ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 23 июля 2019 г. N 291
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ВНЕДРЕНИЮ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
И (ИЛИ) ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ СУБЪЕКТА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕГО ОБЪЕКТЫ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
В целях обеспечения внедрения риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок деятельности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего объекты электросетевого хозяйства приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по внедрению риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок деятельности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего объекты электросетевого хозяйства.
Врио руководителя
А.Л.РЫБАС
Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 23 июля 2019 г. N 291
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВНЕДРЕНИЮ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
И (ИЛИ) ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ СУБЪЕКТА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕГО ОБЪЕКТЫ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по внедрению риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок деятельности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего объекты электросетевого хозяйства (далее - Методические рекомендации), содержат положения и рекомендации по проведению плановых проверок должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и принадлежащих им на правах собственности или находящихся в оперативном управлении объектов электросетевого хозяйства (далее - объекты ЭСХ).
Проверке должностными лицами Ростехнадзора подлежит деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей субъектов электроэнергетики, эксплуатирующих объекты ЭСХ, которые входят в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям приводятся термины и определения, используемые в настоящих Методических рекомендациях.
1.2. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (далее - Положение о Ростехнадзоре), постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806), постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. N 117 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. N 117), приказом Ростехнадзора от 30 января 2015 г. N 38 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора" (далее - Административный регламент от 30 января 2015 г. N 38), приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 декабря 2017 г. N 557 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики и (или) требования безопасности в сфере теплоснабжения, которые подлежат применению при проведении плановых проверок поднадзорных субъектов (объектов) при осуществлении федерального государственного энергетического надзора (далее - приказ Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557 "Об утверждении форм проверочных листов").
1.3. Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъектов электроэнергетики, эксплуатирующих объекты ЭСХ, относящиеся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок. Данный план подготавливается, согласовывается и утверждается в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (далее - Правила подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок).
Ежегодный план проведения плановых проверок формируется в Ростехнадзоре (центральном аппарате и в территориальных органах) и составляется по типовой форме, приведенной в приложении к Правилам подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489.
1.4. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъектов электроэнергетики является истечение в году проведения проверки периода, указанного в пункте 14 Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610, начиная со дня:
а) получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
б) окончания проведения последней плановой проверки.
1.5. В ежегодном плане проведения плановых проверок Ростехнадзора (центрального аппарата и территориального органа) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, Административным регламентом от 30 января 2015 г. N 38 указываются:
наименования и места нахождения субъекта электроэнергетики, в отношении которого планируется проведение мероприятий по контролю;
наименования и места нахождения объектов ЭСХ, в отношении которых планируется проведение мероприятий по контролю;
цель и основание проведения каждой плановой проверки;
дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
наименование территориального органа (территориальных органов) и (или) структурного подразделения Ростехнадзора, осуществляющих плановую проверку.
1.6. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Ростехнадзор и территориальные органы Ростехнадзора направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Утвержденный руководителем Ростехнадзора ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Ростехнадзора.
1.7. Плановые проверки деятельности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя субъекта электроэнергетики Ростехнадзором проводятся в соответствии с распоряжениями или приказами руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора.
1.8. О проведении плановой проверки в форме документарной проверки или выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель субъекта электроэнергетики уведомляются Ростехнадзором не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
1.9. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора вручаются под подпись должностными лицами Ростехнадзора, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю владельца (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю) одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Ростехнадзора обязаны представить в целях подтверждения своих полномочий информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения их полномочий.
1.10. Целью проверки при проведении плановых проверок (документарных и (или) выездных) деятельности юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей субъекта электроэнергетики и принадлежащих им на правах собственности или находящихся в оперативном управлении объектов ЭСХ на этапе их эксплуатации является подтверждение соблюдения ими в процессе осуществления деятельности при эксплуатации зданий, сооружений и оборудования объектов ЭСХ требований безопасности, установленных в федеральных законах Российской Федерации, технических регламентах, иных нормативных правовых актах, в проектной и эксплуатационной документации.
1.11. Организация документарной плановой проверки субъекта электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения Ростехнадзора (центрального аппарата или территориального органа).
1.12. Предметом документарной плановой проверки субъекта электроэнергетики являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, используемых ими при осуществлении деятельности и связанных с подтверждением исполнения ими обязательных требований, а также предписаний и постановлений Ростехнадзора (центрального аппарата или территориального органа).
1.13. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, Ростехнадзор (центральный аппарат или территориальный орган) направляет в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о проведении документарной проверки.
1.14. Выездная проверка деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя субъекта электроэнергетики проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Ростехнадзора (центрального аппарата или территориального органа);
оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
1.15. В процессе осуществления выездной плановой проверки проводится комплекс мероприятий в рамках заявленных целей и предмета проверки с целью углубленного анализа деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, осмотра и оценки безопасности на объектах, сооружениях и оборудовании объектов ЭСХ субъекта электроэнергетики.
1.16. Должностным лицом Ростехнадзора ведутся записи о выявленных нарушениях (дата, время, место, вид и характер нарушения) для использования этих записей при составлении акта проверки, в случае необходимости проводится фотографирование мест выявленных нарушений для фиксирования конкретного нарушения.
