МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
И МЕТРОЛОГИИ
ПРИКАЗ
от 25 июня 2018 г. N 1284
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
МОНИТОРИНГА И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ ОБ ИМЕЮЩИХСЯ
НАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
Во исполнение пункта 38 раздела VIII плана мероприятий по реализации Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. N 2478-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок мониторинга и информирования надзорных органов об имеющихся нарушениях в области обеспечения единства измерений на территории Российской Федерации организациями, подведомственными Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (далее - Порядок).
2. Руководителям государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний и государственных научных метрологических институтов разместить на своих сайтах информацию об организации работ по мониторингу нарушений в области обеспечения единства измерений и информировании об этом надзорных органов для принятия соответствующих мер.
Врио Руководителя
А.В.КУЛЕШОВ
Утвержден
приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 25 июня 2018 г. N 1284
ПОРЯДОК
МОНИТОРИНГА И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ ОБ ИМЕЮЩИХСЯ
НАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения мониторинга и информирования надзорных органов об имеющихся нарушениях в области обеспечения единства измерений на территории Российской Федерации организациями, подведомственных Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (далее - мониторинг, Агентство).
2. Целью мониторинга в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений является выявление и предотвращение:
нарушений установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже применении на территории Российской Федерации, а также к наличию аттестованных методик (методов) измерений;
факторов и обстоятельств, создающих предпосылки к нарушению, указанных в настоящем пункте, обязательных требований.
3. Мониторинг включает в себя сбор, обработку, регистрацию и анализ информации о нарушениях обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
4. Мониторинг осуществляют государственные научные метрологические институты (далее - ГНМИ) и государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний (далее - ФБУ ЦСМ), подведомственные Агентству, на основе:
4.1. анализа обращений и сообщений, полученных от физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей:
осуществляющих деятельность по получению и/или использованию результатов измерений, включая применение методик измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
осуществляющих производство, продажу, ввоз на территорию Российской Федерации и применение эталонов, средств измерений и стандартных образцов, предназначенных для применения и/или применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
осуществляющих производство, продажу, ввоз на территорию Российской Федерации и применение оборудования, содержащего встроенные средства измерений, которые предназначены для применения и/или применяются в областях деятельности, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
осуществляющих расфасовку товаров или приобретающих расфасованные товары.
4.2. информации, полученной при выполнении метрологических работ и оказании услуг физическим и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям.
5. Рекомендуемый перечень видов нарушений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежащих регистрации при осуществлении мониторинга, представлен в приложении N 1 к настоящему Порядку.
6. Информация о нарушениях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, с учетом рекомендуемого перечня видов нарушений, содержащихся в приложении N 1 к настоящему Порядку, регистрируется ГНМИ и ФБУ ЦСМ в Листе регистрации нарушений в области обеспечения единства измерений (далее - Лист регистрации) по форме согласно Приложению 2 к настоящему Порядку.
7. Листы регистрации оформляются и направляются ГНМИ и ФБУ ЦСМ в адрес Управления государственного надзора и контроля Агентства (далее - Управление) не позднее 25 числа каждого месяца.
В случае если за отчетный период не было выявлено никаких нарушений лист регистрации в Управление не направляется.
8. Управление проводит анализ поступившей информации об имеющихся нарушениях в области обеспечения единства измерений и принимает решение о проведении контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
к Порядку проведения мониторинга
и информирования надзорных органов
об имеющихся нарушениях в области
обеспечения единства измерений
на территории Российской Федерации
организациями, подведомственными
Федеральному агентству по техническому
регулированию и метрологии,
утвержденному приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 25 июня 2018 г. N 1284
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ НАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕГИСТРАЦИИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МОНИТОРИНГА
1. При проведении мониторинга состояния и применения средств измерений и стандартных образцов следует фиксировать нарушения, связанные с:
несоответствием измерений, средств измерений (составных частей, программного обеспечения) и стандартных образцов обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
несоблюдением установленных правил проведения поверки средств измерений, и требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке;
отсутствием документов, подтверждающих право выполнения тех или иных метрологических работ;
отсутствием и сохранностью в местах, предусмотренных конструкциями средств измерений, средств ограничения доступа (пломб) к составным частям средств измерений (включая программное обеспечение), а также их достаточности для предотвращения несанкционированных настроек и вмешательства, которые могут повлиять на значения метрологических характеристик и результатов выполненных измерений;
наличием недопустимых повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, влияющие на метрологические характеристики;
несоблюдением правил, предусмотренных эксплуатационными документами на средства измерений, при их использовании по назначению;
несоответствием квалификации персонала, эксплуатирующего средства измерений уровню требований, соответствующему их сложности;
несоответствием условий эксплуатации средств измерений требованиям нормативных документов (несоответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д.);
несоответствием условий эксплуатации стандартных образцов требованиям документации, устанавливающей указанные требования;
несоблюдением требований к монтажу и установке средств измерений, предусмотренных эксплуатационными документами на средства измерений;
несоблюдением порядка и правил выполнения подготовительных и завершающих операций, предусмотренных эксплуатационными документами на средства измерений;
несоблюдением правил выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений, предусмотренных требованиями эксплуатационной (ремонтной) документации, отсутствием условий для выполнения данных работ и несоответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;
несоблюдением правил хранения средств измерений, которые не используются постоянно;
использованием стандартных образцов с истекшим сроком годности;
несоответствием условий размещения средств измерений основным общетехническим требованиям и правилам техники безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.
