Приказ Росавиации от 25.04.2017 N 333-П "Об утверждении Методических рекомендаций по процедурам подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих изготовление воздушных судов и другой авиационной техники требованиям федеральных авиационных правил в Федеральном агентстве воздушного транспорта"


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ
от 25 апреля 2017 г. N 333-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОЦЕДУРАМ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ДРУГОЙ
АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ
ПРАВИЛ В ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

На основании подпунктов 5.4.55 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2016 N 1011 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" и обеспечения непрерывного процесса сертификации объектов гражданской авиации приказываю:

1. Утвердить прилагаемые "Методические рекомендации по процедурам подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих изготовление воздушных судов и другой авиационной техники требованиям федеральных авиационных правил в Федеральном агентстве воздушного транспорта" (далее - Методические рекомендации).

2. Начальникам структурных подразделений Росавиации руководствоваться Методическими рекомендациями при проведении подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих изготовление воздушных судов и другой авиационной техники требованиям федеральных авиационных правил.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации М.В. Буланова.

Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО

Утверждено
Приказом Росавиации
от 25 апреля 2017 г. N 333-П

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЦЕДУРАМ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ДРУГОЙ
АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ
ПРАВИЛ В ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Методические рекомендации разработаны для обеспечения подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям федеральных авиационных правил Росавиацией и Авиарегистром России.

Изложенные в Методических рекомендациях порядок оценки, одобрения и контроля производственной деятельности изготовителей изделий АТ и их компонентов распространяются на следующие виды документов об одобрении производства:

1. Сертификат на производство;

2. Свидетельство об одобрении производства;

3. Разрешение на производство.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Применительно к настоящим Методическим рекомендациям используются следующие определения:

Авиационная техника - воздушное судно и его компоненты.

Аудит - системное, независимое исследование (рассмотрение) с целью определения соответствия установленным требованиям.

Базис - комплекс требований, распространяемых на производство данного типа АТ.

Высшее Руководство - лицо или группа работников, осуществляющих руководство и управление организацией (предприятием) на высшем уровне.

Примечание: Состав Высшего Руководства организации должен быть отражен в Руководстве по качеству и в Руководстве по безопасности.

Декларация о конструкции и характеристиках - неотъемлемая часть Свидетельства о годности, содержащая информацию о конструкции, квалификационном базисе изделия, его характеристиках, диапазоне внешних условий и эксплуатационных ограничений, в пределах которых обеспечиваются характеристики КИ.

Держатель одобрения производства - юридическое лицо, имеющее выданный Росавиацией документ об одобрении производства изделий АТ.

Директива Летной годности - документ, содержащий обязательную информацию о поддержании летной годности воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и комплектующих изделий.

Документ о годности - признанный Авиационными властями документ, удостоверяющий соответствие изделия АТ утвержденной типовой конструкции и являющийся необходимым условием допуска этого изделия к эксплуатации. Применительно к воздушным судам таким документом является Первичный Сертификат летной годности, а для компонентов ВС - формуляр, паспорт или этикетка.

Документ об одобрении производства - Разрешение, Свидетельство об одобрении или Сертификат, выданные Росавиацией и позволяющие Изготовителю производить изделия АТ в соответствии с утвержденной типовой конструкцией.

Изготовитель - предприятие (юридическое лицо), осуществляющее изготовление серийных изделий АТ или их компонентов.

Изделие авиационной техники (далее - изделие АТ) - экземпляр воздушного судна, авиационного маршевого двигателя, вспомогательного двигателя, воздушного винта и их компонентов.

Импортное комплектующее изделие - комплектующее изделие, изготовленное за пределами Российской Федерации.

Комплектующее изделие - изделие АТ, обладающее конструктивной целостностью, не подвергаемый никаким изменениям в процессе изготовления изделий, в которых его применяют, и изготовленный на другом предприятии по самостоятельному комплекту КД.

Компонент - составная часть ВС, АМД, ВД, ВВ.

Конструкторская документация - графические и текстовые документы, которые в отдельности или в совокупности определяют состав и устройство изделия АТ и содержат необходимые данные для его изготовления, контроля, приемки и эксплуатации.

Корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или ее предупреждения.

Литирование документации - присвоение комплекту документации на образец АТ или компонента обозначения (литеры) после ее корректировки по результатам испытаний соответствующих изделий АТ.

Независимая инспекция - инспекция, осуществляющая контрольные функции у Разработчика и Изготовителя, уполномоченная Росавиацией и принимающая, в пределах своей компетенции, решения, независимые от решений и мнений организации и предприятий, которые она контролирует.

Несоответствие - обнаруженное отклонение от требований действующей нормативной, конструкторской, технологической документации и внутренних стандартов предприятия.

Образец АТ - тип воздушного судна, тип авиационного маршевого двигателя, тип воздушного винта и тип вспомогательного двигателя.

Одобрительное письмо - документ, выдаваемый Росавиацией Разработчику КИ на тип КИ, устанавливаемого на конкретный образец авиационной техники, и удостоверяющий соответствие типа КИ требованиям квалификационного базиса.

Поставщик - юридическое лицо, которое снабжает компонентами, материалами или оказывает услуги Изготовителю.

Предупреждающее действие - действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

Процедура - установленный способ осуществления деятельности.

Разработчик - организация, предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники и имеющее сертификат разработчика.

Разрешение на производство (разрешительное письмо) - документ, выдаваемый Росавиацией на определенный календарный срок и разрешающий Изготовителю производить ограниченное количество экземпляров АТ, соответствующих типовой конструкции.

Руководство по безопасности - документ, описывающий систему безопасности предприятия.

Руководство по качеству - документ, описывающий систему качества предприятия.

Свидетельство о годности комплектующего изделия - документ, удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям квалификационного базиса.

Свидетельство об одобрении производства - документ, выдаваемый Росавиацией, удостоверяющий соответствие требованиям и разрешающий производство экземпляров АТ, соответствующих типовой конструкции.

Сертификат летной годности - документ, удостоверяющий летную годность изготовленного экземпляра воздушного судна.

Сертификат на производство - документ, выдаваемый Росавиацией, удостоверяющий соответствие требованиям, разрешающий производство экземпляров АТ, соответствующих типовой конструкции, и предоставляющий дополнительные привилегии держателю Сертификата.

Сертификат типа - документ, выдаваемый Росавиацией и удостоверяющий соответствие образца авиационной техники требованиям сертификационного базиса.

Сертификация (Одобрение) производства - установление соответствия производства у Изготовителя требованиям и его способности изготавливать каждое изделие с соблюдением того, что оно соответствует типовой конструкции и находится в состоянии, обеспечивающем безопасность эксплуатации.

Система качества - совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего управления качеством.

Система управления безопасностью - системный подход к управлению безопасностью, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры.

Технические условия - документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметрах и характеристиках изделия АТ, которые подлежат контролю и оценке при приемке изделия в качестве готовой продукции и установлении его соответствия типовой конструкции.

Технологическая документация - графические или текстовые документы, которые отдельно или в совокупности с другими документами определяют технологический процесс или операции изготовления изделий.

Типовая конструкция - конструкция образца АТ или его компонента, соответствие которой требованиям летной годности устанавливается по результатам сертификации образца или компонента.

Эксперт - аудитор - назначенный Росавиацией специалист для выполнения оценки соответствия производства АТ действующим требованиям.

Эксплуатационная документация - документация по поддержанию летной годности, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию изделия АТ, включая его техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АП - Авиационные Правила

АТ - Авиационная техника

АМД - Авиационный маршевый двигатель

БА - Бюллетени, направленные на устранение конструктивных и производственных недостатков, вызвавших прекращение эксплуатации изделия

БД - Бюллетени, направленные на устранение конструктивных и производственных недостатков, не приводящих к прекращению эксплуатации изделия

БЭ - Бюллетени, по которым изменяют эксплуатационную документацию изделия

ВС - Воздушное судно

ВВ - Воздушный винт

ВД - Вспомогательный двигатель

ВП - Военное представительство Министерства обороны

ГОСТ - Национальный стандарт

ДКХ - Декларация о конструкции и характеристиках

ДЛГ - Директива летной годности

ИИ - Извещение об изменении

ИКИ - Импортное комплектующее изделие

КД - Конструкторская документация

КИ - Комплектующее изделие

ЛА - Летательный аппарат

НД - Нормативная документация

НИ - Независимая инспекция

ООСЧ - Особо ответственная составная часть

ООЭК - Особо ответственный элемент конструкции

ОП - Одобрительное письмо

ОСТ - Отраслевой стандарт

ОТК - Отдел технического контроля

ПИ - Предварительное извещение

ПО - Программное обеспечение

РБ - Руководство по управлению безопасностью

РК - Руководство по качеству

РО - Руководство по обслуживанию

РЛЭ - Руководство по летной эксплуатации

РЭ - Руководство по эксплуатации

СГКИ - Свидетельство годности комплектующего изделия

СЗИ - Сертификационные заводские испытания

СК - Система качества

СКИ - Сертификационные контрольные испытания

СТ - Сертификат типа

СУБ - Система управления безопасностью

СЦ - Сертификационный центр

СЧ - Составная часть

ТД - Технологическая документация

ТУ - Технические условия на изделие АТ

ЭО - Эксплуатирующая организация

ЭД - Эксплуатационная документация

I. Общие положения

A. Уполномоченным органом по подтверждению соответствия юридических лиц, осуществляющих изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям федеральных авиационных правил является Росавиация.

