Приказ Минтруда России от 14.01.2016 N 3н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2016 N 40956)


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 14 января 2016 г. N 3н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕТСКОЙ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ"

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники".

Министр
М.А.ТОПИЛИН

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 14 января 2016 г. N 3н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СПЕЦИАЛИСТ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕТСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ

744
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Проектирование детской и образовательной робототехники
29.003
(наименование вида профессиональной деятельности)
Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Создание российской конкурентоспособной детской и образовательной робототехники, ориентированной на выполнение дидактических задач

Группа занятий:

1223
Руководители подразделений по научным исследованиям и разработкам
2141
Инженеры в промышленности и на производстве
2144
Инженеры-механики
2152
Инженеры-электроники
3114
Техники-электроники
3115
Техники-механики
3119
Техники в области физических и технических наук, не входящие в данные группы
-
-
(код ОКЗ <1>)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

28.99
Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки
72.19
Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие
(код ОКВЭД <2>)
(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень квалификации
наименование
код
уровень (подуровень) квалификации
A
Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники
5
Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники
A/01.5
5
Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
A/02.5
Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
A/03.5
B
Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники
6
Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники
B/01.6
6
Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации
B/02.6
Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
B/03.6
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
B/04.6
C
Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники
7
Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
C/01.7
7
Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехники
C/02.7
Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники
C/03.7
D
Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники
7
Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехники
D/01.7
7
Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
D/02.7

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Код
A
Уровень квалификации
5
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Техник-механик
Техник-конструктор
Старший техник
Старший техник-конструктор
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
Требования к опыту практической работы
В области проектирования и конструирования изделий робототехники не менее одного года
Особые условия допуска к работе
-
Другие характеристики
-

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
3114
Техники-электроники
3115
Техники-механики
3119
Техники в области физических и технических наук, не входящие в данные группы
ЕКС <3>
-
Техник
-
Техник-конструктор
-
Техник по наладке и испытаниям
ОКПДТР <4>
26927
Техник
27862
Электроник
46990
Техник-испытатель
47022
Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами (техник-конструктор-системотехник)
47122
Техник-электрик - наладчик электронного оборудования
ОКСО <5>
140613
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
150412
Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники
151001
Технология машиностроения

3.1.1. Трудовая функция

Наименование
Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Код
A/01.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Выполнение рабочих чертежей на разрабатываемые узлы и изделия детской и образовательной робототехники
Внесение исправлений в техническую документацию по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники в соответствии с решениями, принятыми при рассмотрении и обсуждении выполняемой работы
Составление извещений об исправлениях в технической документации по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники
Систематизация, обработка и подготовка данных для составления отчетов о проделанной работе
Необходимые умения
Применять рекомендуемые нормативные и руководящие материалы на разрабатываемую техническую документацию
Пользоваться стандартным программным обеспечением при оформлении документации
Разрабатывать рабочие чертежи в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов
Применять системы автоматизированного проектирования
Применять систему предельных отклонений
Необходимые знания
Основные положения нормативных документов, определяющих правила оформления проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации
Правила и порядок оформления чертежей, отчетов, проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации, принятые в организации
Основные принципы организации труда
Стандартные программные продукты, используемые при оформлении проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации
Принципы использования специального программного обеспечения
Основы черчения и начертательной геометрии
Основные типы элементов и конструкций
Физические и механические характеристики конструкционных материалов
Другие характеристики
-

3.1.2. Трудовая функция

Наименование
Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Код
A/02.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Тестирование программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Оформление технического описания к программному обеспечению изделий детской и образовательной робототехники
Оформление сопроводительной документации на разработку программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
Применять методики и стратегии тестирования программного обеспечения
Писать программный код процедуры тестирования
Подготавливать и применять тестовые наборы данных
Анализировать, интерпретировать и документировать результаты тестирования программного обеспечения
Составлять простые схемы технологического процесса обработки информации
Составлять алгоритмы решения задач
Составлять рабочие инструкции и необходимые пояснения к ним
Подготавливать графические схемы с помощью специализированных визуальных редакторов
Отображать алгоритмы и процессы с помощью блок-схем
Выполнять операции технологического процесса обработки информации
Составлять исходящую документацию
Осуществлять передачу исходящей документации заказчику
Необходимые знания
Требования к созданию руководства пользователя
Требования к созданию руководства по эксплуатации программного обеспечения
Терминология описания интерфейса пользователя
Текстовые и графические редакторы
Основы программирования
Языки, утилиты и среды программирования и отладки программного обеспечения
Технологии создания тестовых наборов данных
Методы и средства тестирования программного обеспечения
Другие характеристики
-

