Приказ Минтранса России от 02.08.2018 N 290 "Об утверждении Требований к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 N 52504)


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 августа 2018 г. N 290

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ОСНАЩЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
И ОБОРУДОВАНИЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ ДОСТУПНОСТЬ ВОЗДУШНЫХ
СУДОВ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с пунктом 10 статьи 37 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; 2013, N 23, ст. 2882; 2015, N 29, ст. 4380; 2016, N 27, ст. 4224) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 г.

Министр
Е.И.ДИТРИХ

Утверждены
приказом Минтранса России
от 2 августа 2018 г. N 290

ТРЕБОВАНИЯ
К ОСНАЩЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
И ОБОРУДОВАНИЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ ДОСТУПНОСТЬ ВОЗДУШНЫХ
СУДОВ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (далее - Требования), разработаны в соответствии с пунктом 10 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2. Требования применяются к оснащению техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, воздушных судов российского и зарубежного производства, изготовленных и поставляемых (приобретаемых) на основании договоров, заключенных после 1 января 2020 г., эксплуатантами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки пассажиров.

3. В случае, если конструкция воздушного судна, признанная в качестве типовой, предусматривает наличие туалета (туалетов), то не менее одного туалета в воздушном судне должно быть приспособлено для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Туалет, приспособленный для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, должен соответствовать следующим требованиям:

1) на двери туалета или рядом с ней должен размещаться универсальный символ в виде пиктограммы или тактильной полосы <1>;

--------------------------------

<1> Глава 9 Руководства по обеспечению доступности воздушного транспорта для инвалидов Международной организации гражданской авиации (Doc 9984). https://store.icao.int/manual-on-access-to-air-transport-by-persons-with-disabilities-doc-9984-english-printed.html.

2) дверные ручки, защелки, замки и прочая арматура должны управляться одной рукой, и для их срабатывания не должны требоваться точные движения пальцев, сжатие, захват или скручивание запястья;

3) устройство для спуска воды на унитазе, краны на раковине должны срабатывать автоматически или управляться закрытым кулаком;

4) дверные ручки, защелки, замки, краны на раковине и прочая арматура и устройства должны окрашиваться в цвет, контрастирующий с соседними участками;

5) окраска дозаторов жидкого мыла, держателей полотенец и мусоросборных контейнеров должна отличаться от окраски соседних участков, и они должны обозначаться тактильными знаками;

6) туалет должен быть оборудован кнопкой вызова бортпроводника, отличающейся по своей окраске от соседних участков, обозначенной тактильным знаком и не требующей для ее использования точной работы пальцев, сжатия, захвата или скручивания запястья;

7) санитарное оборудование (раковина умывальника, зеркало, емкости для бумажных полотенец, туалетной бумаги, мыльница, крючки) должно располагаться на высоте от 700 до 1100 мм;

8) ширина дверного проема туалета должна быть больше ширины предоставляемого перевозчиком кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна (далее - кресло-коляска);

9) стены туалета должны быть оснащены поручнями безопасности для удобства использования (поручни должны иметь округлую форму, контрастную окраску по сравнению с окружающими участками или маркироваться полоской контрастного цвета по всей длине каждого поручня, не иметь острых или царапающих элементов).

4. В салоне воздушного судна перед дверью туалета, приспособленного для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, должно быть место для разворота кресла-коляски.

5. Кресло-коляска должно быть оборудовано откидывающимися или съемными подножками и подлокотниками, пристяжным устройством, стопорами или другими средствами для предотвращения перемещения кресла-коляски.

6. Пол в салоне воздушного судна должен иметь безбликовую поверхность.

7. Устройство освещения на борту воздушного судна, за исключением лампочек для чтения и других осветительных устройств, управляемых пассажиром, должно обеспечивать освещение без резких перепадов по интенсивности.

8. Наносимые в салоне воздушного судна знаки не должны затеняться и отсвечивать. Буквы и символы должны быть окрашены в контрастные цвета (светлые на темном фоне или темные на светлом фоне). Шрифт букв должен быть без перпендикулярных штрихов на концах основных линий символов.

9. Ряды пассажирских кресел в салоне воздушного судна должны быть обозначены с использованием тактильной маркировки.

10. Воздушные суда должны быть оборудованы пассажирскими креслами с подвижными (опускающимися или поднимающимися) со стороны прохода подлокотниками в количестве не менее 50% от общего числа пассажирских кресел воздушного судна.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области