Приказ Росгвардии от 08.12.2017 N 524 (ред. от 27.08.2018) "Об утверждении Наставления по правовой работе в войсках национальной гвардии Российской Федерации"


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 декабря 2017 г. N 524

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ
ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утвердить прилагаемое Наставление по правовой работе в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Врио директора Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации -
главнокомандующего войсками
национальной гвардии
Российской Федерации
генерал-полковник
С.МЕЛИКОВ

Приложение
к приказу Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от 08.12.2017 N 524

НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Наставление по правовой работе в войсках национальной гвардии Российской Федерации <1> определяет содержание правовой работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации <2>.

--------------------------------

<1> Далее - "Наставление".

<2> Далее - "войска национальной гвардии" или "войска".

Правовая работа в войсках национальной гвардии - комплекс мер правового характера, осуществляемых органами управления <3> (должностными лицами), направленных на правовое обеспечение сферы деятельности войск национальной гвардии, сферы оборота оружия, сферы частной охранной и частной детективной деятельности и сферы вневедомственной охраны, а также на создание достаточных правовых условий для выполнения войсками возложенных на них законом задач.

--------------------------------

<3> Под органами управления в настоящем Наставлении понимается Росгвардия, управления оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальные органы Росгвардии, управления соединений, воинские части, военные образовательные организации высшего образования и иные организации войск национальной гвардии.

2. Основными направлениями (видами) правовой работы в войсках национальной гвардии являются:

организационно-правовая работа;

правовой контроль;

нормотворческая деятельность;

судебно-исковая работа;

информационно-правовое обеспечение.

3. Проведение правовой работы по не регламентированным настоящим Наставлением направлениям деятельности регулируется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии.

4. Договорно-правовой департамент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации <4>, правовые подразделения (лица, занимающие воинские должности (замещающие должности) по юридической специальности <1>) структурных подразделений Росгвардии, управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии <2> образуют юридическую службу войск национальной гвардии.

--------------------------------

<4> Далее - "ДПД Росгвардии".

<1> За исключением профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии.

<2> Далее - "правовые подразделения войск национальной гвардии" или "правовые подразделения".

5. ДПД Росгвардии выполняет функции головного подразделения войск национальной гвардии в области правовой работы, координирует работу в этой области и осуществляет ведомственный контроль за деятельностью правовых подразделений управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии <3>.

--------------------------------

<3> Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. N 400 "Об утверждении Положения о Договорно-правовом департаменте Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".

6. Организация правовой работы и ответственность за ее соответствие установленным в войсках национальной гвардии требованиям возлагается на руководителей (начальников) структурных подразделений Росгвардии, командующих округами войск национальной гвардии, начальников территориальных органов Росгвардии, командиров (начальников) соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии <4>. К их полномочиям относятся:

--------------------------------

<4> Далее - "руководители (командиры, начальники)".

непосредственное руководство правовым подразделением;

утверждение положения о правовом подразделении (должностных обязанностей (должностных инструкций, должностных регламентов);

издание в пределах предоставленных полномочий правовых актов;

организация материально-технического и кадрового обеспечения правового подразделения;

организация представления (представление) в судах интересов Российской Федерации, Росгвардии (управления оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии, территориального органа Росгвардии, управления соединения, воинской части, военной образовательной организации высшего образования, иной организации войск национальной гвардии <5>);

--------------------------------

<5> Далее - "воинские части (организации)".

планирование мероприятий по правовой работе в структурном подразделении Росгвардии, воинской части (организации);

определение путей совершенствования правовой работы в структурном подразделении Росгвардии, воинской части (организации);

внесение в вышестоящие органы управления предложений по совершенствованию правовой работы;

организация взаимодействия в вопросах правовой работы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими органами, организациями, подразделениями.

