Приказ Генпрокуратуры России от 21.04.2014 N 222 "О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления"


ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 21 апреля 2014 г. N 222

О ПОРЯДКЕ
ФОРМИРОВАНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ В ОРГАНАХ
ПРОКУРАТУРЫ ЕЖЕГОДНОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОРГАНАМИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ ВНЕПЛАНОВЫХ
ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В целях совершенствования надзора за исполнением законодательства об органах местного самоуправления, в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2013 N 370-ФЗ "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающего полномочия органов прокуратуры по формированию и согласованию ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок и согласованию внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с момента подписания настоящего приказа порядок формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и порядок согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

2. Управлению делами совместно с Главным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства и управлением взаимодействия со средствами массовой информации обеспечить разработку технического задания автоматизированной информационной системы по формированию ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и согласованию внеплановых проверок.

Управлению делами обеспечить внедрение автоматизированной информационной системы по формированию ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и согласованию внеплановых проверок.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации:

осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию полномочий по формированию ежегодных планов проведения плановых проверок и согласованию внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе издать организационно-распорядительные документы, определить конкретных работников, исполняющих данные обязанности, с целью определения механизма действий по реализации новых полномочий провести межведомственные совещания (рабочие встречи) с органами государственного контроля (надзора);

обеспечить размещение на официальных сайтах прокуратур субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

организовать проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора) об осуществленных плановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не реже одного раза в полугодие;

обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора), включая сведения средств массовой информации;

на постоянной основе осуществлять мониторинг размещаемой на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) информации, предусмотренной ч. 2.7 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При установлении фактов незаконного привлечения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к ответственности давать принципиальную оценку действиям сотрудников контролирующих органов и принимать необходимые меры реагирования;

выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования надзорной практики;

проблемные вопросы обеспечения законности и организации прокурорского надзора рассматривать на заседаниях коллегии и (или) межведомственных совещаниях.

О результатах мониторинга докладывать каждое полугодие в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями".

4. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный
государственный советник
Ю.Я.ЧАЙКА

Утвержден
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 21.04.2014 N 222

ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
ЕЖЕГОДНОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ,
УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА), ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Настоящим порядком определяется процедура формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований.

1. Органы контроля, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), определяются с учетом положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, договоров о разграничении полномочий и соглашений, а также законов субъектов Российской Федерации.

При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.

2. Предметом плановой проверки является исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также соответствие муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

3. Плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится органом контроля (надзора) не чаще одного раза в два года.

4. Рассмотрение проектов ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (далее - план) производится прокуратурой субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления, подлежащие плановой проверке.

5. Органы прокуратуры в срок до 10 сентября рассматривают проекты планов на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора).

При установлении прокурорами несоответствия представленных органами контроля (надзора) конкретных пунктов проектов планов требованиям законодательства подобные пункты исключаются, о чем мотивированно уведомляется соответствующий орган контроля до 10 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

6. Во исполнение положений ч. 2.3 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прокурорам необходимо принять дополнительные организационные меры, направленные на определение механизма и способов обмена информацией с органами государственного контроля (надзора), а также обеспечить формирование плана в соответствии с типовой формой (приложение N 1 к настоящему порядку).

7. В целях определения органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, в отношении которого в течение года различными органами контроля планируется проведение проверочных мероприятий, органам прокуратуры проекты планов необходимо в срок до 5 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ввести в автоматизированную программу.

При выявлении таких совпадений органы прокуратуры в срок до 10 сентября года, предшествующего году проведения проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

В случае поступления предложений о проведении плановых проверок одного органа местного самоуправления несколькими органами государственного контроля (надзора) органы прокуратуры в срок до 10 сентября года, предшествующего году проведения проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Необходимо исключить необоснованное расширение органами государственного контроля (надзора) числа проверочных мероприятий, а также игнорирование предложений органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок.

8. Формирование плана производится органами прокуратуры в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения проверок, путем проверки законности предложений органов государственного контроля (надзора), представляющих такие планы, и их сведения в пределах субъекта Российской Федерации.

9. План подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.

10. Изменения в план вносятся прокурорами в случаях невозможности проведения плановой проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией органа местного самоуправления, упразднения или сокращения должности местного самоуправления, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

При поступлении сведений о необходимости внесения изменений в план прокуроры оценивают их на предмет наличия указанных оснований. В части проверок, исключение которых из планов признано обоснованным, прокуроры в 15-дневный срок корректируют план, опубликованный на сайте прокуратуры субъекта Российской Федерации в сети Интернет. О результатах рассмотрения информации о внесении изменений в план сообщается органу контроля.

При реорганизации контролирующего органа или передаче части его полномочий по осуществлению контроля (надзора) иному органу запланированные на текущий год проверочные мероприятия из планов не исключаются, а проводятся органом, которому переданы соответствующие контрольные полномочия.

