Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 20.01.2017) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" (вместе с "Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", "Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность")


ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 февраля 2011 г. N 33

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целях обеспечения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Первому заместителю и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить действенный надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

2. Установить, что первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур наделяются полномочиями по надзору за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", несут персональную ответственность за организацию надзора, а также назначают от имени Генерального прокурора Российской Федерации уполномоченных прокуроров из числа подчиненных работников.

3. Руководителям прокуратур определить лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.

Обеспечить наличие у уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, оформленного в установленном порядке допуска к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности.

Копию Приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, направить для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также руководителю вышестоящей прокуратуры.

4. При организации и осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, компьютерной информации, а также прав и законных интересов юридических лиц, установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Обеспечить законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, принятии должностными лицами решений, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, соблюдение порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.

Деятельность прокуроров должна быть направлена на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; по установлению имущества, подлежащего конфискации.

5. Проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводить:

а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Проверки по обращениям о нарушениях Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении и решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, проводить уполномоченным прокурорам той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.

Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.

В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверять только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

6. Уполномоченным прокурорам при реализации надзорных полномочий также проверять:

а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

б) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений.

Учитывать, что в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, а также организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Строго следовать требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" о том, что дела оперативного учета прекращаются в случае решения задач оперативно-розыскной деятельности или установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;

в) законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения.

Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;

г) законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных, необходимых для принятия решений, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе о достоверности представленных сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности, и (или) являются доходом от такого имущества (пункт 8 части 2 статьи 7);

д) законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности;

е) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд;

ж) соблюдение определенного Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечня оперативно-розыскных мероприятий;

з) соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;

и) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

к) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении в случаях, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", оперативно-розыскных мероприятий, включая получение компьютерной информации, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях;

л) законность проведения оперативно-розыскных мероприятий на основании запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий в целях добывания информации, необходимой для принятия решений, указанных в части 3 статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять исключительно при наличии жалоб граждан.

При осуществлении надзора учитывать, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

7. При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, в каждом случае рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.

Абзац исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 09.07.2015 N 364.

7.1. При проверках дел оперативного учета и иных оперативно-служебных документов в каждом случае изучать законность, обоснованность и достаточность проведения оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задач, установленных статьей 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

При выявлении нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности направлять руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования и (или) иные акты прокурорского реагирования в целях обеспечения их устранения и восстановления нарушенных прав.

8. В ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, результатов оперативно-розыскной деятельности (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).

9. Установить, что уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязан:

а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;

б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;

в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;

г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;

д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

10. Уполномоченным прокурорам пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

11. Случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств рассматривать как воспрепятствование его законной деятельности и при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.

12. Руководителям прокуратур и уполномоченным прокурорам обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов.

Возложить на уполномоченных прокуроров персональную ответственность за соблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

13. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2016:

статистический отчет "Надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" по форме ОРД (приложение N 1);

Инструкцию о порядке составления и представления статистического отчета "Надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" по форме ОРД (приложение N 2);

абзац утратил силу. - Приказ Генпрокуратуры России от 20.01.2017 N 13.

Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур обеспечить формирование статистической отчетности по форме ОРД, контроль за достоверностью статистических данных и представление их раз в полугодие нарастающим итогом на бумажном носителе и в электронном виде по имеющимся каналам связи в управление правовой статистики Главного организационно-аналитического управления.

Главному организационно-аналитическому управлению обеспечить автоматизированную обработку поступающих отчетов и выдачу обобщенной информации по Российской Федерации.

13.1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (приложение N 3).

14. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за организацией надзора за оперативно-розыскной деятельностью, составление отчета о работе по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, систематически анализировать материалы проверок и оказывать подчиненным прокурорам необходимую помощь, регулярно организовывать проверки делопроизводства, учета и сохранности документов надзора за оперативно-розыскной деятельностью в подразделениях и органах прокуратуры.

15. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в пределах установленной компетенции, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье, комплекса "Байконур" по итогам полугодия и года (до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом) докладывать о состоянии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности поднадзорными органами и результатах надзора в данной сфере (с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему такую деятельность) в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью - в части, касающейся МВД России, ФСИН России (за исключением вопросов противодействия терроризму и экстремистской деятельности, а также вопросов органов внутренних дел на транспорте и подразделений собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте);

в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью - в части, касающейся МВД России, ФСИН России (за исключением вопросов противодействия терроризму и экстремистской деятельности, а также вопросов органов внутренних дел на транспорте и подразделений собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте);

в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму - в части, касающейся ФСБ России, а также по вопросам противодействия правоохранительных органов терроризму и экстремистской деятельности - в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 N 339 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" и от 19.11.2009 N 362 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности";

в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - в части, касающейся ФТС России, органов внутренних дел на транспорте, в том числе отделов собственной безопасности "Центр", "Запад", "Юг", "Кавказ", "Урал", "Приволжье", "Сибирь", "Восток" Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России, и подразделений собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте.

Старшим прокурорам управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации с дислокацией по месту расположения управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах информацию о состоянии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по итогам полугодия и года представлять к 25 января и 25 июля в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации - в части, касающейся отделов собственной безопасности "Центр", "Запад", "Юг", "Кавказ", "Урал", "Приволжье", "Сибирь", "Восток" Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России.