1.17. Плановые проверки Ростехнадзора деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя субъекта электроэнергетики и эксплуатируемых ими объектов ЭСХ проводятся с использованием риск-ориентированного подхода в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610 и с учетом особенностей объектов ЭСХ, изложенных в настоящих Методических рекомендациях.
1.18. Результаты проверки оформляются в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
1.19. Результатом исполнения Ростехнадзором государственной функции по осуществлению проверок в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего объекты ЭСХ, является составление по результатам проверки акта и его вручение, выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, составление протокола об административном правонарушении (возбуждение дела об административном правонарушении) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
1.20. Акт проверки должностным лицом Ростехнадзора, осуществляющим проверку, составляется в соответствии с типовой формой акта проверки Ростехнадзора (центрального аппарата или территориального органа), установленной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.
В акте проверки указываются:
дата, время и место составления акта проверки;
наименование и место нахождения объекта ЭСХ;
наименование органа государственного контроля (надзора) (Ростехнадзор, центральный аппарат, территориальный орган Ростехнадзора);
дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора или руководителя, заместителя руководителя территориального органа Ростехнадзора;
дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании проведения проверки (указывается в случае необходимости согласования проверки с органами прокуратуры);
решение, на основании которого деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя субъекта электроэнергетики отнесена к определенной категории риска;
фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
1.21. В соответствии с Административным регламентом от 30 января 2015 г. N 38, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего объекты ЭСХ, обязательных требований должностные лица Ростехнадзора (центрального аппарата, территориального органа Ростехнадзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю субъекта электроэнергетики об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям приводится рекомендуемый образец предписания.
1.22. В журнале учета проверок, которые ведутся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141, должностными лицами Ростехнадзора осуществляется запись о проведенной проверке.
II. Особенности применения риск-ориентированного подхода
при плановых проверках деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей субъектов
электроэнергетики, эксплуатирующих объекты
электросетевого хозяйства
2.1. Риск-ориентированный подход применяется Ростехнадзором в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), и повышения результативности контрольно-надзорной деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
2.2. В соответствии с частью 3 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ отнесение объектов государственного контроля (надзора) к определенному классу (категории) опасности осуществляется Ростехнадзором с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.
2.3. В соответствии с приложением к Положению об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610, деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей субъектов электроэнергетики, эксплуатирующих объекты ЭСХ, в зависимости от пропускной способности электрической сети делится на пять категорий риска.
В таблице N 1 приводятся критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей субъектов электроэнергетики, эксплуатирующих объекты ЭСХ, к категориям риска.
2.4. Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям субъектов электроэнергетики, эксплуатирующим объекты ЭСХ, присваивается категория риска, которая соответствует максимальной категории риска объекта ЭСХ, находящегося на балансе субъекта электроэнергетики. При этом в филиале или иной организационной структуре субъекта электроэнергетики объекты ЭСХ могут отличаться более низкой категорией риска. В соответствии с максимальным значением категории риска у объектов ЭСХ устанавливается периодичность проверки субъекта электроэнергетики.
В таблице N 2 приводятся значения периодичности плановых проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей субъекта электроэнергетики.
Таблица N 1
Критерии отнесения деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей субъектов
электроэнергетики, эксплуатирующих объекты ЭСХ,
к категориям риска
Категория риска
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
Высокая категория риска
|
Значительная категория риска
|
Средняя категория риска
|
Умеренная категория риска
|
Низкая категория риска
|
|
Пропускная способность электрической сети объекта ЭСХ
|
от 500 МВт включительно и выше
|
от 100 МВт включительно до 500 МВт
|
от 5 МВт включительно до 100 МВт
|
от 0,15 МВт включительно и до 5 МВт
|
менее 0,15 МВт
|
Таблица N 2
Критерии определения периодичности проведения плановых
проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, субъектов электроэнергетики,
эксплуатирующих объекты ЭСХ
Категория риска
|
I - Высокая категория риска
|
II - Значительная категория риска
|
III - Средняя категория риска
|
IV - Умеренная категория риска
|
V - Низкая категория риска
|
Период между плановыми проверками
|
Один раз в 3 года
|
Один раз в 4 года
|
Не чаще одного раза в 5 лет
|
Не чаще одного раза в 6 лет
|
Не проводятся
|
2.5. Категория риска деятельности субъекта электроэнергетики, определенная по значению максимальной пропускной способности электрической сети одного из объектов ЭСХ, находящихся в ведении этого субъекта электроэнергетики, является статической (базовой), которая применяется на первом этапе внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности для определения периодичности плановых проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя.
2.6. Категории риска, интенсивность (форма, продолжительность, периодичность) проведения мероприятий по контролю в отношении конкретных объектов ЭСХ пересматриваются с применением динамического метода. При использовании динамического метода категории риска объектов ЭСХ и, соответственно, субъекта электроэнергетики корректируются на основании результатов проведенной предшествующей плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя субъекта электроэнергетики.
