Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423" (вместе с "Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства", "Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 N 15610)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 14 сентября 2009 г. N 334

О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 МАЯ 2009 Г. N 423

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2572) приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства (приложение N 1);

1.2. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (приложение N 2);

1.3. Формы:

акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (приложение N 3);

заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение N 4);

акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение N 5).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.

Заместитель Министра
В.МИКЛУШЕВСКИЙ

Приложение N 1

Утвержден
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 14 сентября 2009 г. N 334

ПОРЯДОК
ОТБОРА ОРГАНОМ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ИЛИ ИНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства на безвозмездной основе (далее - отбор).

2. Отбор осуществляется с целью передачи образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в том числе организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации), следующих полномочий органа опеки и попечительства:

выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - полномочия).

Орган опеки и попечительства возлагает на организацию осуществление как всех полномочий, так и одного из них.

II. Порядок отбора организаций

3. Организатором отбора организаций является орган опеки и попечительства.

Для проведения отбора организаций орган опеки и попечительства создает комиссию по отбору организаций (далее - комиссия).

4. Извещение о проведении отбора организаций (далее - извещение) орган опеки и попечительства размещает на официальном сайте органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления и в региональных (местных) печатных средствах массовой информации.

В извещении указываются:

наименование и адрес организатора отбора организаций;

место подачи заявления на участие в отборе организаций;

перечень документов, представляемых для участия в отборе организаций;

показатели деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор;

контактная информация.

5. Отбор организаций осуществляется по мере поступления в орган опеки и попечительства заявлений организаций о передаче полномочий (полномочия) (далее - заявление).

6. Организации, желающие принять участие в отборе организаций, подают в орган опеки и попечительства заявление в произвольной форме с указанием сведений об учредителе (учредителях) организации, полного наименования организации, ее юридического и почтового адресов, адреса электронной почты, официального сайта в сети "Интернет" (при его наличии), основных направлений деятельности организации.

7. К заявлению прилагаются:

7.1. Согласие учредителя (учредителей) на участие организации в отборе организаций и возложение на организацию полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства.

7.2. Копии учредительных документов организации, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7.3. Копия документа, подтверждающего внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7.4. Копия штатного расписания организации, заверенная руководителем организации или уполномоченным им лицом.

7.5. Другие документы по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающие наличие у организации возможностей (материально-технических, кадровых и иных) для осуществления полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства в соответствии с требованиями, установленными пунктом 15 настоящего Порядка.

III. Организация проведения отбора организаций

8. Орган опеки и попечительства:

принимает решение о проведении отбора организаций;

определяет место подачи заявления на участие в отборе организаций;

создает комиссию и утверждает ее состав;

размещает извещение;

ведет прием и учет заявлений и прилагаемых к ним документов, обеспечивает их сохранность;

в течение 10 дней с момента поступления заявления рассматривает его и прилагаемые к нему документы и передает документы для экспертизы в комиссию;

обеспечивает работу комиссии;

на основании заявления и Прилагаемых к нему документов, а также рекомендаций комиссии выносит решение о передаче организации полномочий (полномочия) либо об отказе в передаче полномочий (полномочия);

в течение 7 дней со дня вынесения решения письменно информирует о результатах отбора организаций участвовавшие в нем организации.

9. Комиссия:

определяет показатели деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор с учетом требований, установленных пунктом 15 настоящего Порядка;

проводит экспертизу документов, поданных организациями;

утверждает протокол с рекомендацией о передаче организации полномочий (полномочия) либо об отказе в передаче полномочий (полномочия) с указанием причин отказа.

10. Комиссию возглавляет председатель.

Число членов комиссии должно быть нечетным и составлять не менее 5 человек.

В комиссию входят представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, в том числе осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.

Членами комиссии не могут быть лица, заинтересованные в результатах отбора организаций.

Состав комиссии и регламент ее деятельности утверждаются органом опеки и попечительства.

11. Основной формой деятельности комиссии являются заседания, которые проводятся по инициативе органа опеки и попечительства. Периодичность проведения заседаний определяется по мере поступления в орган опеки и попечительства заявлений организаций. Комиссия обеспечивает проведение экспертизы поданных организацией документов до истечения 30 дней со дня их получения органом опеки и попечительства.

Комиссия вправе осуществлять свои полномочия, если на ее заседаниях присутствует не менее 2/3 от списочного состава.

12. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые составляются в одном экземпляре и подписываются всеми членами комиссии, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов комиссии (при его наличии). Протоколы хранятся в органе опеки и попечительства.

При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос председателя комиссии, а при отсутствии председателя - его заместителя, председательствовавшего на заседании.

IV. Процедура проведения отбора организаций

13. Отбор организаций осуществляется на основании документов, представленных организациями, в соответствии с показателями деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор, которые определяются комиссией.

14. Отбор организаций проводится в течение 30 дней со дня получения органом опеки и попечительства заявления организации и прилагаемых к нему документов.

15. При проведении отбора организаций учитываются:

15.1. Характер и условия деятельности организации.

15.2. Соответствие основных направлений деятельности организации полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства.

15.3. Наличие в штате организации работников, специализирующихся по направлениям деятельности, соответствующим полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства.

15.4. Наличие у организации материально-технических и иных возможностей для осуществления полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства в пределах территории соответствующего муниципального образования либо нескольких муниципальных образований.

15.5. Наличие у организации опыта работы по следующим направлениям:

защита прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, в том числе оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;

профилактика безнадзорности и беспризорности, социального сиротства, жестокого обращения с несовершеннолетними гражданами;

оказание несовершеннолетним гражданам, в том числе оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, в семьи которых переданы такие несовершеннолетние граждане, услуг по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению;

подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

16. Основаниями для отказа в передаче организации полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства являются:

отсутствие документов, необходимых для проведения отбора организаций;

наличие в представленных документах недостоверной информации;

оформление документов с нарушением требований, установленных пунктом 7 настоящего Порядка;

несоответствие характера деятельности организации полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства;

отсутствие в штате организации работников, специализирующихся по направлениям деятельности, соответствующим полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства;

отсутствие у организации материально-технических и иных возможностей для осуществления полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства в пределах территории соответствующего муниципального образования либо нескольких муниципальных образований.

17. Решение органа опеки и попечительства о передаче организации полномочий (полномочия) либо отказе в передаче полномочий (полномочия) с указанием причин отказа оформляется в письменной форме в течение 30 дней со дня получения заявления организации и приложенных к нему документов. Копия решения, заверенная в установленном порядке, направляется в соответствующую организацию в течение 7 дней со дня его подписания.

Одновременно с письменным отказом в передаче полномочий (полномочия) орган опеки и попечительства возвращает организации представленные документы.

Письменный отказ в передаче полномочий (полномочия) может быть обжалован организацией в судебном порядке.

18. Информацию о результатах отбора организаций орган опеки и попечительства размещает на официальном сайте органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления и в региональных (местных) печатных средствах массовой информации.

Приложение N 2

Утвержден
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 14 сентября 2009 г. N 334

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ГРАЖДАН И ИХ СЕМЕЙ

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее - обследование).

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - сведения).

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

6. При проведении обследования выявляются:

6.1 Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.

6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.

6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.

6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка.

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.

6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к приказу Минобрнауки России от "__" ________ 2009 г. N ___, содержащий:

оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

Акт обследования может быть оспорен родителями (законными представителями) ребенка в судебном порядке.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Приложение N 3

Утверждена
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 14 сентября 2009 г. N 334

Форма

Бланк органа опеки и попечительства
или организации, проводившей обследование.

Дата составления акта

            Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего
                          гражданина и его семьи

Дата обследования "__" ______________ 20__ г.
Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность  специалиста,  проводившего
обследование ______________________________________________________________
Проводилось  обследование  условий  жизни   несовершеннолетнего  гражданина
(далее - ребенок) _________________________________________________________
                    (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)
┌─┐
│ │ свидетельство о рождении: серия ______ N ______________________________
└─┘
___________________________________________________________________________
                           (когда и кем выдано)
┌─┐
│ │ паспорт _______________________________________________________________
└─┘
___________________________________________________________________________
                            (когда и кем выдан)
место жительства __________________________________________________________
__________________________________________________________________________,
           (адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
      (адрес места фактического проживания и проведения обследования)