Военным прокурорам окружного звена в те же сроки представлять докладные записки в Главную военную прокуратуру.

15.1. В докладных записках в обязательном порядке отражать следующее:

анализ состояния преступности и влияния на него результатов оперативно-розыскной деятельности, в том числе на раскрываемость преступлений, отмечая роль в выявлении и пресечении организованной преступности;

анализ эффективности оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по результатам оперативно-розыскной деятельности, на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства;

анализ состояния законности в сфере оперативно-розыскной деятельности и эффективности влияния на нее прокурорского надзора, отдельно выделяя состояние законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, при истребовании информации, составляющей банковскую тайну, гласных обследований в соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 31.01.2013 N 49/69, при проверке дел оперативного учета в соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 17.08.2011 N 248/69, а также при розыске лиц и при представлении результатов оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следователю или в суд;

данные о результатах оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов за отчетный период, в том числе о количестве находившихся в производстве дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, ведение которых предусмотрено нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, результатах работы по ним, основаниях прекращения;

анализ эффективности взаимодействия подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с органами предварительного расследования при выполнении их поручений по уголовным делам и материалам процессуальных проверок по сообщениям о преступлениях, а также решений суда;

сведения о количестве, тематике и результатах проведенных за отчетный период проверочных мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящего приказа, с отражением сведений о количестве и характере выявленных нарушений законодательства в данной сфере, в том числе повторных;

выявленные в ходе осуществления прокурорского надзора основные причины и факторы, способствующие нарушениям законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе повторным;

принятые меры по устранению выявленных нарушений законности, причин и условий, им способствующих;

результаты рассмотрения актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения, отдельно выделив результаты обжалования судебных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, об истребовании информации, составляющей банковскую тайну;

анализ поступивших жалоб на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

проблемы и недостатки в оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов, в прокурорском надзоре за ней, предложения по их устранению, а также по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

16. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесены организация и контроль работы прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, не реже одного раза в полугодие осуществлять обобщение практики на этом направлении деятельности и представлять аналитические справки курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации не позднее 5 февраля и 5 августа.

17. Установить, что в Генеральной прокуратуре Российской Федерации функции по организации и контролю работы прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним иных территориальных специализированных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности возлагаются на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в пределах своей компетенции.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним территориальных специализированных прокуратурах функции по организации и контролю работы подчиненных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности возлагаются на соответствующие структурные подразделения соответствующим приказом.

В органах военной прокуратуры возложение на структурные подразделения функции по организации и контролю деятельности подчиненных военных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности определяется Главным военным прокурором.

18. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.12.2007 N 207 "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" считать утратившим силу.

19. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".

20. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по направлениям деятельности, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.

Приказ направить первому заместителю и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу исполнения наказаний, Следственный комитет Российской Федерации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение N 1
к Приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 15.02.2011 N 33

                       Надзор за исполнением законов
            при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