2. При проведении мониторинга методик (методов) измерений следует выявлять и фиксировать нарушения, связанные с:
отсутствием документального подтверждения аттестации методик (методов) измерений, применяемых в сферах государственного регулирования;
отсутствием сведений об аттестованных методиках (методах) измерений, применяемых в сферах государственного регулирования, в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;
несоответствием фактических условий применения методик (методов) измерений условиям, регламентируемым в документе на данную методику;
несоблюдением требований к полноте и правильности проведения процедуры измерений в соответствии с требованиями документа на методику (метод) измерений.
3. При проведении мониторинга состояния и применения эталонов следует регистрировать нарушения, связанные с:
отсутствием или неверным оформлением свидетельств о поверке или сертификатов о калибровке эталонов;
отсутствием или неверным оформлением документов по аттестации эталонов, их утверждению и регистрации;
отступлениями от графика аттестации эталонов;
осуществлением поверки (калибровки) эталонов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не обладающими правами на проведение данных работ;
несоответствием условиям эксплуатации и хранения эталонов требованиям документации, устанавливающей указанные требования.
4. При осуществлении мониторинга соблюдения метрологических правил и норм, нормативных правовых документов по обеспечению единства измерений выявляют и фиксируют нарушения, связанные с:
отсутствием полного комплекта актуальной документации, необходимого для осуществления определенного вида метрологической деятельности;
невыполнением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований по организации и проведению измерений;
отклонением условий, в которых проводят измерения и испытания от установленных требований;
несоответствием квалификации персонала, выполняющего измерения и испытания установленным требованиям;
несоблюдением правил применения и написания единиц величин, допущенных к применению в Российской Федерации;
неправильным обозначением метрологических характеристик средств измерений;
неправильным применением наименований и обозначений средств измерений и эталонов.
5. При осуществлении мониторинга соблюдения метрологических правил и норм, при осуществлении расфасовки и продажи фасованных товаров в различных упаковках выявляют и фиксируют нарушения, связанные с:
отсутствием или неправильным использованием правил отбора образцов фасованных товаров в выборку, предназначенную для контроля;
отсутствием или нарушением правил отбора при контроле за количеством фасованных товаров в индивидуальных упаковках с различным номинальным количеством потребительского товара в каждой упаковке;
отсутствием или нарушением правил осуществления методов контроля, не разрушающих упаковки;
отсутствием или неправильным использованием правил оценки количества товара в упаковке, измерения количества товара в индивидуальных упаковках, обработки результатов измерений выборки и формирования выводов по результатам контроля.
6. Объекты, содержание и функции мониторинга могут быть расширены с учетом изменения требований нормативных правовых документов в области обеспечения единства измерений и возникающих специфических задач.
Приложение N 2
к Порядку проведения мониторинга
и информирования надзорных органов
об имеющихся нарушениях в области
обеспечения единства измерений
на территории Российской Федерации
организациями, подведомственными
Федеральному агентству по техническому
регулированию и метрологии,
утвержденному приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 25 июня 2018 г. N 1284
ФОРМА
Лист регистрации нарушений в области обеспечения единства измерений
Наименование ФАО и субъекта Федерации (для ФБУ ЦСМ):
Наименование ГНМИ, ФБУ ЦСМ:
Источник наблюдения:
(обращение граждан, юр. лиц; выполнение производственного задания)
|
|||
РЕГИСТРАЦИЯ НАРУШЕНИЙ
|
|||
Наименование и адрес объекта, на котором установлено нарушение:
|
Дата регистрации нарушения: дд.мм.гг.
|
||
N п/п
|
Описание нарушения
|
Пункты нарушения НПА
|
Последствия нарушения
|
Примечание: Лист регистрации заполняется в случае выявления нарушений за отчетный период. Должность _____________________________________________________ И.О.Фамилия Подпись, Печать
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области