7. К полномочиям правовых подразделений относятся:

проверка соответствия законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Росгвардии представляемых на подпись руководителям (командирам, начальникам) проектов правовых актов, а также гражданско-правовых договоров (государственных контрактов), иных документов, предусмотренных настоящим Наставлением;

представление в соответствии с положением о правовом подразделении или по поручению руководителей (командиров, начальников) интересов воинских частей (организаций) в судах и обеспечение их защиты правовыми средствами, а также по поручению ДПД Росгвардии представление интересов Российской Федерации, Росгвардии, других воинских частей (организаций);

координация правовой работы в структурном подразделении Росгвардии, воинской части (организации), контроль за деятельностью правовых подразделений нижестоящих органов управления, оказание им методической и практической помощи;

организация и проведение совещаний с личным составом правовых подразделений, в том числе по обмену опытом работы, а также мероприятий по повышению его квалификации;

сбор и обобщение сведений о состоянии правовой работы, анализ и учет ее результатов, направление отчетности по ней в вышестоящий орган управления;

разработка мер по совершенствованию правовой работы в структурном подразделении Росгвардии, воинской части (организации);

осуществление правового консультирования граждан, военнослужащих, лиц, имеющих специальные звания полиции <1>, федеральных государственных гражданских служащих и работников по вопросам нормативно-правового регулирования в сфере деятельности войск национальной гвардии, сфере оборота оружия, сфере частной охранной и частной детективной деятельности и сфере вневедомственной охраны.

--------------------------------

<1> Далее - "сотрудники".

В период вооруженных конфликтов военнослужащие правовых подразделений исполняют обязанности юридических советников руководителей (командиров, начальников).

II. Организационно-правовая работа

8. Организационно-правовая работа представляет собой деятельность органов управления (должностных лиц) в пределах своего функционального предназначения (специальных, должностных, служебных обязанностей), направленную на создание условий для организации и выполнения мероприятий правовой работы.

9. Правовые подразделения являются самостоятельными структурными подразделениями, непосредственно подчиняющимися руководителям (командирам, начальникам), организационно-штатное построение и должностной состав которых определяются исходя из необходимости выполнения задач правовой работы.

Возложение на личный состав правовых подразделений обязанностей, не связанных с правовой работой (за исключением возложения дополнительных обязанностей на сотрудников по выполнению общих задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выполняемых в составе подразделений в центрах специального назначения сил оперативного реагирования, отрядах мобильных особого назначения, специальных отрядах быстрого реагирования), его переподчинение, назначение в состав суточного наряда и иные виды дежурств, направление в служебные командировки, не связанные с выполнением задач правовой работы, не допускается.

10. Кандидаты для замещения вакантных воинских должностей (должностей) по юридической специальности, право назначения на которые предоставлено директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации, первому заместителю директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации, статс-секретарю - заместителю директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации, согласовываются с руководителем ДПД Росгвардии.

--------------------------------

<1> Сноска исключена. - Приказ Росгвардии от 27.08.2018 N 389.

11. Для выполнения возложенных на них задач и функций правовые подразделения обеспечиваются в соответствии с нормами положенности средствами связи, канцелярскими принадлежностями, служебными транспортными средствами, автоматизированными правовыми информационно-справочными системами (с периодическим обновлением баз данных), а также в необходимом количестве служебными помещениями, автоматизированными рабочими местами, справочной и иной специальной юридической литературой (в том числе путем подписки на периодические издания).

12. Планирование правовой работы осуществляется в отдельном разделе планов основных организационных мероприятий органов управления с учетом специфики выполняемых задач.

Мероприятия правовой работы включаются в календарные планы основных мероприятий органов управления на каждый месяц, планы работы правовых подразделений, а также планы работы структурных подразделений органов управления.

13. Правовые подразделения управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии организуют сбор и обобщение сведений о состоянии правовой работы, ведут учет ее результатов и в установленном порядке представляют отчетность по ней в вышестоящий орган управления <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 5 июля 2017 г. N 200 "Об утверждении Табеля срочных донесений войск национальной гвардии Российской Федерации".

14. Актуальные вопросы правовой работы и меры по ее совершенствованию не реже одного раза в год рассматриваются на оперативных совещаниях (коллегии, военных советах, заседаниях командования).

15. Проверка состояния правовой работы в воинской части (организации), ее оценка в соответствии с установленными критериями осуществляются в ходе инспектирования (проверок), порядок организации и проведения которых определяется нормативным правовым актом Росгвардии <2>.