3.1.3. Трудовая функция

Наименование
Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Код
A/03.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Проведение испытаний разрабатываемых электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний
Проведение испытаний разрабатываемых кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний
Установление соответствия технических характеристик узлов и изделий детской и образовательной робототехники проектно-конструкторской и эксплуатационной документации
Регулировка и наладка электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
Регулировка и наладка кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
Выявление дефектов работы электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
Выявление дефектов работы кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
Учет показателей замеченных дефектов работы электрических и кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
Вносить корректировки в проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию по результатам испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Применять при разработке узлов и изделий детской и образовательной робототехники современные технологии изготовления и сборки
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Разрабатывать и использовать программы и методики испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые знания
Основные технические характеристики, особенности кинематических схем и конструкций узлов, налаживаемых и испытываемых систем
Основы метрологии, стандартизации и сертификации
Технические средства сбора, передачи и обработки информации
Технико-эксплуатационные характеристики и правила технической эксплуатации изделий робототехники
Способы измерения параметров, характеристик и данных режимов работы оборудования
Правила пользования измерительными приборами и инструментами, приспособлениями
Основные технологические процессы и режимы производства
Порядок оформления заявок на оборудование, запасные части, инструмент, материалы и покупные комплектующие изделия
Единая система конструкторской документации
Распоряжения, приказы, стандарты и решения организации
Технические требования заказчика
Основные принципы конструкции робототехнических систем
Другие характеристики
-

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники
Код
B
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Инженер
Инженер-конструктор
Инженер-конструктор-схемотехник
Инженер-программист
Инженер-проектировщик
Требования к образованию и обучению
Высшее образование - бакалавриат
Требования к опыту практической работы
Для лиц, не имеющих профильного образования, не менее одного года в области проектирования робототехники
Особые условия допуска к работе
-
Другие характеристики
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
2141
Инженеры в промышленности и на производстве
2144
Инженеры-механики
2152
Инженеры-электроники
ЕКС
-
Инженер по наладке и испытаниям
-
Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
ОКПДТР
22587
Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике
22827
Инженер-проектировщик
22864
Инженер-электроник
42871
Инженер электротехнической лаборатории
ОКСО
150300
Прикладная механика
150400
Технологические машины и оборудование
220200
Автоматизация и управление
220600
Инноватика

