Приказ Росстата от 31.05.2016 N 255 "Об Основных методологических и организационных положениях по федеральному статистическому наблюдению за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) для разработки базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2016 год"


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ
от 31 мая 2016 г. N 255

ОБ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ СТАТИСТИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ЗАТРАТАМИ
НА ПРОИЗВОДСТВО И ПРОДАЖУ ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ)
ДЛЯ РАЗРАБОТКИ БАЗОВЫХ ТАБЛИЦ "ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК" ЗА 2016 ГОД

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 201-р приказываю:

утвердить прилагаемые Основные методологические и организационные положения по федеральному статистическому наблюдению за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) для разработки базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2016 год.

Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
Г.К.ОКСЕНОЙТ

Приложение

Утверждены
Приказом Росстата
от 31 мая 2016 г. N 255

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ СТАТИСТИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ЗАТРАТАМИ
НА ПРОИЗВОДСТВО И ПРОДАЖУ ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ)
ДЛЯ РАЗРАБОТКИ БАЗОВЫХ ТАБЛИЦ "ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК" ЗА 2016 ГОД

Федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) для разработки базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2016 год (далее - наблюдение за затратами на производство) - это комплексное федеральное статистическое наблюдение, предусматривающее сбор первичных статистических данных о текущих и капитальных затратах различных типов хозяйствующих субъектов. Наблюдение за затратами на производство проводится на всей территории Российской Федерации по единой официальной статистической методологии в целях информационного обеспечения разработки базовых таблиц "затраты-выпуск" во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 201-р "Об информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации".

I. Цель наблюдения за затратами на производство

Целью наблюдения за затратами на производство является получение первичных статистических данных, лежащих в основе расчетов промежуточного потребления и валового накопления основного капитала в разрезе отраслей и продуктов базовых таблиц ресурсов и использования товаров и услуг (ТРИ) за 2016 год.

II. Нормативно-правовая база наблюдения за затратами на производство

Наблюдение за затратами на производство проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

1. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";

2. п. п. "а" п. 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 201-р;

3. п. 1.1.3 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.

III. Срок проведения наблюдения за затратами на производство

Сбор первичных статистических данных по программе наблюдения за затратами на производство осуществляется за 2016 год.

Срок представления первичных статистических данных респондентами - до 1 апреля 2017 года.

Формирование сводных итогов наблюдения за затратами на производство на федеральном уровне - декабрь 2017 года.

IV. Объекты наблюдения за затратами на производство

Объектами наблюдения за затратами на производство являются коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация - организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности <1>. Существует два вида коммерческих организаций - нефинансовые и финансовые организации.

--------------------------------

<1> Статья 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В наблюдении за затратами на производство участвуют нефинансовые коммерческие организации.

Нефинансовые коммерческие организации - организации, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке по экономически значимым ценам и получения прибыли <1>.

--------------------------------

<1> Определение используется исключительно в целях настоящих методологических и организационных положений.

Некоммерческая организация - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками <1>.

--------------------------------

<1> Статья 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Из некоммерческих организаций в наблюдении за затратами на производство принимают участие бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. <1>

--------------------------------

<1> Статья 9.2 Федерального закона о некоммерческих организациях от 12 января 1996 года N 7-ФЗ.

Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). <1>

--------------------------------

<1> Статья 2 Федерального закона об автономных учреждениях от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. <1>

--------------------------------

<1> Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ.

V. Система показателей наблюдения за затратами на производство

Система показателей наблюдения за затратами на производство обеспечивает получение первичных статистических данных:

- о текущих затратах хозяйствующих субъектов по обычным видам деятельности в разрезе групп продуктов ТРИ, основанных на ОКПД <1>;

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС-2002), гармонизированном с СРА 2002, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст).

- о капитальных затратах (видовом составе введенных в действие основных фондов) хозяйствующих субъектов в разрезе кодов ОКОФ <1>.

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359.

В целях соответствия правилам первичного бухгалтерского учета система показателей дифференцирована по категориям хозяйствующих субъектов.