--------------------------------

<2> Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 555дсп "Об утверждении Временной инструкции о порядке организации и проведения инспектирования (проверки) состояния войск национальной гвардии Российской Федерации".

При необходимости руководством Росгвардии, руководителями (командирами, начальниками) может приниматься решение о проведении плановой, внеплановой проверки состояния правовой работы в подчиненной воинской части (организации).

III. Организация правового контроля

16. Правовой контроль в войсках национальной гвардии осуществляется в целях обеспечения законности принимаемых правовых актов и соблюдения законодательства Российской Федерации при правоприменительной деятельности.

17. Основными направлениями правового контроля являются:

1) осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов и иных документов;

2) оценка законности принятых ведомственных правовых актов;

3) контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Росгвардии, регулирующих деятельность войск национальной гвардии.

18. Правовая экспертиза представляет собой исследование проектов правовых актов и иных документов, разрабатываемых в войсках национальной гвардии, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам Росгвардии.

Правовая экспертиза проводится правовыми подразделениями.

19. В войсках национальной гвардии в обязательном порядке проводится правовая экспертиза:

1) проектов федеральных законов;

2) проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

3) проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

4) проектов заключений, официальных отзывов, поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов;

5) проектов сопроводительных писем о внесении Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации проектов правовых актов;

6) проектов международных и межведомственных договоров (соглашений);

7) проектов приказов Росгвардии, командующих округами войск национальной гвардии, начальников территориальных органов Росгвардии, командиров (начальников) соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии, кроме приказов Росгвардии по личному составу и приказов Росгвардии о создании, реорганизации и ликвидации органов управления, соединений, воинских частей, подразделений, организаций войск национальной гвардии и территориальных органов Росгвардии, за исключением правовых актов, устанавливающих их правовой статус;

8) проектов документов, содержащих положения о нормотворческой деятельности (либо инициативные решения по подготовке нормативных правовых актов), представляемых на подпись директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации <1>;

--------------------------------

<1> Далее - "главнокомандующий войсками национальной гвардии".

9) проектов государственных контрактов в составе документации о закупке, а также государственных контрактов (гражданско-правовых договоров), заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

10) проектов доверенностей на представление интересов Российской Федерации, Росгвардии, воинской части (организации), а также должностных лиц, чьи действия (бездействие) обжалуются;

11) проектов исковых заявлений, подготавливаемых структурными подразделениями Росгвардии, воинскими частями (организациями);

12) проектов приказов и иных документов о привлечении к дисциплинарной ответственности (наложении дисциплинарных взысканий) правами главнокомандующего войсками национальной гвардии (командующих округами войск национальной гвардии, начальников территориальных органов Росгвардии, командиров (начальников) соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии) либо увольнении с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии по отрицательным мотивам военнослужащих, сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии;

13) проектов ответов на акты прокурорского реагирования (протесты, представления) и судебные постановления (в том числе частные определения).

20. Должностные лица правовых подразделений несут персональную ответственность за качество проведения правовой экспертизы.

21. При проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов проводится антикоррупционная экспертиза согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации <1>, в порядке, установленном Росгвардией <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2017, N 29, ст. 4374).

<2> Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 355 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 2 декабря 2016 г. N 44541).

22. Оценка законности принятых ведомственных правовых актов осуществляется в целях приведения их в соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии.

Оценка законности принятых ведомственных правовых актов организуется и осуществляется как вышестоящим органом управления в отношении правовых актов, изданных нижестоящими органами управления, и проводится в ходе инспектирования (проверок), так и правовым подразделением - в отношении правовых актов, изданных в воинской части (организации).

23. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Росгвардии, регулирующих деятельность войск национальной гвардии, направлен на укрепление законности при выполнении войсками возложенных на них задач.

Указанная деятельность организуется и осуществляется вышестоящими органами управления в отношении нижестоящих органов управления по направлениям деятельности как в ходе текущей деятельности, так и в ходе инспектирования (проверок) путем рассмотрения писем, заявлений и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации, обращений других органов (должностных лиц), материалов разбирательств (служебных проверок), а также вступивших в законную силу судебных актов.