1. Сведения о родителях ребенка.
1.1. Мать ________________________________________________________________,
                        (фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения _____________________________________________________
место жительства __________________________________________________________
                   (адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
__________________________________________________________________________,
место пребывания __________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
      (адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения   о    трудовой   деятельности  (работает/не   работает,   указать
должность  и  место  работы,  контактные телефоны; режим и характер работы;
среднемесячный доход; иные сведения) ______________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Участие    матери    в   воспитании   и  содержании  ребенка  (проживает/не
проживает  совместно  с ребенком; проявление привязанности, сколько времени
проводит  с  ребенком,  какую помощь оказывает, пользуется ли расположением
ребенка,  имеет  ли  влияние  на  ребенка,  способность обеспечить основные
потребности  ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении
медицинской помощи) и т.д.) _______________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
1.2. Отец ________________________________________________________________,
                      (фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения ____________________________________________________,
место жительства __________________________________________________________
                    (адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
__________________________________________________________________________,
место пребывания __________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
      (адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения    о    трудовой   деятельности   (работает/не  работает,  указать
должность  и  место  работы,  контактные телефоны; режим и характер работы;
среднемесячный доход; иные сведения) ______________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Участие   отца  в  воспитании  и содержании ребенка (проживает/не проживает
совместно  с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с
ребенком,  какую  помощь  оказывает,  пользуется  ли расположением ребенка,
имеет  ли  влияние  на ребенка, способность обеспечить основные потребности
ребенка  (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской
помощи) и т.д.) ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
1.3.  Родители в  зарегистрированном  браке  состоят/не состоят;  проживают
совместно/раздельно.

2. Сведения о ребенке.
2.1.  Состояние  здоровья  (общая   визуальная  оценка  уровня  физического
развития  и  его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых
потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие
признаков физического и (или) психического насилия над ребенком) __________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.2.  Внешний  вид  (соблюдение  норм   личной  гигиены  ребенка,  наличие,
качество  и  состояние  одежды  и  обуви,  ее  соответствие сезону, а также
возрасту и полу ребенка и т.д.) ___________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.3.  Социальная  адаптация  (наличие   навыков   общения   с  окружающими,
навыков  самообслуживания  в  соответствии  с  возрастом  и индивидуальными
особенностями  развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной
обстановке и т.д.) ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.4. Воспитание и образование (форма   освоения  образовательных  программ,
посещение    образовательных    учреждений,    в   том   числе   учреждений
дополнительного   образования   детей;   успехи   и   проблемы  в  освоении
образовательных  программ  в  соответствии  с  возрастом  и индивидуальными
особенностями  развития  ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их
соответствие   возрасту   и   индивидуальным   особенностям),   организация
свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа  к  опасным  предметам  в
быту,  медикаментам,  электроприборам,  газу и т.п., риск нанесения ребенку
вреда как в домашних условиях, так и вне дома) ____________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка ____________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.

3. Семейное окружение.
3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
┌────────┬─────────────────┬──────────────────────────┬───────────────────┐
│  ФИО,  │ Степень родства │        Проживает         │   Участвует/не    │
│  год   │   с ребенком    │  постоянно/временно/не   │     участвует     │
│рождения│                 │        проживает         │  в воспитании и   │
│        │                 │                          │содержании ребенка │
├────────┼─────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────┤
│        │                 │                          │                   │
├────────┼─────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────┤
│        │                 │                          │                   │
├────────┼─────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────┤
│        │                 │                          │                   │
└────────┴─────────────────┴──────────────────────────┴───────────────────┘
3.2. Сведения об иных родственниках ребенка _______________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
 (фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства)
3.3.   Отношения,   сложившиеся   между   членами   семьи,   их   характер
(особенности  общения  с  детьми,  детей  между  собой;  семейные ценности,
традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье,
круг  общения  родителей;  социальные связи ребенка и его семьи с соседями,
знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями) ___
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
3.4.  Социальные  связи  ребенка  и  его   семьи  (с  соседями,  знакомыми,
контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т.д.) _______
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
3.5. Кто фактически осуществляет  уход  и  надзор  за  ребенком  (родители,
другие члены семьи, соседи, другие лица) __________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.

