Приказ Минобрнауки России от 12.05.2016 N 547 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 52.04.01 Хореографическое искусство (уровень магистратуры)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2016 N 42287)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 мая 2016 г. N 547

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 52.04.01
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ)

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 52.04.01 Хореографическое искусство (уровень магистратуры).

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 203 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство (квалификация (степень) "магистр")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 2010 г., регистрационный N 17062);

пункт 56 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "магистр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 мая 2016 г. N 547

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
52.04.01 ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры по направлению подготовки 52.04.01 Хореографическое искусство (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

НИР - научно-исследовательская работа;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе магистратуры допускается только в образовательной организации высшего образования и научной организации (далее вместе - организация).

3.2. Обучение по программе магистратуры в организации осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе магистратуры:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы магистратуры, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы магистратуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы магистратуры возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе магистратуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает:

хореографическое искусство и способы его функционирования в обществе;

организации, осуществляющие образовательную деятельность, учреждения науки, искусства, культуры;

органы управления культурой.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются:

телесный аппарат танцовщика-исполнителя;

принципы организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой хореографического искусства;

обучающиеся хореографическому искусству как профессии, а также инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;

процесс обучения принципам организации движений человеческого тела в соответствии с методикой преподавания хореографических дисциплин;

процесс обучения и воспитания средствами хореографического искусства;

создатели хореографических произведений;

творческо-производственная деятельность в области хореографического искусства;

зрительская аудитория - потребитель художественно-творческой продукции.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:

педагогическая;

балетмейстерско-постановочная;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

художественно-критическая и экспертно-консультационная;

проектная.

При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);

ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).

4.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

педагогическая деятельность:

осуществлять на высоком научно-методическом и педагогическом уровне процесс обучения и воспитания обучающегося в области хореографического искусства;

осуществлять функции тьютора;

планировать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность;

формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции;

формировать систему контроля качества образования в области хореографического искусства;

соблюдать права обучающихся, защищать честь и репутацию образовательной организации;

соблюдать требования безопасности жизнедеятельности;

повышать уровень профессиональной квалификации в соответствии с современными требованиями;

балетмейстерско-постановочная деятельность:

создавать авторские хореографические произведения, осуществлять постановки танцев в оперных и драматических спектаклях;

планировать и организовывать репетиционный процесс, осуществлять ввод новых исполнителей в хореографические постановки, выпускать спектакли (программы) в соответствии с планом и сметой расходов;

создавать творческий хореографический коллектив, представлять руководству предложения по формированию составов групп и исполнителей, формировать текущий репертуар;

осуществлять контроль за деятельностью художественно-постановочной части;

создавать условия для повышения уровня профессиональной квалификации работников коллектива;

обеспечивать высокий художественный уровень хореографических постановок;

вносить предложения о поощрении работников и о наложении дисциплинарных взысканий, контролировать соблюдение творческой и трудовой дисциплины;

проводить работу со зрительской аудиторией, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, акциях по популяризации достижений хореографического искусства среди населения;

организационно-управленческая деятельность:

разрабатывать и планировать проекты и мероприятия в области хореографического искусства;

руководить творческо-производственной, рекламно-маркетинговой, финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью;

обеспечивать высокую экономическую эффективность деятельности организации, осуществляющей проекты и мероприятия в области хореографического искусства;

изыскивать необходимые финансовые средства для организации мероприятия или проекта в области хореографического искусства, рационально использовать ресурсы;

осуществлять эффективные действия для продвижения рекламы проекта в области хореографического искусства;

координировать действия лиц, участвующих в реализации проекта и мероприятия в области хореографического искусства;

обеспечивать хозяйственную эффективность реализации проекта в области хореографического искусства;

обеспечивать связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием) в области хореографического искусства;

создавать условия для взаимодействия всех партнеров творческой организации в осуществлении ее деятельности путем создания обоснованной мотивации и обеспечения ресурсами;