            за январь - ________________________________ 20_ г.
                              (нарастающим итогом)
Наименование органа прокуратуры __________________________________________
Представляют
Сроки представления
Форма ОРД
Главная военная прокуратура, начальники управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур на бумажном носителе и в электронном виде по имеющимся каналам связи в управление правовой статистики Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
к 20 числу месяца, следующего за отчетным периодом
Код формы:
333
Периодичность: полугодовая
Способ представления: почтовый и электронный
                                 Раздел 1.
                  Проверка оперативно-служебных документов
Всего
в том числе в оперативных подразделениях
органов внутренних дел
органов ФСКН России
органов ФСИН России
органов ФСБ России
таможенных органов
СВР России
органов государственной охраны
внешней разведки Минобороны России
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Проведено проверок
1
в том числе
по обращениям, поступившим в прокуратуру
2
Количество проверенных ДОУ, находившихся в производстве в отчетный период
3
Количество проверенных иных оперативно-служебных материалов, находившихся в производстве в отчетный период
4
Количество проверенных ДОУ, находившихся в производстве в отчетный период (без повторных)
5
Количество проверенных иных оперативно-служебных материалов, находившихся в производстве в отчетный период (без повторных)
6
Количество проверенных ДОУ из числа прекращенных в прошлые годы (без повторных)
7
Количество проверенных ДОУ из числа прекращенных подразделениями собственной безопасности в отчетный период (без повторных)
8
Выявлено нарушений федерального законодательства об ОРД
9
в том числе
в связи с несоблюдением порядка проведения ОРМ
10
незаконных решений
11
из них:
о заведении ДОУ
12
о прекращении ДОУ
13
Вынесено постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении материалов оперативно-розыскной деятельности для решения вопроса об уголовном преследовании
14
По результатам их рассмотрения возбуждено уголовных дел
15
Вынесено постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении материалов прокурорской проверки для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении сотрудников, осуществляющих ОРД, за преступления по службе
16
По результатам их рассмотрения возбуждено уголовных дел
17
Принесено протестов
18
Результат рассмотрения
удовлетворено
19
отклонено
20
Внесено представлений
21
Результат рассмотрения
удовлетворено
22
отклонено
23
Внесено требований
24
Результат рассмотрения
удовлетворено
25
отклонено
26
Направлено информаций о состоянии законности
27
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования и информаций привлечено лиц к дисциплинарной ответственности
28
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования и информаций привлечено лиц к иным мерам воздействия
29
                                  Раздел 2.
           Сведения о проверке соблюдения прав и свобод человека
       и гражданина, установленного порядка при проведении отдельных
                     оперативно-розыскных мероприятий
Всего
в том числе в оперативных подразделениях
органов внутренних дел
органов ФСКН России
органов ФСИН России
органов ФСБ России
таможенных органов
СВР России
органов государственной охраны
внешней разведки Минобороны России
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество проверенных материалов о проведения оперативно-розыскных мероприятий, на проведение которых судами даны разрешения
1
в том числе
об ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров
2
Выявлено нарушений закона при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина
3
в том числе
на тайну переписки, телефонных и иных переговоров
4
В связи с выявленными нарушениями внесено актов прокурорского реагирования
5
По результатам их рассмотрения прекращено проведение ОРМ
6
Обжаловано прокурором судебных решений о даче разрешений на проведение ОРМ из строки 2
7
из них
судом удовлетворено
8
Количество проверенных материалов о проведении гласных обследований помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
9
в том числе
у субъектов предпринимательской деятельности
10
Выявлено нарушений закона при проведении гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
11
в том числе
у субъектов предпринимательской деятельности
12
В связи с выявленными нарушениями, связанными с проведением гласного обследования, внесено актов прокурорского реагирования
13
По результатам их рассмотрения принято решений о возврате изъятых в ходе обследования документов, предметов, материалов и сообщений
14
Количество проверенных материалов, по которым осуществлялось истребование информации, составляющей банковскую тайну
15
Выявлено нарушений закона при проведении ОРМ, связанных с истребованием информации, составляющей банковскую тайну
16
В связи с выявленными нарушениями, связанными с истребованием информации, составляющей банковскую тайну, внесено актов прокурорского реагирования
17
По результатам их рассмотрения предотвращено случаев раскрытия банковской тайны
18
                                 Раздел 3.
        Состояние контроля за деятельностью нижестоящих прокуратур
      при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью
Всего
в том числе в оперативных подразделениях
органов внутренних дел
органов ФСКН России
органов ФСИН России
органов ФСБ России
таможенных органов
СВР России
органов государственной охраны
внешней разведки Минобороны России
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество проверок нижестоящих прокуратур
1
X
X
X
X
X
X
X
X
в том числе
по обращениям, поступившим в прокуратуру
2
X
X
X
X
X
X
X
X
Проверено ДОУ и иных оперативно-служебных документов
3
Проверено ДОУ и иных оперативно-служебных документов (без повторных)
4
Выявлено нарушений федерального законодательства об ОРД, оставленных без внимания нижестоящим прокурором
5
в том числе
в связи с несоблюдением порядка проведения ОРМ
6
незаконных решений
7
из них:
о заведении ДОУ
8
о прекращении ДОУ
9
Вынесено постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении материалов оперативно-розыскной деятельности для решения вопроса об уголовном преследовании
10
По результатам их рассмотрения возбуждено уголовных дел
11
Вынесено постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении материалов прокурорской проверки для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении сотрудников, осуществляющих ОРД, за преступления по службе
12
По результатам их рассмотрения возбуждено уголовных дел
13
Подчиненными прокурорами принесено протестов на незаконные решения, выявленные вышестоящим прокурором
14
Результат рассмотрения
удовлетворено
15
отклонено
16
Принесено протестов вышестоящими прокурорами самостоятельно
17
Результат рассмотрения
удовлетворено
18
отклонено
19
Подчиненными прокурорами внесено представлений об устранении нарушений, выявленных вышестоящим прокурором
20
Результат рассмотрения
удовлетворено
21
отклонено
22
Внесено представлений вышестоящим прокурором самостоятельно
23
Результат рассмотрения
удовлетворено
24
отклонено
25
Подчиненными прокурорами внесено требований об устранении нарушений, выявленных вышестоящим прокурором
26
Результат рассмотрения
удовлетворено
27
отклонено
28
Направлено требований вышестоящими прокурорами самостоятельно
29
Результат рассмотрения
удовлетворено
30
отклонено
31
Направлено информаций о состоянии законности
32
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования и информаций привлечено лиц к дисциплинарной ответственности
33
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования и информаций привлечено лиц к иным мерам воздействия
34
                                 Раздел 4.
      Рассмотрение жалоб на действия и решения органов, осуществляющих
                     оперативно-розыскную деятельность
Всего
в том числе в оперативных подразделениях
органов внутренних дел
органов ФСКН России
органов ФСИН России
органов ФСБ России
таможенных органов
СВР России
органов государственной охраны
внешней разведки Минобороны России
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Поступило жалоб в прокуратуру (без повторных и дубликатов) на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1
из них
направлено для рассмотрения в нижестоящую прокуратуру
2
рассмотрено
3
в том числе
при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан
4
при проведении гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
5
из них на проведение ОРМ, указанных в строке 5, в отношении субъектов предпринимательской деятельности
6
при истребовании информации, составляющей банковскую тайну
7
в связи с непринятием мер к розыску без вести пропавших лиц
8
из них несовершеннолетних
9
Разрешено жалоб прокурором
10
По результатам
удовлетворено
11
разъяснено
12
отклонено
13
Принято иных решений по итогам рассмотрения обращений
14
    Исполнитель ____________________         Прокурор _____________________

    "__" ___________ 20__ г.

