ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
от 30 сентября 2015 г. N 1008
О ВНЕДРЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и совершенствования контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов на основе системы управления рисками приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации "Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий" (приложение).
2. Управлению санитарного надзора (И.Г. Шевкун), Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова), Управлению защиты прав потребителей (О.В. Прусаков), Управлению организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Л.М. Симкалова), руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту при осуществлении федерального государственного надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей руководствоваться Методическими рекомендациями "Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий".
3. Управлению организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Л.М. Симкалова), ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" (И.В. Зайцева), руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту обеспечить внедрение Методических рекомендаций "Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
А.Ю.ПОПОВА
Приложение
Утверждены
приказом Роспотребнадзора
от 30 сентября 2015 г. N 1008
5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОТЕНЦИАЛЬНОМУ РИСКУ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР
Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ю. Попова, И.В. Брагина, Л.М. Симкалова, О.В. Митрохин, М.В. Хмура); ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" (Н.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур, Д.А. Кирьянов, В.М. Чигвинцев, М.Р. Камалтдинов, Н.В. Никифорова, Э.В. Седусова); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (С.В. Кузьмин, О.В. Диконская), Федеральным бюджетным учреждением науки "Екатеринбургский медицинский - научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (В.Б. Гурвич); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (В.А. Хорошавин, Л.Н. Акимова, В.Г. Костарев), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (Е.Е. Андреева), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (В.А. Бондарев, Е.А. Голованова).
Введение
Повышение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения при одновременном устранении избыточных административных барьеров для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является важнейшим направлением совершенствования государственной политики Российской Федерации.
Решение поставленной задачи достигается, в том числе, через внедрение риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Такая модель включает в себя систему оценки потенциальной опасности объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и надзору в сфере защиты прав потребителей с учетом критериев риска причинения вреда здоровью человека при нарушении санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, и решает задачи:
- обеспечения условий пропорциональности интенсивности контрольно-надзорной деятельности риску причинения вреда;
- концентрации усилий надзорных органов на объектах, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека (населения, работающих, потребителей);
- сокращения числа проверок на объектах низкого риска для населения, работающих, потребителей;
- рационального и наиболее эффективного использования средств, выделенных на осуществление надзора за исполнением государственной функции;
- улучшения качества среды обитания, условий труда и безопасности потребительской продукции за счет предупреждения нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей объектами, представляющими наибольший риск для здоровья;
- стимулирования объектов надзора к соблюдению требований санитарного законодательства через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок;
- повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
1. Область применения
1.1. Данные методические рекомендации устанавливают единый порядок классификации объектов надзора с учетом критериев причинения потенциального вреда здоровью граждан для определения периодичности, форм и объема лабораторного сопровождения планового контроля (надзора) соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, а также условия изменения периодичности плановых проверок по результатам текущей контрольно-надзорной деятельности.
1.2. Областью применения настоящих методических рекомендаций являются:
- отнесение организаций и видов их деятельности к определенному классу опасности по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью;
- определение требований к периодичности плановых проверок на объектах надзора в соответствии с классом опасности;
- принятие решений об изменении периодичности и объема плановых проверок;
- формирование плана проверок на год с учетом ресурсов органов и организаций Роспотребнадзора и затрат на проведение надзорных мероприятий на объектах разных классов.
1.3. Методические рекомендации предназначены для использования органами государственной власти Российской Федерации, осуществляющими санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и надзор в сфере защиты прав потребителей и их должностными лицами, иными заинтересованными государственными органами, а также органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) и надзору в сфере защиты прав потребителей.
Нормативные ссылки
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью"
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД"
Приказ Роспотребнадзора от 10.10.2008 N 368 "Об утверждении методических рекомендаций "Примерные нормативы деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях бюджетирования, ориентированного на результат"
Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров"
Приказ Роспотребнадзора от 17.10.2014 N 1036 "Об утверждении форм отраслевого статистического наблюдения"
Приказ Росстата от 20.11.2014 N 673 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за санитарным состоянием территорий и санитарно-эпидемиологическим состоянием организаций отдыха детей"
Термины и определения
Безопасность - отсутствие недопустимого риска (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности правила включения в стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Ведомственная классификация объектов надзора - классификация объектов надзора по видам экономической деятельности, установленная статистическими формами Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека.
