Приказ Минпросвещения России от 11.08.2021 N 543 "Об утверждении критериев и порядка проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках цифровой образовательной среды" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67031)


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 11 августа 2021 г. N 543

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ И ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПОСТАВЩИКАМИ
КОНТЕНТА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В соответствии с абзацем четвертым подпункта "в" пункта 6 Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2040 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 50, ст. 8240), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые критерии и порядок проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках цифровой образовательной среды.

2. Настоящий приказ действует до 31 декабря 2022 года.

Министр
С.С.КРАВЦОВ

Приложение

Утверждены
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 11 августа 2021 г. N 543

КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПОСТАВЩИКАМИ
КОНТЕНТА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

I. Общие положения

1. Организационно-техническое и экспертно-аналитическое обеспечение проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов (далее - ЦОК и ОС), возлагается на федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" (далее - оператор экспертизы).

2. Контактная информация оператора экспертизы размещается на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

II. Направление заявок на проведение экспертизы ЦОК и ОС

3. Поставщик цифрового образовательного контента и образовательных сервисов (далее - поставщик ЦОК и ОС) направляет заявление о проведении экспертизы ЦОК и ОС, рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящим Критериям и порядку, в рамках цифровой образовательной среды (далее - заявка) с приложением к заявке:

ЦОК и ОС (в виде ссылок на сайты в сети "Интернет" с предоставлением доступа к ЦОК и ОС);

инструкции по использованию ЦОК и ОС;

методического пособия для педагогического работника, содержащего материалы по методике использования ЦОК и ОС.

4. Прием заявок на проведение экспертизы ЦОК и ОС осуществляется по адресу электронной почты Министерства просвещения Российской Федерации, указанному на официальном сайте в сети "Интернет".

5. Министерство просвещения Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки осуществляет проверку заявки на соответствие следующим критериям:

5.1. Комплектность заявки.

5.2. Наличие недостоверной информации, изложенной в заявке.

6. Министерство просвещения Российской Федерации по результатам проверки заявки на соответствие критериям, указанным в пункте 5 настоящих Критериев и порядка:

6.1. В случае соответствия заявки критериям направляет заявку оператору экспертизы в срок, указанный в пункте 5 настоящих Критериев и порядка.

6.2. В случае несоответствия заявки критериям уведомляет заявителя об отказе в приемке заявки с указанием конкретных причин в срок, указанный в пункте 5 настоящих Критериев и порядка.

III. Проведение экспертизы ЦОК и ОС

7. Предметом экспертизы ЦОК и ОС является оценка их соответствия критериям проведения экспертизы ЦОК и ОС, предусмотренным пунктом 8 настоящих Критериев и порядка, требованиям к функциональным, техническим характеристикам и параметрам единиц ЦОК, к ОС <1>, а также требованиям к поставщикам ЦОК и ОС и порядку предоставления ЦОК и ОС <2>.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 августа 2021 г. N 545 "Об утверждении требований к функциональным, техническим характеристикам и параметрам единиц цифрового образовательного контента, к образовательным сервисам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2021 г., регистрационный номер 66294).

<2> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 августа 2021 г. N 544 "Об утверждении требований к поставщикам контента и образовательных сервисов и порядка предоставления цифрового образовательного контента и образовательных сервисов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.2022, регистрационный N 67030).

8. Оператор экспертизы в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки проводит экспертизу ЦОК и ОС с привлечением экспертов на соответствие следующим критериям:

8.1. Соответствие ЦОК федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня образования <3>, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья <4>, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) <5>.

--------------------------------

<3> Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993), от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35916), от 18 мая 2015 г. N 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный N 37714) и от 31 декабря 2015 г. N 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936), и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828); федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915) и от 31 декабря 2015 г. N 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937), и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828); федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532) и приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749) и от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828), федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64100), федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64101).

<4> Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35847).

<5> Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35850).

8.2. Соответствие ЦОК примерной основной образовательной программе соответствующего уровня общего образования, в том числе примерной адаптированной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

8.3. Соответствие ЦОК предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии).

8.4. Правильность отображения государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области наименований географических объектов <6>, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в ЦОК и ОС (при проведении экспертизы ЦОК и ОС, содержащих картографический материал).

--------------------------------

<6> Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5718; 2016, N 1, ст. 51).

8.5. Обеспечение соответствия содержания ЦОК требованиям по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах соответствующего уровня образования.

8.6. Отсутствие в ЦОК и ОС ошибок, опечаток, соответствие текста ЦОК и ОС нормам и правилам русского языка, отсутствие в ЦОК и ОС ненормативной лексики.

8.7. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), противоречащих(-ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(-ей) противоправное поведение.

8.8. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), направленных(-ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.