1. Для исполнения полномочий Росавиация привлекает Авиарегистр России, Сертификационные центры и экспертов-аудиторов.

2. Полномочия Сертификационных центров определяются при их аккредитации Росавиацией.

Полномочия экспертов-аудиторов устанавливаются при их аккредитации Росавиацией.

3. Военные представительства Министерства обороны (ВП) на предприятиях, разрабатывающих и изготавливающих воздушные суда и другую авиационную технику гражданского назначения, выполняют функции Независимой инспекции, контролируют выполнение процедур сертификации, изготовление и осуществляют приемку изделий АТ.

5. Взаимодействие Росавиации, Авиарегистра России, Независимых инспекций и Сертификационных центров осуществляется на основе Положений и Инструкций и Методических рекомендаций.

6. Росавиация с привлечением Авиарегистра России, Сертификационных центров и Независимых инспекций проводит в соответствии со своими полномочиями:

- контроль постановки изделий АТ на производство;

- оценку технологии изготовления изделий АТ;

- общую оценку (аудит) и одобрение производства изделий АТ;

- контроль за одобренным производством изделий АТ и последующие аудиты.

B. Основные документы по одобрению производства воздушных судов и другой авиационной техники

1. Федеральные авиационные правила.

2. Нормативная документация.

2.1. Национальные стандарты (оргстандарты), применяемые при изготовлении и контроле качества, являются основой в процессе производства гражданской АТ.

- порядок сертификационных работ;

- качество конструкторской документации;

- качество технологической документации;

- качество изготовления изделий;

- выполнение утвержденных стандартов предприятия по качеству.

Оргстандарты содержат также требования к порядку разработки и постановки на производство изделий авиационной техники, обязательные к выполнению Разработчиком и Изготовителем, в том числе определяющие документацию и объекты, представляемые ими Независимой Инспекции для контроля.

2.2. В связи с тем, что применительно к авиационной промышленности оргстандарты до настоящего времени являются общими для гражданской и военной АТ, при разработке и производстве конкретного типа гражданской АТ формируется базис национальных стандартов, содержащий документы, выполнение которых обязательно при постановке гражданской АТ на серийное производство и контроле изготовления продукции.

2.3. Базис оргстандартов формируется и утверждается Разработчиком и Изготовителем и согласовывается Независимыми инспекциями при них.

2.4. В базис оргстандартов кроме государственных стандартов могут быть включены "Положения", отраслевые стандарты и нормативные документы авиационной промышленности (производственные инструкции, инструкции, руководящий технический материал и другие).

2.5. "Положения", утвержденные или введенные в действие органами государственного управления, являются документами, имеющими ранг государственных или отраслевых стандартов, и обязательны к выполнению организациями и предприятиями Промышленности. "Положения" содержат требования и указания, не вошедшие в оргстандарты, или разъясняют порядок их применения.

2.6. Отраслевые (авиационные) стандарты и нормативные документы промышленности рассматриваются как требования к элементам системы организации производства и контроля качества продукции Изготовителем. Они используются при разработке стандартов предприятия и другой нормативной документации Изготовителя.

C. Порядок получения одобрительных документов

1. Изготовитель воздушных судов и другой авиационной техники, намеревающийся получить одобрительный документ на производство (сертификат на производство, свидетельство об одобрении производства, разрешение на производство), подает Заявку в Росавиацию.

Заявка и прилагаемые к ней документы принимаются Росавиацией по описи прилагаемых документов, копия которой с отметкой о дате приема вручается заявителю.

Росавиация готовит решение о направлении заявки с прилагаемыми документами для проверки полноты и достоверности содержащихся в них сведений в Авиарегистр России.

По результатам проверки Авиарегистр России готовит комплексное заключение и направляет его в Росавиацию.

Для проведения проверки с выездом к заявителю приказом Росавиации создается комиссия. Состав комиссии определяется руководителем Росавиации.

Проверка с выездом к заявителю осуществляется с использованием контрольных карт, в которых указывается соответствие или несоответствие заявителя требованиям федеральных авиационных правил.

На основании заполненных контрольных карт по результатам проверки оформляется акт, который подписывается членами комиссии, осуществившими проверку.

В случае, если акт содержит информацию о соответствии заявителя требованиям федеральных авиационных правил, Росавиация оформляет соответствующий заявке одобрительный документ.

Одобрительный документ подписывается руководителем Росавиации или его заместителем и регистрируется в журнале учета выданных одобрительных документов.

В случае выявления оснований для отказа в предоставлении одобрительного документа Росавиация принимает решение об отказе в предоставлении одобрительного документа и информирует об этом заявителя.

II. Разрешение на производство при наличии сертификата типа (Аттестата)

1. Требования к Изготовителю при подаче заявки:

1) Изготовитель имеет для этого изделия Сертификат типа (Аттестат) или Соглашение с держателем Сертификата типа (Аттестата), разрешающее использование утвержденных конструкторских данных для производства изделий, соответствующих типовой конструкции;

2) Изготовитель создал и поддерживает систему контроля производства;

3) Изготовитель имеет руководство по качеству, устанавливающее систему контроля производства.

2. Разрешение может быть выдано на изготовление экземпляров воздушных судов, имеющих Временный сертификат типа.

3. Разрешение не может быть выдано Изготовителю, если его производственная база размещена таким образом, что доступ Росавиации для ее оценки и последующего контроля затруднен.

4. Разрешение не может быть выдано Изготовителю, если доступ Независимой инспекции для приемки в установленном порядке каждого изделия АТ затруднен.

5. Разрешение на производство должно содержать:

- наименование ВС или компонента 1 класса, разрешенного к производству;

- определение числа экземпляров, которые разрешается изготовить в рамках действия Разрешения на производство;

- специальные требования (при необходимости) к системе контроля производства Изготовителя, учитывающие особенности ВС или компонентов 1 класса;

- специальные требования (при необходимости) к системе управления безопасностью Изготовителя;

- указания по переходу к сертифицированному производству;

- срок действия Разрешения на производство.

Разрешение на производство выдается на срок 2 года и его действие может быть прекращено в случае, если:

- производство не соответствует установленным требованиям;

- есть доказательства, что Изготовитель не может осуществлять надлежащий контроль производства изделий, указанных в Разрешении;

- разрешение было аннулировано, изготовитель от него отказался или истек срок его действия.

3. Производство ВС и компонентов 1 класса в течение 6 месяцев после выдачи Росавиацией соответствующих Сертификатов типа

1. Если Изготовитель, указанный в карте данных к Сертификату типа, выпускал ВС или компоненты 1 класса для проведения сертификационных и эксплуатационных испытаний, то после корректировки КД и оформления Сертификата типа на эти изделия и представления в Росавиацию Заявки на сертификацию производства, он может продолжить изготовление данных изделий АТ в период до 6 месяцев без получения документа об одобрении производства. При этом каждый экземпляр ВС или компоненты 1 класса подлежат приемке Независимой инспекцией, аккредитованной Росавиацией в соответствии с действующими процедурами.

Изготовитель должен в установленный срок представить в Росавиацию описание системы контроля производства.

2. В течение 6-месячного периода Изготовитель несет ответственность за выпуск экземпляров ВС и компонентов 1 класса, соответствующих типовой конструкции.

3. В случае отсутствия прогресса в действиях Изготовителя по получению документа об одобрении производства после истечения 6 месяцев Росавиация может приостановить оформление Независимой инспекцией документов по подтверждению летной годности ВС или компонентов 1 класса.