4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
4.1. Жилая площадь, на которой проживает _________________________________,
                                            (фамилия, инициалы ребенка)
составляет _____ кв. м, состоит из ________________________________ комнат,
размер каждой комнаты: _________ кв. м, _______ кв. м, __________ кв. м. на
______ этаже в _____ этажном доме.
4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является ___________________
__________________________________________________________________________;
          (фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства
                          по отношению к ребенку)
4.3.   Качество   дома   (кирпичный,   панельный,   деревянный  и  т.п.;  в
нормальном  состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные
и прочее) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация,   какое
отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) ______________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.5.   Санитарно-гигиеническое    состояние    жилой    площади   (хорошее,
удовлетворительное, неудовлетворительное) _________________________________
__________________________________________________________________________;
4.6.   Жилищно-бытовые  условия   ребенка   (наличие   отдельной   комнаты,
уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) ________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.7.   Структура  доходов  семьи   (основные   источники   дохода   (доходы
родителей  и  иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные
выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи) _____________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.8. Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка _________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
4.9.  Достаточность доходов семьи  для  обеспечения  основных  потребностей
ребенка  (продукты  питания,  одежда  и  обувь,  медицинское  обслуживание,
игрушки и игры, печатная и  аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и
канцелярские принадлежности и пр.) ________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;

5.  Результаты  беседы  с  ребенком  о  его  отношении  и  привязанности  к
каждому из родителей и другим членам семьи ________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.

6.  Результаты  опроса  лиц,   располагающих   данными  о  взаимоотношениях
родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д. __________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.

7.  Условия,  представляющие  угрозу  жизни   или   здоровью  ребенка  либо
препятствующие его нормальному воспитанию и развитию ______________________
__________________________________________________________________________:
                           (имеются/отсутствуют)
7.1. _____________________________________________________________________;
7.2. _____________________________________________________________________;
7.3. _______________________________________________________________ и т.д.

8. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского  попечения
над ребенком _____________________________________________________________:
                              (имеются/отсутствуют)
8.1. _____________________________________________________________________;
8.2. _____________________________________________________________________;
8.3. _______________________________________________________________ и т.д.

9. Дополнительные данные обследования _____________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.

10. Выводы.
10.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка ___
___________________________________________________________________________
                       (фамилия, инициалы ребенка)
___________________________________________________________________________
               (отсутствует; имеется со стороны родителей,
__________________________________________________________________________;
              одного из них, со стороны других членов семьи)
10.2. Родительское попечение над ребенком _________________________________
                                             (фамилия, инициалы ребенка)
__________________________________________________________________________;
 (имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя))
10.3.  Помощь,  в  которой   нуждается   ребенок   (социальная,   правовая,
психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.) _______________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
10.4.   Помощь,   в  которой   нуждается   семья   (социальная,   правовая,
психологическая, медицинская, материальная и т.д.) ________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________;
10.5. Рекомендуемые формы защиты  прав  ребенка  (оказание  консультативной
и  иной  помощи  с  указанием  органов  и  организаций, оказывающих помощь;
отобрание  в  порядке,  установленном семейным законодательством; временное
помещение   в   организацию   (образовательную,   медицинскую,  оказывающую
социальные  услуги,  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без попечения
родителей и т.д.) _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.

Подпись лица, проводившего обследование ___________________________________

Утверждаю
______________________________    _________________    ____________________
 (руководитель органа опеки и         (подпись)             (Ф.И.О.)
      попечительства или
  организации, проводившей
        обследование)

                                                                       М.П.

Приложение N 4

Утверждена
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 14 сентября 2009 г. N 334

Форма

                                       В орган опеки и попечительства
                                  от ______________________________________
                                      (фамилия, имя, отчество (при наличии)

         Заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном
       или попечителем либо принять детей, оставшихся без попечения
      родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным
               законодательством Российской Федерации формах

Я, ________________________________________________________________________
                  (фамилия, имя, отчество (при наличии))
Гражданство ____________ Документ, удостоверяющий личность: _______________
___________________________________________________________________________
                           (когда и кем выдан)
место жительства __________________________________________________________
                    (адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
___________________________________________________________________________
место пребывания __________________________________________________________
                           (адрес места фактического проживания)
┌─┐
│ │ прошу выдать мне заключение о возможности быть опекуном
└─┘ (попечителем)
┌─┐
│ │ прошу выдать мне заключение о возможности быть приемным
└─┘ родителем
┌─┐
│ │ прошу передать мне под опеку (попечительство) _________________________
└─┘
___________________________________________________________________________
           фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка (детей),
                        число, месяц, год рождения
┌─┐
│ │ прошу передать мне под опеку (попечительство) на возмездной основе
└─┘
___________________________________________________________________________
           фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка (детей),
                        число, месяц, год рождения
Материальные   возможности,  жилищные   условия,   состояние   здоровья   и
характер   работы   позволяют   мне   взять   ребенка   (детей)  под  опеку
(попечительство)  либо  принять  в семью на воспитание в иных установленных
семейным законодательством Российской Федерации формах.