2.7. Новыми обстоятельствами для пересмотра категории риска объекта ЭСХ, как и в целом субъекта электроэнергетики при использовании динамического метода являются положения подпунктов (а) и (в) пункта 6 Приложения к Положению об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610.
С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований:
а) деятельность субъектов электроэнергетики, подлежащая отнесению к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска (таблица N 1 настоящих Методических рекомендаций), подлежит пересмотру в части отнесения к категориям соответственно значительного, среднего, умеренного и низкого риска при соблюдении следующих условий:
отсутствие в течение периода, указанного в таблице N 2 настоящих Методических рекомендаций, предшествующего дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, их должностным лицам и иным работникам за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
отсутствие в течение периода, указанного в таблице N 2 настоящих Методических рекомендаций, предшествующего дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.7 - 9.9, 9.11 и 9.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) деятельность субъектов электроэнергетики, подлежащая отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска, подлежит отнесению к категориям соответственно высокого, значительного, среднего и умеренного риска в случае возникновения одного из следующих оснований:
наличие в течение периода, указанного в таблице N 2 настоящих Методических рекомендаций, предшествующего дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о привлечении к уголовной и (или) административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их должностных лиц и иных работников за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
наличие в течение периода, указанного в таблице N 2 настоящих Методических рекомендаций, предшествующего дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.8. В приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям приводится описание рекомендуемого порядка назначения критериев риска при проведении проверок субъектов электроэнергетики, объектов электросетевого хозяйства.
2.9. На объектах ЭСХ возможно возникновение угроз безопасности персонала по причинам:
нарушения электробезопасности и поражения электрическим током работника;
пожара, взрыва, отказов коммуникаций и линий связи;
повреждения оборудования; линий электропередачи, трансформаторов;
локального пожара на трансформаторе;
обрыва линий электропередачи в результате внешних воздействий;
изменения режима работы оборудования, изменения частоты электрического тока в энергосистеме.
2.10. В целях исключения формализованного подхода к определению категорий риска объектов ЭСХ учитываются:
принадлежность объекта ЭСХ к электроэнергетической системе (Единая энергетическая система России, технологически изолированная территориальная электроэнергетическая система);
возможность при авариях создания условий для возникновения чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, муниципального уровня;
количество населения, обслуживаемого субъектом электроэнергетики;
категория надежности потребителя, присоединенного к этой электрической сети; условия размещения (уровень сейсмической опасности и других внешних воздействий);
аварийность (число аварий за последние годы).
2.11. Выбор для очередной плановой проверки объектов ЭСХ из числа объектов ЭСХ, принадлежащих субъекту электроэнергетики на праве собственности или находящихся в его оперативном управлении, осуществляется на основе дифференцирования объектов ЭСХ с использованием риск-ориентированного подхода и включает следующие этапы:
классификация объектов ЭСХ проверяемого субъекта электроэнергетики по категориям риска;
выбор объектов ЭСХ для очередной проверки с учетом присвоенной им категории риска;
выбор компонентов объекта, важных для безопасности объекта ЭСХ.
2.12. При проведении проверки выбранных объектов ЭСХ и их компонентов, выполняются:
визуальные осмотры компонентов объекта;
идентификация опасности воздействий внешнего и внутреннего происхождения на компоненты объекта;
оценки соответствия компонентов и объекта в целом обязательным требованиям по безопасности и проектной документации;
оценки риска (вероятность аварии и ее последствия) для компонентов и объекта в целом с учетом их технического состояния и выявленной опасности воздействий внешнего и внутреннего происхождения.
III. Рекомендации по проведению выездных плановых
проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей субъекта электроэнергетики (его филиалов)
и эксплуатируемых ими объектов электросетевого хозяйства
на основе риск-ориентированного подхода
3.1. Выездная плановая проверка проводится в сроки, указанные в ежегодном плане проведения плановых проверок.
3.2. При проведении плановых выездных проверок проводятся визуальные осмотры технического состояния объектов ЭСХ и входящих в их состав компонентов и проверка наличия и соответствия документации юридического лица (индивидуального предпринимателя) предъявляемым к ней обязательным требованиям.
3.3. Необходимость предварительного формирования информации об объекте ЭСХ для целей обеспечения эффективности проверки и оптимизации числа вопросов для проверки, подлежащих тщательному рассмотрению, учитывая ограниченность по времени проверки, определяется должностным лицом Ростехнадзора, осуществляющим проверку, с использованием проектной документации, информации о результатах прошедших проверок, о наличии предписаний Ростехнадзора. Рекомендуется руководствоваться также общей информацией, составленной на основании рассмотрения генерального плана размещения электросетевого хозяйства с учетом его особенностей как линейного объекта, реестра объектов электросетевого хозяйства субъекта электроэнергетики, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. При подготовке к проведению проверки также рекомендуется должностным лицам Ростехнадзора, участвующим в проведении плановой проверки, ознакомиться с результатами расследованных Ростехнадзором аварий, произошедших на аналогичных объектах ЭСХ.