III. Сертификаты на производство или свидетельства об одобрении производства ВС и компонентов 1 класса.

1. Требования к Изготовителю при подаче заявки:

Изготовитель воздушных судов и компонентов I класса подает заявку на получение документа об одобрении производства изделий определенного типа, если Изготовитель имеет для этого изделия Сертификат типа (Аттестат) или Соглашение с держателем сертификата типа (Аттестата), обеспечивающее координацию действий Разработчика и Изготовителя при производстве изделий утвержденной типовой конструкции.

2. Документ об одобрении производства не может быть выдан держателю Временного сертификата типа.

3. Документ об одобрении производства не может быть выдан Изготовителю, если его производственная база размещена таким образом, что доступ Росавиации для ее оценки и последующего контроля затруднен или Изготовитель не может предоставить Росавиации возможность проверки его поставщиков и субподрядчиков.

4. Документ об одобрении производства не может быть выдан Изготовителю, если доступ Независимой инспекции для приемки в установленном порядке каждого изделия АТ или выборочной проверки продукции и/или условий ее производства затруднен.

5. Требования к изготовителю при подаче заявки на получение Сертификата на производство:

1) Изготовитель создал и поддерживает систему качества и Систему управления безопасностью, включая Контроль поставщиков, в полном объеме собственными силами.

2) При аудите производства Росавиацией не выявлено несоответствий 1 и 2 класса (см. p. V настоящего руководства).

6. Порядок подачи заявки, процедура ее рассмотрения, проведение проверки с выездом и выдача Свидетельства об одобрении производства или Сертификата на производство изложены пункте C раздела I настоящих Методических рекомендаций.

e. Привилегии

Держатель Сертификата на производство наделяется следующими привилегиями по сравнению с держателем Свидетельства об одобрении производства или Разрешения на производство по сертификату типа:

1) Значительное сокращение объемов контроля Независимой инспекцией изготовления изделий.

2) Снятие требования приемки Независимой инспекцией каждого изделия АТ.

3) Выдача Первичных сертификатов летной годности изделий (документов о годности) на основании данных собственного контроля изделий АТ Изготовителем.

При этом Росавиация или Независимая инспекция осуществляют выборочную проверку продукции для оценки ее соответствия типовой конструкции.

f. Продолжительность действия

Документ об одобрении производства (Сертификат на производство или Свидетельство об одобрении производства) выдается на 2 года. Действие документа об одобрении производства может быть прекращено, если:

1. Изготовитель не в состоянии продемонстрировать соответствие производства установленным требованиям;

2. Держатель Сертификата типа прекратил все действия по контролю за производством, и/или Соглашение с держателем СТ (Аттестата) утратило силу;

3. Держатель документа об одобрении производства или какой-либо из его поставщиков или субподрядчиков не предоставляет Росавиации возможности проведения необходимых проверок;

4. Изготовитель не может осуществлять надлежащий контроль за производством изделий в соответствии с документом об одобрении производства;

5. произведен отказ Держателя от документа об одобрении производства;

6. изменено местоположение производственных мощностей одобренного производства.

В случае отказа от Сертификата или его отзыва Сертификат должен быть возвращен в Росавиацию.

g. Сертификация (одобрение) производство ВС и компонентов 1 класса, конструкция которых удостоверена Аттестатом о годности к эксплуатации (эквивалент Сертификата типа)

Аттестат о годности к эксплуатации ВС - документ, выданный органами исполнительной власти в области деятельности гражданской авиации и авиационной промышленности и удостоверяющий соответствие воздушного судна Нормам летной годности, действовавшим на момент выдачи аттестата.

Сертификация (одобрение) производства указанной выше АТ выполняется по процедурам, установленным настоящим Руководством, с учетом следующего:

- заявителем на сертификацию производства данной АТ может быть организация, которой был передан комплект конструкторской документации организацией, являющейся ее Разработчиком на момент оформления Аттестата о годности к эксплуатации ВС;

- заявитель на получение или Держатель документа об одобрении производства обеспечил взаимодействие с организацией, являющейся Разработчиком данной АТ, на основе заключенных договоров или соглашений, оформленных в соответствии с действующим на момент их подписания законодательством;

- предварительный аудит не проводится, так как Изготовитель АТ, как правило, уже освоил производство и поставляет в эксплуатацию изделия АТ;

- под образцом данной АТ понимается конструкция, определенная рабочей конструкторской документацией, откорректированной по результатам соответствующих испытаний,

прошедшей проверку и утверждение в порядке, установленном Единой системой конструкторской документации (ЕСКД);

- под контрольным комплектом конструкторской документации понимается комплект документации, прошедшей проверку и утверждение в порядке, установленном Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), признанный годным для серийного производства и сформированный на начало серийного производства. Согласно ЕСКД данный комплект называется архивным комплектом конструкторской документации, в который изменения не вносятся и данный экземпляр подлежит хранению Изготовителем АТ;

- под текущим комплектом конструкторской документации понимается комплект документации, находящийся у Изготовителя на момент сертификации (обследования) производства изделий АТ;

- изменения, вносимые в текущий комплект конструкторской документации, должны быть утверждены Разработчиком (или его уполномоченным представителем) до внедрения их в производство. При этом оценка влияния на летную годность АТ и классификация каждого вносимого изменения выполняется по процедурам, утвержденным Разработчиком АТ.

Одобрение Росавиацией классификации изменений, вносимых в текущий комплект конструкторской документации (в том числе и ТУ), не требуется;

- сервисные бюллетени оформляются в соответствии с действующей нормативной документацией и подлежат одобрению компетентным органом, выдавшим Аттестат годности к эксплуатации ВС, наделенным соответствующими полномочиями и ответственностью.

h. Порядок прекращения действия документа об одобрении производства

(a) В случае нарушения условий (см. f) данного раздела, при которых было одобрено производство, а также при возникновении в процессе эксплуатации ВС авиационных происшествий или инцидентов, причиной которых явились производственные дефекты, документ об одобрении производства может быть частично ограничен, приостановлен или аннулирован путем направления Держателю документа об одобрении производства Уведомления Росавиации, в котором определяется:

- вид ограничения;

- описание несоответствия, повлекшего ограничение, приостановление или аннулирование документа об одобрении производства;

- сроки действия ограничения или приостановления документа об одобрении производства.

Уведомление об ограничении действия документа об одобрении производства оформляется в случае, если Изготовителем нарушены условия, при которых было одобрено производство, применительно к одному или более изделий АТ, указанных в перечне разрешенных работ. При этом в Уведомлении указывается наименование изделия АТ, в отношении которого накладывается ограничение действия ранее выданного документа об одобрении производства.

Уведомление о приостановлении действия документа об одобрении производства оформляется, в случае если Изготовителем нарушены условия, при которых было одобрено производство, применительно ко всем изделиям АТ, указанным в перечне разрешенных работ.

Уведомление об аннулировании действия документа об одобрении производства оформляется, в случае если Изготовителем нарушены условия, при которых было одобрено производство, применительно ко всем изделиям АТ, указанным в перечне разрешенных работ, а также не представлены доказательства устранения причин, повлекших нарушение условий (см. f) данного раздела, при которых было одобрено производство, и/или не обеспечивается летная годность АТ.

Уведомление об аннулировании или о приостановлении действия документа об одобрении производства направляется Держателю документа об одобрении производства на основании Решения Росавиации, оформленного установленным порядком.

Уведомление об ограничении действия документа об одобрении производства направляется Держателю документа об одобрении производства на основании решения, принятого Росавиацией.

При получении соответствующего Уведомления Держатель документа об одобрении производства должен прекратить производство изделий АТ и предоставить на одобрение в Росавиацию План мероприятий по устранению выявленных несоответствий с указанием сроков выполнения корректирующих и предупреждающих мер. План мероприятий подлежит согласованию и контролю за выполнением Независимой инспекцией, осуществляющей контроль за производством Держателя документа об одобрении производства. Условием снятия ограничений и восстановления действия документа об одобрении производства является выполнение Плана мероприятий Держателем документа об одобрении производства. До момента представления Держателем документа об одобрении производства в Росавиацию доказательств в выполнении работ согласно Плану мероприятий и получения официального письма Росавиации о возобновлении действия ранее выданных документов об одобрении производства окончательная приемка изделий АТ Независимой инспекцией не выполняется.

Снятие ограничений действия документа об одобрении производства осуществляется направлением Изготовителю АТ официального письма Росавиации.

Восстановление действия документа об одобрении производства осуществляется на основании Решения Росавиации, оформленного установленным порядком, о чем Изготовитель АТ извещается официальным письмом.

В случае аннулирования документа об одобрении производства бывший Изготовитель АТ обязан возвратить в Росавиацию ранее выданный документ в течение трех календарных дней с момента получения Уведомления.

i. Сертификация производства в случае изменения условий, при которых было одобрено данное производство.

