Приказ Росморречфлота от 28.10.2014 N 79 "Об утверждении регламента организации внутреннего аудита деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта, организаций, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта"


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ
от 28 октября 2014 г. N 79

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА, ОРГАНИЗАЦИЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

В целях реализации статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5.2.1.5 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, а также приведения системы внутреннего аудита, включая внутренний финансовый аудит и ведомственный контроль в сфере закупок, в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 89", в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 89 "Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд", приказываю:

1. Утвердить прилагаемый регламент организации внутреннего аудита деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта, организаций, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Регламент).

2. Структурным подразделениям Росморречфлота, организациям, находящимся в ведении Росморречфлота, руководствоваться прилагаемым Регламентом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на заместителя руководителя Росморречфлота С.П. Горелика.

Руководитель
А.А.ДАВЫДЕНКО

Приложение N 1
к приказу Росморречфлота
от 28.10.2014 N 79

РЕГЛАМЕНТ
ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА, ОРГАНИЗАЦИЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

I. Общие положения

1. Внутренний аудит осуществляется структурными подразделениями Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), наделенными полномочиями по проведению внутреннего аудита, в целях:

- предоставления руководству Росморречфлота обоснованных гарантий и консультаций в отношении надежности системы внутреннего контроля, включая внутренний финансовый контроль, системы управления рисками и подготовки рекомендаций по повышению их эффективности;

- подтверждения достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета методологии и стандартам бухгалтерского (бюджетного) учета;

- подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета, иных денежных средств и ресурсов.

2. Организация аудита включает в себя:

1) планирование внутреннего аудита;

2) проведение внутреннего аудита;

3) оформление материалов по результатам внутреннего аудита;

4) устранение выявленных нарушений;

5) взаимодействие участников внутреннего аудита.

II. Планирование внутреннего аудита

3. Основанием для организации внутреннего аудита является план проведения внутреннего аудита деятельности Росморречфлота, организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, на соответствующий финансовый год (далее - годовой план внутреннего аудита).

4. Проект годового плана внутреннего аудита формируется Отделом внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий согласно приложению N 2 к настоящему приказу, и определяет перечень объектов аудита и/или внутренних бюджетных процедур, форму аудита, аудируемый период, срок проведения аудита, перечень участников аудита.

5. Включение объектов аудита в проект годового плана аудита на очередной календарный год осуществляется согласно поручениям руководителя Росморречфлота, его заместителей, а также предложениям управлений Росморречфлота, с учетом:

- значимости операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств федерального бюджета в случае неправомерного исполнения этих операций;

- факторов, влияющих на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

- наличия значимых, бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

- степени обеспеченности Отдела внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

- возможности проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

- наличия резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

6. В целях планирования внутреннего аудита на очередной финансовый год проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

- осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

- проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита;

- проведения предыдущих внутренних аудитов, анализа представленной отчетности, обращений граждан и организаций, иной значимой информации.

7. Предложения управлений Росморречфлота в проект годового плана аудита на очередной финансовый год вносятся до 1 ноября текущего года.

8. Годовой план аудита на очередной год утверждается руководителем Росморречфлота до начала очередного финансового года.

9. Аудиты, не включенные в годовой план аудита, являются внеплановыми.

10. Внеплановые внутренние аудиты осуществляются:

1) по поручениям Министерства транспорта Российской Федерации, руководителя Росморречфлота, контрольных и надзорных органов;

2) для проверки полноты и корректности устранения нарушений, выявленных при проведении предыдущих аудитов,

3) для проверки полноты и корректности исполнения предписаний (представлений) контрольных и надзорных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

4) в случае получения информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации или Росморречфлота.

11. Решение о проведении внепланового аудита принимает руководитель Росморречфлота на основании представления Отдела внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий.

12. Плановые и внеплановые внутренние аудиты проводятся в форме комплексных внутренних аудитов, внутренних финансовых аудитов, внутренних аудитов финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса, внутренних аудитов соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также тематических внутренних аудитов.

13. Комплексный внутренний аудит проводится в отношении организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, по всем основным направлениям деятельности объекта аудита.

14. Внутренний финансовый аудит проводится по вопросам исполнения полномочий участника бюджетного процесса и использования бюджетных средств в отношении совокупности финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями Росморречфлота, подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также организации и осуществления внутреннего финансового контроля.

Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий по поручению руководителя Росморречфлота может осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Росморречфлота, направляемых в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации в целях составления и рассмотрения проекта федерального бюджета.

15. Внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса проводится по вопросам осуществления предприятием или учреждением хозяйственной деятельности, установленной учредительными документами, финансового обеспечения указанной деятельности, а также использования имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятия или учреждения.

16. Тематический внутренний аудит проводится в отношении всех объектов аудита по отдельным направлениям деятельности объекта аудита.

17. Проверяемым периодом является период деятельности объекта аудита, не превышающий двух лет, непосредственно предшествовавших году проведения внутреннего аудита. Внутренний аудит проводится за более ранний период деятельности при наличии информации о допущенных в этот период нарушениях, при этом аудиту подлежит только вышеуказанная информация и нарушениях.

18. Срок проведения внутреннего аудита увеличивается (продлевается) в случае:

1) непредставления объектом аудита в установленный срок необходимых для проведения аудита документов (информации);

2) получения в ходе проведения внутреннего аудита информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного аудита.

19. Продление срока проведения аудита осуществляется путем внесения соответствующих изменений в распоряжение Росморречфлота о проведении внутреннего аудита.

20. Для проведения внутреннего аудита формируется комиссии по проведению внутреннего аудита (далее - Комиссия). В Комиссию могут быть включены сотрудники Росморречфлота, сотрудники организаций, находящихся в ведении Росморречфлота.

По решению руководителя Росморречфлота или его заместителя в состав Комиссии могут быть привлечены сторонние специалисты (физические и (или) юридические лица), являющие экспертами в области аудируемого вида деятельности.

III. Проведение внутреннего аудита

21. Основанием для проведения внутреннего аудита является распоряжение Росморречфлота о проведении внутреннего аудита (далее - распоряжение).

22. Проект распоряжения разрабатывается Отделом внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий и содержит программу внутреннего аудита, указания на объект аудита, форму аудита, перечень должностных лиц, включенных в состав Комиссии по проведению аудита, председателя и заместителя председателя Комиссии, срок проведения аудита, проверяемый период, срок представления руководителю Росморречфлота результатов аудита.

23. Предложения управлений, привлекаемых к участию в аудите, о включении в состав Комиссии должностных лиц, ответственных за проведение аудита, а также о направлениях деятельности (вопросах), подлежащих аудиту, представляются в Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.

24. Участниками аудита являются председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, члены Комиссии, руководитель и должностные лица объекта аудита, обеспечивающие взаимодействие с Комиссией и уполномоченные на подписание актов по результатам аудита (далее - ответственные должностные лица объекта аудита).

25. Состав Комиссии назначается распоряжением руководителя Росморречфлота.

26. Состав ответственных должностных лиц объекта аудита, обеспечивающих взаимодействие с Комиссией и уполномоченных на подписание актов аудита, устанавливается руководителем объекта аудита.

27. В целях обеспечения координации действий участников внутреннего аудита председателем Комиссии или его заместителем до начала аудита:

- доводятся указания членам Комиссии об аудите отдельных вопросов деятельности объекта аудита;

- доводится информация членам Комиссии о перечне ответственных должностных лиц объекта аудита;

- рассматриваются предложения руководства объекта аудита о размещении Комиссии и информация о подготовке рабочих мест.

28. Аудит подразделяется:

- на камеральный аудит, который проводится по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по запросу информации и материалов;

- на выездной аудит, который проводится по месту нахождения объектов аудита;

- на комбинированный аудит, который проводится как по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по запросу информации и материалов, так и по месту нахождения объектов аудита.

29. Метод проведения аудита (сплошной, выборочный), объем выборки, способ проведения аудита (документальный, фактический) определяются членами Комиссии самостоятельно, исходя из принципа достижения разумной уверенности в том, что выбранный подход с достаточной степенью надежности обеспечивает достижение цели аудита.

30. Сплошной аудит заключается в изучении всех операций деятельности (документов, имущества, обязательств) объекта аудита за весь период аудита.

31. Выборочный аудит заключается в изучении части операций деятельности (документов, имущества, обязательств) объекта аудита в выбранном интервале периода аудита.

32. Документальный аудит проводится путем изучения информации о деятельности объекта аудита, содержащейся в документах.