Приложение N 1
к порядку формирования и согласования
в органах прокуратуры ежегодного
плана проведения государственными
органами, уполномоченными на осуществление
государственного контроля (надзора),
проверок деятельности органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления,
утвержденному приказом Генерального
прокурора Российской Федерации
от 21.04.2014 N 222

Типовая форма ежегодного плана
проведения проверок деятельности органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Наименование органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления
Адрес места нахождения органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления
Цель проведения проверки
Основание проведения проверки
Дата начала проведения проверки
Срок проведения плановой проверки
Наименование органа контроля (надзора), с которым проверка проводится совместно

Утвержден
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 21.04.2014 N 222

ПОРЯДОК
СОГЛАСОВАНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Настоящим порядком определяется процедура согласования в органах прокуратуры органами государственного контроля (надзора) внеплановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также направления в органы государственного контроля (надзора) требования прокурора о проведении внеплановой проверки органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

1. Согласование проведения органами государственного контроля (надзора) внеплановых проверок осуществляется прокурорами субъектов Российской Федерации (их заместителями) по месту нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, подлежащих проверке.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений граждан, юридических лиц, а также информации от государственных органов, содержащей сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о таких фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Предметом внеплановой проверки является исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также соответствие муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

3. По результатам рассмотрения решения о проведении внеплановой проверки и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем) принимается решение о согласовании проведения внеплановой проверки или об отказе в согласовании ее проведения (приложения N 1 и 2 к настоящему порядку).

4. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой проверки являются:

1) отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

2) проведение внеплановой проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

3) несоответствие предмета внеплановой проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора);

4) проведение проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного и того же органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления несколькими органами государственного контроля (надзора).

5. Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры о согласовании проведения внеплановой проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора).

Второй экземпляр решения остается в прокуратуре и хранится в отдельном надзорном производстве с представленными органами государственного контроля (надзора) документами.

6. При решении вопроса о необходимости направления требования о проведении внеплановой проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям учитывается необходимость и обоснованность проведения мероприятий по контролю.

В каждом конкретном случае прокурорам, вынесшим требование, следует контролировать поступление информации о результатах проверки, а также оценивать достаточность и обоснованность принятых органом государственного контроля (надзора) мер.

В целях недопущения повторного осуществления мероприятий по контролю в отношении одного и того же органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления прокурорами учитываются ранее проведенные плановые и внеплановые проверки.

Требования о проведении внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления направляются в следующем порядке:

заместителями Генерального прокурора Российской Федерации - в межрегиональные (окружные) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, наделенные контрольными функциями и осуществляющими деятельность на территории федерального округа;

прокурорами субъектов Российской Федерации - в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, наделенные контрольными функциями, а также региональные органы государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации.

Необходимо исключить случаи направления требований о проведении проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления заместителями прокуроров субъектов Российской Федерации, прокурорами городов, районов и их заместителями.

Надлежит организовать учет требований о проведении проверок в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, направляемых органами прокуратуры в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля на бумажном носителе и в электронном виде.

Приложение N 1
к порядку согласования в органах
прокуратуры внеплановых проверок
деятельности органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления,
утвержденному приказом Генерального
прокурора Российской Федерации
от 21.04.2014 N 222

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Прокуратура
_______________________
_______________________

"__" ________ 20__ г.                                г. ___________________

                                  Решение
              о согласовании проведения внеплановой проверки

Рассмотрев решение ________________________________________________________
                         (орган государственного контроля (надзора))
от "__" ______ 20__ г. о проведении с "__" ____ 20__ г. по "__" ___ 20__ г.
внеплановой проверки в отношении __________________________________________
__________________________________________________________________________,
  (наименование и место нахождения органов местного самоуправления, ФИО,
      место работы должностных лиц органов местного самоуправления)
сообщаю, что проведение названной проверки согласовано.

Прокурор
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________                        _______________________
                                                       (подпись, печать)

Приложение N 2
к порядку согласования в органах
прокуратуры внеплановых проверок
деятельности органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления,
утвержденному приказом Генерального
прокурора Российской Федерации
от 21.04.2014 N 222

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Прокуратура
_______________________
_______________________

"__" ________ 20__ г.                                г. ___________________

                                  Решение
         об отказе в согласовании проведения внеплановой проверки

Рассмотрев решение ________________________________________________________
                          (орган государственного контроля (надзора)
от "__" _______ 20__ г. о проведении с "__" ___ 20__ г. по "__" ___ 20__ г.
внеплановой проверки в отношении __________________________________________
__________________________________________________________________________,
  (наименование и место нахождения органов местного самоуправления, ФИО,
      место работы должностных лиц органов местного самоуправления),
сообщаю,  что  в  согласовании  проведения  названной   проверки   отказано
по основаниям:
ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ
ч. 2.1 ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ
ч. 2 ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ
ч. 2.2 ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ
(отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки)
(осуществление проведения внеплановой проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации)
(несоответствие предмета внеплановой проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора))
(проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного и того же органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления несколькими органами государственного контроля (надзора) различных уровней)
                             (нужное выделить)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
  (при необходимости - дополнительная мотивировка отказа в согласовании)
Порядок обжалования решения об отказе в согласовании проведения внеплановой
проверки разъяснен.

Прокурор
____________________________
____________________________                        _______________________
                                                       (подпись, печать)
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области