3.2.1. Трудовая функция

Наименование
Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники
Код
B/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Разработка электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
Выполнение расчетов электрических цепей аналоговых и цифровых электронных узлов изделий детской и образовательной робототехники
Построение кинематических схем узлов изделий детской и образовательной робототехники
Выполнение кинематических и прочностных расчетов механических узлов изделий детской и образовательной робототехники
Разработка схемотехнической документации изделий детской и образовательной робототехники
Расчет режимов работы электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
Выбор элементной базы для разработки электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
Расчет надежности разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
Анализировать принципы работы и условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники
Производить анализ практики применения конструкционных материалов, стандартизованных изделий детской и образовательной робототехники
Подготавливать исходные данные для систем сбора и обработки информации об изделиях детской и образовательной робототехники
Создавать и применять математические модели систем изделий детской и образовательной робототехники
Использовать специализированные автоматизированные программы для выполнения кинематических и прочностных расчетов изделий детской и образовательной робототехники
Производить построение монтажных и принципиальных схем изделий детской и образовательной робототехники
Осуществлять расчет электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем изделий детской и образовательной робототехники
Составлять и корректировать технологические и тестовые программы изделий детской и образовательной робототехники
Применять методики расчета надежности узлов и агрегатов изделий детской и образовательной робототехники
Анализировать конструкторский опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий
Подготавливать исходные данные для анализа наработки на отказ систем изделий детской и образовательной робототехники
Производить компьютерный анализ собираемости узлов изделий детской и образовательной робототехники
Использовать системы автоматизированного проектирования
Использовать базы данных трехмерных моделей
Разрабатывать макеты информационных, электромеханических, электрогидравлических, электронных и микропроцессорных модулей мехатронных и робототехнических систем
Необходимые знания
Основы теоретической механики
Физические и механические характеристики конструкционных материалов
Прочностные свойства материалов и прочностные свойства деталей и узлов, связанные с особенностями конструкций
Принципы работы и условия эксплуатации проектируемых конструкций
Методики кинематических и прочностных расчетов систем
Специализированные программные продукты для проведения кинематических и прочностных расчетов
Основы схемотехники изделий детской и образовательной робототехники
Современная элементная база изделий детской и образовательной робототехники
Современные отечественные и зарубежные пакеты программ для решения схемотехнических задач
Методы выполнения технических расчетов
Законы построения монтажных и принципиальных схем
Методики расчета монтажных и принципиальных схем
Методики расчета электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем
Профессиональная терминология на английском языке
Основные принципы конструкции робототехнических систем
Основы теории надежности
Методики расчета на надежность с использованием специального программного обеспечения
Другие характеристики
-

3.2.2. Трудовая функция

Наименование
Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации
Код
B/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Анализ влияния технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов изделий детской и образовательной робототехники
Разработка конструкций узлов изделий детской и образовательной робототехники с учетом технологии изготовления и сборки узлов
Анализ и уточнение технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
Согласование технического задания на проектируемую систему изделий детской и образовательной робототехники
Определение вариантов структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники
Выбор оптимальных алгоритмов управления системой изделий детской и образовательной робототехники
Разработка эскизного проекта изделий детской и образовательной робототехники
Выбор структурной схемы изделий детской и образовательной робототехники путем сопоставления различных вариантов и их оценки с точки зрения технических и экономических требований
Расчет всех необходимых показателей структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники, в том числе показателей качества
Выбор и обоснование схемы вспомогательных устройств изделий детской и образовательной робототехники
Анализ возможности внедрения результатов проектирования детской и образовательной робототехники с учетом психофизических особенностей пользователей разного возраста
Подготовка технического проекта с учетом технических требований к разрабатываемому изделию детской и образовательной робототехники, экономической целесообразности и предполагаемой технологии его изготовления
Технико-экономическое обоснование принятого решения с расчетами себестоимости изделия детской и образовательной робототехники и стоимости его эксплуатации
Сравнение изделий детской и образовательной робототехники с аналогами по технико-экономическим характеристикам
Разработка рабочей конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники
Разработка инструкций по эксплуатации проектируемой детской и образовательной робототехники
Разработка дидактических материалов для использования детской и образовательной робототехники в образовательной деятельности
Необходимые умения
Проектировать робототехнические системы изделий детской и образовательной робототехники с использованием систем автоматизированного проектирования
Использовать методики развития творческих способностей обучающихся средствами проектно-исследовательской и конструкторской деятельности в области детской и образовательной робототехники
Применять современные технологии изготовления изделий детской и образовательной робототехники
Использовать математические модели при разработке конструкторской документации на изделия детской и образовательной робототехники
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики деталей изделий детской и образовательной робототехники
Разрабатывать конструкцию изделия детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов, требованиями заказчика
Учитывать при разработке изделий детской и образовательной робототехники результаты маркетинговых исследований
Пользоваться справочниками конструктора, технолога
Обеспечивать патентную чистоту разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники
Выполнять требования системы менеджмента качества
Использовать передовой российский и зарубежный опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий
Использовать рекомендуемые справочные материалы и сортаменты по покупным изделиям
Использовать системы автоматизированного проектирования
Применять данные по результатам эксплуатационных испытаний изделий детской и образовательной робототехники
Использовать базы данных при конструировании изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые знания
Национальные и отраслевые стандарты, технические регламенты
Основы эргономики и инженерной психологии
Распоряжения, приказы и решения, стандарты организации
Правила, требования и нормы единой системы конструкторской документации
Стандарты системы менеджмента качества
Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным изделиям и покупным изделиям
Физические и механические характеристики конструкционных материалов
Основы взаимозаменяемости деталей и узлов изделий детской и образовательной робототехники
Прочностные свойства материалов
Перечни нормализованных элементов узлов и деталей
Типовые конструкции и конструктивные решения изделий детской и образовательной робототехники
Принципы работы проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники
Условия эксплуатации проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники
Методики расчета на прочность
Особенности проектирования конструкций из композиционных материалов
Другие характеристики
-