33. Фактический аудит проводится путем установления информации о количественных, качественных и иных характеристиках объекта аудита на основании инвентаризации, обследования, осмотра, обмера, пересчета, экспертизы, получения объяснений и других способов.

34. В рамках внутреннего финансового аудита Отделом внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий проводится исследование:

- осуществления внутреннего финансового контроля;

- законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета, иных денежных средств и ресурсов;

- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

- применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

- вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

- наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

- формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета;

- бюджетной отчетности.

35. При проведении внутреннего аудита соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок проводится исследование:

- соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

- соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;

- правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до сведения заказчика;

- соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

- в планах-графиках, - информации, содержащейся в планах закупок;

- в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках;

- в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, - информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- реестра контрактов, заключенных заказчиками, - условиям контрактов;

- предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;

- соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

- соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);

- обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;

- применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

- своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

- соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

36. Аудит проводится путем выполнения:

- инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций, в том числе внутренней бюджетной процедуры, и (или) материальных активов;

- наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций, в том числе внутренней бюджетной процедуры;

- запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудита;

- подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах учета;

- пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета членом Комиссии;

- аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних процедур (внутренних бюджетных процедур), а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском (бюджетном) учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних процедур (внутренних бюджетных процедур).

37. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудита.

38. Предоставление ответственными должностными лицами объекта аудита документов, объяснений, иной необходимой информации осуществляется на основании устных или письменных запросов Комиссии.

Документы предоставляются членам Комиссии незамедлительно, а в случае, если в силу объективных факторов незамедлительное представление документов невозможно, не позднее рабочего дня, следующего за днем представления требования.

Доступ к документам объекта аудита, содержащим государственную тайну, предоставляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

По окончании рабочего дня указанные документы и материалы остаются в служебном помещении, предназначенном для размещения Комиссии, а при необходимости все или часть этих документов и материалов ежедневно возвращаются на места их постоянного хранения.

По окончании рабочего дня служебное помещение, выделенное для размещения Комиссии, должно закрываться на ключ и сдаваться под охрану объекта аудита.

39. По окончании аудита председателем Комиссии:

1) заслушивается информация членов Комиссии об основных результатах аудита и объяснения ответственных должностных лиц объекта аудита по указанной информации;

2) рассматриваются возражения ответственных должностных лиц объекта аудита к акту и разъяснения членов Комиссии по изложенным в возражениях вопросам;

3) рассматриваются предложения ответственных должностных лиц объекта аудита о принятии мер, направленных на устранение выявленных аудитом нарушений.

IV. Оформление материалов по результатам внутреннего аудита

40. Информация, полученная в результате проведения аудита, отражается в рабочей документации членов Комиссии.

41. Рабочая документация включает, в частности:

- распоряжение, включая программу аудита;

- сведения о характере, сроках, об объеме аудита и о результатах его выполнения;

- сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудита;

- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, подлежавших изучению в ходе аудита;

- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудита, и полученные от них сведения;

- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.

42. Результаты аудита оформляются актом по результатам аудита (далее - акт) с рекомендованным составом разделов согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

43. Акт составляется на основании информации, изложенной в рабочей документации членов Комиссии, и состоит из вводной и описательной частей.

44. Во вводной части акта указываются: заголовок, место и дата составления акта, основание проведения аудита, проверяемое направление деятельности, состав проводивших аудит членов Комиссии, проверяемый период, срок проведения аудита, метод аудита, объект аудита, должностные лица объекта аудита, осуществлявшие в проверяемом периоде руководство объектом аудита по проверяемому направлению деятельности, иная необходимая информация.

45. В описательной части акта указывается информация о результатах проведения аудита в соответствии с программой аудита, в том числе информация:

- о перечне (объеме) проверенных документов, правильности их составления и оформления;

- о количественных и качественных характеристиках объекта аудита, установленных при проведении фактического аудита;

- о выявленных нарушениях в деятельности объекта аудита;

- об устранении объектом аудита выявленных нарушений с указанием действий объекта аудита, принятых для их устранения.

46. Информация о выявленных нарушениях должна включать:

- указания на акты законодательства Российской Федерации, требования которых были нарушены;

- действия (бездействие) должностных лиц объекта аудита, повлекшие совершение вышеназванных нарушений с указанием даты (периода) их совершения;

- количественные и (или) качественные характеристики нарушений;

- реквизиты документов, в ходе аудита которых были установлены нарушения.