24. При поступлении в орган управления актов прокурорского реагирования (протестов, представлений), судебных постановлений (в том числе частных определений) <3> о признании правовых актов, изданных в органе управления (либо действий (бездействия) должностных лиц), незаконными руководитель (командир, начальник) обязан обеспечить своевременное их рассмотрение и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

--------------------------------

<3> Далее - "акты реагирования".

Устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, возлагается на структурное подразделение (должностное лицо) органа управления, к компетенции которого относится обеспечение вида деятельности войск национальной гвардии, в котором прокурором или судом выявлены нарушения закона.

Персональная ответственность за соблюдение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии сроков подготовки и направления сообщений о результатах рассмотрения актов реагирования и принятых мерах возлагается на руководителя (начальника) структурного подразделения (должностное лицо) органа управления, к компетенции которого относится обеспечение вида деятельности войск национальной гвардии, в котором прокурором или судом выявлены нарушения закона.

IV. Организация нормотворческой деятельности

25. Нормотворческая деятельность в войсках национальной гвардии направлена на разработку, изменение, признание утратившими силу или отмену правовых актов (норм права).

26. Нормотворческая деятельность строится на основе планирования, выполнения решений (поручений) и в инициативном порядке.

27. Основными направлениями нормотворческой деятельности являются:

1) выявление потребностей в правовой регламентации сферы деятельности войск национальной гвардии, сферы оборота оружия, сферы частной охранной и частной детективной деятельности и сферы вневедомственной охраны, а также деятельности воинских частей (организаций);

2) разработка проектов правовых актов;

3) издание в пределах компетенции правовых актов;

4) подготовка либо участие в подготовке проектов правовых актов, регулирующих деятельность войск национальной гвардии, принятие которых входит в компетенцию иных органов государственной власти;

5) подготовка отзывов, заключений и поправок на проекты правовых актов, поступивших из других органов государственной власти;

6) сопровождение проектов правовых актов при их рассмотрении в соответствующих инстанциях.

28. Персональную ответственность за организацию нормотворческой деятельности, своевременную и качественную подготовку проектов правовых актов несут руководители (командиры, начальники).

29. Головным разработчиком правового акта назначается структурное подразделение органа управления, ответственное за соответствующее предмету правового регулирования направление деятельности.

30. Осуществление контроля за правильностью оформления проекта правового акта (приложений к нему) и его дальнейшее сопровождение до момента издания (государственной регистрации) возлагаются на руководителя (начальника) структурного подразделения органа управления, являющегося его головным разработчиком.

31. Порядок подготовки и издания правовых актов в войсках национальной гвардии устанавливается:

для правовых актов Росгвардии - нормативным правовым актом Росгвардии <1>;

--------------------------------

<1> Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 467 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".

для правовых актов, издаваемых в структурных подразделениях Росгвардии, - соответствующими руководителями (начальниками) указанных подразделений;

для правовых актов, издаваемых в управлениях оперативно-территориальных объединений и подчиненных им территориальных органах Росгвардии, управлениях соединений, воинских частях, - командующими округами войск национальной гвардии;

для правовых актов, издаваемых в территориальных органах Росгвардии на межрегиональном уровне, управлениях соединений, воинских частях (организациях), образовательных и иных организациях войск национальной гвардии, непосредственно подчиненных главнокомандующему войсками национальной гвардии, - соответствующими командирами (начальниками).

V. Организация судебно-исковой работы

32. Судебно-исковая работа направлена на защиту и восстановление нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Росгвардии, воинских частей (организаций) в судах.

Участие представителей Росгвардии, воинских частей (организаций) в гражданском, административном судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах осуществляется в порядке, установленном законодательством о гражданском, административном судопроизводстве и законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах <2>.

--------------------------------

<2> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2017, N 31, ст. 4809), Кодекс административного судопроизводства (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391; 2017, N 31, ст. 4823), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2017, N 31, ст. 4772).