3.2.3. Трудовая функция

Наименование
Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Код
B/03.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Формализация и алгоритмизация задач автоматизации управления изделиями детской и образовательной робототехники
Написание программного кода для изделий детской и образовательной робототехники с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными
Проверка и отладка программного кода для изделий детской и образовательной робототехники
Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения для изделия детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
Использовать методы и приемы алгоритмизации задач управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники
Использовать программные продукты для графического отображения алгоритмов
Применять стандартные алгоритмы управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники
Применять выбранные языки программирования для написания программного кода для изделий детской и образовательной робототехники
Использовать выбранную среду программирования для разработки программного кода изделий детской и образовательной робототехники
Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры
Применять нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода
Применять инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ
Выявлять ошибки в программном коде
Применять методы и приемы отладки программного кода
Интерпретировать сообщения об ошибках, предупреждения, записи технологических журналов
Применять современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода
Применять программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем
Проверять работоспособность программного обеспечения, загруженного в макеты, и опытные образцы образовательных робототехнических систем и изделий детской и образовательной робототехники
Применять методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения в изделиях детской и образовательной робототехники
Анализировать значения полученных характеристик программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники
Документировать результаты проверки работоспособности программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники
Необходимые знания
Методы и приемы формализации и алгоритмизации задач управления робототехническими системами
Нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов
Алгоритмы решения типовых задач управления, области и способы их применения
Методология разработки программного обеспечения микропроцессорных систем
Архитектура и интерфейс микропроцессоров и микропроцессорных комплектов, микроконтроллеров, одноплатных компьютеров
Интерфейс навигационных модулей и беспроводных персональных сетей для микропроцессорных систем
Интерфейс сенсорных устройств и датчиков изделий детской и образовательной робототехники
Синтаксис и стандартные библиотеки языка ассемблер и кросс-программных средств проектирования программного обеспечения микропроцессорных систем
Среды визуального программирования изделий детской и образовательной робототехники
Инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ
Методы повышения читаемости программного кода
Системы кодировки символов, форматы хранения исходных текстов программ
Нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода
Методы и приемы отладки программного кода
Типы и форматы сообщений об ошибках, предупреждений
Современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода
Программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем, внутрисхемные эмуляторы
Методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок документирования результатов проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Другие характеристики
-