47. В акте не допускается:

- указание информации, не подтвержденной документами, объяснениями, иными доказательствами;

- морально-этическая оценка действий должностных лиц объекта аудита.

48. Акт направляется членами Комиссии в Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий в течение 10 (десяти) рабочих дней после окончания срока аудита.

49. Одновременно с актом члены Комиссии направляют в Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий предложения по устранению выявленных нарушений, составленные по рекомендованному образцу (приложение N 4 к настоящему приказу), и подписанные начальником управления или лицом его замещающим, контролирующего и (или) координирующего вопрос, по которому выявлено нарушение.

50. Сводная информация о результатах аудита, составленная Отделом внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий на основании актов членов Комиссии, а также предложений по устранению выявленных нарушений, оформляется сводным актом по рекомендованному образцу (приложение N 5 к настоящему приказу) в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня окончания аудита.

51. Сводный акт включает информацию о нарушениях, изложенных в актах аудита, предложения по устранению выявленных нарушений.

52. Предложения включаются в сводный акт только на основании информации о нарушениях в деятельности объекта аудита, изложенной в сводном акте.

53. Сводный акт в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня окончания аудита представляется председателю Комиссии для утверждения.

54. Подписанный сводный акт направляется ответственному должностному лицу объекта аудита для ознакомления.

55. Срок ознакомления не может превышать 5 (пяти) рабочих дней со дня предоставления сводного акта ответственному должностному лицу объекта аудита.

56. В случае если в течение срока, отведенного для ознакомления со сводным актом, в адрес Отдела внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий от ответственного должностного лица объекта аудита не поступят какие-либо замечания, будет считаться, что у ответственных должностных лиц объекта аудита отсутствуют замечания к сводному акту.

57. В случае если в ходе обсуждения поступивших от ответственного должностного лица объекта аудита замечаний к сводному акту согласие не будет достигнуто, ответственное должностное лицо объекта аудита направляет в адрес председателя Комиссии особое мнение по содержащейся в сводном акте информации, которое становятся его неотъемлемой частью.

58. Сводный акт, направленный руководителю объекта аудита, служит основанием для составления объектом аудита плана устранения нарушений.

59. На основании сводного акта Отделом внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий составляется отчет о результатах аудита, содержащий информацию об итогах аудита, в том числе:

- информацию о выявленных в ходе аудита недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых рисках;

- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

- выводы о степени надежности системы внутреннего контроля, включая внутренний финансовый контроль, системы управления рисками, достоверности представленной объектами аудита бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

- выводы о соответствии ведения бухгалтерского (бюджетного) учета объектами аудита методологии и стандартам учета;

- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации рисков, включая бюджетные риски, внесению изменений в карту внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета, иных денежных средств и ресурсов.

60. Отчет о результатах аудита с приложением сводного акта направляется руководителю Росморречфлота. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель Росморречфлота принимает одно или несколько из решений:

- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

- о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

- о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

- о направлении материалов в Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и/или правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

61. Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий обеспечивает составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего аудита.

62. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) системы внутреннего контроля, включая внутренний финансовый контроль, системы управления рисками, достоверности сводной бюджетной отчетности Росморречфлота.

63. Акт хранится в Отделе внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий не менее трех лет.

V. Устранение выявленных нарушений

64. Устранение выявленных в ходе внутреннего аудита нарушений осуществляется на основании плана мероприятий по устранению выявленных нарушений (далее - план устранения нарушений), который составляется объектом аудита по рекомендованному образцу (приложение N 6 к настоящему приказу), и содержит перечень выявленных нарушений, меры, принимаемые для их устранения, сроки выполнения указанных мер и ответственных исполнителей.

65. План устранения нарушений утверждается руководителем объекта аудита в течение 10 (десяти) рабочих дней после получения объектом аудита Сводного акта и представляется объектом аудита в Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий на следующий рабочий день после его утверждения.

66. Представленный объектом аудита план устранения нарушений направляется для рассмотрения, а также представления предложений и замечаний в управления, сотрудники которых, участвовали в аудите.

67. Предложения и замечания управлений по плану устранения нарушений в течение 10 (десяти) рабочих дней после его получения представляются в Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий.

68. Обобщенные предложения и замечания по плану устранения нарушений направляются Отделом внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий объекту аудита и служат основанием для внесения объектом аудита соответствующих изменений в план устранения нарушений.

69. Информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений отражается в отчете о выполнении плана мероприятий по устранению выявленных нарушений (далее - отчет), который составляется по рекомендованному образцу (приложение N 7 к настоящему приказу), и представляется объектом аудита в Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, до полного выполнения указанных в плане мероприятий, либо по запросу Отдела внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий.

70. При необходимости представленный объектом аудита отчет направляется для рассмотрения и представления предложений и замечаний в управления, контролирующие и (или) координирующие вопросы, по которым включены в план мероприятия.

71. Предложения и замечания управлений по отчету в течение 5 рабочих дней после его получения представляются в Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий.

72. Обобщенные предложения и замечания по отчету направляются Отделом внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий объекту аудита и служат основанием для проведения объектом аудита соответствующих мероприятий.

73. Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий контролирует выполнение объектом аудита доведенных предложений по устранению нарушений до полного исполнения плана мероприятий.

VI. Взаимодействие участников внутреннего аудита

74. В ходе взаимодействия участники внутреннего аудита выполняют следующие действия:

1) председатель Комиссии:

координирует и контролирует деятельность Комиссии, обеспечивает выполнение распоряжения и программы аудита;

организует взаимодействие Комиссии с ответственными должностными лицами объекта аудита;

проводит рабочие совещания;

докладывает руководителю Росморречфлота о выявленных фактах нарушений, иных обстоятельствах, требующих его решения;

вносит руководителю Росморречфлота, руководству объекта аудита предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц объекта аудита;

2) заместитель председателя Комиссии:

обеспечивает выполнение поручений председателя Комиссии по координации и контролю деятельности Комиссии, выполнению распоряжения и плана внутреннего аудита, а также взаимодействию Комиссии с ответственными должностными лицами объекта аудита;

организует проведение рабочих совещаний;

3) Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий:

обобщает представленные членами Комиссии материалы по результатам внутреннего аудита, предложения по устранению выявленных нарушений;

представляет председателю Комиссии информацию для доклада о результатах внутреннего аудита руководителю Росморречфлота и ознакомления с результатами внутреннего аудита руководителя объекта аудита;

формирует и представляет руководителю Росморречфлота годовые (квартальные) отчеты о результатах внутреннего аудита;

4) члены Комиссии:

проводят аудит в соответствии с планом внутреннего аудита;

запрашивают у ответственных должностных лиц объекта аудита документы, заверенные надлежащим образом копии документов, объяснения и иную информацию, отражающие деятельность объекта аудита по проверяемым направлениям;

устанавливают соответствие представленных объектом аудита документов требованиям законодательства Российской Федерации, нормативным правовым актам Минтранса и Росморречфлота;

устанавливают информацию о количественных, качественных и иных характеристиках объекта аудита;

оформляют материалы по результатам внутреннего аудита;

готовят предложения по устранению выявленных нарушений;

5) ответственные должностные лица объекта аудита:

предоставляют доступ членам Комиссии на территорию и в здания, сооружения, служебные и иные помещения объекта аудита;

предоставляют по письменным или устным запросам Комиссии в срок, указанный в запросе, документы, объяснения, иную необходимую информацию;

предоставляют доступ к используемому программному обеспечению и электронным базам данных в режиме просмотра, выборки, сохранения и печати информации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;

предоставляют на бумажном и (или) электронном носителях копии документов (информации), в том числе хранящихся в электронных базах данных, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;

предоставляют членам Комиссии рабочие места в отдельном служебном помещении, сдаваемом под охрану и оборудованном необходимой мебелью, компьютерами с установленным программным обеспечением, организационно-техническими средствами, средствами связи;

принимают меры по устранению выявленных нарушений.

75. При проведении внутреннего аудита члены Комиссии вправе:

входить в любое время в пределах установленного на объекте аудита рабочего дня (а при наличии письменного требования, адресованного ответственному должностному лицу объекта аудита, и после его завершения) в помещения объекта аудита, в том числе в помещения, используемые для хранения документов (архивы) с привлечением (при необходимости) для сопровождения сотрудников объектов аудита;

требовать и получать от ответственных должностных лиц объекта аудита необходимые для аудита документы, имеющиеся в объекте аудита, включая, но, не ограничиваясь: конфиденциальные, правоустанавливающие, разрешительные документы, приказы и иные распорядительные документы, изданные руководителем объекта аудита, акты проверок надзорных и контролирующих органов, первичные и иные бухгалтерские, учетно-отчетные, денежно-расчетные документы;