Коммерческие организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, представляют первичные статистические данные о расходах на приобретение сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий и оплату услуг сторонних организаций в разрезе групп продуктов базовых ТРИ. Формы наблюдения для этих организаций представляют собой приложения к отчету по форме N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации", дифференцированные по видам экономической деятельности.

Коммерческие организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства (юридические лица), представляют первичные статистические данные об основных видах расходов на производство и продажу продукции без детализации по группам продуктов ТРИ.

Бюджетные, автономные и казенные учреждения представляют первичные статистические данные о текущих расходах финансовых средств, полученных из различных источников финансирования, учтенных в соответствии с КОСГУ по подстатьям 221, 222, 223, 224, 225, 226 и статьям 290 и 340, в разрезе группировок продуктов базовых ТРИ.

Кроме того, коммерческие организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, и некоммерческие организации, осуществлявшие в 2016 году ввод в действие новых основных фондов, модернизацию и реконструкцию имеющихся основных фондов, представляют первичные статистические данные об их составе в разрезе кодов ОКОФ. Формы наблюдения представляют собой приложения к формам N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" и N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций".

VI. Способы проведения наблюдения за затратами на производство

Наблюдение за затратами на производство коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства, осуществляется в сплошном порядке.

Коммерческие организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства, бюджетные, автономные и казенные организации обследуются в выборочном порядке.

VII. Формирование совокупности респондентов наблюдения за затратами на производство

Совокупность респондентов наблюдения за затратами на производство формируется средствами АС ГС ОФСН <1>.

--------------------------------

<1> Автоматизированная система ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения - АС ГС ОФСН, введенная в промышленную эксплуатацию в соответствии с приказом Росстата от 5 февраля 2016 г. N 54.

Для получения первичных статистических данных о текущих затратах совокупность коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства, формируется в соответствии с порядком формирования каталога объектов для проведения статистического наблюдения по ф. N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" за 2016 год.

Совокупность коммерческих организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, бюджетных, автономных и казенных учреждений формируется выборочно по России в целом в соответствии с утвержденной методологией средствами специализированного программного комплекса АС ТЗВ-2016, интегрированного с АС ГС ОФСН. Выборка по указанным организациям будет сформирована в третьем квартале 2016 года.

Специалисты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (ТОГС) проверяют сформированную Росстатом выборку на предмет присутствия в ней респондентов, прекративших свою деятельность, после чего на федеральном уровне осуществляется их централизованная замена. Актуализация списков респондентов осуществляется специалистами ТОГС и центрального аппарата Росстата в марте 2017 года.

Для получения первичных статистических данных о видовом составе введенных в действие основных фондов совокупность респондентов формируется в соответствии с порядком формирования каталога объектов для проведения статистического наблюдения по ф. N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" и ф. N 11 (краткая) "Сведения о видовом составе введенных в действие основных фондов некоммерческих организаций".

VIII. Методы сбора первичных статистических данных наблюдения за затратами на производство

При проведении наблюдения за затратами на производство будут использованы следующие методы сбора первичных статистических данных от респондентов:

- на бумажных носителях с использованием немашиночитаемых бланков форм,

- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: через систему web-сбора Росстата или через спецоператора связи.

Бланки форм, указания по их заполнению, а также XML-шаблоны форм будут размещены на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в системе ЕССО <1>.

--------------------------------

<1> Единая система сбора отчетности - ЕССО.

IX. Разграничение полномочий по уровням управления при проведении наблюдения за затратами на производство

Организация наблюдения за затратами на производство осуществляется на федеральном и территориальном уровнях.

На федеральном уровне выполняются следующие функции:

1. Разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов, хранению материалов наблюдения за затратами на производство;

2. Координация, планирование работ по проведению наблюдения за затратами на производство и контроль подготовки, проведения и подведения итогов наблюдения за затратами на производство;

3. Разработка технологии и организация автоматизированной обработки полученной информации наблюдения за затратами на производство и подведения его итогов;

4. Формирование и хранение базы данных наблюдения за затратами на производство;

5. Организация проведения совещаний и оказание помощи специалистам территориальных органов Росстата по вопросам подготовки и проведения наблюдения за затратами на производство;

6. Организация финансового и материально-технического обеспечения наблюдения за затратами на производство.