3.2.4. Трудовая функция

Наименование
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Код
B/04.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Конструкторское сопровождение изготовления опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Разработка документации по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Внесение корректировки в конструкторскую документацию изделий детской и образовательной робототехники по результатам испытаний
Разработка предложений по ликвидации технических отклонений от требований конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
Производить анализ требований по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям
Осуществлять сборку и наладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники по эскизам и принципиальным схемам
Контролировать технологию изготовления и сборки деталей и узлов опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Применять методики проведения измерений при экспериментальных работах
Анализировать технологические процессы и разрабатывать предложения по выбору технологий для опытного производства изделий детской и образовательной робототехники
Обеспечивать соответствие трехмерных моделей изделий детской и образовательной робототехники требованиям технологичности изготовления и сборки деталей и узлов
Производить настройку и отладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники с использованием соответствующей контрольно-измерительной аппаратуры
Подготавливать программы и методики испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Реализовывать программы испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Анализировать результаты испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Разрабатывать мероприятия по устранению замечаний по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Корректировать конструкторскую документацию и формировать отчеты по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления в опытном производстве на технические характеристики деталей
Составлять заявки на покупные изделия и материалы
Работать со специалистами смежных структур
Диагностировать измерительные и управляющие системы и комплексы
Работать с современными средствами измерения и контроля
Необходимые знания
Основные положения технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
Технология опытного производства и характеристики технологического оборудования
Методика проведения измерений в опытном производстве
Методы сборки опытных образцов систем по принципиальным схемам
Основы методики проведения измерений при экспериментальных работах
Технические характеристики оборудования, используемого для испытаний
Программы и методики проведения испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники
Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям
Перечни нормализованных элементов узлов и деталей
Другие характеристики
-

3.3. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники
Код
C
Уровень квалификации
7
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Ведущий инженер
Главный инженер
Требования к образованию и обучению
Высшее образование - специалитет, магистратура
Требования к опыту практической работы
В области проектирования робототехники не менее двух лет
Особые условия допуска к работе
-
Другие характеристики
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
2141
Инженеры в промышленности и на производстве
2144
Инженеры-механики
2152
Инженеры-электроники
ЕКС
-
Ведущий инженер
-
Начальник отдела патентной и изобретательной работы
ОКПДТР
22587
Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике
22827
Инженер-проектировщик
22864
Инженер-электроник
42871
Инженер электротехнической лаборатории
ОКСО
150300
Прикладная механика
151001
Технология машиностроения
220200
Автоматизация и управление
220400
Мехатроника и робототехника

3.3.1. Трудовая функция

Наименование
Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
Код
C/01.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Изучение и применение опыта ведущих отечественных и зарубежных организаций по достижению технического уровня в сфере проектирования детской и образовательной робототехники
Определение по требуемым заказчиком функциям изделий детской и образовательной робототехники его основных конструктивных решений и параметров изделия в целом
Определение совместно с заказчиком технологических характеристик изделий детской и образовательной робототехники, области и условий применения
Обеспечение соблюдения требований международных и национальных стандартов, технических условий, используемых при создании изделий детской и образовательной робототехники
Разработка нормативной документации проекта на изделия детской и образовательной робототехники
Обеспечение учета возрастных и физиологических особенностей при создании изделий детской и образовательной робототехники
Согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники с внешними структурами (заказчиками, техническими службами и органами надзора)
Определение и обеспечение соблюдения требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
Формулировать задание на выполнение проектных работ для изготовления изделий детской и образовательной робототехники
Осуществлять коммуникации с представителями внешних структур по вопросам, связанным с техническим заданием на изделия детской и образовательной робототехники
Анализировать правовую документацию в сфере разработки детской продукции
Формулировать задачи по соблюдению требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники
Определять и анализировать основные возрастные и физиологические особенности пользователей изделий детской и образовательной робототехники
Читать и анализировать специальную литературу на английском языке
Корректировать техническое задание на проектирование изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с изменениями технологического режима
Необходимые знания
Трудовое законодательство Российской Федерации
Требования охраны труда
Стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации изделий детской и образовательной робототехники
Критерии проверки полноты и достоверности информации по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
Область и условия применения изделий детской и образовательной робототехники
Профессиональная терминология на английском языке
Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья
Принципы конструирования изделий детской и образовательной робототехники
Основные методики расчета узлов и деталей изделий детской и образовательной робототехники
Технические регламенты и стандарты
Другие характеристики
-

