МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 мая 2014 г. N 434
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
18.02.02 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОТДЕЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
И ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 18.02.02 Химическая технология отделочного производства и обработки изделий.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 477 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240105 Химическая технология отделочного производства и обработки изделий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2009 г., регистрационный N 15677).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 7 мая 2014 г. N 434
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
18.02.02 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОТДЕЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
И ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 18.02.02 Химическая технология отделочного производства и обработки изделий для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 18.02.02 Химическая технология отделочного производства и обработки изделий имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 18.02.02 Химическая технология отделочного производства и обработки изделий базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации базовой подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Техник-технолог
|
2 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
3 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: технологические процессы отделочного производства в текстильной промышленности.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
суровые хлопчатобумажные ткани и ткани из смеси волокон;
технологические процессы отделочного производства текстильной промышленности;
техническая документация;
деятельность коллектива исполнителей.
4.3. Техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.
4.3.2. Ведение технологических процессов с обслуживанием и эксплуатацией технологического оборудования.
4.3.3. Контроль качества сырья, процессов и продукции отделочного производства.
4.3.4. Участие в экспериментально-исследовательской работе.
4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 8. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 9. Быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний.
ОК 10. Обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию); стремиться к творческой самореализации.
5.2. Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.
ПК 1.1. Планировать работу коллектива исполнителей и контролировать выполнение производственных заданий.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, промышленной безопасности и охраны труда, противопожарной защиты на производственном участке.
ПК 1.3. Проводить обучение персонала правилам безопасного выполнения работ.
5.2.2. Ведение технологических процессов с обслуживанием и эксплуатацией технологического оборудования.
ПК 2.1. Выбирать оптимальные технологические процессы, согласно ассортименту и назначению тканей.
ПК 2.2. Оценивать соответствие технологии и оборудования производственному заданию.
ПК 2.3. Участвовать в оценке экономической эффективности технологических процессов.
ПК 2.4. Эффективно использовать химические материалы для снижения уровня загрязнения окружающей среды, экономии химических материалов.
ПК 2.5. Контролировать работу и обеспечивать безопасную эксплуатацию основного и вспомогательного оборудования, технологических линий, контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации.
ПК 2.6. Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера.
5.2.3. Контроль качества сырья, процессов и продукции отделочного производства.
ПК 3.1. Контролировать качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на всех участках производства.
ПК 3.2. Анализировать причины возникновения дефектов и брака выпускаемой продукции и разрабатывать мероприятия по их предупреждению.
ПК 3.3. Оценивать результаты контроля качества продукции.
5.2.4. Участие в экспериментально-исследовательской работе.
ПК 4.1. Участвовать в разработке прогрессивных ресурсосберегающих технологических процессов.
ПК 4.2. Участвовать в разработке и получении опытных образцов тканей.
ПК 4.3. Участвовать в отработке оптимальных режимов обработки тканей на всех этапах отделочного производства.
ПК 4.4. Участвовать в испытании технологического оборудования.
