Приказ Ростехнадзора от 10.12.2020 N 514 "Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2020 N 61499)


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 10 декабря 2020 г. N 514

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
И ОХРАНОЙ ТРУДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ДОБЫЧЕ (ПЕРЕРАБОТКЕ)
УГЛЯ (ГОРЮЧИХ СЛАНЦЕВ)

В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст. 3033; 2019, N 30, ст. 4134) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 10 декабря 2020 г. N 514

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
И ОХРАНОЙ ТРУДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ДОБЫЧЕ (ПЕРЕРАБОТКЕ)
УГЛЯ (ГОРЮЧИХ СЛАНЦЕВ)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (далее - Типовое положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860), Требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 21, ст. 3300), Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305; 2016, N 51, ст. 7390; 2019, N 44, ст. 6204) (далее - Правила организации и осуществления производственного контроля), Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2016 г., регистрационный N 44037) (далее - Типовое положение о СУОТ).

2. Настоящее Типовое положение распространяется на организации, эксплуатирующие шахты и (или) разрезы, а также углеобогатительные фабрики, являющиеся опасными производственными объектами (далее - ОПО), которые осуществляют добычу (переработку) угля (горючих сланцев) (далее - эксплуатирующие организации).

3. В эксплуатирующей организации должны применяться единые принципы по обеспечению безопасного ведения работ, контролю соблюдения требований промышленной безопасности (далее - ПБ) и охраны труда (далее - ОТ) как в целом в организации, так и непосредственно в границах ОПО, эксплуатируемых организацией.

Контроль соблюдения требований ПБ и ОТ в эксплуатирующей организации осуществляется работниками этой организации постоянно при осуществлении работ непосредственно в горных выработках на подземных работах, разрезах, на рабочих местах и по пути следования к рабочим местам в границах ОПО.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ОХРАНОЙ ТРУДА

4. Положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда (далее - СУПБ и ОТ) состоит из разделов:

"Система управления промышленной безопасностью" (далее - СУПБ);

"Система управления охраной труда" (далее - СУОТ).

5. Раздел "Система управления промышленной безопасностью" состоит из подразделов:

5.1 "Задачи эксплуатирующей организации в области ПБ", включая задачи по:

выявлению опасных технологий, участков, рабочих мест и предупреждению несчастных случаев;

управлению основными производственными рисками;

обеспечению противоаварийной устойчивости и готовности к локализации и ликвидации последствий аварии;

финансированию мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ОПО;

взаимодействию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области ПБ (далее - контрольно-надзорные органы), органами местного самоуправления, профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников ОПО (далее - профсоюзы), научными организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасной эксплуатации ОПО (далее - научные организации).

"Описание структуры СУПБ и ее места в системе управления эксплуатирующей организации" содержит описание уровней управления эксплуатирующей организации, включая производственные бригады, участки, цехи, структурные подразделения, ОПО, руководство эксплуатирующей организации и иных уровней управления, учитывающих специфику эксплуатирующей организации.

5.2 "Перечень ОПО с указанием полного наименования, класса опасности, адрес местонахождения номера свидетельства о регистрации в государственном реестре ОПО, на которые распространяется СУПБ".

5.3 "Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующей организации, их заместителей, работников в области ПБ" содержит:

функции должностных лиц эксплуатирующей организации;

права работников эксплуатирующей организации;

обязанности работников эксплуатирующей организации в области ПБ на каждом уровне управления.

5.4 "Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ", содержит информацию о:

должностных лицах эксплуатирующей организации, уполномоченных проводить консультации по ПБ, и времени их проведения;

форме и сроках консультирования;

местах размещения стендов с информацией о дополнительных консультациях.

5.5 "Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ" содержит указание на источник средств финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ.

5.6 "Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ с перечнем документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО" содержит:

планы мероприятий по обеспечению ПБ, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее - планы мероприятий);

список лиц, контролирующих выполнение планов мероприятий, оперативных планов.

Отчеты о выполнении планов мероприятий размещаются на стендах в доступных для работников эксплуатирующей организации местах.

5.7 "Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ" содержит:

результаты оценки достижения целей и задач, определенных в СУПБ, за отчетный период (календарный год);

выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период (календарный год);

приоритеты в части организации ПБ на ОПО.

Результаты и выводы анализа эффективности СУПБ размещаются на информационных стендах и доводятся до сведения работников на собраниях.

В соответствии с выводами анализа эффективности СУПБ при необходимости принимается решение о внесении изменений в СУПБ.

5.8 "Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ" содержит применяемые средства получения информации по ПБ, такие как:

обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО за истекший месяц;

инструкции по безопасным методам производства работ к каждой отдельной профессии или виду работ;

видеоролики по безопасным методам производства работ;

справочные правовые системы на рабочих местах для лиц, ответственных за ПБ.

5.9 "Порядок подготовки в области ПБ руководителей и работников эксплуатирующих организаций".

5.10 "Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ" содержит указание на место для ознакомления с проектно-технологической графической документацией на проведение работ, годовыми планами горных работ на календарный год, планами мероприятий по обеспечению ПБ.

5.11 "Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на ОПО" содержит:

требования к подрядным организациям и систему проверки соответствия требованиям ПБ подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО;

систему допуска и систему контроля за деятельностью подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО.

5.12 "Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов" содержит:

механизм идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий;

состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков возникновения аварий на ОПО;

условия проведения плановой и внеплановая идентификация опасностей и оценки рисков возникновения аварий на ОПО;

порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности, диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО;

порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;

порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО.

Пересмотр идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий на ОПО проводится не реже одного раза в три года.

В случаях превышения допустимого уровня риска возникновения аварий разрабатываются мероприятия по снижению рисков до допустимого уровня, утверждаемые главным инженером.

5.13 "Производственный контроль" разрабатывается эксплуатирующей организацией с учетом особенностей условий эксплуатации ОПО и содержит:

описание организационной структуры службы производственного контроля (далее - ПК);

права и обязанности должностных лиц службы ПК, ответственных за осуществление ПК;

порядок планирования и проведения проверок соблюдения требований ПБ, принятия оперативных планов работы по ПБ служб, участков, цехов подготовки и регистрации отчетов об их результатах;

порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии ПБ между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на ОПО;

порядок принятия и реализации решений по обеспечению ПБ с учетом результатов ПК;

порядок учета результатов ПК при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации;

порядок подготовки и представления сведений об организации ПК.

В подразделе описываются задачи ПК по:

контролю, обеспечению соблюдения требований и анализу состояния ПБ в эксплуатирующей организации;

координации работ, направленных на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;

контролю за своевременным проведением испытаний и освидетельствований технических устройств, применяемых на ОПО, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

контролю за соблюдением технологической дисциплины.

5.14. Допускается применять положения, разрабатываемые эксплуатирующей организацией, для выполнения мероприятий, планируемых в СУПБ, для ПК с учетом особенностей эксплуатируемого организацией ОПО.

6. Раздел "Система управления охраной труда" состоит из подразделов:

"Политика работодателя в области ОТ";

"Цели работодателя в области ОТ";

"Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере ОТ между должностными лицами)";

6.1 "Процедуры, направленные на достижение целей в области ОТ", включая процедуры:

подготовки работников по ОТ;

организации и проведения специальной оценки условий труда;

управления профессиональными рисками;

организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.

6.2 "Планирование мероприятий по реализации процедур";

6.3 "Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур";

6.4 "Планирование улучшений функционирования СУОТ";

6.5 "Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания";

6.6 "Управление документами СУОТ".

7. Допускается объединение разделов СУОТ и СУПБ с учетом особенностей организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области