осуществлять регулярный мониторинг финансовой эффективности деятельности творческой организации;

проводить распределение и учет финансовых ресурсов проектов в области хореографического искусства;

научно-исследовательская деятельность:

проводить научные исследования и разработки в области хореографического искусства в качестве российского исполнителя;

осуществлять эксперименты, наблюдения, собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать информацию, передовой опыт в области хореографического искусства;

разрабатывать план самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области хореографического искусства, участвовать в составлении планов научных исследований, рекомендаций по использованию их результатов;

вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

участвовать во внедрении результатов научных исследований и разработок;

представлять итоги научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей;

художественно-критическая и экспертно-консультационная деятельность:

создавать и публиковать критические статьи о произведениях хореографического искусства;

вести просветительскую работу по пропаганде хореографического искусства;

осуществлять экспертно-аналитическую работу по проблемам хореографического искусства;

разрабатывать новые экскурсионные и лекционные темы в области хореографического искусства;

сотрудничать со средствами массовой информации в качестве корреспондентов по хореографическому искусству, литературных редакторов, ведущих радио и телевизионных художественных программ, организовывать работу пресс-службы;

участвовать в экспертизе хореографических произведений и исполнительской деятельности;

проводить экспертно-консультационную деятельность в области хореографического искусства в культурных центрах, общественных объединениях;

участвовать в экспертизе деятельности культурно-просветительных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность в области хореографического искусства;

участвовать в экспертизе проектов и программ сохранения и развития хореографического искусства и образования;

оказывать консультационную помощь по разработке проектов в области хореографического искусства и образования;

проектная деятельность:

участвовать в разработке проектов сохранения и развития хореографического искусства и образования;

участвовать в создании структурно-функциональных моделей организаций хореографического искусства и образования;

участвовать в проектировании инновационных образовательных и художественно-творческих систем в области хореографического искусства и образования.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу самостоятельному приобретению новых знаний и навыков, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности (ОК-3);

способностью разрешить проблемную ситуацию, найти и принять нестандартное решение в условиях различных мнений (ОК-4);

готовностью использовать в профессиональной деятельности компьютер, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), компьютерные программы (ОК-5);

способностью проводить научные исследования и оформлять их результаты (ОК-6).

5.3. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью к научному пониманию связей хореографии с музыкой, драматическим театром, изобразительным искусством, кинематографом, гуманитарными, социальными и естественными науками (ОПК-1);

способностью к научному пониманию соотношения теории и практики в хореографическом искусстве, применению в работе теоретических и практических достижений в области хореографического искусства и образования, способностью к рефлексии, критической оценке и осмыслению собственной деятельности (ОПК-2);

способностью демонстрировать знание современных тенденций развития мирового хореографического искусства (ОПК-3);

готовностью вести переговоры, формировать свой имидж, вести финансовые дела, осуществлять планирование, выступать с докладами (ОПК-4);

готовностью свободно ориентироваться в литературе по профилю деятельности, осуществлять углубленный анализ хореографических произведений (ОПК-5);

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-6);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-7).

5.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:

педагогическая деятельность:

способностью обучать дисциплинам в области хореографического искусства, видеть и исправлять ошибки обучающихся (ПК-1);

способностью сформировать у обучающегося собственный исполнительский и педагогический подход к хореографии (ПК-2);

способностью запомнить и воспроизвести хореографический текст, применить собственный практический опыт исполнения хореографического репертуара (ПК-3);

готовностью выполнять функции тьютора (оказывать эмоциональную и консультационную поддержку обучающимся в овладении профессией: анализировать индивидуальные особенности обучающегося, определять возможные точки его личностного роста, структурировать проблемы его саморазвития, прогнозировать перспективы его деятельности, изыскивать возможности устранения причин его неуспешности, помогать обучающемуся в его самоанализе, в самостоятельном разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы, предвидеть реакции обучающегося на педагогические действия), способностью корректно строить взаимодействие с "проблемными", социально дезадаптированными детьми и использовать знание психологии межличностного общения (ПК-4);