3.4. Во время проведения выездной плановой проверки деятельности субъекта электроэнергетики должностными лицами Ростехнадзора рассматривается документация, содержащая сведения о наличии у субъекта электроэнергетики объектов ЭСХ, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть в качестве единого технологического комплекса под единым реестровым номером, в том числе оценивается соответствие сведений записям в реестре объектов электросетевого хозяйства (далее - реестр), который ведется Минэнерго России в соответствии с пунктом 4.2.8 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400, и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2003 г. N 648 "Об утверждении Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть". Критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 41 "О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети".
3.5. В целях управления качеством плановой проверки Ростехнадзора деятельности субъекта электроэнергетики, заключающегося в том числе в качественной организации работ по проверке, в эффективном распределении работ между участвующими в проверке должностными лицами Ростехнадзора, полноте охвата рассмотрением вопросов безопасности и надежности выявления предвестников нарушений и аварий на объектах ЭСХ, рекомендуется составлять Свод информации об организационных основах функционирования и управления безопасностью объектов электросетевого хозяйства.
3.6. Свод информации об организационных основах функционирования проверяемого субъекта и управления им безопасностью объектов ЭСХ, которым могут руководствоваться участвующие в проверке должностные лица Ростехнадзора, составляется должностным лицом Ростехнадзора, ответственным за проведение проверки.
3.7. Рекомендуемый образец формы Свода информации об организационных основах функционирования и управления безопасностью объектов электросетевого хозяйства приводится в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.8. Выездная плановая проверка выполняется с использованием проверочного листа, приведенного в приложении N 4 приказа Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики и (или) требования безопасности в сфере теплоснабжения, которые подлежат применению при проведении плановых проверок поднадзорных субъектов (объектов) при осуществлении федерального государственного энергетического надзора" (далее - приложение N 4 приказа Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557).
3.9. В целях обеспечения надежности, полноты и достаточности обоснованности выводов о соответствии деятельности субъекта электроэнергетики и безопасности, принадлежащих ему объектов ЭСХ обязательным требованиям безопасности, которые формулируются по результатам плановой проверки деятельности субъекта электроэнергетики с применением проверочного листа, должностным лицам Ростехнадзора рекомендуется руководствоваться также данными, включенными в Свод информации об организационных основах функционирования проверяемого субъекта и управления им безопасностью объектов ЭСХ, положениями и рекомендациями, изложенными в разделах IV и V настоящих Методических рекомендаций.
IV. Визуальный осмотр и оценки соответствия объектов
электросетевого хозяйства требованиям безопасности
при проведении плановых проверок
4.1. Объекты ЭСХ представляют собой комплекс компонентов, состоящий из линии электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудования, зданий и сооружений. Линии электропередачи включают опоры воздушных линий, сборные железобетонные элементы под опоры, провода и тросы, линейные изоляторы, арматуру, заземляющие устройства воздушных линий электропередачи, кабельные линии электропередачи и входящие в их состав элементы.
На объектах электросетевого хозяйства к основным компонентам также относятся комплектные трансформаторные подстанции (КТП) и комплектные распределительные устройства (открытые - КРУ или закрытые - КРУН).
Краткое описание и назначение компонентов электросетевого хозяйства приводится в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
4.2. При выездной плановой проверке визуальный осмотр оборудования, зданий, сооружений объекта ЭСХ и их элементов является одним из основных методов оценки соответствия. Вместе с тем, учитывая высокую протяженность ВЛ, КЛ, большое число подстанций и прочих компонентов, планируются проверки участков объектов ЭСХ с разбивкой по годам с целью осмотра этих объектов с допускаемой периодичностью (не реже одного раза в пять лет).
4.3. При визуальном осмотре должностными лицами Ростехнадзора делаются записи в отношении осмотренных территорий, ВЛ, КЛ, оборудования, о внешнем виде оборудования, зданий и сооружений, выявленных дефектах технического состояния компонентов и их элементов и других важных факторов, которые представляются существенными для обеспечения безопасности ОЭСХ, для их дальнейшего использования при подготовке Акта проверки. Ниже в пунктах раздела IV настоящих Методических рекомендаций приводится свод рекомендаций, указывающий на основные ключевые точки проверки и контроля, которые выполняются методом визуального осмотра для оценок соответствия безопасности ОЭСХ. Результаты визуального осмотра используются при заполнении проверочных листов.
Маршрут обхода и осмотра компонентов ОЭСХ, зданий, сооружений, оборудования выбирается с учетом особенностей ОЭСХ и перечня вопросов, включенных в приложение N 4 приказа Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557, ответы на которые могут быть получены методом визуального осмотра.
4.4. Обход территории субъекта электроэнергетики (филиала), осуществляющего эксплуатацию объектов ЭСХ, осмотр оборудования выполняются должностными лицами Ростехнадзора только в присутствии представителя администрации или ответственных лиц объекта ЭСХ, при этом проверяющими должностными лицами соблюдаются все требования по охране труда и технике безопасности, введенные на инспектируемом объекте ЭСХ.
4.5. При визуальном осмотре проверяется соответствие размещения (по проекту и фактическое) объектов ЭСХ, выявляются угрозы для безопасности объектов ЭСХ от размещенных новых объектов вблизи объектов ЭСХ, в том числе наземных и подземных складов дизельного топлива и масла, складов пожаро- и взрывоопасных веществ, сосудов, работающих под избыточным давлением, новых дорожных инфраструктур с нарушением охранных зон.