Вред здоровью - нарушение анатомической целостности или физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических факторов (заболевание, инвалидность, смерть). (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апр. 2008 г. N 194н "Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека").
Класс опасности по потенциальному риску причинения вреда здоровью - характеристика объектов надзора, устанавливаемая с учетом степени тяжести, частоты возникновения и масштабности потенциальных негативных последствий для здоровья человека при нарушении санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Организация (хозяйствующий субъект) - юридические лица, их подразделения, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность, регламентируемую санитарным законодательством и подлежащую санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору (ст. 2 проекта ФЗ "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации".
Объект надзора - имущественный комплекс юридического лица (индивидуального предпринимателя) или его часть, определенный вид деятельности, реализуемый на данном имущественном комплексе и/или результаты этой деятельности, в том числе продукция. (ст. 12 проекта ФЗ "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации". Организация может иметь несколько объектов надзора. На объекте надзора может быть реализован только один регламентируемый вид деятельности.
Опасность - необъемлемое свойство объекта или явления формировать негативный эффект для организма (популяции) в условиях экспозиции (Глоссарий ВОЗ Терминология в области оценки риска.) или: потенциальный источник возникновения ущерба (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты" п. 3.6.1.5.)
Потенциальный риск причинения вреда здоровью - сочетание вероятности нарушения обязательных требований санитарного законодательства/законодательства в сфере защиты прав потребителей и связанных с ними нарушений здоровья человека (с учетом тяжести нарушений) и численности населения, находящегося под воздействием. При этом частота несоблюдения законодательства организациями, осуществляющими конкретный вид деятельности, определяется 95%-ным персентилем.
Риск - сочетание вероятности нанесения вреда (ущерба) и тяжести этого вреда (ущерба) (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты). В данном документе риск рассматривается с учетом масштаба потенциального вреда здоровью различных категорий населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 1.)
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, товаров и услуг, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний. Устанавливаются санитарными правилами, техническими регламентами и иными нормативными документами. (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 1.)
Санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) - осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей благополучия человека, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами и организациями обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на принятие мер по пресечению выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности гражданами и организациями. (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 1.)
Санитарно-эпидемиологический аудит - объективная оценка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности требований санитарных правил и других нормативных документов, оказание консультативной помощи и (или) разработка санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и рекомендаций, направленных на приведение объекта в соответствие с требованиями санитарного законодательства.
Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (Постановление Правительства РФ от 02.02.2006 N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга")
Статическая система оценки уровня риска - методика оценки уровня риска субъекта (объекта) надзора, включающая в себя однократное отнесение хозяйствующего субъекта к той или иной категории групп риска на основании потенциальной опасности объектов, сформированной с учетом критериев значимости объектов, характерных для каждого отдельного вида деятельности.
Частота - количество событий или их последствий за определенный период времени. Частота рассматривается как мера правдоподобности или вероятности события. (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты" п. 3.6.1.5.) В данном документе используется для характеристики вероятности нарушений санитарного законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей и нарушений состояния здоровья.
Результативность государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) - степень достижения общественно значимых результатов государственного контроля (надзора), выражающихся в минимизации причинения вреда здоровью человека и иным охраняемым законом ценностям. (ст. 2 проекта ФЗ "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации")
Эффективность государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) - степень устранения риска причинения вреда здоровью человека и иным охраняемым законом ценностям с учетом используемого объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровня вмешательства в деятельность граждан и организаций. (ст. 2 проекта ФЗ "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации").
2. Общие положения
2.1. В настоящих методических рекомендациях потенциальный риск причинения вреда здоровью рассматривается как следствие нарушения организацией (или ее объектом) требований и нормативов, установленных санитарным законодательством и законодательством в сфере защиты прав потребителей для определенных видов деятельности, зданий, сооружений, товаров и услуг.
Принимается, что функционирование организации в условиях полного соблюдения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей не формирует недопустимых рисков для здоровья человека.
2.2. Потенциальный риск причинения вреда здоровью определяется как сочетание вероятности, тяжести нарушения здоровья и масштаба деятельности, выражаемой через численность населения, находящегося под воздействием организации.