    Тел. ___________________
    Исх. N _________________
    Адрес электронной почты ____________________

Приложение N 2
к Приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 15.02.2011 N 33

ИНСТРУКЦИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ СТАТИСТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА "НАДЗОР
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ПО ФОРМЕ ОРД

Общие положения

1. В статистическом отчете "Надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" по форме ОРД (далее - отчет) отражаются:

сведения о результатах работы прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

данные о результатах проверки поступивших в прокуратуру материалов, информации и обращений граждан о нарушениях законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности решений, принимаемых должностными лицами органов, осуществляющих такую деятельность.

2. Данные отчета включают в том числе сведения об отдельных направлениях надзора за оперативно-розыскной деятельностью, которые отражаются в специально разработанных статистических отчетах по формам К, ФБ и ОПК.

Настоящая Инструкция по составлению отчета устанавливает основные правила формирования его показателей. Работа прокурора отражается в отчете после ее фактического выполнения и письменного оформления окончания проверки.

Окончание проверки оформляется составлением справки о ее результатах и занесением сведений в Книгу учета работы прокурора по надзору за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности.

3. Отчет состоит из четырех разделов и заполняется по общим правилам делопроизводства на основании документов первичного учета уполномоченных прокуроров.

4. Порядок и сроки представления отчетов в органах военной прокуратуры определяются приказами и указаниями, издаваемыми Главной военной прокуратурой.

5. Порядок и сроки представления отчетов прокурорами городов и районов, приравненными к ним территориальными прокурорами и прокурорами специализированных прокуратур устанавливаются организационно-распорядительными документами, издаваемыми прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур.

6. Датой представления отчета считается дата его поступления в вышестоящую прокуратуру.

Раздел 1. Проверка оперативно-служебных документов

7. Сведения раздела 1 отчета включают сведения раздела 2 и не включают сведения раздела 3.

8. В этом разделе указывается количество проведенных проверок исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности, количество проверенных дел оперативного учета (ДОУ) и иных оперативных материалов, количество и характер выявленных при этом нарушений, данные о принятых мерах прокурорского реагирования.

9. В графе 1 приводятся общие сведения, указанные в строках 1 - 29, которые разносятся по графам 2 - 9 применительно к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в которых проводились проверки и были выявлены нарушения.

10. В строке 1 отражается общее количество проведенных уполномоченными прокурорами проверок в поднадзорных органах, указанных в графах 2 - 9. При этом данное количество определяется на основании первичных документов - справок о результатах проверки.

11. В строке 2 отдельно выделяется количество проверок, проведенных по обращениям, поступившим в прокуратуру как от физических, так и юридических лиц. Данная срока также заполняется, если подразделение, к компетенции которого отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, рассматривает обращение в качестве соисполнителя.

12. В строках 3 - 4 указывается общее количество проверенных уполномоченными прокурорами дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов соответственно из числа находившихся в производстве поднадзорного органа в отчетный период.

К иным оперативно-служебным материалам относятся те, которые не являются делами оперативного учета, но ведение которых предусмотрено нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

13. В строках 5 - 6 отдельно выделяется количество проверенных дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов соответственно без учета повторности. Независимо от того, сколько раз за отчетный период подвергались проверке те или иные дела оперативного учета и оперативно-служебные материалы, каждое из них учитывается в данной строке один раз.

14. В строке 7 указывается количество проверенных уполномоченными прокурорами дел оперативного учета, решения о прекращении по которым приняты в предыдущие годы.

15. В строке 8 указывается количество дел оперативного учета, решения о прекращении по которым приняты в отчетный период подразделениями собственной безопасности органов внутренних дел и других органов, указанных в графах 2 - 9, проверенных уполномоченными прокурорами. Применительно к органам внутренних дел такие проверки проводятся во исполнение указания Генерального прокурора Российской Федерации от 17.08.2011 N 248/69 "Об обязательном изучении дел оперативного учета перед их направлением на архивное хранение в ГУСБ МВД России".

16. В строке 9 отражается общее количество нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности, выявленных уполномоченными прокурорами в ходе проверок поднадзорных органов, при рассмотрении обращений.

При этом количество выявленных прокурором нарушений законодательства определяется числом нарушенных правовых норм Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, если невыполнение каждой из этих норм составляет самостоятельное правонарушение.

В случае нарушения правовых норм, установленных ведомственными нормативными актами, принятыми в развитие отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", такое нарушение учитывается как одно (например, незаконное прекращение дела оперативного учета, несвоевременное заведение дела оперативного учета и т.п.).

При этом если одинаковое нарушение выявлено при проверке нескольких дел оперативного учета, то в строке 9 отчета общее количество нарушений будет соответствовать числу таких дел.

Если установлены нарушения при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина, то количество учитываемых нарушений законодательства должно быть равно числу лиц, в отношении которых допущены данные нарушения.

При выявлении длящегося нарушения законодательства оно учитывается как одно нарушение.

Если вскрываются те же нарушения закона при повторной проверке, они отражаются как самостоятельные.

