспечения нужд организаций оборонно-промышленного комплекса на основании соответствующих организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации.

8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" докладные записки о результатах надзорной деятельности в сфере закупок представлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации к 30 января и 30 июля в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, Главное гражданско-судебное управление, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управление по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, Главную военную прокуратуру согласно компетенции с отражением всех обозначенных в настоящем приказе направлений деятельности.

9. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленным в пункте 8 настоящего приказа, Главному управлению по надзору за расследованием особо важных дел и Университету прокуратуры Российской Федерации обобщенную информацию о состоянии законности и практике прокурорского надзора в указанной области направлять согласно компетенции в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства к 15 февраля и 15 августа.

10. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить надлежащую координацию деятельности нижестоящих прокуратур на данном направлении в рамках компетенции.

11. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 10.11.2009 N 355/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов" признать утратившим силу.

12. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

13. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области