изымать отдельные документы (с составлением акта изъятия и копий изъятых документов), если в ходе внутреннего аудита будут обнаружены подделки, подлоги и иные злоупотребления;

требовать от ответственных должностных лиц объекта аудита незамедлительного предоставления документов и принятия мер к лицам, виновным в предоставлении недостоверных документов, отказе в предоставлении документов, нарушения сроков, создания иных препятствий деятельности Комиссии;

получать от ответственных должностных лиц и сотрудников объекта аудита справки и разъяснения, а также письменные объяснения и заключения;

требовать приобщения к материалам внутреннего аудита копий документов объекта аудита, заверенных ответственным должностным лицом и печатью объекта аудита;

при необходимости самостоятельно или с привлечением сотрудников объекта аудита снимать копии с полученных документов, копии файлов (в том числе на собственные носители);

при выявлении фактов нарушений по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, председатель Комиссии вправе ставить перед руководителем объекта аудита (лицом его замещающим) вопрос о привлечении к ответственности сотрудников объекта аудита, действие или бездействие которого привело к данному нарушению;

предъявлять к ответственным должностным лицам и сотрудникам объекта аудита другие требования, основанные на их компетенции, предусмотренные настоящим Регламентом.

76. При проведении внутреннего аудита член Комиссии обязан:

руководствоваться требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации и Росморречфлота, а также принципами своевременности, полноты, качественности и объективности проведения аудита;

соблюдать интересы Росморречфлота, объективно оценивать соответствие отчетных данных фактическому положению дел;

предъявлять ответственным должностным лицам объекта аудита подтверждение полномочий на проведение внутреннего аудита;

обеспечить хранение проверяемых документов, представленных ответственными должностными лицами и сотрудниками объекта аудита, исключающее внесение без их ведома в эти документы каких-либо исправлений, записей или отметок;

предъявлять акт по результатам внутреннего аудита в установленном настоящим Регламентом порядке;

не разглашать сведения, относящиеся к государственной, коммерческой тайне, ставшие известные ей при осуществлении своих полномочий, а также обеспечивать сохранность и возврат полученных от объекта аудита документов;

предотвращать ситуации, которые могут быть истолкованы как воздействие на способность члена Комиссии иметь независимое мнение.

77. При проведении внутреннего аудита ответственные должностные лица объекта аудита должны содействовать его проведению, в частности, они обязаны:

обеспечивать каждому члену Комиссии беспрепятственный (по первому требованию) вход и выход из здания и других служебных помещений объекта аудита в течение всего рабочего дня, а при необходимости (при наличии письменного уведомления, адресованного ответственному должностному лицу объекта аудита) - после окончания рабочего дня. Для беспрепятственного прохода члену Комиссии необходимо и достаточно предъявить представителю охраны или службы безопасности объекта аудита служебное удостоверение или пропуск;

предоставлять доступ к используемому программному обеспечению и электронным базам данных в режиме просмотра, выборки, сохранения и печати информации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;

предоставлять на бумажном и (или) электронном носителях копии документов (информации), в том числе хранящихся в электронных базах данных, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;

предоставлять членам Комиссии рабочие места в отдельном служебном помещении, сдаваемом под охрану и оборудованном необходимой мебелью, компьютерами с установленным программным обеспечением, организационно-техническими средствами, средствами связи;

оповещать сотрудников объекта аудита о начале внутреннего аудита;

выдавать по требованию Комиссии в установленные ею сроки справки, объяснения и документы, при необходимости снимать с них копии или предоставлять возможность Комиссии снимать эти копии самостоятельно, заверять справки и копии документов подписью ответственных должностных лиц и печатью объекта аудита;

не допускать каких-либо действий при проведении внутреннего аудита, направленных на ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению.