2.3. Отнесение организаций и объектов надзора к определенному классу опасности по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней информации государственной статистики, данных государственной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.
2.4. Установление потенциального риска причинения вреда здоровью базируется на следующих принципах:
- риск причинения вреда здоровью возникает в условиях нарушения объектом надзора требований, установленных законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
- нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей определяет вероятность ухудшения параметров среды обитания человека, безопасности товаров и услуг и связанную с этим вероятность нарушения здоровья населения, работающих, потребителей, находящихся под воздействием объекта надзора;
- оценка риска является процедурой объективной, прозрачной и основанной на материалах государственной статистической отчетности и иных проверяемых данных;
- потенциальная опасность объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, зависит от характера осуществляемой деятельности. Оценка потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется в отношении определенного вида деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- на основании проведенного анализа формируется классификатор объектов риска путем однократного отнесения организаций (хозяйствующих субъектов) к той или иной категории групп риска (статическая система оценки уровней риска);
- класс опасности организации по риску причинения вреда здоровью устанавливается по наиболее опасному виду деятельности;
- отнесение организации к конкретному классу опасности является основанием для установления периодичности плановых проверок; объемов и содержания надзорных мероприятий;
- порядок и критерии отнесения объектов к тому или иному классу опасности по риску причинения вреда здоровью являются единообразными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от вида деятельности и форм собственности;
- при планировании надзорных мероприятий внутри класса определяются приоритеты с учетом результатов предыдущих контрольно-надзорных мероприятий в отношении конкретной организации, включая результатов лабораторных исследований;
- отнесение организаций к тому или иному классу опасности по потенциальному риску причинения вреда здоровью выполняется по результатам контрольно-надзорных мероприятий за период не менее чем 3 года;
- результаты санитарно-эпидемиологического аудита могут быть использованы для изменения периодичности проведения мероприятий по надзору.
2.5. Отнесение объектов государственного и муниципального контроля (надзора) к категории риска (классу опасности) предусматривает возможность подачи организациями заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса опасности, а также может быть обжаловано в соответствии с законодательством (пунктом 2 части 1 статьи 68 проекта ФЗ "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации").
2.6. Настоящие методические рекомендации не распространяются на проведение внеплановых проверок, а также на расследования, исследования и оценку риска при чрезвычайных и/или аварийных ситуациях.
3. Методические подходы к классификации объектов надзора
по потенциальному риску причинения вреда здоровью
3.1. Классификации подлежат организации (хозяйствующие субъекты), внесенные в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляемые им виды деятельности.
3.2. Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и надзору в сфере защиты прав потребителей, формируется с учетом видов деятельности, предусмотренных общероссийскими классификаторами (ОКВЭД, ОКУН), соотнесенных с формами учета Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Сведения о результатах осуществления федерального государственного надзора территориальными органами Роспотребнадзора" (приложение 1).
3.3. Для отдельного l-ого вида деятельности, реализуемого на имущественном комплексе организации, риск причинения вреда здоровью отдельных j-ых контингентов (население, работники, потребители), находящихся под воздействием,
Mj - показатель, характеризующий численность j-го контингента, находящегося под воздействием определенного вида деятельности организации (масштаб воздействия) при нарушении k-той статьи законодательства, млн. чел.
3.4. Для l-ого вида деятельности риск причинения вреда здоровью разным контингентам (R) рассчитывается по формуле (2):
3.5. В качестве контингентов под воздействием рассматриваются категории граждан, для которых k-той статьей законодательства установлены санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормативами установлены обязательные требования безопасности:
- население, в том числе
- население, находящиеся в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха;
- население населенных пунктов, находящиеся в зоне воздействия загрязнения водных объектов;
- население населенных пунктов, находящиеся в зоне воздействия загрязнения почв;
- работники,
- в том числе работающие во вредных условиях труда
- потребители, в том числе
- потребители услуг
- потребители пищевых товаров
- потребители непищевых товаров.
Перечень контингентов населения, испытывающего негативное воздействие объектов надзора в случае нарушения отдельных статей санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, и учитываемое при оценке риска причинения вреда, приведено в приложении 2.
3.6. Для объектов надзора, имеющих рабочие места с вредными и опасными условиями труда, расчет риска
NPr - численность работников, осуществляющих определенный вид деятельности организации, чел.