1. В случае изменения условий, при которых было одобрено производство, таких как:

- передислокация производства или его части;

- существенное изменение организационной структуры или организационно-правовой формы собственности предприятия;

- значительное сокращение численности производственного персонала и/или персонала службы качества;

- изменение схемы кооперационных работ;

- существенное изменение (переработка) нормативной базы, регламентирующей порядок организации производства, Держатель документа об одобрении производства обязан известить о них Росавиацию в письменной форме с предоставлением необходимых материалов и документации.

2. По результатам рассмотрения и анализа представленных материалов и документации Росавиация принимает решение:

- о возможности подтверждения действия ранее выданного Документа об одобрении производства без проведения дополнительного обследования (внепланового аудита); или

- о необходимости проведения внепланового обследования (аудита) производства в измененных условиях с целью определения возможности подтверждения действия ранее выданного документа об одобрении производства.

3. Если Росавиацией принято решение о возможности подтверждения действия ранее выданного документа об одобрении производства без проведения внепланового аудита, Держатель документа об одобрении производства уведомляется об этом официальным письмом.

4. Если Росавиацией принято решение о необходимости проведения внепланового аудита, данный аудит проводится согласно пункту C раздела I настоящих Методических рекомендаций.

IV. Заявка на сертификацию производства

1. Определение Изготовителя.

Изготовитель экземпляров вновь проектируемого типа воздушного судна, двигателя и воздушного винта должен быть определен не позднее окончания этапа макета образца.

Второй и последующие Изготовители, если они необходимы, могут быть определены позднее.

Примечание: Все Изготовители экземпляров ВС и компонентов 1 класса должны быть внесены в карту данных Сертификата типа.

2. Подача Заявки на сертификацию производства ВС и компонентов 1 класса. Рекомендации Заявителю.

2.1. документ об одобрении производства должен быть получен не позднее 6 месяцев после выдачи Росавиацией Сертификата типа.

2.2. Порядок подачи заявки, процедура ее рассмотрения, проведение проверки с выездом и выдача Свидетельства об одобрении производства или Сертификата на производство изложены пункте C раздела I настоящих Методических рекомендаций.

2.3. Заявка на сертификацию производства от второго Изготовителя, если таковой имеется, может быть направлена в Росавиацию после передачи Разработчиком этому Изготовителю конструкторской документации и заключения Соглашения о взаимодействии.

2.4. Заявка на сертификацию производства должна быть снабжена:

1) сведениями об изделии АТ, содержащими краткое техническое описание, основные характеристики.

2) краткой характеристикой гражданской авиационной техники, выпускаемой Изготовителем, в пределах последних 10 лет, предшествующих подаче Заявки.

3) указанием, в соответствии с какими действующими требованиями Изготовитель намерен сертифицировать производство.

4) описанием организации производства, содержащей следующую информацию:

a) заявление-декларацию о соответствии требованиям Федеральных авиационных правил и обязательство поддержания этого соответствия;

b) структуру предприятия с перечислением руководящего состава, в том числе ответственных за обеспечение взаимодействия с Росавиацией;

c) сферу деятельности предприятия;

d) сведения о производственном и инженерно-техническом персонале, о системе подготовки и повышения квалификации кадров;

e) общее описание производственных мощностей;

f) перечень сотрудников, наделенных полномочиями подписывать документы по подтверждению летной годности;

g) порядок взаимодействия с Разработчиком - Держателем Сертификата типа;

h) перечень поставщиков и субподрядчиков;

i) перечень действующей производственно-контрольной и внешней нормативной документации;

j) процедуры взаимодействия с Независимой инспекцией;

k) порядок отчетности перед Росавиацией.

2.6. Заявка на сертификацию производства воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта и комплектующего изделия действительна на срок не более 1 года,

если одновременно с подачей Заявки Изготовитель не обосновал, что требуется больший срок на постановку изделия на производство и создание соответствующей системы качества.

Если Изготовитель убеждается, что им не может быть получен в срок действия Заявки соответствующий документ Росавиации, то он должен подать в Росавиацию новую заявку.

2.7. Заявка на продление действия Разрешения на производство, Свидетельства об одобрении или Сертификата на производство подается не позднее чем за 90 дней до истечения срока действующего документа, выданного Росавиацией.

V. Сертификационные работы

A. Контроль постановки изделия на производство.

1. Выбор завода-изготовителя для производства изделия АТ оформляется совместным Решением Разработчика и предполагаемого Изготовителя, согласованным, в необходимых случаях, с органами государственного управления авиапромышленности.

2. На основании принятого Решения и Протокола макетной комиссии Изготовитель изделий АТ направляет в Росавиацию информацию о начале подготовки производства.

3. Рассмотрев представленные документы, Росавиация согласовывает соответствующее Решение о закреплении военного представительства у Изготовителя в качестве Независимой Инспекции и оформляет установленным порядком Свидетельство о делегировании полномочий.

4. Разработчик, Изготовитель формируют, согласовывают с Независимыми Инспекциями и утверждают Базис организационных стандартов, используемых при производстве, и Комплексный план постановки на производство, содержащий два этапа:

I. Подготовка производства

II. Освоение производства

5. Этап подготовки производства.

5.1. Независимая Инспекция в соответствии со своими полномочиями осуществляет контроль:

- соблюдения базиса оргстандартов;

- выполнения Комплексного Плана постановки на серийное производство;

- соблюдения порядка передачи, комплектности и оформление КД, направляемой Разработчиком Изготовителю;

- наличие Перечня ООЭК и стандартов по контролю их изготовления.

Примечание: После доработки по результатам всех сертификационных испытаний и на основании опыта изготовления первых экземпляров конструкторская документация предъявляется Разработчиком и Изготовителем Комиссии для проверки и последующего утверждения для производства с присвоением соответствующей литеры.

Комиссия формируется Разработчиком и Изготовителем совместно с Независимыми инспекциями Разработчика и Изготовителя с привлечением специалистов Разработчика и Изготовителя. Председателем комиссии назначается, как правило, начальник Независимой инспекции у Разработчика.

5.2. Разработчик и Изготовитель подготавливают, утверждают и согласовывают с Независимыми Инспекциями в этих организациях Технические Условия (ТУ) на контроль и приемку изделия АТ.

После согласования Независимыми инспекциями ТУ направляются на согласование в Авиарегистр и одобрение в Росавиацию.

5.3. Независимая Инспекция у Изготовителя формирует Перечень обязательных предъявлений при изготовлении составных частей и Изделия АТ в целом для окончательной приемки на всех этапах производства.

5.4. Изготовитель представляет на согласование Независимой Инспекции Руководство по качеству (или Руководство по системе контроля изготовления), описывающее и устанавливающее организацию процесса производства согласно действующей нормативной документации системы качества, обеспечивающей выполнение стандартных условий соответствия объектов и процедур требованиям федеральных авиационных правил.

5.5. Этап подготовки производства считается завершенным, когда:

- Изготовителем получена КД литеры "О1" и осуществлен ее запуск в производство;

- введены корректировки технологической документации на изготовление изделий,

соответствующие КД литеры "О1";

- проведены мероприятия, предусмотренные для этого этапа Комплексным Планом постановки на серийное производство, в том числе:

- опробованы и отлажены средства технологического оснащения;

- оформлено Руководство по качеству для производства изделия;

- составлен документ о достигнутой технологической готовности Изготовителя к освоению производства изделия.

6. Этап освоения производства

Освоение производства изделий считается завершенным, если:

- выполнены мероприятия Комплексного плана постановки изделия на серийное производство, в т.ч. согласована Независимой Инспекцией нормативная документация системы качества;

- технологической документации на изделие присвоена литера "01";

- изготовителем оформлен документ, согласованный с Независимой инспекцией об окончании этапа освоения производства и готовности предприятия к серийному изготовлению изделия АТ.

B. Обследование авиационного производства

a. Предварительный аудит

1. Предварительный аудит проводится на предприятии Изготовителя, как правило, в том случае, если он ранее не осуществлял изготовление воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и компонентов гражданской АТ и должен быть завершен к моменту приемки НИ первого изделия.

2. Предварительный аудит проводится в порядке, приведенном в разделе c.(2) настоящей главы.

По поручению Росавиации предварительный аудит проводится Авиарегистром России совместно с аккредитованным сертификационным центром. При этом Росавиация утверждает программу проверки и состав комиссии.

3. Комплексное заключение Авиарегистра России по результатам предварительного аудита должно содержать конкретные указания по доведению производства до уровня, соответствующего установленным требованиям и определения возможности выдачи одобрения производства.

b. Основной аудит

1. Основной аудит производства изделия АТ должен быть завершен не позднее 6 месяцев после выдачи Росавиацией сертификата типа.