33. Основными направлениями судебно-исковой работы являются:

1) работа по предъявленным в суд исковым, административным исковым заявлениям (заявлениям, жалобам) <1> к Росгвардии, воинским частям (организациям) и должностным лицам;

--------------------------------

<1> Далее - "иски".

2) работа по искам, предъявленным к Российской Федерации в лице Росгвардии - главного распорядителя средств федерального бюджета <2>;

--------------------------------

<2> Статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2016, N 23, ст. 3282).

3) работа по предъявлению исков (заявлений) Росгвардией, воинскими частями (организациями);

4) работа по искам в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора;

5) мониторинг и анализ правоприменительной практики, содержащейся в судебных постановлениях о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Росгвардии, воинских частей (организаций), а также их должностных лиц, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Росгвардии, воинских частей (организаций), а также их должностных лиц.

34. При предъявлении исков к Росгвардии, воинским частям (организациям) возражения (отзывы) на заявленные в исках требования <3> за подписью главнокомандующего войсками национальной гвардии, руководителей (командиров, начальников) либо их представителей по доверенности в обязательном порядке представляются в суд в письменном виде во всех случаях.

--------------------------------

<3> Далее - "возражения".

Основанием для подготовки возражений на заявленные требования является факт возбуждения судом дела, который должен быть подтвержден соответствующей повесткой суда общей юрисдикции либо определением арбитражного суда.

35. При предъявлении исков к Российской Федерации в лице Росгвардии как главного распорядителя средств федерального бюджета основанием для представления в суде интересов Российской Федерации является наличие у руководителей (командиров, начальников) полномочий, оформленных в доверенности, и получение из вышестоящего органа управления соответствующего поручения.

36. В случае причинения Росгвардии, воинской части (организации) имущественного вреда преступлением руководитель (командир, начальник) принимает меры к признанию Росгвардии, воинской части (организации) потерпевшей стороной (гражданским истцом) и к предъявлению гражданского иска до окончания судебного следствия при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции.

37. Воинской частью (организацией) для восстановления нарушенных прав иски за подписью руководителя (командира, начальника) или представителя по доверенности в зависимости от характера спорного правоотношения направляются в арбитражный суд, суд общей юрисдикции, мировым судьям либо в третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной законодательством Российской Федерации.

При предъявлении исков от имени Росгвардии их копии направляются в ДПД Росгвардии.

38. Право на признание иска или заключение мирового соглашения (соглашения о примирении сторон) <1> реализуется путем представления в суды соответствующих письменных ходатайств за подписью руководителей (командиров, начальников) либо лиц, исполняющих их обязанности.

--------------------------------

<1> Статья 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2017, N 31, ст. 4809), статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2017, N 31, ст. 4772) и статья 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391; 2017, N 31, ст. 4823).

Основанием для подготовки ходатайств является наличие (выявление) законных оснований для признания иска или заключения мирового соглашения (соглашения о примирении сторон).

Для решения вопроса о заключении мирового соглашения (соглашения о примирении сторон) от имени Росгвардии руководителями (командирами, начальниками) в ДПД Росгвардии направляются материалы, являющиеся основанием для принятия такого решения, с приложением документов, необходимых для выдачи в установленном порядке доверенности <2>.

--------------------------------

<2> В соответствии с Инструкцией о порядке оформления, выдачи, регистрации и учета доверенностей, выдаваемых для представления интересов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 ноября 2016 г. N 369.

39. Для оказания квалифицированной помощи военнослужащим, сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам войск национальной гвардии, обратившимся в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации, командующие округами войск национальной гвардии, начальники территориальных органов Росгвардии, командиры (начальники) соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии вправе принять решение об обращении в суд с ходатайством о вступлении воинской части (организации) в процесс на стороне истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В этом случае осуществляются действия, необходимые для защиты интересов военнослужащего (сотрудника, федерального государственного гражданского служащего, работника) и воинской части (организации).

40. При наличии законных оснований судебные акты обжалуются вплоть до высшей судебной инстанции.

При необходимости оплаты государственной пошлины для обжалования судебного акта денежные средства выделяются на основании обоснованного рапорта представителя Росгвардии, воинской части (организации) в суде.