5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
3240
|
2160
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
660
|
440
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1, 3 - 8
ПК 2.1
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1, 3 - 9
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
|
172
|
ОГСЭ.03. Иностранный язык
|
ОК 4 - 6, 8, 9
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
|
344
|
172
|
ОГСЭ.04. Физическая культура
|
ОК 2 - 4, 6, 8, 10
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
216
|
144
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления
|
ЕН.01. Математика
|
ОК 4, 5, 9
ПК 1.1, 2.2, 2.3, 2.5, 3.2, 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;
знать:
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств;
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды
|
ЕН.02. Экологические основы природопользования
|
ОК 1 - 10
ПК 1.3, 2.2, 2.4, 2.5, 3.1, 3.2, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
использовать лабораторную посуду и оборудование;
находить молекулярную формулу вещества;
применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории;
применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;
проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;
составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;
составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных
процессов;
знать:
гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей);
диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты;
классификацию химических реакций и закономерности их проведения;
обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;
общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе;
окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;
основные понятия и законы химии;
основы электрохимии;
периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам;
тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;
типы и свойства химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная);
формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов;
характерные химические свойства неорганических веществ различных классов
|
ЕН.03. Общая и неорганическая химия
|
ОК 4, 5, 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
2364
|
1576
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
912
|
608
|
||
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;
знать:
законы, методы и приемы проекционного черчения;
классы точности и их обозначение на чертежах;
правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;
технику и принципы нанесения размеров;
типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации
|
ОП.01. Инженерная графика
|
ОК 4 - 6, 9;
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
знать:
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
основные законы электротехники;
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
параметры электрических схем и единицы их измерения;
принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
способы получения, передачи и использования электрической энергии
|
ОП.02. Электротехника и электроника
|
ОК 4 - 6, 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
применять требования нормативных правовых актов к видам продукции (услуг) и процессов;
знать:
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
формы подтверждения качества
|
ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация продукции
|
ОК 4 - 6, 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений;
определять свойства органических соединений для выбора методов синтеза углеводородов при разработке технологических процессов;
описывать механизм химических реакций получения органических соединений;
применять безопасные приемы при работе с органическими реактивами и химическими приборами;
проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты;
знать:
влияние строения молекул на химические свойства органических веществ;
влияние функциональных групп на свойства органических веществ;
методы получения высокомолекулярных соединений;
особенности строения органических веществ, их молекулярное строение, валентное состояние атома углерода;
природные источники, способы получения и области применения органических соединений;
теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и классификацию органических соединений;
типы связей в молекулах органических веществ
|
ОП.04. Органическая химия
|
ОК 4 - 6, 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа;
обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;
готовить растворы заданной концентрации;
проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
знать:
агрегатные состояния вещества;
аппаратуру и технику выполнения химических анализов;
значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений;
способы выражения концентрации веществ;
теоретические основы методов анализа;
технику выполнения анализов;
типы ошибок в анализе;
устройство основного лабораторного оборудования и правила его эксплуатации
|
ОП.05. Аналитическая химия
|
ОК 4 - 6, 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
определять напряжения в конструкционных элементах;
определять передаточное отношение;
проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
производить расчеты на сжатие, срез и смятие;
производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
знать:
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды износа и деформаций деталей и узлов;
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;
методику расчета на сжатие, срез и смятие;
назначение и классификацию подшипников;
характер соединения основных сборочных единиц и деталей;
основные типы смазочных устройств;
типы, назначение, устройство редукторов;
трение, его виды и роль в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования
|
ОП.06. Техническая механика
|
ОК 4 - 6, 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
определять свойства материалов;
классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;
определять твердость материалов;
подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;
подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием и др.) для изготовления различных деталей;
знать:
виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термической и химической обработки и защиты от коррозии;
классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
основные свойства полимеров и их использование;
особенности строения металлов и сплавов;
свойства смазочных и абразивных материалов;
способы получения композиционных материалов;
сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием
|
ОП.07. Материаловедение
|
ОК 4 - 6, 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
знать:
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
общий состав и структуру персональных электронных вычислительных машин и вычислительных систем;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности
|
ОП.08. Информационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 4 - 6, 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
выбирать тип контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации под задачи производства и аргументировать свой выбор;
регулировать параметры технологического процесса по показаниям контрольно-измерительных приборов и аппаратуры (далее - КИПиА) вручную и дистанционно с использованием средств автоматизации;
снимать показания КИПиА и оценивать достоверность информации;
знать:
классификацию, виды, назначение и основные характеристики типовых контрольно-измерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств по месту их установки, устройству и принципу действия (электрические, электронные, пневматические, гидравлические и комбинированные датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства);
общие сведения об автоматизированных системах управления и системах автоматического управления;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
основы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами технологического процесса;
принципы построения автоматизированных систем управления технологическими процессами, типовые системы автоматического регулирования технологических процессов;
систему автоматической противоаварийной защиты, применяемой на производстве;
состояние и перспективы развития автоматизации технологических процессов
|
ОП.09. Основы автоматизации технологических процессов
|
ОК 4 - 6, 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
знать:
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
основные технико-экономические показатели деятельности организации;
методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
основные принципы построения экономической системы организации;
основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы планирования, финансирования и кредитования организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
общую производственную и организационную структуру организации;
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
формы организации и оплаты труда
|
ОП.10. Основы экономики
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;
определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;
инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
законодательство в области охраны труда;
нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
правила и нормы по охране труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
категории производств по взрыво- и пожароопасности;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
общие требования безопасности на территории организации и производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
предельно допустимые концентрации вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
права и обязанности работников в области охраны труда;
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов
|
ОП.11. Охрана труда
|
ОК 1 - 4, 8, 9, 10
ПК 1.2, 1.3, 2.1 - 2.4
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
|
68
|
ОП.12. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 4, 7 - 10
ПК 1.2, 1.3, 2.5
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1452
|
968
|
||
ПМ.01
|
Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации труда в производственном подразделении;
по планированию работы коллектива исполнителей;
контроля выполнения производственных заданий;
обеспечения соблюдения технологической дисциплины;
обеспечения безопасности и охраны труда;
уметь:
проводить обучение персонала правилам безопасного выполнения работ;
проводить инструктаж по технике безопасности и охране труда;
знать:
основные задачи и направления производственного подразделения;
квалификационные требования, предъявляемые к рабочему, мастеру отделочного производства;
требования по технике безопасности и охране труда;
организацию производственного и технологического процессов
|
МДК.01.01. Основы организации труда в производственном подразделении
|
ОК 1, 3 - 10
ПК 1.1 - 1.3, 2.1, 2.3
|
||
ПМ.02
|
Ведение технологических процессов с обслуживанием и эксплуатацией технологического оборудования
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
по работе с технологической документацией и справочной литературой;
по выбору оптимальных технологических процессов согласно ассортименту и назначению тканей;
по оценке соответствия технологии и оборудования производственному заданию;
по расчету расхода химических материалов;
по выполнению технологических процессов подготовки тканей к крашению и печатанию;
по выполнению процессов крашения, печатания и заключительной отделки хлопчатобумажных и смесовых тканей;
по расчету расхода отделочных препаратов для отделки тканей;
по подготовке и обслуживанию технологического оборудования;
по контролю работы основного и вспомогательного оборудования и средств автоматизации;
уметь:
выбирать основные технологические процессы и режимы отделки, оборудование и рецептуры растворов для обработки текстильных материалов и изделий;
проводить обучение персонала правилам безопасного выполнения работ;
оформлять технологическую документацию;
выбирать краситель для конкретного изделия;