Приложение N 2
к приказу Росморречфлота
от 28.10.2014 N 79

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО
ТРАНСПОРТА И ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

                                                        УТВЕРЖДЕН
                                               распоряжением Росморречфлота
                                                 от ______________ N ____

              План проведения внутреннего аудита на ____ год
N п/п
Наименование объекта аудита
Форма/предмет аудита
Сроки проведения аудита
Аудируемый период
Участники аудита
1
2
3
4
5
6

Приложение N 3
к приказу Росморречфлота
от 28.10.2014 N 79

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ АКТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

                                    АКТ
              по результатам внутреннего аудита _______________________
                                                    (объект аудита)

        по ____________________________ за _______________________
            (направление деятельности)         (период аудита)

    Вводная часть:
    основание проведения аудита;
    состав проводивших аудит членов Комиссии;
    объект аудита;
    аудируемое направление деятельности;
    период аудита;
    срок проведения аудита;
    метод аудита;
    должностные  лица  объекта аудита, осуществлявшие в проверяемом периоде
руководство объектом аудита по аудируемому направлению деятельности.

    Описательная часть:
    информация  о  перечне (объеме) проверенных документов, правильности их
составления и оформления;
    информация  о  количественных  и  качественных  характеристиках объекта
аудита, установленных при проведении фактического аудита;
    информация о выявленных нарушениях в деятельности объекта аудита;
    информация   об  устранении  объектом  аудита  выявленных  нарушений  с
указанием действий объекта аудита, принятых для их устранения.

___________________________________________________________________________
         (должность члена Комиссии, подпись, расшифровка подписи)

Приложение N 4
к приказу Росморречфлота
от 28.10.2014 N 79

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ
НАРУШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

                                                       УТВЕРЖДАЮ
                                                  Начальник управления
                                                     Росморречфлота
                                             ______________________________
                                             (подпись, расшифровка подписи)
                                             ______________________________
                                                   (дата утверждения)

                                ПРЕДЛОЖЕНИЯ
         по устранению выявленных нарушений _______________________
                                                (объект аудита)
            (акт по результатам аудита от ___________________)
N п/п
Выявленные нарушения
Предложения по устранению выявленных нарушений
1
2
3
________________________________________________________
(должность члена Комиссии, подпись, расшифровка подписи)

Приложение N 5
к приказу Росморречфлота
от 28.10.2014 N 79

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ СВОДНОГО АКТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

                                СВОДНЫЙ АКТ
по результатам аудита                    _______________ за _______________
                                         (объект аудита)    (период аудита)

    Вводная часть:
    основание проведения аудита;
    объект аудита;
    период аудита;
    срок проведения аудита;
    должностные  лица  объекта аудита, осуществлявшие в проверяемом периоде
руководство объектом аудита по аудируемому направлению деятельности.

    Аудитом выявлены следующие нарушения:
    Проверенное направление деятельности.
    Выявленные нарушения.

    В целях устранения выявленных аудитом нарушений необходимо принять меры
по выполнению следующих предложений и рекомендаций:
    Проверенное направление деятельности.
    Предложения по устранению выявленных нарушений.

Комиссия                                 __________________________________
                                           (подпись, расшифровка подписи)
                                         __________________________________
                                           (подпись, расшифровка подписи)

Приложение N 6
к приказу Росморречфлота
от 28.10.2014 N 79

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ
НАРУШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

                                                       УТВЕРЖДАЮ
                                             Руководитель _________________
                                                           (объект аудита)
                                             ______________________________
                                             (подпись, расшифровка подписи)
                                             ______________________________
                                                   (дата утверждения)

                                   ПЛАН
              мероприятий по устранению выявленных нарушений
              _______________________________________________
                              (объект аудита)
             (сводный акт аудита Росморречфлота от _________)
N п/п
Выявленные нарушения
Мероприятия по устранению выявленных нарушений
Срок исполнения
Ответственные исполнители
Примечание
1
2
3
4
5
6
Исполнитель ______________________________________________
            (подпись, расшифровка подписи, номер телефона)

Приложение N 7
к приказу Росморречфлота
от 28.10.2014 N 79

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

                                   ОТЧЕТ
             от _________ N ___ о выполнении плана мероприятий
            по устранению выявленных нарушений _______________
                                               (объект аудита)
      (сводный акт внутреннего аудита Росморречфлота от ___________)
N п/п
Выявленные нарушения
Мероприятия по устранению выявленных нарушений
Срок исполнения
Ответственные исполнители
Сведения о выполнении мероприятий по устранению выявленных нарушений
Наименование и реквизиты документов, подтверждающих выполнение мероприятия
Примечание
1
2
3
4
5
Руководитель ___________________________________________________
                       (подпись, расшифровка подписи)

Исполнитель ____________________________________________________
               (подпись, расшифровка подписи, номер телефона)
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области