4.6. При обходе наиболее важных линий электропередачи оценивается техническое состояние фундаментов под опоры ВЛ, под КТП, КРУ и КРУН и опор ВЛ. В приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям приводится информация об устройстве опор ВЛ, КТП, КРУ и КРУН.
4.7. При обходах рабочих мест на подстанциях проверяется наличие и состояние документации, инструкций, технологических и оперативных схем на рабочих местах персонала, ведение оперативных журналов и другой исполнительной документации.
4.8. При осмотрах оборудования и рабочих мест у эксплуатационного и ремонтного персонала проверяется наличие удостоверений о проверке знаний, которые персонал обязан иметь при себе. В удостоверении должны быть отметки о результатах проверки знаний в установленные сроки.
4.9. При обходах и осмотрах оборудования проверяется закрытие дверей электротехнических помещений (они должны быть закрыты на замки).
4.10. При обходе и осмотре силовых трансформаторов объекта ЭСХ проверяется:
состояние стационарных средств пожаротушения, маслоприемников, маслоотводов, маслосборников, систем охлаждения, гравийной подсыпки, маслонаполненных вводов;
отсутствие течей масла;
нанесение станционных номеров на баках трансформаторов, нанесение номеров на дверях и внутри трансформаторных пунктов и камер;
состояние устройств регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) трансформаторов, устройств сигнализации, блокировок, защит, системы непрерывной регенерации масла у трансформаторов мощностью 1 МВА и более.
4.11. При обходе и осмотре распределительных устройств (РУ) проверяется:
состояние маслоприемников, маслосборников, гравийной подсыпки, дренажей, маслоотводов;
оснащенность средствами биологической защиты в виде стационарных, переносных или инвентарных экранов на распределительных устройствах напряжением 330 кВ и выше;
состояние изоляции и оценивается достаточность принимаемых мер по обеспечению ее сохранности и надежности. Для оборудования с негрязестойкой изоляцией в местах с загрязненной атмосферой должны приниматься меры, обеспечивающие надежную работу изоляции в открытых распределительных устройствах (ОРУ) - усиление, обмывка, очистка, покрытие гидрофобными пастами; в закрытых распределительных устройствах (ЗРУ) - защита от проникновения пыли и вредных газов; в комплектных распределительных устройствах (КРУ) наружной установки - уплотнение шкафов, обработка изоляции гидрофобными пастами и установка устройств электроподогрева с ручным или автоматическим управлением;
достаточность принимаемых мер по исключению попадания животных и птиц в помещение ЗРУ;
соблюдение требований к состоянию покрытия полов (не должно быть образования цементной пыли);
наличие приточно-вытяжной вентиляции с фильтрами в камерах КРУ, помещениях с ячейками КРУЭ;
оснащенность устройствами, сигнализирующими о недопустимой концентрации элегаза;
наличие на распределительных устройствах напряжением 3 кВ и выше блокировок, предотвращающих возможность ошибочных операций разъединителями, отделителями, выкатными тележками комплектных РУ (КРУ) и заземляющими ножами;
наличие пломб на блокировочных замках с устройствами опломбирования;
наличие в РУ переносных заземлений, на металлических частях корпусов оборудования расцветки фаз;
наличие средств по оказанию первой помощи пострадавшим от несчастных случаев, защитных и противопожарных средств;
состояние территории ОРУ в части наличия (отсутствия) на ней древесно-кустарниковой растительности.
4.12. При обходе и осмотре аккумуляторных установок проверяется:
наличие и работоспособность приточно-вытяжной вентиляции;
наличие на дверях помещения аккумуляторной батареи надписи "Аккумуляторная", "Огнеопасно", "Запрещается курить" или соответствующих знаков безопасности в соответствии с государственными стандартами о запрещении пользоваться открытым огнем и курить;
наличие на каждой аккумуляторной установке журнала для записи осмотров и объемов проведенных работ.
4.13. При обходе и осмотре воздушных линий электропередачи проверяется:
состояние антикоррозионной защиты стальных опор и металлических деталей железобетонных и деревянных опор, грозозащитных тросов и тросовых элементов опор;
наличие и исправность дорожных знаков ограничения габаритов, устанавливаемых на пересечениях ВЛ с автомобильными дорогами.
4.14. При обходе и осмотре силовых кабельных линий объекта ЭСХ проверяется:
наличие бирок с обозначениями для открыто проложенных кабелей, на кабельных муфтах (на бирках кабелей в конце и начале линии должны быть указаны марки, напряжения, сечения, номера или наименования линии, на бирках соединительных муфт - номер муфты, дата монтажа, бирки должны быть расположены по длине линии через 50 м на открыто проложенных кабелях, а также на поворотах трассы и в местах прохода кабелей через огнестойкие перегородки и перекрытия с обеих сторон);
наличие покрытий негорючими антикоррозионными лаками и красками металлической неоцинкованной брони кабелей, проложенных в кабельных сооружениях, и на металлических конструкциях с неметаллизированным покрытием, по которым проложены кабели, а также на кабельных коробах из обычной стали;
наличие в кабельных сооружениях устройств пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения;
отсутствие в кабельных помещениях каких-либо временных и вспомогательных сооружений (мастерских, инструментальных, кладовых и т.д.), а также каких-либо материалов и оборудования.