17. В строке 10 выделяется из строки 9 количество выявленных уполномоченными прокурорами нарушений, связанных с несоблюдением оперативными сотрудниками порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе оснований и условий их проведения, для устранения которых прокурорами приняты меры реагирования.

18. В строке 11 отражается количество незаконных решений, принятых должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в связи с которыми прокурорами приняты меры реагирования.

19. В строках 12 и 13 отдельно выделяется число незаконных решений о заведении и о прекращении дел оперативного учета соответственно.

20. Применительно к строкам 14 - 13 разбивка по графам осуществляется в зависимости от того, чей материал оперативно-розыскной деятельности направляется для решения вопроса об уголовном преследовании.

21. В строке 14 указывается количество вынесенных прокурорами в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ постановлений о направлении материалов поднадзорного органа в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании или использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве повода или основания для возбуждения уголовного дела.

Названные постановления подлежат отражению в отчете только в тех случаях, когда органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, несмотря на достаточность собранных материалов, не принималось самостоятельных попыток направления результатов оперативно-розыскной деятельности в органы предварительного расследования либо когда данные материалы без проведения процессуальной проверки необоснованно возвращены органом предварительного расследования.

22. В строке 15 отражается количество уголовных дел, возбужденных по результатам рассмотрения постановлений, указанных в строке 14.

23. Показатели строк 16 - 17 проставляются в тех графах, которые соответствуют органам, где были выявлены соответствующие нарушения.

24. В строке 16 указывается количество постановлений, вынесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, о направлении материалов, собранных в результате проведения прокурорской проверки, в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за преступления по службе.

25. В строке 17 отражается количество уголовных дел, возбужденных по результатам рассмотрения постановлений, указанных в строке 16.

26. В строке 18 указывается количество протестов, принесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (на противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также незаконные постановления должностных лиц данных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, заведении, продлении сроков ведения, приостановлении, прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности и др.).

27. В строке 21 указывается количество представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности, внесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

28. В строке 24 указывается количество внесенных уполномоченными прокурорами в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, требований об устранении нарушений закона в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (о прекращении проведения незаконного оперативно-розыскного мероприятия, о принятии мер по выполнению задач, предусмотренных статьей 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в ходе производства по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам и др.).

29. В строках 19 - 20, 22 - 23 и 25 - 26 отражаются результаты рассмотрения актов прокурорского реагирования, указанных в строках 18, 21 и 24 соответственно. При этом под отклоненным актом прокурорского реагирования понимается тот, в котором требования об устранении нарушений полностью проигнорированы.

30. В строке 27 указывается количество направленных прокурорами информаций руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оперативных подразделений этих органов), о состоянии законности при отсутствии оснований для внесения актов прокурорского реагирования.

31. В строках 28 - 29 отражается количество сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привлеченных к дисциплинарной ответственности, или к которым применены иные меры воздействия в связи с принятыми мерами прокурорского реагирования.

Раздел 2. Сведения о проверке соблюдения прав
и свобод человека и гражданина, установленного порядка
при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий

32. Сведения раздела 2 отчета входят в сведения раздела 1 и не включают сведения раздела 3.

33. В этом разделе указываются сведения о выявленных нарушениях законодательства при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, связанных с вмешательством в предпринимательскую деятельность, с нарушением банковской тайны, а также о принятых мерах прокурорского реагирования.

34. В графе 1 приводятся общие сведения, указанные в строках 1 - 18, а в графах 2 - 9 - сведения по органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

35. В строке 1 отражается количество проверенных уполномоченными прокурорами материалов об оперативно-розыскных мероприятиях, на проведение которых судами даны разрешения (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи). При этом количество материалов должно соответствовать числу судебных решений. Сведения в данной строке отражаются вне зависимости от того, состоялось ли фактическое проведение соответствующего ОРМ.

36. В строке 2 отдельно выделяется количество проверенных уполномоченными прокурорами материалов об ОРМ из числа указанных в строке 1, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки и телефонных переговоров. При этом количество материалов должно соответствовать числу судебных решений.

37. В строке 3 отражается количество выявленных уполномоченными прокурорами нарушений законодательства, допущенных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, указанных в сроке 1.

38. В строке 4 отдельно выделяется количество выявленных уполномоченными прокурорами нарушений законодательства, допущенных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, указанных в сроке 2.

39. В сроке 5 указывается общее количество актов прокурорского реагирования (протестов, требований, представлений, постановлений), внесенных в связи с выявленными нарушениями, указанными в строке 3.

40. В строке 6 отражается количество оперативно-розыскных мероприятий из строки 1, проведение которых было прекращено в связи с принятыми прокурором мерами реагирования, указанными в строке 5.

41. В строке 7 указывается количество обжалованных прокурором судебных решений о даче разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки и телефонных переговоров.

42. В строке 8 выделяется количество удовлетворенных судом представлений прокуроров об обжаловании судебных решений о даче разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, указанных в строке 7.

43. В строке 9 отражается количество проверенных уполномоченными прокурорами материалов о проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий - обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

44. В строке 10 выделяется количество проверенных уполномоченными прокурорами материалов о проведении указанных в строке 9 оперативно-розыскных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

45. В строке 11 отражается количество нарушений законодательства, выявленных прокурором в результате проверки материалов, указанных в строке 9.