Доля лиц, работающих во вредных условиях труда, принимается средней в целом по Российской Федерации для данного вида деятельности в соответствии с данными Росстата (приложение 3).
При расчете величины
--------------------------------
<1> Профессиональная патология. Национальное руководство. Под ред. акад. РАМН Измерова Н.Ф., М., 2011.
<2> Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Осредненные значения риска профессионального заболевания приведены в таблице 1.
Таблица 1
Таблица значений риска возникновения
профессионального заболевания для работающих во вредных
и опасных условиях труда
Класс условий труда
|
Риск профессионального заболевания (Rpr)
|
3.1
|
0,0076
|
3.2
|
0,0076
|
3.3
|
0,065
|
3.4
|
0,065
|
4
|
0,1
|
3.7. Вероятность нарушения санитарного законодательства
nl - общее число проверок по виду деятельности, единиц.
Перечень основных статей законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, учитываемых при определении класса опасности объекта, приведен в приложении 4 (а).
Перечень основных статей законодательства в сфере защиты прав потребителей, учитываемых при определении класса опасности объекта, приведен в приложении 4 (б).
Частота нарушений отдельных статей санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, установленная по результатам контрольно-надзорных мероприятий за последние три года (2012 - 2014) по всем субъектам Российской Федерации, рассчитанная как величина 95%-персентиля, приведена в приложении 5 (а, б).
Приведенные величины являются количественными характеристиками вероятности нарушений конкретной статьи санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации при осуществлении определенного вида деятельности, которые используются для дальнейшего расчета риска.
Частота нарушений и учитываемый при классификации 95%-персентиль должны пересматриваться не реже 1 раза в три года.
3.8. Для каждого вида деятельности идентифицированы факторы опасности, связанные с конкретным видом нарушений санитарного законодательства и конкретными статьями закона N 52-ФЗ, и закона "О защите прав юридических лиц". Для каждого вида опасности на основании анализа отечественных и международных релевантных источников информации и баз данных установлены виды нарушений здоровья (виды заболеваний и/или причин смерти). Пример детализированной идентификации факторов опасности и соответствующих им видов нарушения здоровья приведен в приложении 6.
Пример детализированной идентификации опасности для одной статьи и разных видов деятельности приведен в приложении 6 (а, б).
3.9. Виды нарушений здоровья дифференцированы по тяжести с учетом международных подходов и классификаций <1>. Тяжесть заболеваний оценена в диапазоне от 0 до 1, где 0 - полное здоровье, 1 - смерть. Тяжесть нарушений здоровья по классам болезней (в соответствии с МКБ 10) рассчитана на основании тяжести отдельных нозологий и структуры каждого класса заболеваний в Российской Федерации за последние три года. Примеры коэффициентов тяжести отдельных нозологических форм приведены в приложении 7.
--------------------------------
<1> WHO. National Burden of Disease Studies. A practical Guide. Edition 2.0. Geneve. 2011. 142 p.
3.10. Показатель, характеризующий вред здоровью человека
3.11. Показатель, характеризующий численность j-го контингента под воздействием (масштаб воздействия) объектов надзора, учитывает общее количество лиц, которым может быть причинен вред в результате нарушения санитарных требований и требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, и время контакта этих людей с опасностью, свойственной объекту.
Показатель определяется с использованием среднестатистических величин, характеризующих объект надзора (например, численность работающих, число койко-мест в стационарах лечебных учреждений, число мест в детских дошкольных или школьных учреждениях, торговая площадь, объемы производимой продукции на предприятиях пищевой промышленности, объемы забора и очистки воды для питьевого водоснабжения и т.п.) и удельных коэффициентов, позволяющих перевести статистические показатели в численность контингента под воздействием (например: длительность пребывания в стационаре лечебного учреждения, удельное потребление продуктов питания, удельное водопотребление и т.п.) по формуле (5):
Mj = Nj * Tj, где (5)
Mj - показатель, характеризующий численность j-го контингента, находящегося под воздействием определенного вида деятельности объекта надзора (масштаб воздействия), млн. чел.;
Nj - численность j-ых контингентов населения (жителей, работников, потребителей товаров и услуг), находящихся под воздействием деятельности объекта надзора, млн. чел. в сутки;
Tj - безразмерный коэффициент, учитывающий среднегодовое время контакта человека j-го контингента с фактором опасности.