На территориальном уровне выполняются следующие функции:

1. Подготовка и проведение в субъекте Российской Федерации наблюдения за затратами на производство в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией;

2. Координация и организация работ по подготовке и проведению наблюдения за затратами на производство в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения наблюдения за затратами на производство;

3. Подбор лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением наблюдения за затратами на производство (далее - временные работники), контроль за их работой;

4. Обучение специалистов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и временных работников;

5. Подготовка информации, полученной в ходе наблюдения за затратами на производство, к автоматизированной обработке;

6. Автоматизированная обработка информации, полученной в ходе наблюдения за затратами на производство, на основе утвержденной технологии.

X. Привлечение физических лиц для выполнения работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении наблюдения за затратами на производство

Для выполнения работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении наблюдения за затратами на производство, в ТОГС организуется привлечение физических лиц по контрактам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На привлекаемых лиц возлагается выполнение работ категорий бригадира-инструктора территориального уровня, инструктора территориального уровня, оператора ввода статистической информации, оператора формального и логического контроля.

Сроки привлечения физических лиц и перечень выполняемых ими работ приведены справочно в Приложении к Основным методологическим и организационным положениям наблюдения за затратами на производство.

Контроль за деятельностью привлекаемых лиц и обучение лиц категории бригадиров-инструкторов территориального уровня возлагается на руководство ТОГС. Привлеченные лица категории бригадиров-инструкторов территориального уровня проводят обучение лиц категорий инструкторов территориального уровня, операторов ввода статистической информации, операторов формального и логического контроля.

При привлечении физических лиц следует руководствоваться Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Контракты с физическими лицами должны содержать объем и наименование работ, сроки действия контракта, цену контракта, условия выплаты вознаграждения. Объем и наименование работ определяется Техническим заданием, утверждаемым руководителем ТОГС. Условия выплаты вознаграждения определяются приказом Росстата <1>. Для расчета определения стоимости вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных, отработавшим не полный календарный месяц, применяется следующая формула <2>:

--------------------------------

<1> П. п. 5.8.1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420.

<2> При условии выполнения установленной нормы нагрузки.

Цена контракта рассчитывается на основании условий выплаты вознаграждения и срока действия контракта.

XI. Автоматизированная обработка результатов наблюдения за затратами на производство

Автоматизированная обработка результатов наблюдения за затратами на производство осуществляется на федеральном и территориальном уровнях:

- по текущим затратам - в Централизованной системе обработки данных (ЦСОД);

- по видовому составу введенных в действие основных фондов - в рамках комплексов электронной обработки данных по формам N 11 и N 11-краткая.

На федеральном уровне осуществляются:

- формирование совокупности респондентов наблюдения за затратами на производство, включая проведение выборки малых предприятий, бюджетных, автономных и казенных организаций,

- формирование консолидированной базы первичных статистических данных наблюдения за затратами на производство по всем формам,

- арифметический и формально-логический контроли первичных статистических данных наблюдения за затратами на производство,

- формирование сводных итогов наблюдения за затратами на производство, согласованных с данными текущей статистики, включая первичные статистические данные, поступившие в особом порядке,

- выгрузка сводных итогов в программный комплекс, обеспечивающий создание гармонизированных данных по производству, труду и капиталу на микро- и макроуровне (ПК ГД-ПТК).

На территориальном уровне автоматизированная обработка первичных статистических данных включает следующие этапы:

- регистрацию и ввод первичных статистических данных с бумажных носителей, а также поступивших в электронном виде;

- осуществление арифметического и формально-логического контролей первичных статистических данных;

- передачу первичных статистических данных на федеральный уровень (для ф. N 11 и ф. N 11-краткая).

XII. Итоги наблюдения за затратами на производство

Сводные итоги наблюдения за затратами на производство формируются в соответствии с номенклатурами отраслей и продуктов для разработки базовых таблиц ресурсов и использования товаров и услуг за 2016 год, утвержденными приказом Росстата от 28 апреля 2016 г. N 218.