2. Основной аудит проводится Росавиацией с участием Авиарегистра России и СЦ.

3. Выдача по результатам основного аудита Разрешения на производство при наличии сертификата типа, Свидетельства об одобрении или Сертификата производства означает соответствие производства требованиям Авиационных правил и одобрение Росавиацией представленной системы контроля производства или системы качества, описанных в Руководстве по качеству, действующем на момент аудита.

c. Проведение аудита (обследования) авиационного производства

1.1 Порядок подачи заявки, процедура ее рассмотрения, проведение проверки с выездом и выдача Свидетельства об одобрении производства или Сертификата на производство изложены пункте C раздела I настоящих Методических рекомендаций.

1.2. Основные этапы и сроки выполнения аудита определяются Росавиацией совместно с Авиарегистром и сообщаются Заявителю или Держателю документа об одобрении производства.

1.3. В случае, если объекты и процедуры оценки стандартных условий соответствия для конкретного производства будут отличаться от типовых, Росавиацией утверждается Программа обследования производства.

1.4. Общие требования к экспертам - аудиторам.

Специалисты, проводящие сертификацию производства, должны отвечать следующим требованиям:

1. Образование, опыт работы, обучение и опыт проведения аудита

a) высшее техническое образование должно быть завершенным, позволяющим овладеть знаниями и навыками в области деятельности;

b) практический опыт работы должен быть не менее 5 лет в технической сфере, сфере управления или в профессиональной области, включая опыт принятия решений, разрешения проблем и обмена информацией с другим управленческим или специальным персоналом, сотрудниками того же уровня, потребителями и/или другими заинтересованными сторонами;

c) курс обучения в самой организации или в специализированной организации должен обеспечивать развитие знаний и навыков в области деятельности;

d) опыт проведения аудитов (2 4) должен быть приобретен под руководством аудитора, который компетентен в качестве руководителя аудиторской группы в этой области.

2. Личные качества

Кандидат должен обладать такими качествами как: самостоятельность, способность к анализу, выдержанность, принципиальность, способность к общению, способность выслушать собеседника, доброжелательность, тактичность, объективность, ответственность, принципиальность, способность реалистично оценивать ситуацию и факты, четко излагать мысли устно и письменно, уметь работать в "команде".

3. Знания и навыки

Компетентность кандидата в области деятельности должна подтверждаться подготовкой по программам, утвержденным для соответствующих направлений деятельности, и включающим в том числе:

- правовые основы сертификации;

- процедуры сертификации;

- планирование, организацию и документы по проведению аудитов.

4. Поддержание и повышение компетентности

Каждый специалист должен заботиться о постоянном росте профессиональной подготовки посредством регулярного участия в проверках, самостоятельного изучения новых материалов в области сертификации, участие в семинарах и конференциях, прохождения курсов повышения квалификации, участия в разработке нормативных документов системы сертификации и пр.

1.6. Ответственность членов комиссии

a) Председатель комиссии несет ответственность за:

- подбор членов комиссии;

- ознакомление Заявителя с составом комиссии и программой работы;

- проведение постановочного, рабочего и заключительного совещаний;

- отбор поставщиков для оценки;

- проверки правильности оформления экспертами-аудиторами протоколов оценки стандартных условий соответствия с перечнями несоответствий к ним, обнаруженных в процессе проверки, и передачу их Заявителю;

- анализ обнаруженных несоответствий и необходимых корректирующих действий;

b) Члены комиссии несут ответственность:

- за объективную оценку производства Заявителя по конкретным элементам стандартных условий соответствия;

- оформление контрольных карт проверки соответствия организации - изготовителя авиационной техники требованиям авиационных правил;

- согласование корректирующих действий, представленных Заявителем в плане Мероприятий по результатам аудита, в части проверенных ими условий соответствия.

1.7. К моменту начала аудита предприятие должно представить комиссии Росавиации заполненную Анкету по самооценке системы качества. При проведении аудита заполненная Анкета рассматривается членами комиссии, как официальная декларация предприятия о том, каким документом (или документами) регламентируется каждая из рассматриваемых процедур системы качества.

2. Порядок проведения аудита.

2.1. Собственно аудит (обследование) производства предприятия проводится комиссией Росавиации по следующим 11 элементам стандартных условий соответствия:

(1). Организация управления и ответственность.

(2). Управление проектными данными.

(3). Гарантия качества программного обеспечения.

(4). Производственные и специальные процессы.

(5). Определение летной годности (Определение годности к эксплуатации).

(6). Средства измерения, метрологическое обеспечение производства.

(7). Испытания.

(8). Неразрушающий контроль.

(9). Работа с поставщиками. Обеспечение качества поставляемых материалов, полуфабрикатов, частей и комплектующих изделий.

(10). Действия с продукцией с несоответствиями.

(11). Получение, обращение, хранение и транспортировка материалов, КИ, деталей, составных частей и изделий АТ.

2.2. По результатам обследования члены комиссии Авиарегистра готовят перечни выявленных несоответствий и заключения о соответствии, которые оформляются в виде протоколов оценки по каждому из элементов. При этом проверке подлежит:

- регламентирующая документация по каждой процедуре;

- закрепление ответственности за выполнение процедуры;

- фактическое выполнение.

Как один из методов проверки реализации процедур обеспечения качества, выборочно проверяется качество изготовления элементов конструкции. Обязательному обследованию подлежит изготовление особо ответственных элементов конструкции.

2.3. Для объективной и полной оценки соответствия объектов и процедур производства применяются стандартные условия соответствия. Эксперт фиксирует соответствие каждого объекта и процедуры производства только при выполнении всех стандартных условий соответствия, применимых для оценки. В случае невозможности оценки объекта и/или процедуры, эксперт (по согласованию с председателем комиссии) может не оценивать его или заменить на более приемлемый с внесением изменений в протокол оценки элемента.

2.4. В случае выявления в ходе проверки несоответствий, они, после обсуждения на рабочих совещаниях (п. 2.6), заносятся в Перечни несоответствий, прикладываемые к Протоколам оценки каждого элемента стандартных условий соответствия.

2.5. Все выявленные в ходе аудита несоответствия подлежат классификации с указанием в Перечне несоответствий в графе 3 формы Приложения I-7 их класса, т.е. группы важности. При этом:

- Класс "1" имеют несоответствия, не позволяющие достаточно полно обеспечить летную годность изделий или их соответствие типовой конструкции и требованиям АП.

- Класс "2" имеют несоответствия, не связанные непосредственно с летной годностью изделий, но представляющие собой систематические отклонения от установленных процедур, или приводящие в сочетании с отклонениями в других процедурах к несоответствиям класса "1".

- Класс "3" имеют несоответствия, не относящиеся к 1 и 2 классам.

Класс выявленных несоответствий проставляется экспертом в Перечне несоответствий после обсуждения с председателем комиссии на рабочем совещании. Отнесение выявленных несоответствий к определенному классу в перечнях несоответствий является предварительным и может быть скорректировано после рассмотрения материалов аудита в Авиарегистре.

2.6. В ходе аудита проводятся рабочие совещания:

a) Совместные - Комиссии Росавиации и представителей предприятия:

- постановочное совещание, на котором члены комиссии Росавиации знакомятся с руководителями и техническими специалистами предприятия, с представителями предприятия, уполномоченными на сопровождение работы комиссии, доводят до представителей предприятия схему и рабочий график работ, распределение обязанностей внутри комиссии;

- рабочие совещания - в конце рабочего дня члены комиссии в присутствии заинтересованных представителей предприятия, сообщают о том, какие объекты они проверили и какие выявили несоответствия. Представители предприятия, в случае несогласия с оценкой эксперта, обязаны предоставить дополнительную информацию по выявленным несоответствиям;

- заключительное совещание, на котором председатель и члены комиссии доводят до сведения руководства и специалистов предприятия итоги проверки, классификацию выявленных несоответствий и, при необходимости, совместно с представителями предприятия обсуждают пути и сроки устранения выявленных несоответствий.

b) Совещания членов комиссии Росавиации и представителей Независимой инспекции по обсуждению промежуточных результатов проверки, классификации выявленных несоответствий, организации взаимодействия внутри комиссии, формированию выводов и т.д.

3. Оформление результатов обследования производства.