Показатель Tj единообразен для всех видов объектов надзора, при этом он ориентирован на применение доступных статистических данных, характеризующих разнородные объекты надзора, и их деятельность.
Показатель Mj, как и иные, используемые при расчете риска, имеет период осреднения в один год, соответственно, учитывается численность населения под воздействием в течение года.
Общая формула для расчета коэффициента Tj, имеет вид (6):
Частные аспекты определения населения под воздействием рассматриваются иным методическим документом.
3.12. Для каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя оценивается риск каждого объекта надзора и каждого вида деятельности, продукции.
Риски, формируемые в результате однотипной деятельности разных объектов, принадлежащих одной организации, суммируются.
Класс опасности организации характеризуется величиной (RS), которая определяется наиболее опасным видом деятельности по риску причинения вреда здоровью по формуле (7):
RS = max (Rl), где (7)
Rl - риск причинения вреда здоровью в ходе реализации l-ного вида деятельности.
Пример классификации субъектов надзора, осуществляющих различные виды деятельности, приведен в (приложении 9).
3.13. Организации, подлежащие плановому санитарно-эпидемиологическому надзору, подразделяется на следующие категории по потенциальному риску причинения вреда здоровью (таблица 2):
1) чрезвычайно высокий риск (1 класс опасности);
2) высокий риск (2 класс опасности);
3) значительный риск (3 класс опасности);
4) средний риск (4 класс опасности);
5) умеренный риск (5 класс опасности);
6) низкий риск (6 класс опасности).
Таблица 2
Классификация организаций и видов деятельности по степени
потенциального риска причинения вреда здоровью
Класс опасности
|
Характеристика риска причинения вреда здоровью
|
Риск причинения вреда здоровью
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 класс опасности
|
Чрезвычайно высокий
|
Более 1 * 10-3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 класс опасности
|
Высокий
|
надзорных мероприятий на региональном уровне 4.1. Отнесение объекта надзора к определенному классу опасности является основанием для установления периодичности плановых надзорных мероприятий. 4.2. Для организаций, которым присвоена категория чрезвычайно высокого риска, устанавливается режим постоянного государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и (или) минимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного контроля (надзора). 4.3. Для объектов, которым присвоена категория высокого и значительного риска, устанавливается максимальная и минимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора). 4.4. Для объектов, которым присвоена категория среднего и умеренного риска, устанавливается максимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора). 4.5. В отношении объектов государственного контроля (надзора), которым присвоена низкая категория риска плановые мероприятия государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) не проводятся. 4.6. Периодичность проведения плановых мероприятий государственного контроля (надзора) последовательно снижается от вышестоящей категории риска к нижестоящей категории. Рекомендуемая периодичность проведения плановых проверок объектов надзора в соответствии с их классами опасности приведена в таблице 3. Таблица 3 Рекомендуемая периодичность проведения плановых проверок
4.7. Режим постоянного контроля (надзора) заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов санитарного надзора на объектах организаций, и проведения указанными лицами мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований к осуществлению деятельности на таких объектах. 4.8. Классификация видов деятельности в рамках одного хозяйствующего субъекта является основанием для формирования содержания и объема надзорных мероприятий при комплексных проверках соблюдения санитарного законодательства. 4.9. Периодичность проведения плановых проверок субъектов надзора, относимых к 2 - 3 классу опасности, может быть изменена следующим образом: - если в результате проверок на объекте надзора за последние пять лет относительная частота нарушений санитарного законодательства меньше среднероссийского показателя, рассчитанного за тот же период, то период между плановыми проверками принимается с максимальной частотой; - если в результате проверок на объекте надзора за последние пять лет относительная частота нарушений санитарного законодательства больше среднероссийского показателя, рассчитанного за тот же период, то период между плановыми проверками принимается с минимальной частотой; 4.10. Периодичность плановых проверок субъектов надзора, относимых к пятому классу опасности, может быть увеличена при одновременном соблюдении условий: - отсутствия нарушений санитарного законодательства в ходе последней плановой проверки; - отсутствия обоснованных жалоб на деятельность объекта от населения, других юридических лиц, органов исполнительной власти и местного самоуправления; 4.11. Наличие заключения органов санитарно-эпидемиологического аудита о соответствии субъекта всем санитарным требованиям и нормам может являться основанием для уточнения периодичности плановых проверок субъекта. 