4.15. При обходе и осмотре оборудования релейной защиты и электроавтоматики на объекте ЭСХ проверяется:
наличие надписей на панелях РЗА и шкафах двустороннего обслуживания, а также на панелях и пультах управления на лицевой и оборотной сторонах, указывающих их назначение в соответствии с диспетчерскими наименованиями;
наличие надписей или маркировок на аппаратуре на панелях, пультах и в шкафах с поворотными панелями согласно схемам с обеих сторон;
наличие четких разграничительных линий на панелях с аппаратурой, относящейся к разным присоединениям или разным устройствам РЗА одного присоединения, которые могут проверяться раздельно;
наличие надписей, четко указывающих назначение устройств, управляемых оперативным персоналом;
наличие маркировок, соответствующих схемам, на проводах и жилах контрольных кабелей, присоединенных к сборкам (рядам) зажимов, в местах разветвления и пересечения потоков контрольных кабелей, при проходе их через стены, потолки и пр.;
наличие изоляции на концах свободных жил контрольных кабелей.
4.16. При обходе и осмотре заземляющих устройств на объекте ЭСХ проверяется:
выполнение присоединения сваркой заземляющих проводников к заземлителю и заземляемым конструкциям (к корпусам аппаратов, машин и опорам воздушных линий электропередачи присоединение может быть выполнено сваркой или болтовым соединением);
наличие антикоррозионной защиты на заземляющих проводниках;
наличие черной окраски на открыто проложенных заземляющих проводниках.
4.17. При обходе и осмотре устройств защит от перенапряжений на объекте ЭСХ проверяется:
наличие защит от перенапряжений на каждом распредустройстве и воздушной линии (ВЛ);
отсутствие подвески проводов ВЛ напряжением до 1000 В любого назначения (осветительных, телефонных, высокочастотных и т.п.) на конструкциях ОРУ, отдельно стоящих стержневых молниеотводах;
включение в работу ограничителей перенапряжений и вентильных разрядников всех напряжений.
4.18. При обходе и осмотре устройств освещения на объекте ЭСХ проверяется наличие:
стабилизаторов или отдельных трансформаторов в схемах освещения помещений и территории объекта ЭСХ;
надписей с наименованием присоединения на щитах и сборках осветительной сети на всех выключателях (рубильниках, автоматах);
надписей на предохранителях с указанием значения тока плавкой вставки.
4.19. При обходе и осмотре оборудования, связанного с эксплуатацией энергетических масел на объекте ЭСХ проверяется наличие:
воздухоосушительных фильтров на баках (резервуарах) для хранения масел;
запаса трансформаторного масла в количестве, равном (или более) вместимости одного самого вместительного масляного выключателя, и запас на доливки не менее 1% всего масла, залитого в оборудование;
на объекте ЭСХ, имеющем только воздушные или малообъемные масляные выключатели, - не менее 10% объема масла, залитого в трансформатор наибольшей емкости;
маслопроводов для приема и подачи трансформаторного масла к оборудованию.
4.20. Оценивается соответствие охранных зон для электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт вдоль воздушных линий электропередачи требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов. Охранные зоны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не отклоненном их положении.
4.21. На основании визуальных осмотров объектов ЭСХ должностным лицом Ростехнадзора, осуществляющим плановую проверку технического состояния конкретных компонентов и элементов объекта ЭСХ, получается информация, которая обеспечивает обоснованное подтверждение соблюдения (несоблюдения) обязательных требований безопасности и заполнение соответствующих пунктов проверочных листов.
V. Проверка документации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей субъекта электроэнергетики
при проведении плановых выездных проверок
5.1. При проведении проверочных мероприятий в рамках выездной плановой проверки деятельности субъекта электроэнергетики (филиала) проводится проверка наличия:
организационно-распорядительной документации, связанной с организацией и управлением деятельностью (учредительные документы владельца объекта ЭСХ, структура эксплуатирующей организации, документы о назначении на должность руководителя эксплуатирующей организации, документы, подтверждающие полномочия назначенных представителей, приказ о распределении обязанностей в руководстве эксплуатирующей организации, должностные инструкции персонала, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, зданий и сооружений объекта ЭСХ;
документации по распределению границ и функций по обслуживанию оборудования, зданий и сооружений между структурными подразделениями объекта ЭСХ;
документации, связанной с надзором за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание оборудования и сооружений, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов;
нормативной документации, используемой эксплуатирующей организацией при эксплуатации оборудования, зданий и сооружений объекта ЭСХ;
разрешения на ввод в эксплуатацию вновь вводимого и реконструируемого оборудования объекта ЭСХ, в том числе новых линий электропередачи;
проектной и исполнительной документации;
паспортов и заводских инструкций по эксплуатации на установленное оборудование на объекте ЭСХ;
инструкций по эксплуатации оборудования, зданий и сооружений объекта ЭСХ;
оперативного плана пожаротушения;
документации на рабочих местах оперативного персонала;
документации по проведению технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объекта ЭСХ;
документации по проведению энергетических обследований в соответствии с действующим законодательством об энергосбережении;
документации по организации технического обслуживания и плановых ремонтов оборудования, зданий и сооружений объекта ЭСХ;
документации по соблюдению требований обеспечения единства измерений;
актов о произошедших авариях на оборудовании объекта ЭСХ, расследуемых собственником, материалов расследования их причин;
документации по работе с персоналом;
плана ликвидации возможных аварий на объекте ЭСХ и журналов противоаварийных тренировок руководства и персонала;
документов и протоколов об организации обучения и проверки знаний персонала, эксплуатирующего оборудование, здания и сооружения объекта ЭСХ;
документов, подтверждающих аттестацию руководящего и эксплуатационного персонала объекта ЭСХ;
документации по организации и проведению работ в области охраны труда, техники безопасности, электробезопасности.