41. Информация о вступивших в законную силу решениях судов докладывается представителями Росгвардии, воинской части (организации), участвовавшими в рассмотрении дела, соответствующим руководителям (командирам, начальникам).

При выявлении судом нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Росгвардии, допущенных должностными лицами войск национальной гвардии, а также в случае взыскания судом с воинской части (организации) неустоек (штрафов, пеней), судебных и иных дополнительных расходов руководителями (командирами, начальниками) организуется проведение разбирательства (административного расследования, служебной проверки) в целях установления и устранения причин и условий, способствовавших допущенным нарушениям, принятия мер дисциплинарного воздействия к виновным должностным лицам и возмещения причиненного войскам национальной гвардии материального ущерба.

42. При поступлении в воинскую часть (организацию) исполнительного документа, по которому воинская часть (организация) является должником, соответствующая информация направляется в правовое подразделение для ее анализа на предмет наличия законных оснований, препятствующих исполнению поступившего документа.

43. Ответственность за своевременное исполнение вступивших в законную силу судебных актов возлагается на соответствующего руководителя (командира, начальника).

Сведения об исполнении судебных актов, подлежащих немедленному исполнению, представляются в правовое подразделение незамедлительно, а об исполнении иных судебных актов - в течение 10 дней со дня исполнения.

44. Руководитель (командир, начальник):

определяет должностных лиц, на которых возлагает обязанности по участию в суде от имени воинской части (организации), и объем их полномочий;

организует контроль за судебно-исковой работой воинской части (организации).

45. Правовое подразделение:

обеспечивает координацию судебно-исковой работы в структурном подразделении Росгвардии, воинской части (организации);

по поручению руководителя (командира, начальника) или в соответствии с положением (должностными обязанностями, должностной инструкцией, должностным регламентом) непосредственно осуществляет судебно-исковую работу;

оказывает помощь в организации и ведении судебно-исковой работы другим подразделениям (представителям по доверенности);

согласовывает возражения и ходатайства, подготовленные представителями по доверенности;

вносит предложения руководителю (командиру, начальнику) по назначению представителей по доверенности по конкретным делам;

осуществляет по поручению руководителя (командира, начальника) или в соответствии с положением контроль за качеством судебно-исковой работы, проводимой другими подразделениями, в том числе за реализацией полномочий представителями по доверенности по конкретным гражданским делам;

вносит руководителю (командиру, начальнику) предложения о привлечении виновных лиц к ответственности при ненадлежащей защите интересов Росгвардии, воинской части (организации) либо при злоупотреблении предоставленными доверенностью правами.

VI. Организация информационно-правового обеспечения

46. Информационно-правовое обеспечение осуществляется в целях своевременного доведения и разъяснения гражданам и личному составу войск национальной гвардии требований правовых актов, регулирующих сферу деятельности войск национальной гвардии, сферу оборота оружия, сферу частной охранной и частной детективной деятельности и сферу вневедомственной охраны.

47. Основными направлениями информационно-правового обеспечения являются:

1) ведение систематизированного учета правовых актов, внедрение автоматизированных информационных систем правового назначения;

2) консультирование граждан и личного состава войск национальной гвардии по правовым вопросам.

48. Порядок ведения систематизированного учета и хранения правовых актов определяется Росгвардией.

49. Автоматизация ведения систематизированного учета правовых актов Росгвардии и их доведение до органов управления реализуются на основе информационной системы "Нормативные правовые акты Росгвардии" <1> и автоматизированных справочных правовых систем общего пользования.

--------------------------------

<1> Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 18 июля 2017 г. N 221 "О вводе в эксплуатацию информационной системы "Нормативные правовые акты Росгвардии".

50. Консультирование граждан и личного состава войск национальной гвардии проводится по вопросам, связанным с деятельностью войск национальной гвардии, как в устной, так и в письменной форме.

51. Органами управления осуществляется оказание гражданам бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6725; 2015, N 48, ст. 6724).

52. Порядок и сроки рассмотрения обращений по правовым вопросам иных лиц в органы управления войск национальной гвардии устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии <2>.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2015, N 45, ст. 6206).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области