3.1. Все выявленные в ходе аудита несоответствия (классифицируемые по п. 2.5) разделяются на группы:

a) При проведении предварительного и/или первичного основного аудита:

1) несоответствия класса "1" и "2", препятствующие выдаче Документа Росавиации об одобрении производства;

2) несоответствия класса "3", которые должны быть устранены в целях совершенствования системы качества предприятия в согласованные с Росавиацией и Авиарегистром сроки.

b) При проведении аудита с целью продления действия (или при проведении внеплановых аудитов) ранее выданного Документа об одобрении производства:

1) несоответствия класса "1", препятствующие выдаче Документа Росавиации об одобрении производства;

2) несоответствия класса "2", не препятствующие выдаче Документа Авиационного Регистра, но требующие устранения в согласованные с Росавиацией сроки (не более 6 месяцев);

3) несоответствия класса "3", которые не требуют незамедлительных действий, но должны быть устранены в целях совершенствования системы качества предприятия в согласованные с Авиарегистром сроки.

3.2. Все несоответствия, выявленные в ходе проверки, после их классификации направляются руководителю предприятия официальным письмом Росавиации.

На основании письма Росавиации предприятие составляет Мероприятия по устранению несоответствий, не препятствующих выдаче (продлению действия) документа по одобрению производства, с указанием причин выявленных несоответствий и мер по их устранению. Мероприятия подлежат согласованию с руководителем Независимой инспекции на предприятии, после чего направляются на согласование в Авиарегистр одобрение в Росавиацию.

3.3. Мероприятия по устранению несоответствий должны быть представлены в Росавиацию в течение 30 дней после получения письма Росавиации.

d. Выдача документа Росавиации об одобрении производства

1. Контроль устранения несоответствий.

1.1. После устранения несоответствий, препятствующих выдаче Разрешения, Свидетельства об одобрении (Сертификата) производства или продления их действия, предприятие направляет в Росавиацию согласованный с Независимой инспекцией отчет об устранении упомянутых несоответствий. Отчет должен быть представлен в Росавиацию не позднее 15 дней после получения письма.

В случае несвоевременного устранения несоответствий при отсутствии объективных причин, Росавиация может приостановить действие Разрешения, Свидетельства об одобрении или Сертификата на производство и своим предписанием может прекратить приемку продукции Независимой инспекцией, а в случаях, связанных с безопасностью полетов, - выпустить Директиву летной годности.

1.2. После получения и рассмотрения отчета по п. 1.1 Росавиация принимает решение о необходимости проверки устранения несоответствий, препятствующих выдаче Документа об одобрении производства. Председатель комиссии Росавиации формирует (при необходимости) специальную группу экспертов для проверки на предприятии результатов устранения несоответствий. Персональный состав этой группы формируется из экспертов-аудиторов, проводивших проверку предприятия. По результатам проверки Председатель комиссии составляет Акт проверки устранения несоответствий.

2. Выдача документа об одобрении производства.

После одобрения Росавиацией плана мероприятий по п. 3.3 и составления Акта по п. 1.2 председатель комиссии готовит Комплексное заключение о возможности выдачи Разрешения, Свидетельства об одобрении или Сертификата на производство и представляет его в Авиарегистр. Авиарегистр после рассмотрения Комплексного заключения, в случае положительного заключения, представляет в Росавиацию Решение о возможности выдачи соответствующего Документа об одобрении производства. На основании представленного Авиарегистром Решения Росавиация оформляет Разрешение, Сертификат или Свидетельство об одобрении производства. Формы Разрешения, Свидетельства об одобрении производства и Перечня разрешенных работ.

Документ об одобрении производства с сопроводительным письмом направляется Изготовителю либо передается ответственному представителю предприятия.

3. Хранение документации.

Для обеспечения прослеживаемости процесса выдачи, поддержания, исправления, приостановки действия или отзыва Сертификатов на производство, Свидетельств об одобрении производства или Разрешительных писем в Авиарегистре создана система хранения документации, включающая:

1) материалы, представленные претендентом на получение или держателем документа об одобрении производства;

2) документы, оформленные в ходе изучения и проверки представленных документов, а также мероприятия по результатам аудита производства;

3) комплексное заключение комиссии Росавиации;

4) копии выданных одобрительных документов.

5) Копия Решения Авиарегистра;

6) Отчет о выполнении мероприятий.

Комплект данных документов (сшитый в скоросшиватель) хранится в соответствующем отделе в папке - деле предприятия.

В каждой папке - деле находятся комплекты документации по 3 последним аудитам предприятия. Материалы более ранних проверок подлежат сдаче в архив Авиарегистра, где должны храниться в соответствии с архивным делопроизводством.

Отчеты предприятий, составленные в соответствии с разделом XII настоящего Руководства, должны храниться в соответствующем отделе и регистрироваться ответственным лицом. Отчеты подлежат хранению в папках по полугодиям.

В отделе подлежат хранению отчеты за последние 2 года (4 полугодия). Отчеты предприятий за более раннее время подлежат сдаче в архив Авиарегистра и хранению в соответствии с архивным делопроизводством.

VI. Структура производства у Изготовителя

1. Изготовитель должен располагать производственными мощностями и ресурсами, необходимыми для выпуска серийных изделий АТ, соответствующих типовой конструкции и годных к эксплуатации.

2. Ключевые подразделения, как, например, подразделения окончательной сборки, испытаний АТ и окончательной приемки изделий, должны находиться в прямом административном подчинении Изготовителя.

3. Если производство осуществляется по кооперации на нескольких предприятиях, расположенных в разных местах, должно быть определено головное предприятие Изготовителя, официальный адрес которого должен быть указан в Заявке на сертификацию производства.

Другие предприятия в этом случае являются подчиненными и функционируют под контролем головного Изготовителя.

VII. Контроль Поставщиков

A. Общие требования к поставкам комплектующих изделий (компонентов).

1. Перечень комплектующих изделий и их Поставщиков передается Разработчиком изделия (Держателем Сертификата типа) Изготовителю изделия АТ в составе согласованного с Независимой инспекцией у Разработчика комплекта конструкторской документации.

2. На основании полученных конструкторских данных Изготовитель изделий АТ оформляет и представляет в Авиарегистр согласованный с Независимой инспекцией Перечень утвержденных поставщиков материалов и компонентов.

3. Для установки на экземпляры изделий АТ при производстве или в эксплуатации могут использоваться только те компоненты, которые получены только от утвержденных поставщиков и имеют сопроводительные документы, удостоверяющие их годность к эксплуатации.

4. Основным документом, определяющим взаимоотношения Поставщика КИ и Изготовителя изделий АТ, устанавливающим требования к поставляемым КИ, является Договор (контракт) на поставку. Договор на поставку должен содержать все необходимые требования к поставляемому КИ или ссылки на документы, их содержащие (ТУ на поставляемое КИ, для стандартизированных КИ - номер ГОСТа или ОСТа), а также все дополнительные требования к Поставщику КИ, связанные с обеспечением качества поставок, включая требования к сопроводительным документам, подтверждающим годность КИ к эксплуатации.

5. Контроль поставщиков, получивших в Росавиации одобрение производства, может быть ограничен уровнем, достаточным для демонстрации удовлетворительного взаимодействия между системами качества Поставщика и Изготовителя изделий АТ.

Поставщик, не имеющий одобрения производства, должен находиться под контролем системы качества Изготовителя изделия АТ.

B. Требования к поставкам материалов.

1. Изготовитель должен использовать для производства изделий АТ только материалы и полуфабрикаты (далее - материалы), которые:

- указаны в конструкторской документации, официально переданной Разработчиком изделия;

- имеют технические условия на изготовление, контроль и поставку материала.

2. Поставляемые материалы должны иметь сопроводительный документ (паспорт, сертификат), подтверждающий их соответствие требованиям НД на материал.

3. Основным документом, определяющим взаимоотношения Поставщика материала и Изготовителя изделий АТ, устанавливающим требования к поставляемым материалам, является Договор (контракт) на поставку. Договор на поставку должен содержать все необходимые требования к поставляемому материалу или ссылки на документы, их содержащие (номер ГОСТа, ОСТа, ТУ), а также все дополнительные требования к Поставщику материала, связанные с обеспечением качества поставок, включая требования к сопроводительным документам, подтверждающим качество материала.

4. Требования к взаимодействию Изготовителя изделий АТ с Поставщиками материалов должны быть установлены стандартами, как это указано в разделе (C, D).

При этом Изготовитель АТ может проводить собственную оценку и надзор над системой качества у Поставщика материала, даже если этот Поставщик сертифицирован.

C. Требования к Изготовителю изделия АТ по контролю поставщиков.

1. Изготовитель изделия АТ, претендующий на одобрение производства, должен иметь организационную структуру и стандарты предприятия, описывающие систему контроля Поставщиков КИ и материалов.