5.2. Оценивается при проверках деятельность субъекта электроэнергетики в части организации и проведения им в его филиалах работы по обучению, повышению квалификации и по проверке знаний персонала линейщиков, их аттестации на право выполнения ими работ по техническому обслуживанию и ремонту (монтажу проводов, грозозащитных (молниезащитных) тросов и другого, знаний по технологиям производства работ с применением различных приспособлений).
5.3. Проводится оценка деятельности по выдаче допусков персоналу на право производства ремонтных работ на линиях электропередачи, энергоустановках.
5.4. Анализируется готовность ведения работ на объекте электросетевого хозяйства по техническому освидетельствованию электрооборудования электросетевого хозяйства.
5.5. Проверяется наличие документации по сертификации и испытаниям электрооборудования, электротехнического оборудования и изделий для них, находящихся в эксплуатации, и их соответствие проектной документации.
Оценивается соответствие зафиксированных в журналах проверок показателей КТП, КРУ и КРУН проектной документации и показателям, установленным техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, техническими условиями на изготовление и на эксплуатацию.
5.6. При проверке организации эксплуатации силовых трансформаторов на объекте ЭСХ проверяется наличие инструкций по эксплуатации силовых трансформаторов, планов проведения ремонтов, документация по профилактическим испытаниям трансформаторов, наличие и выполнение графиков осмотра персоналом трансформаторов без отключения.
5.7. При проверке организации эксплуатации распределительных устройств на объекте ЭСХ проверяется наличие:
инструкций по эксплуатации РУ;
планов проведения ремонтов оборудования РУ;
документации по испытаниям электрооборудования РУ;
утвержденного графика по контролю за температурой контактных соединений шин в РУ;
схем и объемов блокировочных устройств по РУ, находящихся в ведении диспетчера органа диспетчерского управления соответствующего уровня, в соответствии с решением технического руководителя энергосистемы, по остальным РУ - в соответствии с решением технического руководителя.
5.8. При проверке на объекте ЭСХ аккумуляторных установок проверяется:
наличие инструкции по эксплуатации аккумуляторных батарей;
наличие утвержденного техническим руководителем графика осмотра аккумуляторных батарей;
наличие и ведение журналов для записи осмотров и объемов проведенных работ для каждой аккумуляторной установки.
5.9. При проверке организации эксплуатации воздушных линий электропередачи проверяется:
наличие инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи;
наличие документации по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи;
организация проведения периодических и внеочередных осмотров воздушных линий, принадлежащих объекту ЭСХ (график периодических осмотров должен быть утвержден техническим руководителем).
5.10. При проверке организации эксплуатации силовых кабельных линий объекта ЭСХ проверяется:
организация технического обслуживания и ремонта;
наличие на каждую кабельную линию паспорта с указанием основных данных по линии и архивной папки с документацией;
организация систематического контроля за тепловым режимом работы кабелей, температурой воздуха и работой вентиляционных устройств в кабельных сооружениях;
организация осмотров туннелей, шахт, кабельных этажей и каналов;
проведение периодических профилактических испытаний кабельных линий повышенным напряжением постоянного тока в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования.
5.11. При проверке организации эксплуатации оборудования релейной защиты и электроавтоматики на объекте ЭСХ проверяется организация работы по вводу вновь смонтированных устройств РЗА и вторичных цепей, оформление разрешения на ввод новых устройств и включение их в работу, ведение журнала релейной защиты и электроавтоматики, наличие технической документации:
паспорта-протоколы;
инструкции или методические указания по наладке и проверке;
технические данные об устройствах в виде карт уставок и характеристик;
исполнительные рабочие схемы: принципиальные, монтажные или принципиально-монтажные;
рабочие программы вывода в проверку (ввода в работу) сложных устройств РЗА с указанием последовательности, способа и места отсоединения их цепей от остающихся в работе устройств РЗА, цепей управления оборудованием и цепей тока и напряжения; перечень групп устройств, на которые должны быть составлены рабочие программы, утвержденные техническим руководителем объекта ЭСХ.