8.9. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), побуждающих(-ей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).

8.10. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), побуждающих(-ей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических.

8.11. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), побуждающих(-ей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.

8.12. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), обосновывающих(-ей) или оправдывающих(-ей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих(-ей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.

8.13. Отсутствие в ЦОК и ОС сведений (информации), направленных(-ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма.

8.14. Отсутствие в ЦОК и ОС информации, отрицающей традиционные семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

8.15. Достоверность в содержании ЦОК научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.

8.16. Использование в содержании ЦОК понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.

8.17. Отсутствие в содержании ЦОК недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов.

8.18. Отсутствие в содержании ЦОК фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.

8.19. Отсутствие в ЦОК и ОС рекламы и иных сведений (информации), направленных на продажу товаров и (или) услуг (за исключением социальной рекламы).

8.20. Наличие в ЦОК сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 <7> (при условии применимости).

--------------------------------

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6887, 2021, N 12, ст. 1982.

8.21. Отражение в ЦОК вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости).

8.22. Направленность содержания ЦОК на формирование у учащихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.

8.23. Структурированность, логичность и последовательность содержания ЦОК и структуры ОС в изложении предметного материала.

8.24. Обеспечение возможности использования ОС при организации групповой деятельности учащихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.

8.25. Изложение материалов ЦОК и ОС с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития учащихся.

8.26. Обеспечение соответствия особым образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, в том числе в части формирования и развития жизненной компетенции (для ЦОК и ОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - специальные ЦОК и ОС).

8.27. Направленность содержания на сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития (для специальных ЦОК и ОС).

8.28. Соответствие формы подачи материалов, их содержания примерным адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для специальных ЦОК и ОС).

8.29. Наличие в тексте ЦОК и ОС ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие учащихся использовать достоверные и актуальные источники информации.

8.30. Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для педагогического работника, содержанию соответствующего ЦОК и ОС.

9. По результатам проведения экспертизы содержания ЦОК и ОС эксперт составляет и подписывает заключение, в котором должно содержаться мнение эксперта о содержании ЦОК и ОС по каждому из критериев, указанных в пункте 8 настоящих Критериев и порядка, и рекомендация о возможности или невозможности допустить ЦОК и ОС к применению в образовательном процессе.

10. Эксперты направляют свои заключения оператору экспертизы в течение 3 рабочих дней после дня окончания проведения экспертизы ЦОК и ОС.

11. Оператор экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня получения заключений экспертов направляет их в Министерство просвещения Российской Федерации.

12. Министерство просвещения Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертов принимает решение о допуске ЦОК и ОС к применению в образовательном процессе с учетом мнения экспертов и соответствия ЦОК и ОС критериям, указанным в пункте 8 настоящих Критериев и порядка.

13. Оператор экспертизы в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о допуске ЦОК и ОС к применению в образовательном процессе уведомляет поставщика ЦОК и ОС о принятом Министерством просвещения Российской Федерации решении по его заявке.

14. Оператор экспертизы осуществляет публикацию ЦОК и ОС, допущенных к применению в образовательном процессе, в информационных системах, входящих в детализированный состав платформы цифровой образовательной среды <8>, в течение 5 календарных дней со дня принятия решения о допуске ЦОК и ОС к применению в образовательном процессе.

--------------------------------

<8> Абзац второй подпункта "а" пункта 6 Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2040 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 50, ст. 8240).

Приложение
к критериям и порядку проведения
экспертизы цифрового образовательного
контента и образовательных сервисов,
предлагаемых поставщиками контента
и образовательных сервисов в рамках
цифровой образовательной среды,
утвержденным приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 11 августа 2021 г. N 543

Рекомендуемый образец

В Министерство просвещения Российской Федерации
от _________________________________
(наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес, электронная почта, телефон)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о проведении экспертизы цифрового образовательного контента
и образовательных сервисов
В соответствии с критериями и порядком проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках цифровой образовательной среды, утвержденными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 августа 2021 N 543 прошу провести экспертизу прилагаемого(ых) цифрового образовательного контента и/или образовательного сервиса.
Наименование цифрового образовательного контента и образовательных сервисов автора(ов); класс, для которого предназначен ЦОК и/или ОС: _____________________
Наименование правообладателя (наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит право владения, пользования и распоряжения цифровым образовательным контентом и/или образовательным сервисом): _________
Приложение:
1. ЦОК и ОС (в виде ссылок на сайты в сети "Интернет" с предоставлением доступа к ЦОК и ОС).
2. Инструкция по использованию ЦОК и ОС.
3. Методическое пособие для педагогического работника, содержащее материалы по методике использования ЦОК и ОС.
"__" ________ 20__ г.
(подпись заявителя)
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области