способностью произвести отбор обучающихся для занятий определенным видом танца и на этой основе выстроить стратегию обучения и воспитания (ПК-5);

способностью проанализировать закономерности развития современного языка хореографии, перспективы развития хореографической педагогики и на этой основе критически аргументированно разобрать процесс исполнения хореографического произведения, сделать сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций (ПК-6);

способностью осуществлять управление познавательными процессами обучающихся (ПК-7);

способностью ясно выражать свои мысли, терпеливо слушать других, общаться с детьми и взрослыми на позициях диалога, уважения, терпимости (при несогласии), эмпатии, воспринимать деятельность детей и коллег в том смысле, в каком они ее осмысливают сами, готовностью договариваться, разрешать конфликты, используя принцип сотрудничества во взаимоотношениях разных уровней ("преподаватель-родитель (законный представитель)", "преподаватель-студент", "родитель (законный представитель)-ребенок", "преподаватель-воспитатель") (ПК-8);

способностью формировать систему контроля качества образования, участвовать в разработке образовательных программ в области хореографического искусства (ПК-9);

готовностью записать урок танца с использованием профессиональной иноязычной терминологии (ПК-10);

балетмейстерско-постановочная деятельность:

способностью к сочинению собственного авторского хореографического текста, разработке концепции хореографического произведения, выстраиванию хореографической композиции (ПК-11);

готовностью запомнить, записать и воспроизвести хореографический текст, раскодировать текст, записанный в каком-либо виде хореографической нотации (ПК-12);

способностью находить и применять организационно-управленческие решения в процессе работы над хореографическим произведением (ПК-13);

способностью реконструировать и грамотно стилизовать текст хореографического произведения (ПК-14);

способностью исправлять технические, актерские, стилевые ошибки исполнителей (ПК-15);

способностью сформировать репертуар, организовать репетиционную деятельность, осуществить ввод новых исполнителей, выпустить спектакль в соответствии с планом и сметой расходов (ПК-16);

способностью контролировать деятельность художественно-постановочной части в организации хореографического искусства (ПК-17);

способностью осуществлять постановки танцев в оперных и драматических спектаклях (ПК-18);

способностью работать со зрителем, участвовать в акциях по популяризации достижений хореографии (ПК-19);

организационно-управленческая деятельность:

способностью реализовать комплекс маркетинга в области хореографического искусства (ПК-20);

способностью провести рекламную кампанию по продвижению произведения хореографического искусства, поддерживать связи с общественностью (ПК-21);

способностью проводить фандрейзинговые кампании с целью осуществления проектов в области хореографического искусства (ПК-22);

способностью планировать и организовывать деятельность по ценообразованию в области хореографического искусства (ПК-23);

способностью осуществлять стратегическое планирование, использовать методы исследования и моделирования бизнес-процессов в области хореографического искусства (ПК-24);

способностью осуществлять эффективное управление персоналом организаций хореографического искусства, применять современные методы мотивации, координации и контроля (ПК-25);

способностью проводить эффективное продюсирование мероприятий в области хореографического искусства (ПК-26);

способностью управлять деятельностью организаций хореографического искусства, используя современные информационные технологии (сайты в сети "Интернет", презентации, метод коллаборативной фильтрации) (ПК-27);

научно-исследовательская деятельность:

способностью осознавать цели, задачи, логику и этапы научного исследования в области хореографического искусства (его методы, средства, этапы планирования, структуру, принципы проведения экспериментов) (ПК-28);

способностью планировать и реализовывать собственную научно-исследовательскую деятельность: работать с литературой, анализировать, выделять главное, противоречия, проблему научного исследования, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств для проведения научного исследования, делать выводы (ПК-29);