3.3.2. Трудовая функция

Наименование
Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехники
Код
C/02.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Определение проектной стоимости работ при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники
Выбор оптимальных решений разработки изделий детской и образовательной робототехники на основании проектной стоимости работ
Расчет рисков при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники
Разработка мер, направленных на повышение качества проектных работ, сокращение расхода материальных ресурсов, снижение стоимости их эксплуатации за счет улучшения качества проектных решений, при проектировании детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
Осуществлять сбор информации о разработанных проектах и их аналогах в сфере детской и образовательной робототехники для определения стоимости и повышения качества
Анализировать и структурировать параметры проектов в сфере детской и образовательной робототехники, влияющие на их стоимость и качество
Устанавливать технические и правовые параметры, влияющие на стоимость изделий детской и образовательной робототехники
Определять методы и подходы для установления стоимости проектов в сфере детской и образовательной робототехники
Определять риски, возникающие при разработке изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые знания
Законодательные и нормативные правовые акты, определяющие направления развития соответствующей отрасли детской индустрии
Методы финансирования разработок в сфере индустрии детских товаров
Система оплаты труда и формы материального стимулирования
Порядок заключения и исполнения договоров и контрактов
Основы экономики, организация труда, производства и управления
Трудовое законодательство Российской Федерации
Требования охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты
Другие характеристики
-

3.3.3. Трудовая функция

Наименование
Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники
Код
C/03.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Определение задач и видов патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
Разработка задания на проведение патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
Проведение комплекса мероприятий по сертификации изделий для детской и образовательной робототехники
Разработка мер по защите интеллектуальной собственности правообладателей в сфере детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
Анализировать состояние и тенденции развития рынка детской и образовательной робототехники, сопоставлять результаты исследований и проектных решений с результатами аналогичных работ в отечественной и зарубежной практике
Производить поиск и систематизацию научно-технической информации в сфере разработки детской и образовательной робототехники
Читать специальную литературу на английском языке
Готовить документы для патентования и лицензирования научных и технических достижений, регистрации изобретений и рационализаторских предложений
Применять данные результатов эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации на изделия детской и образовательной робототехники
Подготавливать материалы для получения сертификатов на изделия детской и образовательной робототехники
Использовать базы сертификационной документации
Осуществлять взаимодействие с российскими, зарубежными организациями и государственными сертификационными органами
Обеспечивать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности
Необходимые знания
Порядок разработки и оформления технической документации
Порядок и методы проведения патентных исследований, основы патентоведения
Нормативные и методические документы организации, касающиеся объектов и предметов профессиональной деятельности
Методы анализа технического уровня объектов техники и технологии
Стандарты, технические условия, инструкции по эксплуатации оборудования
Методика проведения испытаний для получения сертификата
Базы сертификационной документации
Результаты эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации
Профессиональная терминология на английском языке
Методы и средства защиты интеллектуальной собственности
Другие характеристики
-

3.4. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники
Код
D
Уровень квалификации
7
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Руководитель проекта
Главный инженер проекта
Требования к образованию и обучению
Высшее образование - специалитет, магистратура
Требования к опыту практической работы
В области проектирования робототехники не менее трех лет
Особые условия допуска к работе
-
Другие характеристики
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
1223
Руководитель подразделений по научным исследованиям и разработкам
ЕКС
-
Начальник исследовательской лаборатории
-
Начальник лаборатории (бюро) технико-экономических исследований
ОКПДТР
20760
Главный инженер проекта
ОКСО
150300
Прикладная механика
151001
Технология машиностроения
220200
Автоматизация и управление
220400
Мехатроника и робототехника
220600
Инноватика