46. В строке 12 выделяется количество выявленных прокурором нарушений законодательства в результате проверки материалов, указанных в строке 10.

47. В сроке 13 указывается общее количество актов прокурорского реагирования (протестов, требований, представлений, постановлений), внесенных в связи с нарушениями, выявленными при проведении гласного обследования.

48. В строке 14 отражается количество принятых в результате мер прокурорского реагирования решений о возврате документов, предметов, материалов и сообщений, изъятых в ходе гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

49. В строке 15 отражается количество проверенных уполномоченными прокурорами материалов, по которым осуществлялось истребование информации, составляющей банковскую тайну. При этом количество материалов должно соответствовать числу судебных решений.

50. В строке 16 отражается количество нарушений законодательства, выявленных прокурором при проверке материалов о проведении ОРМ, связанных с истребованием информации, составляющей банковскую тайну.

51. В сроке 17 указывается общее количество актов прокурорского реагирования (протестов, требований, представлений, постановлений), внесенных в связи с выявленными нарушениями, указанными в строке 16.

52. В строке 18 отражается количество предотвращенных случаев раскрытая банковской тайны в результате применения мер прокурорского реагирования.

Раздел 3. Состояние контроля за деятельностью
нижестоящих прокуратур при осуществлении надзора
за оперативно-розыскной деятельностью

53. Сведения раздела 3 отчета не входят в сведения разделов 1 и 2. Данный раздел заполняется только вышестоящими прокурорами в случае проведения проверок в нижестоящих прокуратурах. При этом нижестоящими прокурорами эти сведения повторно в собственный отчет по форме ОРД не заносятся.

54. В этом разделе указывается количество проведенных вышестоящими прокурорами в нижестоящих прокуратурах проверок состояния прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, количество проверенных дел оперативного учета и иных оперативно-служебных документов вне зависимости от периода их заведения, количество и характер выявленных при этом нарушений, данные о принятых мерах прокурорского реагирования.

55. Правила заполнения данного раздела аналогичны правилам заполнения раздела 1 настоящего отчета.

Раздел 4. Рассмотрение жалоб на действия и решения органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

56. В разделе 4 учитываются все поступившие в прокуратуру жалобы, заявления и иные обращения граждан, других физических лиц, организаций, содержащие сведения о нарушении законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами.

57. В строке 1 указывается общее количество поступивших в прокуратуру таких обращений.

58. Повторные заявления и дубликаты обращений не учитываются. При отнесении обращений к разряду повторных или дубликатов необходимо руководствоваться определениями, приведенными в пункте 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45.

59. В строке 2 из общего числа поступивших обращений выделяется количество обращений, направленных для рассмотрения в нижестоящую прокуратуру с контролем или без него.

60. В строке 3 выделяется количество обращений, рассмотренных из общего числа поступивших. Понятие рассмотренных обращений приводится в соответствии с пунктом 7 Инструкции по составлению статистического отчета "О работе прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений" по форме ОЖ, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2014 N 264.

61. В строках 4 - 9 выделяется количество обращений, в которых обжалуются действия (бездействие) или решения должностных лиц при проведении указанных в этих строках оперативно-розыскных мероприятий.

62. Если заявителем обжалуются действия (бездействие) или решения должностных лиц сразу по нескольким указанным в строках 4 - 9 вопросам, необходимо выбрать только одну строку.

63. В строке 10 из общего числа рассмотренных обращений указывается количество разрешенных прокурором. Понятие разрешенных обращений приводится в соответствии с пунктом 7 Инструкции по составлению статистического отчета "О работе прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений" по форме ОЖ, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2014 N 264.

64. В строках 11 - 13 выделяются следующие результаты разрешения обращений:

"удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

"отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

"разъяснено" - разъяснены вопросы правового характера, в том числе если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом.

65. В строке 14 указываются обращения, рассмотренные в прокуратуре, но по которым прокурором приняты иные решения, а именно: обращение направлено для разрешения в другие ведомства или оставлено без разрешения и уведомления.

Приложение N 3
к Приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 15.02.2011 N 33

ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОКУРАТУРЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО ДОКУМЕНТАМ
ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Утратила силу. - Приказ Генпрокуратуры России от 20.01.2017 N 13.

Приложение N 3
к Приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 15.02.2011 N 33

ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
ПО ДОКУМЕНТАМ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единую систему ведения делопроизводства в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах по документам оперативно-розыскной деятельности, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (далее - секретные документы).

1.2. Ведение секретного делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации возлагается на работников Первого отдела и его уполномоченных соответствующего структурного подразделения; в прокуратурах субъектов Российской Федерации - на работников отдела общего и особого делопроизводства, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну; в прокуратурах городов, районов и иных специализированных прокуратурах - на работников, на которых согласно решению руководителя прокуратуры возлагается ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.

Работники прокуратуры, имеющие непосредственное отношение к работе с документами оперативно-розыскной деятельности, должны иметь допуск к государственной тайне не ниже второй формы.

1.3. Документы, относящиеся к оперативно-розыскной деятельности, не подлежат разглашению. Работа с ними допускается в отдельных служебных кабинетах, отвечающих требованиям, предъявляемым к режимным помещениям, установленным Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1 (далее - Инструкция N 3-1), и соответствующими Типовыми нормами и правилами проектирования помещений для хранения носителей сведений, составляющих государственную тайну, и работы с ними, утвержденными решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 21.11.2011 N 199.