4.12. Для оптимизации планирования надзорной деятельности на уровне субъекта Российской Федерации выполняется ранжирование субъектов надзора внутри каждого класса опасности (см. раздел 5). 5. Порядок выбора приоритетных объектов и субъектов надзора 5.1. Ранжирование субъектов надзора (организаций) внутри каждого класса опасности выполняется по интегральному показателю приоритетности I по формуле (4): I = Ранг (RS) + Ранг (S) + Ранг (L), где (4) RS - потенциальный риск причинения вреда здоровью, формируемый организацией, в результате нарушений законодательства, согласно п. 3.2 и 3.4; S - степень "законопослушания", характеризуется соотношением количества выявленных нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей у данной организации за последние пять лет к количеству проведенных проверок за пять лет (с учетом полноты и срочности выполнения предписаний службы); L - доля нестандартных проб, полученных в ходе лабораторных исследований на объекте надзора за последние пять лет. Величина S рассчитывается по формуле (5): S = n / r, где (5) n - количество нарушенных пунктов санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей (с учетом полноты и срочности выполнения предписаний службы); r - количество проведенных плановых и внеплановых проверок за последние 5 лет. Величина L, рассчитывается по формуле (6): L = Nнестанд. / Nобщее, где (6) Nнестанд. - количество проб не соответствующих требованием санитарного законодательства; Nобщее - общее количество проб, полученных в ходе исследований на объекте. 5.2. После расчета показателя (I) при ранжировании объекты выстраиваются в порядке уменьшения интегрального показателя. В верхней части списка располагаются объекты, подлежащие первоочередному внесению в план контрольно-надзорных мероприятий. 5.3. Ранжирование производится по объектам в пределах поднадзорной территории (область, район). 5.4. В перечень приоритетных объектов должны войти новые объекты надзора, в отношении которых ранее не проводились проверки, по которым отсутствует объективная информация о соответствии осуществляемой деятельности требованиям законодательства. 6. Организация осуществления федерального 6.1. При подготовке ежегодных планов проведения плановых проверок форма контрольного мероприятия и его лабораторное сопровождение должны соответствовать классу опасности объекта. 6.2. Рекомендуемые формы и объемы лабораторного сопровождения плановых контрольно-надзорных мероприятий в зависимости от класса опасности субъекта надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью приведены в таблице 4. Таблица 4 Рекомендуемые формы и объемы лабораторного сопровождения
6.3. Содержание надзорных мероприятий для объектов разного класса опасности и риска причинения вреда здоровью определяется Административными регламентами и иными нормативными документами органа, уполномоченного в сфере санитарно-эпидемиологического надзора. 6.4. При применении мер административного воздействия следует учитывать потенциальную опасность выявленных нарушений санитарного законодательства в угрозе жизни и здоровью населения. 7. Информирование о рисках и путях их устранения 7.1. Система информирования представителей субъектов надзора о рисках и путях их устранения включает в себя: - информирование подконтрольных субъектов надзора (контроля) о возможных рисках и дифференцированных правилах контроля; - информирование общества о результатах применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора). 7.2. В целях информирования юридических и лиц и индивидуальных предпринимателей об отнесении субъектов (объектов) надзора к группам риска необходимо в реестре проведения плановых проверок предусмотреть графу отнесения к группам риска. 7.3. Допускается возможность юридических и лиц и индивидуальных предпринимателей подконтрольных субъектов (объектов) надзора в инициативном порядке представлять в территориальные органы Роспотребнадзора материалы, подтверждающие их соответствие динамическим критериям показателей той или иной группе риска. 7.4. Результаты проведения проверок, включая динамические показатели оценки риска: количество нарушений санитарного законодательства, выявленных за последние 12 месяцев; меры административного воздействия в виде штрафа, примененных за последние 12 месяцев; при согласии хозяйствующего субъекта - показатели ведения производственного контроля на объектах надзора должны размещаться на официальных сайтах территориальных органов Роспотребнадзора. 8. Оценка эффективности контрольно-надзорной деятельности В соответствии с положениями ФЗ "Об основах федерального, регионального и муниципального контроля", результаты контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей следует оценивать по степени достижения общественно значимых результатов в части улучшения качества среды обитания и состояния здоровья населения. Оценка эффективности при этом должна учитывать произведенные затраты на ведение контроля (надзора). Оценка эффективности контрольно-надзорной деятельности может осуществляться в соответствии с алгоритмом и методами, изложенными в методических рекомендациях МР 5.1.0095-14 "Расчет фактических и предотвращенных в результате контрольно-надзорной деятельности экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания". 