составлять последовательность технологических процессов отделочного производства;
рассчитать технологические параметры отделочного производства;
выбирать отделочные материалы и способы отделки различных тканей;
производить технологический расчет расхода отделочных материалов в процессе отделки тканей;
осуществлять контроль технологических процессов отделки тканей;
объяснять устройство, принцип работы оборудования для отделки хлопчатобумажных тканей;
обосновать выбор технологического оборудования для отделки хлопчатобумажных тканей;
подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ;
знать:
прогрессивные технологические процессы и режимы отделки текстильных материалов и изделий;
способы получения и использования красителей и текстильно-вспомогательных веществ;
ассортимент, свойства и технологию применения красителей для текстильных материалов;
химические свойства и структуру волокон;
способы отделки текстильных материалов;
физико-химические основы технологических операций отделки хлопчатобумажных тканей;
технологию процесса подготовки хлопчатобумажных и смесовых тканей к отделке;
методику выбора технологических процессов и режимы на всех этапах отделки хлопчатобумажных и смесовых тканей;
причины возникновения дефектов и брака в процессе отделки и методы их устранения;
современное состояние и перспективы развития оборудования отделочного производства;
типовое оборудование отделочного производства; виды транспортных средств отделочного производства;
правила техники безопасности при работе на оборудовании;
принцип работы и правила эксплуатации технологического оборудования отделочного производства хлопчатобумажных тканей;
основные виды неполадок в работе оборудования
|
МДК.02.01. Технология и оборудование отделочного производства
|
ОК 3, 4, 7, 9
ПК 2.1 - 2.6, 3.1, 3.2,
ПК 4.1 - 4.4
|
||
ПМ.03
|
Контроль качества сырья, процессов и продукции отделочного производства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
по наладке лабораторного оборудования, сборке лабораторных установок по имеющимся схемам, регистрации показаний;
по проведению технического анализа химических материалов отделочного производства;
уметь:
проводить технический контроль технологических процессов;
проводить простые анализы и анализы средней сложности по одной из принятых методик;
проводить технический анализ химических материалов отделочного производства;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
знать:
методики проведения простых анализов и анализов средней сложности;
требования, предъявляемые к качеству проб и проводимых анализов;
дефекты, возникающие при отделке текстильных материалов и изделий, причины их возникновения и способы устранения; основные виды неполадок в работе оборудования, предназначенного для отделки текстильных материалов и изделий;
основные методы технического анализа химических материалов
|
МДК.03.01. Технический контроль технологических процессов отделочного производства
|
ОК 3, 6
ПК 2.1, 2.5, 3.1 - 3.3, 4.2, 4.3
|
||
ПМ.04
|
Экспериментально-исследовательская работа
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
по отработке оптимальных режимов обработки тканей на всех этапах отделочного производства;
по применению информационных технологий в для экспериментальной и исследовательской деятельности;
уметь:
проводить испытания опытных образцов ткани;
участвовать во внедрении новой технологии;
применять информационные технологии для обработки результатов экспериментальной и исследовательской работы;
знать:
новую технологию по подготовке, крашению, печатанию, заключительной отделке хлопчатобумажных тканей и тканей из смеси волокон;
современные ресурсосберегающие технологии по обработке тканей;
методику выполнения испытаний опытных образцов;
основные направления экспериментально-исследовательской работы;
применяемые информационные технологии
|
МДК.04.01. Новое в технологии и оборудовании отделочного производства
|
ОК 1, 3 - 10
ПК 1.1, 2.1, 2.3, 4.1 - 4.4
|
||
ПМ.05
|
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
|
||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1404
|
936
|
|||
Итого часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
4644
|
3096
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
23 нед.
|
828
|
ОК 1 - 8, 10
ПК 1.1 - 1.5, 2.1, 3.3
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
ОК 1 - 8, 10
ПК 1.1, 1.2, 2.1 - 2.5, 3.1, 3.3, 4.1, 4.3
ПК 4.3
|
|||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
4 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
86 нед.
|
Учебная практика
|
23 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
Каникулы
|
23 нед.
|
Итого
|
147 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
39 нед.
|
промежуточная аттестация
|
2 нед.
|
каникулы
|
11 нед.
|
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974; N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 6 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
математики;
информационных технологий;
технической механики;
автоматизации технологических процессов;
метрологии, стандартизации и сертификации;
общей и неорганической химии;
экономики;
охраны труда;
безопасности жизнедеятельности;
экологии природопользования.
Лаборатории:
технологии отделочного производства;
материаловедения;
электротехники и электроники;
органической химии и химии красителей;
аналитической химии;
оборудования отделочного производства.
Мастерские:
отделки хлопчатобумажных тканей.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение
к ФГОС СПО по специальности 18.02.02
Химическая технология отделочного
производства и обработки изделий
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)
|
Наименование профессий рабочих, должностей служащих
|
1
|
2
|
10083
|
Аппаратчик аппретирования
|
10352
|
Аппаратчик мерсеризации
|
10519
|
Аппаратчик плюсования
|
12630
|
Каландровщик
|
13169
|
Красильщик
|
16187
|
Оператор ширильного оборудования
|
16278
|
Отбельщик
|
16294
|
Отварщик
|
16334
|
Отделочник ткани
|
18915
|
Сушильщик
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области