3.4.1. Трудовая функция

Наименование
Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехники
Код
D/01.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Определение основных тенденций и перспектив развития индустрии детской и образовательной робототехники
Управление жизненным циклом изделий детской и образовательной робототехники
Организация проведения анализа маркетинговых исследований индустрии детских товаров с целью определения потребности в детской и образовательной робототехнике
Организация проведения исследований дидактических задач для создания изделий детской и образовательной робототехники, ориентированных на современные запросы образовательной среды и потребителей
Контроль соответствия разработанного проектного решения требованиям, предъявляемым к изделию детской индустрии: обеспечение медицинской и экологической безопасности, эстетичности и культуросообразности, направленности изделия на удовлетворение психоэмоциональных потребностей и развитие способностей, умений и креативности пользователей детской и образовательной робототехники
Контроль соответствия разработанного проектного решения физиологии и психологии детей и подростков - основных пользователей детской и образовательной робототехники
Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с государственной политикой в области индустрии детских товаров, а также с мировыми тенденциями развития детской и образовательной робототехники
Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с функциональными и эксплуатационными требованиями заказчиков изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
Анализировать научно-техническую информацию и документацию по производству детской и образовательной робототехники
Обобщать отечественный и зарубежный опыт в области разработки детской и образовательной робототехники
Производить анализ проектных решений при разработке аналогичных российских и зарубежных проектов
Составлять аналитические обзоры и научно-технические отчеты по результатам проведенных исследований в области разработки детской и образовательной робототехники
Анализировать результаты маркетинговых исследований в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники, изменять проектные решения в соответствии с данными результатами
Внедрять в практику работы проектной команды результаты исследований и инновационных разработок в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники
Читать и анализировать специальную литературу по производству детской и образовательной робототехники на английском языке
Учитывать физиологические и психологические особенности детского и подросткового возраста при разработке проекта в сфере детской и образовательной робототехники
Необходимые знания
Основные положения стратегии развития индустрии детских товаров и нормативных документов, разрабатываемых на государственном и федеральном уровне
Современные требования рынка потребителей детской и образовательной робототехники
Основные маркетинговые инструменты
Основы дидактики, физиологии и психологии
Основные понятия и определения, используемые в современной педагогике
Основные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности детских товаров
Технические регламенты в сфере индустрии детских товаров
Политика и цели организации в области качества
Базовые принципы бережливого производства
Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья
Этапы жизненного цикла изделия
Другие характеристики
-

3.4.2. Трудовая функция

Наименование
Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Код
D/02.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Создание стратегического плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Создание оперативного плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Распределение обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Разработка мотивационной модели и показателей эффективности работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Разработка и реализация предложений по вопросу профессионального становления и развития специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Организация обучения/переобучения специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники при внедрении инновационных технологических решений
Осуществление контроля деятельности специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Корректировка распределения обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Анализ и оценка конечных результатов проекта по разработке детской и образовательной робототехники
Разработка программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Использование основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач
Необходимые умения
Организовывать и мотивировать деятельность подчиненных, контролировать их деятельность, принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий
Осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
Определять ключевые цели и задачи деятельности проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) в соответствии с техническим заданием, финансовым положением и конкурентоспособностью
Разрабатывать процедуры и методы контроля работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Реализовывать программы организационных изменений, преодолевать локальное сопротивление изменениям
Внедрять инновации, перестраивая поведение и методы работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Оценивать готовность специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники к внедрению изменений и поддержке инициативы коллег по улучшению качества и повышению эффективности работы
Оценивать результаты внедрения программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники, корректировать стратегию инноваций
Необходимые знания
Особенности осуществления проектной деятельности при привлечении специалистов из различных отраслей экономики
Особенности менеджмента в области проектирования детской и образовательной робототехники
Принципы разработки процедуры и методов контроля в условиях профессиональной среды
Современные концепции организации операционной деятельности проектной команды
Особенности управления инновациями, возможные препятствия при введении новых подходов
Происходящие изменения и новые разработки в области проектирования детской и образовательной робототехники в Российской Федерации и на международном уровне
Основные принципы современной системы управления качеством
Другие характеристики
-

IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва
Исполнительный директор
Шошин Евгений Валентинович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1
Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва
2
ООО "Агентство по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций" (Профаккредагентство), город Москва
3
ООО "НПО "ЭЛТЭК Иркутск", город Иркутск
4
ООО "ОСТ", город Новочеркасск, Ростовская область
5
ООО "Ринел", город Ростов-на-Дону
6
ООО "Русучприбор", город Москва
7
ООО "СПКБ", город Санкт-Петербург
8
ООО "ФЕСТО-РФ", город Москва
9
ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана", город Москва

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор занятий.

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

<4> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области