9. Автоматизация процедуры классификации субъектов Для задач оперативного ранжирования объектов надзора на уровне субъекта федерации рекомендуется использовать программное обеспечение с применением которого данные по частоте нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей могут пересматриваться каждые три года, что обеспечит объективность сравнительных характеристик и уровней риска. Программное обеспечение рекомендуется формировать на базе платформ, которые позволяют поддерживать и обрабатывать большие объема данных. Программное обеспечение, которое должно иметь функции: - реализации алгоритма и математического аппарата, заложенного в методических рекомендациях; - выполнять ведение реестра объектов в сфере санитарно-эпидемиологического контроля и надзора, с возможностью добавления, удаления и редактирования записей в реестре; - поддерживать вложенность объектов надзора; - учитывать высокую гигиеническую значимость объектов надзора; - выполнять расчет численности населения, находящегося в зоне влияния объекта надзора, учитывая суммарное время воздействия объекта надзора на население в течение года; - учитывать частоты нарушения статей законодательства в сфере защиты прав потребителей и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия; - проводить расчет риска по двум направлениям: по видам деятельности и по организациям; - для выполнения процедуры классификации использовать предложенную шкалу риска; - проводить классификацию объектов санитарно-эпидемиологического надзора; - осуществлять ранжирование объектов надзора внутри сформированной классификации. Приложение 1 СООТНЕСЕНИЕ
-------------------------------- <1> ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) (с Изменениями N 2/2011, 3/2011, 4/2014). Приложение 2 МАТРИЦА
Приложение 3 ДОЛЯ
Приложение 4а ПЕРЕЧЕНЬ Статья 12. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства Статья 16. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения Статья 18. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок Статья 22. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления Статья 23. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям Статья 24. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда Статья 26. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами Статья 27. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека Статья 28. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения Статья 29. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин) Продолжение приложения 4а Статья 32. Производственный контроль Статья 33. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями Статья 34. Обязательные медицинские осмотры Статья 35. Профилактические прививки Статья 36. Гигиеническое воспитание и обучение Приложение 4б ПЕРЕЧЕНЬ Статья 4. Качество товара (работы, услуги) Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу) Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах) Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя) Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя Приложение 5а ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЧАСТОТА
Приложение 5б ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЧАСТОТА
Приложение 6 ПРИМЕР 1.4. Деятельность по сбору и очистке воды (41.00.1)
Приложение 6 (продолжение) ПРИМЕР 1.10.3. Деятельность по предоставлению персональных услуг,
Приложение 6а ПРИМЕР
Приложение 6б ПРИМЕР
Приложение 7 ПРИМЕРЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ ТЯЖЕСТИ ОТДЕЛЬНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ
Приложение 8 Таблица 1 - Показатели, характеризующие вред здоровью
Таблица 2 - Показатели, характеризующие относительный
Методика Расчет относительного вреда здоровью при нарушении статей санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей uk - показатель, характеризующий вред здоровью, связанный с нарушением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей по видам деятельности; gi - тяжесть i-го нарушения здоровья, измеряемая в диапазоне от 0 до 1. Величины Общий вид регрессионного уравнения представлен соотношением (2): где yi - зависимая переменная; i-ый - показатель здоровья (отдельные виды заболеваемости и смертности); pk - независимая переменная - частота нарушения ой статьи законодательства. Определение коэффициентов Примеры выявленных причинно-следственных связей между нарушениями статей законодательства и нарушениями здоровья (в разрезе отдельных заболеваний и классов болезней), описанных достоверными моделями, и показатели При проведении практических расчетов могут быть использованы общие для Российской Федерации значения uk. Таблица 3 - Примеры коэффициентов
|