способностью понимать социально-психологические, социально-экономические, национально-исторические факторы, влияющие на процессы в области хореографического искусства (ПК-30);

художественно-критическая и экспертно-консультационная деятельность:

способностью выявлять систему ценностных ориентации общества, определять его эстетические, духовные потребности в конкретном произведении хореографического искусства (ПК-31);

способностью прослеживать эволюцию художественных брендов в области хореографического искусства в разные исторические периоды (ПК-32);

способностью анализировать сущность художественной моды в области хореографического искусства и ее национально-историческую специфику, понимать истоки и структуру общественной оценки явлений хореографического искусства, причины популярности-непопулярности, востребованности-невостребованности произведений и деятелей хореографического искусства (ПК-33);

способностью осуществлять экспертно-аналитическую работу по проблемам хореографического искусства, анализировать специфику российского и международного художественных рынков в современных условиях и прогнозировать их развитие (ПК-34);

способностью рассматривать хореографическое произведение в социокультурном и историческом контексте (ПК-35);

способностью видеть архитектонику хореографического произведения (ПК-36);

способностью осознавать художественную критику как творческую деятельность, способствующую повышению качества художественного продукта в области хореографического искусства (ПК-37);

способностью воплотить в результатах деятельности свою индивидуальность и эстетические идеалы в области хореографического искусства (ПК-38);

способностью создавать собственный авторский текст в разных жанрах художественной критики, работать в качестве научного консультанта при создании или реконструкции хореографических произведений (ПК-39);

способностью вести художественно-просветительскую работу по пропаганде хореографического искусства (ПК-40);

проектная деятельность:

способностью разрабатывать проекты и программы сохранения и развития хореографического искусства (ПК-41);

способностью создавать перспективные структурно-функциональные модели учреждений и организаций в области хореографического искусства (ПК-42);

способностью проектировать инновационные образовательные и художественно-творческие системы в области хореографического искусства (ПК-43).

5.5. При разработке программы магистратуры все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, включаются в набор требуемых результатов освоения программы магистратуры.

5.6. При разработке программы магистратуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы магистратуры на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы магистратуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Структура программы магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа магистратуры состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики, в том числе НИР", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).

Структура программы магистратуры

Таблица

Структура программы магистратуры
Объем программы магистратуры в з.е.
Блок 1
Дисциплины (модули)
60 - 63
Базовая часть
15 - 18
Вариативная часть
45
Блок 2
Практики, в том числе НИР
48 - 54
Вариативная часть
48 - 54
Блок 3
Государственная итоговая аттестация
6 - 9
Объем программы магистратуры
120

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" и Блока 2 "Практики, в том числе НИР" программ академической или прикладной магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.5. В Блок 2 "Практики, в том числе НИР" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;

творческая практика.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

педагогическая практика;

НИР.

Способы проведения учебной и производственной практик:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ магистратуры организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры. Организация вправе предусмотреть в программе магистратуры иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.

6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.7. Реализация части (частей) образовательной программы, направленная на подготовку к творческой деятельности, а также государственной итоговой аттестации, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.8. При разработке программы магистратуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Общесистемные требования к реализации программы магистратуры.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы и НИР обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети "Интернет", как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84, N 27, ст. 3979, N 29, ст. 4389, ст. 4390), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).

7.1.3. В случае реализации программы магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы магистратуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, или не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры.

7.2.1. Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

55 процентов для программы академической магистратуры;

40 процентов для программы прикладной магистратуры.

По данному направлению подготовки к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания в области искусства, культуры и спорта ("Заслуженного деятеля искусств", "Заслуженного работника культуры", "Заслуженного артиста" или "Народного артиста" (Союза Советских Социалистических Республик (СССР), республик в составе бывшего СССР, России), "Мастера спорта", "Заслуженного мастера спорта"), лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.

7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

5 процентов для программы академической магистратуры;

10 процентов для программы прикладной магистратуры.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ магистратуры.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области