Указанные стандарты должны входить в состав системы качества Изготовителя изделия АТ и подлежат согласованию с Независимой инспекцией.

2. Стандартами Изготовителя изделия АТ должно предусматриваться:

1) Составление и поддержание полного Перечня утвержденных Поставщиков;

2) Принципы определения структуры и содержания договоров (контрактов);

3) Процедуры и критерии оценки Поставщиков материалов и КИ, включая, при необходимости, проведение аудита, и их внесения в Перечень утвержденных Поставщиков.

4) Процедуры и критерии контроля за Поставщиками, включая, при необходимости, проведение плановых и внеплановых аудитов.

5) Порядок обмена информацией об опыте эксплуатации.

6) Процедуры выдачи Поставщикам Разрешений на прямую поставку частей и КИ в организации, эксплуатирующие ВС, а также процедуры периодического подтверждения выданных Разрешений.

D. Требования к изготовителю изделия АТ по контролю иностранных Поставщиков материалов, полуфабрикатов, частей и КИ

Применительно к контролю иностранных Поставщиков материалов, полуфабрикатов, частей и КИ стандарты, упомянутые в пп. C.1 и C.2 должны включать:

1. Процедуры контроля конфигурации (учета изменений) типовой конструкции изделия в части, касающейся импортных материалов, полуфабрикатов, частей и КИ.

2. Требования к составу и содержанию сопроводительной документации на поставляемые материалы, полуфабрикаты, части и КИ.

3. Процедуры выдачи разрешений иностранным поставщикам на прямую поставку материалов и КИ эксплуатантам.

4. Контроль соответствия КИ иностранного производства чертежам и спецификациям на этапе сертификации типа проводится в соответствии с установленными требованиями.

5. Контроль Иностранных Поставщиков и их продукции на этапе производства изделия АТ производится Изготовителем в соответствии с утвержденными стандартами предприятия.

Содержание и выполнение стандартов по контролю Иностранных Поставщиков материалов и КИ и их продукции подлежат оценке Авиарегистром при сертификации производства изделия АТ и в процессе последующего контроля.

E. Действия Росавиации и Авиарегистра по оценке контроля Поставщиков

При сертификации производства изделий АТ и в процессе последующего контроля Росавиация и Авиарегистр будут акцентировать внимание на содержании и выполнении стандартов по контролю Поставщиков.

Росавиация и Авиарегистр могут принять решение о необходимости провести оценку работы с Поставщиками компонентов II и III класса с целью определения возможности Поставщиков осуществлять производственные мероприятия, проверки и испытания для установления соответствия выпускаемых компонентов типовой конструкции.

Количество Поставщиков, подвергаемых проверке, определяется исходя из сложности изделия АТ, а также важности изготавливаемых компонентов. Выбор Поставщиков для обследования, порядок и программа аудита определяется Авиарегистром. Аудит может выполняться как специалистами Росавиации и Авиарегистра, так и назначенными экспертами-аудиторами по поручению Росавиации.

Росавиация должна в письменном виде известить изготовителя изделия АТ о планируемой проверке его Поставщиков до начала аудита и о результатах - по окончании проверки.

В случае выявления несоответствий они должны быть направлены Поставщику и Изготовителю изделия АТ для принятия корректирующих действий.

VIII. Сертификация производства комплектующих изделий

A. Общие положения

Настоящий раздел устанавливает процедуры сертификации производства и требования к производству компонентов образцов авиационной техники (АТ) III класса, категории А (комплектующих изделий - КИ), получивших Свидетельство о годности комплектующего изделия или Одобрительное письмо Росавиации.

B. Право на получение документа об одобрении производства

1. Заявитель имеет право на получение документа об одобрении производства КИ, если он:

(a) является Держателем СГКИ или ОП на конкретный тип КИ, или

(b) обеспечил удовлетворительную координацию с Держателем СГКИ или ОП по передаче и своевременной актуализации одобренных конструкторских данных, гарантируемую соответствующими взаимоотношениями (через договор/соглашение) и

(c) подтвердил, что для конкретного объема производственных работ целесообразно получение одного из документов об одобрении производства, или

(d) подтвердил, что для конкретных КИ целесообразно и возможно расширение Перечня разрешенных работ к одному из полученных документов об одобрении производства, и

(e) подтвердил, что каждый экземпляр КИ будет доступен для контроля Независимой инспекцией (или органом, имеющим на то полномочия Росавиации), и

(f) продемонстрировал систему качества (или систему контроля) производства, которая обеспечивает соответствие каждого экземпляра КИ, изготовленного по текущему комплекту конструкторской документации (КД), типовой конструкции, оговоренной в СГКИ или ОП, и его годность к эксплуатации.

2. В случае если производственные подразделения и службы Заявителя размещены за пределами России, Заявитель имеет право на получение документа об одобрении производства после того, как Росавиация убедится, что такое размещение подразделений и служб не препятствует контролю за ними со стороны Росавиации.

3. Заявка на получение документа об одобрении производства подается на момент выдачи СГКИ или ОП.

Заявка должна содержать:

a) вид документа об одобрении производства, который испрашивает Заявитель:

(1) Разрешение на производство, или

(2) Свидетельство об одобрении производства;

b) сведения, требуемые согласно пп. 1 (a), (b);

4. Срок действия Разрешения на производство

a) Разрешение на производство выдается на 1 год.

b) Свидетельство об одобрении производства выдается на 3 года.

c) Если до истечения срока действия Свидетельства об одобрении производства Изготовитель КИ вновь продемонстрировал соответствие производства установленным требованиям, то Свидетельство продлевается на 3 года; при этом номер Свидетельства остается неизменным относительно выданного ранее. Заявка на продление срока действия Свидетельства об одобрении производства подается за 90 дней до истечения действия ранее выданного Свидетельства.

d) Действие документа об одобрении производства прекращается в случае, если:

- Держатель не в состоянии продемонстрировать соответствие производства установленным требованиям или

- есть доказательство, что Изготовитель не может осуществлять надлежащий контроль производства КИ, указанных в одобрении производства, или

- документ об одобрении производства был аннулирован, или истек срок его действия.

C. Порядок проведения сертификационных работ.

Работы по сертификации производства КИ, получивших Свидетельство о годности комплектующего изделия или Одобрительное письмо, осуществляются в порядке, установленном Руководством.

D. Обязанности Держателя документа об одобрении производства КИ

Держатель документа об одобрении производства комплектующего изделия обязан:

1. Сделать каждый экземпляр КИ доступным для проверки Независимой инспекцией.

Перед передачей будущему владельцу каждого экземпляра изделия предоставить Независимой инспекции доказательную документацию (Декларацию) о соответствии конкретного экземпляра КИ текущему комплекту КД. Декларация должна включать подтверждение того, что:

(a) экземпляр КИ соответствует типовой конструкции, оговоренной в СГКИ или ОП;

(b) экземпляр КИ прошел предусмотренный КД объем приемо-сдаточных испытаний и признан годным к эксплуатации.

2. Одновременно с Декларацией предоставлять Независимой инспекции единый отчетный документ - Дело изделия.

3. Оказывать содействие Держателю Сертификата типа образца авиационной техники, СГКИ, ОП касательно любых действий, направленных на поддержание летной годности АТ.

4. Идентифицировать (маркировать) каждое КИ данными согласно устанавливаемым требованиям.

5. Предоставлять Отчет Авиарегистру, Держателям Сертификата типа, СГКИ и ОП обо всех случаях, когда КИ были выпущены Изготовителем и впоследствии определены как имеющие отклонения от конструкторских данных, а также проводить проверку КИ, находящихся в эксплуатации, с целью выявления аналогичных отклонений. Если Изготовитель выступает в качестве Поставщика для другого производственного предприятия, он должен предоставлять этому предприятию Отчет обо всех случаях выпуска КИ, которые впоследствии были определены как имеющие возможные отклонения от КД.

6. Поддерживать производство КИ в состоянии, установленном на момент выдачи Росавиацией документа об одобрении производства.

7. Поддерживать систему архивного хранения в актуальном состоянии с целью обеспечения сохранности данных, позволяющих подтвердить соответствие экземпляров КИ типовой конструкции.

8. Своевременно предоставлять информацию в Росавиацию и Авиарегистр в случае изменений:

- структуры предприятия;

- службы контроля производства;

- службы качества;

- статуса юридического лица;

- месторасположения производственных площадей, влияющих на производственные процессы и демонстрацию соответствия каждого экземпляра КИ текущему комплекту КД.