Сводные итоги наблюдения за затратами на производство используются для расчета показателей базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2016 год.

XIII. Финансирование проведения наблюдения за затратами на производство

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой, проведением и обработкой результатов наблюдения за затратами на производство, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Росстату на разработку базовых таблиц "затраты-выпуск".

Начальник Управления
статистики затрат и выпуска
Н.Е.УСТИНОВА

Приложение
к Основным методологическим
и организационным положениям
наблюдения за затратами
на производство

КАТЕГОРИИ, СРОКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫЙ ПРИВЛЕЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗАТРАТАМИ НА ПРОИЗВОДСТВО (СПРАВОЧНО)

Категории
Сроки привлечения
Перечень работ, выполняемый привлеченными лицами
Бригадир-инструктор территориального уровня
01.03.2017 - 01.09.2017
- проходит обучение порядку сбора и обработки первичных статистических данных наблюдения за затратами на производство;
- проводит обучение инструктора территориального уровня, оператора ввода данных и оператора формально-логического контроля;
- организует и контролирует работу по сбору и обработке первичных статистических данных в соответствии с указаниями о порядке проведения и обработки данных наблюдения за затратами на производство (п. 12 Плана организационных мероприятий на 2016 - 2017 годы по подготовке и проведению федерального статистического наблюдения за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг), автоматизированной обработке его результатов и формированию итогов, утвержденного приказом Росстата от 30 марта 2016 г. N 162);
- проводит мониторинг хода работ по проведению наблюдения за затратами на производство;
- производит актуализацию списков респондентов наблюдения за затратами на производство;
- участвует в доведении до респондентов информации об их участии в наблюдении за затратами на производство;
- участвует в обеспечении респондентов инструментарием наблюдения за затратами на производство;
- осуществляет прием и регистрацию поступивших от респондентов форм наблюдения за затратами на производство;
- осуществляет контроль первичных статистических данных, в том числе с данными текущей статистики, и подготовку их к автоматизированной обработке, а также контроль первичных статистических данных, поступивших в электронном виде, непосредственно в электронной форме документа;
- проводит работу с респондентами по уточнению и корректировке показателей, вносит исправления в электронные формы.
Инструктор территориального уровня
01.03.2017 - 01.09.2017
- проходит обучение порядку сбора и обработки первичных статистических данных наблюдения за затратами на производство;
- производит актуализацию списков респондентов наблюдения за затратами на производство;
- участвует в доведении до респондентов информации об их участии в наблюдении за затратами на производство;
- участвует в обеспечении респондентов инструментарием наблюдения за затратами на производство;
- осуществляет прием и регистрацию поступивших от респондентов форм наблюдения за затратами на производство;
- осуществляет контроль первичных статистических данных, в том числе контроль с данными текущей статистики, и подготовку их к автоматизированной обработке, а также контроль первичных статистических данных, поступивших в электронном виде, непосредственно в электронной форме документа;
- проводит работу с респондентами по уточнению и корректировке показателей, вносит исправления в электронные формы.
Оператор ввода статистической информации
03.04.2017 - 09.06.2017
- проходит обучение порядку обработки первичных статистических данных наблюдения за затратами на производство;
- осуществляет ввод первичных статистических данных с немашиночитаемых бланков форм статистического наблюдения в электронную форму, а также загрузку первичных статистических данных наблюдения за затратами на производство, полученных в электронном виде.
Оператор формального и логического контроля
03.04.2017 - 09.06.2017
- проходит обучение порядку обработки первичных статистических данных наблюдения за затратами на производство;
- осуществляет контроль первичных статистических данных по полноте и правильности кодирования затрат на производство продукции;
- проводит кодирование затрат на производство продукции, осуществляет корректировку первичных статистических данных в соответствии с инструктивными документами Росстата;
- осуществляет автоматизированный контроль первичных статистических данных и формирует протокол контроля;
- проводит работу с респондентами по уточнению и корректировке показателей, вносит исправления в электронные формы
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области