1.4. Ответственность за состояние делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах несут их руководители и работники, ответственные за ведение делопроизводства по документам, относящимся к оперативно-розыскной деятельности.

2. Прием, регистрация, прохождение документов

2.1. Секретная корреспонденция доставляется адресатам подразделениями фельдсвязи и спецсвязи. Передача секретной корреспонденции осуществляется по реестрам отправки, разносным книгам. Документы, в том числе доставленные непосредственно работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принимаются в Генеральной прокуратуре Российской Федерации работниками Первого отдела; в прокуратурах субъектов Российской Федерации - работниками отдела общего и особого делопроизводства; в прокуратурах городов, районов и иных специализированных прокуратурах - работниками, на которых согласно решению руководителя прокуратуры возложено ведение секретного делопроизводства.

2.2. Зарегистрированные документы рассматриваются и разрешаются в соответствии с общими правилами, установленными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, с соблюдением требований общего и секретного делопроизводства.

2.3. Учет входящих секретных документов, подготовленных секретных документов (внутренних секретных документов), отпечатанных и исходящих секретных документов производится в книгах и журналах (карточках) учета. При получении корреспонденции проверяются целостность упаковки и оттисков печатей, при вскрытии пакетов - соответствие указанных на них учетных номеров номерам, присвоенным документам, количество листов в приложении, количество экземпляров.

3. Разработка, оформление документов, формирование их
в дела и надзорные производства

3.1. При составлении документов необходимо ограничиваться минимальными, действительно необходимыми секретными сведениями. Запрещается использовать секретную информацию в несекретной служебной переписке.

Засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется на основании развернутых и отдельных перечней сведений, подлежащих засекречиванию (перечни министерств и ведомств, руководители которых распоряжением Президента Российской Федерации от 16.04.2005 N 151-рп наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне).

3.2. Гриф секретности документов и иных носителей сведений, составляющих государственную тайну, отражает степень секретности содержащихся в них сведений и имеет обозначения "совершенно секретно", "секретно". Гриф секретности присваивается документу его исполнителем на основании тщательной оценки степени секретности сведений, содержащихся в этом документе, и проставляется на первом (титульном) листе в верхнем правом углу. При необходимости проставляется пометка "Лично". Ниже грифа секретности под чертой указывается номер пункта развернутого или отдельного перечня сведений, подлежащих засекречиванию, и сокращенное название ведомства, на основании которых он установлен.

    Например:                                Секретно
                                             (п. 57 перечня МВД России)
                                             Экз. N __

Гриф секретности выписок из документов устанавливается в соответствии со степенью секретности содержащихся в них сведений.

В случае, если носитель сведений, составляющих государственную тайну, полученный из другой организации, подлежит засекречиванию или гриф секретности ему присвоен неверно, исполнитель должен незамедлительно сообщить об этом отправителю с обоснованием необходимости засекречивания или изменения грифа секретности указанного носителя сведений. Отправитель после незамедлительного рассмотрения вопроса о степени секретности сведений, содержащихся в носителе, принимает соответствующее решение и в случае изменения грифа секретности уведомляет об этом организации, которым носитель был разослан.

3.3. Ответственность за правильное присвоение грифа секретности документам несут исполнители и руководители, подписывающие или утверждающие эти документы.

3.4. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Документы, находящиеся в производстве органов прокуратуры, подлежат рассекречиванию только на основании указанного постановления.

3.5. Документы, относящиеся к оперативно-розыскной деятельности, группируются в надзорных производствах и номенклатурных делах. По одному и тому же делу (вопросу) заводится одно надзорное производство, номенклатурное дело (приложение).

3.6. Надзорное производство (дело) ведется и учитывается по правилам ведения секретного делопроизводства, предусмотренным Инструкцией N 3-1.

3.7. Для ведения записей, содержащих секретные сведения, Первым отделом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, отделами общего и особого делопроизводства прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных или иных специализированных прокуратур исполнителям выдаются учтенные рабочие тетради.

3.8. Печатание производится непосредственно исполнителями документа либо поручается специально выделенному работнику (машинистке), имеющему соответствующий допуск к государственной тайне. Печатание секретных документов производится в помещениях, предназначенных для обработки секретной информации. Использование средств вычислительной техники допускается после выполнения в отношении их требований по обеспечению информационной безопасности. Использование автоматизированного рабочего места (далее - АРМ), имеющего выход в открытые коммуникационные сети, запрещается.

Ответственность за обеспечение защиты секретной информации возлагается на работника, производящего ее обработку с использованием АРМ.

4. Обеспечение сохранности документов. Основные
требования по обращению с документами в командировках

4.1. Для исполнения поручений руководителей прокуратуры номенклатурные дела, надзорные производства могут выдаваться исполнителю на срок исполнения. Выданные документы, рабочие тетради, книги учета работы прокурора по надзору за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности хранятся в опечатываемых сейфах исполнителей.

4.2. Лицам, командируемым в другие организации, запрещается иметь при себе в пути следования секретные документы. Доставка секретной корреспонденции за пределы населенного пункта на ведомственном транспорте, а также в самолетах, поездах и на судах (отдельных купе, каютах) разрешается в исключительных случаях по письменному разрешению руководителя соответствующего подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации и осуществляется в сопровождении вооруженной охраны.