При возникновении указанных изменений Держатель документа об одобрении производства должен подать Заявку в Росавиацию на одобрение новых условий производства КИ и продемонстрировать, что производство в этих условиях будет соответствовать установленным требованиям.

9. Обеспечивать специалистов Независимой инспекции всеми техническими средствами, необходимыми и достаточными для осуществления окончательной приемки КИ, а также любой его составной части в процессе производства и восстановления изделия до состояния, позволяющего установить его соответствие типовой конструкции.

IX. Сертификация производства компонентов изделий АТ

Порядок сертификации производства компонентов (частей и деталей), предназначенных для замены и модификации в эксплуатации и при ремонте сертифицированных изделий АТ устанавливается Росавиацией.

X. Ответственность держателя документа об Одобрении производства

1. Изготовитель - держатель документа об одобрении производства несет ответственность за поддержание системы контроля производства или системы качества в соответствии с утвержденными данными и процедурами, а также за то, что каждый изготовленный экземпляр изделия АТ соответствует типовой конструкции.

2. Изготовитель обязан извещать Росавиацию, Авиарегистр и Независимую инспекцию о любых изменениях, которые могут повлиять на производство, процедуры контроля и испытаний, соответствие изделий типовой конструкции и их летную годность.

Такие изменения могут включать:

1) передислокацию части предприятия или введение дополнительных производств, включая передачу части производства сторонним организациям;

2) возобновление производства после перерыва в течение длительного времени, превышающего обычно практикуемый перерыв, например, в отпускной период;

3) значительное сокращение с последующим возобновлением деятельности производственных служб;

4) значительное сокращение численности персонала служб контроля изготовления или службы качества;

5) изменение или пересмотр данных или процедур службы контроля изготовления и испытаний или службы качества.

3. Изготовитель несет ответственность за идентификацию (маркировку) экземпляров изделия в соответствии с требованиями, установленными Росавиацией и Авиарегистром, требованиями КД и ТД, а также в соответствии с утвержденными процедурами маркировки и клеймения по результатам контроля изготовления и испытаний продукции.

4. Изготовитель - держатель документа об одобрении производства должен:

а) оказывать содействие Держателю сертификата типа относительно любых действий, направленных на поддержание летной годности изготовленных изделий и их компонентов;

b) сообщать Держателю сертификата типа обо всех случаях, когда выпущенные изделия впоследствии были определены как имеющие возможные отклонения от утвержденной конструкторской документации и проводить совместные исследования для точного определения причин, которые могли привести к небезопасному состоянию;

c) сообщать в Авиарегистр обо всех отклонениях, которые могли привести к небезопасному состоянию, а также проводить проверки изделий, находящихся в эксплуатации с целью выявления аналогичных отклонений;

d) обеспечивать специалистов НИ техническими средствами, необходимыми для осуществления их деятельности.

XI. Контроль за сертифицированным производством

1. Основными процедурами контроля за производством после выдачи документа об одобрении производства являются:

- плановые аудиты, проводимые Росавиацией по окончании срока действия документа об одобрении производства;

- внеплановые аудиты, проводимые Росавиацией в случае выявления грубых нарушений или серьезных производственных дефектов, выявленных в эксплуатации;

- "летучий контроль" отдельных систем и элементов производства, проводимый Независимой инспекцией в плановом или чрезвычайном порядке в соответствии с ее полномочиями;

- контроль Независимой инспекцией своевременного выполнения мероприятий по плану, одобренному Росавиацией и Авиарегистром по результатам предыдущего аудита;

- контроль Независимой инспекцией выполнения действующей документации системы качества;

- приемка готовых изделий АТ Независимой инспекцией;

- контроль соблюдения ограничений производства (перечня разрешенных работ).

2. Программы и порядок обследования производств при плановых и внеплановых аудитах определяются Разделом V-B.(c)

Основной задачей аудитов является оценка соответствия условий (мероприятий), обеспечивающих продление действия Разрешительного письма или Свидетельства об одобрении (Сертификата) производства.

Время проведения следующего планового аудита определяется сроком действия Сертификата или Свидетельства об одобрении производства. При обнаружении несоответствий требованиям по сертификации производства, классифицированных как несоответствие 1 и 2 класса, Одобрение производства может быть подвергнуто частичному ограничению или временному приостановлению.

В случае срыва запланированных сроков проведения аудита по вине предприятия или при неудовлетворительных результатах аудита Росавиацией прекращает действие Разрешения, Свидетельства об одобрении или Сертификата производства и своим предписанием может прекратить приемку продукции Независимой инспекцией.

В отдельных случаях Авиарегистр вправе перенести сроки выполнения аудита при наличии объективных причин. К их числу относятся:

- приостановка выпуска изделий данного типа;

- необходимость совместить первичный аудит производства изделий нового типа с периодическим аудитом производства освоенных изделий.

3. "Летучий контроль" отдельных систем и элементов производства проводится по программам, утвержденным начальником Независимой инспекции у Изготовителя. При необходимости, Начальник Независимой инспекции представляет в Росавиацию и Авиарегистр рекомендации по проведению внеплановых аудитов или других мер воздействия на Изготовителя.

4. При контроле документации системы качества представители Независимой инспекции Росавиации:

- участвуют в работе комиссии по проверке конструкторской и технологической документации, проверяют выполнение работ, предусмотренных в решении по акту комиссии, проводившей сертификационные испытания или аудит предприятия;

- рассматривают и согласовывают все изменения документов, по которым ведется изготовление, контроль, испытания продукции и обеспечиваются условия производства, в том числе документации системы качества, и контролируют их внедрение в производство;

- не реже одного раза в год проверяют качество и комплектность документации, условия и правила ее хранения и учета;

- периодически проверяют корректировку документации в соответствии с требованиями стандартов, а также по материалам контроля текущего производства и испытаний продукции;

- ведут контроль соответствия документации по поддержанию летной годности (эксплуатационной и ремонтной документации) требованиям НД.

XII. Отчетность держателя документа об Одобрении производства

Изготовитель изделия АТ или его компонентов, начиная с момента получения Разрешения на производство при наличии Сертификата типа, Свидетельства об одобрении или Сертификата производства, каждые 6 месяцев направляет в Авиарегистр краткий отчет нижеследующего содержания:

1. Информация о выпущенных изделиях.

1.1. Перечень изделий, получивших за отчетный период первичные сертификаты летной годности, с указанием заводского и бортового номера изделий, владельца и эксплуатанта - для изготовителей ВС.

1.2. Перечень изделий, получивших за отчетный период документы о годности к эксплуатации, с указанием заводского номера - для изготовителей авиадвигателей, воздушных винтов и компонентов.

1.3. Перечень изделий, выпущенных с начала получения документа об одобрении производства - отдельно по каждому типу изделий.

2. Безопасность (составляется при наличии авиационных происшествий или инцидентов на ЛИСе, а также в эксплуатации).

2.1. Тип и номер изделия, причина события. Причина возникновения дефекта.

2.2. Какие недостатки явились причинами пропуска в эксплуатацию дефекта производства (если таковой имел место).

2.3. Принятые меры.

3. Изменения типовой конструкции.

3.1. Перечень деталей, узлов и агрегатов, переданных для изготовления сторонним организациям.

3.2. Перечень сервисных бюллетеней, введенных в действие за отчетный период (по типам изделий).

4. Качество.

4.1. Динамика рекламаций за отчетный период (по типам изделий) в сравнении с предыдущим периодом. Краткие результаты исследований с указанием причин возникновения дефектов/отказов.

4.2. Количество переиспытаний (переоблетов), выполненных экипажем Независимой инспекции, их основные причины.

4.3. Изменения в действующей на предприятии системе качества, включая сведения об изменении в высшем руководящем звене управления, задействованном в производстве изделий АТ.

4.4. Сведения о замене поставщиков компонентов II и III "А" класса.

4.5. Сведения об одобрении сторонних организаций, участвующих в изготовлении деталей, узлов и агрегатов типовой конструкции.

4.6. Сведения о количестве выполненных мероприятий по устранению несоответствий, выявленных при аудите производства.

После выполнения всех работ согласно мероприятиям по устранению несоответствий, выявленных комиссией Росавиации в процессе аудита производства (раздел Vc п. 3.2), Изготовитель обязан представить в Росавиацию и Авиарегистр отчет, подписанный руководителем службы качества и согласованный с Независимой инспекцией.

5. Выполнение распоряжений Росавиации и Авиарегистра, в том числе Плана мероприятий по результатам аудита.

Полугодовые отчеты Изготовителя подписывает руководитель службы качества предприятия и согласовывает с руководителем Независимой инспекции.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области