Дополнительно могу сообщить о себе следующее: _____________________________
                                                  (указывается наличие
___________________________________________________________________________
 у гражданина необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе
___________________________________________________________________________
    информация о наличии документов об образовании, о профессиональной
___________________________________________________________________________
   деятельности, о прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны
                          или попечители и т.д.)
Я, _______________________________________________________________________,
                   (фамилия, имя, отчество (при наличии))
даю  согласие  на  обработку  и  использование  моих  персональных  данных,
содержащихся в настоящем заявлении и в представленных мною документах.

                                                         __________________
                                                          (подпись, дата)

Приложение N 5

Утверждена
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 14 сентября 2009 г. N 334

Форма

 Бланк органа опеки и
   попечительства

Дата составления акта

      Акт обследования условий жизни гражданина, выразившего желание
       стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина
      либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью
       на воспитание в иных установленных семейным законодательством
                        Российской Федерации формах

Дата обследования "__" _________________ 20__ г.
Фамилия,   имя,  отчество  (при  наличии),  должность  лица,   проводившего
обследование ______________________________________________________________
Проводилось обследование условий жизни ____________________________________
                                             (фамилия, имя, отчество
__________________________________________________________________________;
                       (при наличии), дата рождения)
документ, удостоверяющий личность: ________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
                            (когда и кем выдан)
место жительства __________________________________________________________
                    (адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
___________________________________________________________________________
место пребывания __________________________________________________________
                     (адрес места фактического проживания и проведения
___________________________________________________________________________
                               обследования)
Образование _______________________________________________________________
Профессиональная деятельность _____________________________________________
___________________________________________________________________________
(место работы с указанием адреса, занимаемой должности, рабочего телефона)
Жилая площадь, на которой проживает ______________________________________,
                                     Фамилия, имя, отчество (при наличии)
составляет _____ кв. м, состоит из _________________________ комнат, размер
каждой комнаты: ________ кв. м, _____________ кв. м, ________ кв. м. на ___
этаже в _______ этажном доме.
Качество  дома  (кирпичный,  панельный, деревянный  и  т.п.;  в  нормальном
состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные, количество
окон и пр.) _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Благоустройство  дома  и  жилой  площади  (водопровод,  канализация,  какое
отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.): _____________________________
___________________________________________________________________________
Санитарно-гигиеническое      состояние      жилой     площади     (хорошее,
удовлетворительное, неудовлетворительное) _________________________________
Наличие для ребенка отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр,  занятий
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
На  жилой  площади  проживают  (зарегистрированы в установленном порядке  и
проживают фактически):
┌───────────┬────────────┬────────────────┬─────────────┬─────────────────┐
│ Фамилия,  │    Год     │ Место работы,  │ Родственное │    С какого     │
│   имя,    │  рождения  │ должность или  │  отношение  │     времени     │
│ отчество  │            │  место учебы   │             │  проживает на   │
│   (при    │            │                │             │  данной жилой   │
│ наличии)  │            │                │             │     площади     │
├───────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┤
│           │            │                │             │                 │
├───────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┤
│           │            │                │             │                 │
├───────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┤
│           │            │                │             │                 │
└───────────┴────────────┴────────────────┴─────────────┴─────────────────┘
Отношения, сложившиеся между членами семьи гражданина _____________________
___________________________________________________________________________
    (характер взаимоотношений между членами семьи, особенности общения
___________________________________________________________________________
                    с детьми, детей между собой и т.д.)
Личные  качества  гражданина   (особенности   характера,   общая  культура,
наличие опыта общения с детьми и т.д.) ____________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Мотивы гражданина для принятия несовершеннолетнего в семью ________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Дополнительные данные обследования ________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Условия  жизни  гражданина,   выразившего   желание  стать   опекуном   или
попечителем  несовершеннолетнего  гражданина либо принять детей, оставшихся
без  попечения  родителей,  в  семью  на  воспитание  в  иных установленных
семейным законодательством Российской Федерации формах ____________________
___________________________________________________________________________
      (удовлетворительные/неудовлетворительные с указанием конкретных
___________________________________________________________________________
                              обстоятельств)

Подпись лица, проводившего обследование ___________________________________

_______________________________    ______________    ______________________
 (руководитель органа опеки и         (подпись)            (Ф.И.О.)
         попечительства)

                                                                       М.П.
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области