4.3. При необходимости с разрешения соответствующего руководителя подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации, руководителя прокуратуры города, района, военной, транспортной и иной специализированной прокуратуры секретные документы в пределах одного населенного пункта могут доставляться на ведомственном автотранспорте работниками прокуратуры, имеющими допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в рабочих папках (спецпортфелях), опечатанных печатью режимно-секретного подразделения прокуратуры.

Упаковывать секретные документы в ранее использованные пакеты, а также в пакеты, изготовленные из глянцевой, лощеной, пергаментной и прозрачной бумаги, запрещается.

4.4. Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях, в которые они командируются, осуществляется после предъявления ими предписаний на выполнение задания, документов, удостоверяющих личность, и справок о допуске по соответствующей форме.

Предписание на выполнение задания выдается для посещения только одной организации, оформляется на бланке прокуратуры. В предписании указываются фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного прокурора, основание для командирования, при необходимости другие сведения, предусмотренные в ведомственных нормативных документах.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации предписание на выполнение задания подписывается Генеральным прокурором Российской Федерации, заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, руководителями главных управлений (управлений) и заверяется печатью прокуратуры.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах предписание подписывается прокурором или его заместителями и заверяется печатью прокуратуры.

В прокуратурах городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратурах предписание подписывается прокурором и заверяется печатью прокуратуры. Если уполномоченным прокурором назначен прокурор города или района, иной территориальный, военный или специализированный прокурор, предписание подписывается прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным или иным специализированным прокурором или их заместителями и заверяется печатью прокуратуры.

4.5. Справка о допуске по соответствующей форме подписывается начальником Первого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальником отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры субъекта Российской Федерации и заверяется печатью этих подразделений.

4.6. Предписания, справки регистрируются в журналах учета выдачи предписаний на выполнение задания и выдачи справок, которые хранятся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - в Первом отделе, в прокуратурах субъектов Российской Федерации - в режимно-секретном подразделении. Журналы учета хранятся не менее 5 лет.

4.7. Работники должны выполнять требования режима секретности, установленные в организации по месту их командирования.

4.8. Командированные работники допускаются к работе и ознакомлению с секретными документами в присутствии работников, отвечающих за сохранность секретных сведений, и работников, ответственных за прием командированных лиц.

4.9. По окончании командировки все носители сведений, составляющих государственную тайну, включая рабочие тетради, сдаются в режимно-секретное подразделение организации по месту командирования, которое при необходимости пересылает их по месту работы командированного работника. Возможность пересылки указанных носителей сведений, составляющих государственную тайну, относящихся к деятельности посещаемой организации, определяется руководителями соответствующих структурных подразделений этой организации по согласованию с режимно-секретным подразделением.

4.10. Срок хранения надзорных производств и номенклатурных дел устанавливается в соответствии со сроками хранения уголовных дел и материалов, по которым производились оперативно-розыскные мероприятия.

Уничтожение документов, дел и книг учета производится экспертной комиссией с составлением соответствующего акта. После его подписания все документы уничтожаются путем сожжения либо с помощью специально предназначенных для этого технических средств, исключающих возможность восстановления и прочтения текстов или их фрагментов.

Приложение N 1
к Инструкции об организации
делопроизводства в органах
прокуратуры по документам органов,
осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, утвержденной приказом
Генерального прокурора
Российской Федерации
от 20.01.2017 N 13

                                КНИГА УЧЕТА
            РАБОТЫ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
                   ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

           (печатается с разворотом на двух листах, для каждого
              поднадзорного органа заводится отдельная книга)

              в _____________________________________________
                 (указывается название поднадзорного органа)
Номер п/п
Дата проведения проверки, тематика, номер дела, в которое списана справка о результатах проверки с предлагающимися материалами
Проверено оперативно-служебных документов, в том числе
Количество выявленных нарушений федерального законодательства об ОРД, в том числе
ДОУ
иных оперативно-служебных материалов
незаконных решений
в связи с несоблюдением порядка проведения ОРМ
о заведении ДОУ
о прекращении ДОУ
1
2
3
4
5
6
7
Результаты рассмотрения актов прокурорского реагирования (удовлетворено, отклонено, по постановлениям возбуждено или отказано в возбуждении уголовного дела). Количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, к иным мерам воздействия
Примечание
принесено протестов
направлено требований об устранении нарушений законодательства
вынесено постановлений о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания, из них
в отношении работников, осуществляющих ОРД, за преступления по службе
внесено представлений
8
9
10
11
12
13
14

Приложение N 2
к Инструкции об организации
делопроизводства в органах
прокуратуры по документам органов,
осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, утвержденной приказом
Генерального прокурора
Российской Федерации
от 20.01.2017 N 13

ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ

1. Переписка с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

2. Переписка о состоянии прокурорского надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности, справки о результатах проверок органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

3. Акты прокурорского реагирования (представления, протесты, требования) об устранении нарушений федерального законодательства, информационные письма о выявленных нарушениях и ответы на них, постановления о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании и переписка по ним <*>.

--------------------------------

<*> Ведется раздельно по каждому органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области