5.12. При проверке организации эксплуатации заземляющих устройств на объекте ЭСХ проверяется наличие документации по:
измерению сопротивления заземляющего устройства и не реже 1 раза в 12 лет выборочной проверке со вскрытием грунта для оценки коррозионного состояния элементов заземлителя, находящихся в земле;
проверке наличия и состояния цепей между заземлителем и заземляемыми элементами, соединений естественных заземлителей с заземляющим устройством - не реже 1 раза в 12 лет;
измерению напряжения прикосновения в электроустановках, заземляющее устройство которых выполнено по нормам на напряжение прикосновения;
проверке (расчетная) соответствия напряжения на заземляющем устройстве требованиям правил устройства электроустановок - после монтажа, переустройства и капитального ремонта заземляющего устройства, но не реже 1 раза в 12 лет;
проверке пробивных предохранителей и полного сопротивления петли фаза-нуль в установках до 1000 В - не реже 1 раза в 6 лет.
5.13. При проверке организации эксплуатации устройств защит от перенапряжений на объекте ЭСХ проверяется наличие следующих сведений:
очертание защитных зон молниеотводов, прожекторных мачт, металлических и железобетонных конструкций, возвышающихся сооружений и зданий;
схемы устройств заземления РУ с указанием мест подключения защитных аппаратов, заземляющих спусков подстанционного оборудования и порталов с молниеотводами, расположения дополнительных заземляющих электродов с данными по их длине и количеству;
паспортные данные по импульсной прочности (импульсные испытательные и пробивные напряжения) оборудования РУ;
паспортные защитные характеристики использованных на РУ и ВЛ ограничителей перенапряжений, вентильных и трубчатых разрядников и искровых промежутков;
схемы РУ со значениями длин защищенных тросом подходов ВЛ (для ВЛ с тросом по всей длине - длин опасных зон) и соответствующими им расстояниями по ошиновке между защитными аппаратами РУ и защищаемым оборудованием;
значения сопротивлений заземления опор ВЛ, в том числе тросовых подходов ВЛ, РУ, ТП и переключательных пунктов;
данные о проводимости грунтов по трассе ВЛ и территории РУ;
данные о пересечении ВЛ между собой, с линиями связи, радиотрансляции, автоблокировочными линиями железных дорог
документация о проверке состояния защиты от перенапряжений РУ и ВЛ (ежегодно перед грозовым сезоном).
5.14. При проверке организации эксплуатации энергетических масел проверяется организация:
контроля качества электроизоляционного масла;
контроля качества трансформаторного масла при приеме и хранении;
контроля качества турбинного масла, находящегося на хранении и в эксплуатации;
организация проведения визуального контроля и сокращенного анализа турбинного масла.
5.15. При проверке организации оперативно-диспетчерского управления на объекте ЭСХ проверяется:
наличие на щите управления объекта ЭСХ инструкции по предотвращению и ликвидации технологических нарушений и планов ликвидации технологических нарушений в линиях электропередачи, на трансформаторных подстанциях;
наличие перечней сложных переключений, утвержденных техническим руководителем объекта ЭСХ;
наличие инструкций по производству переключений в электрических схемах объекта ЭСХ;
наличие утвержденного техническим руководителем списка лиц из административно-технического персонала, имеющих право контролировать выполнение переключений в электрических схемах, проводимых по программам (копии списка должны находиться на рабочем месте оперативно-диспетчерского персонала объекта ЭСХ).
5.16. На основании проверки документации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъекта электроэнергетики при проведении плановых выездных проверок получаются сведения, которые служат подтверждением соблюдения (несоблюдения) обязательных требований безопасности при заполнении соответствующих пунктов проверочных листов.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по внедрению риск-ориентированного подхода
при проведении плановых проверок
деятельности юридического лица и (или)
индивидуального предпринимателя субъекта
электроэнергетики, эксплуатирующего
объекты электросетевого хозяйства,
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от __________ 2019 г. N ____
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).
Закрытое распределительное устройство (ЗРУ) - электрическое распределительное устройство, оборудование которого расположено в помещении.
Защитное заземление - преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением.
Кабельная линия электропередачи (КЛ) - линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.
Комплектное распределительное устройство для внутренней установки (КРУ), для наружной установки (КРУН) - это электрическое распределительное устройство, состоящее из полностью или частично закрытых шкафов или блоков со встроенными в них аппаратами, устройствами защиты и автоматики, поставляемое в собранном или полностью подготовленном для сборки виде.
Комплектная трансформаторная (преобразовательная) подстанция - подстанция, состоящая из трансформаторов (преобразователей) и блоков (КРУ, КРУН или других элементов), поставляемых в собранном или полностью подготовленном для сборки виде.
Компоненты объекта - составная часть объекта, состоящая из систем и элементов.
Нормальный режим воздушной линии (ВЛ) - состояние ВЛ при необорванных проводах и тросах.
Нулевой провод - провод линии, соединенный с глухозаземленным нейтральным выходом трехфазного трансформатора или генератора, или с глухозаземленным выходом средней точки обмотки однофазного трансформатора.
Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Открытое распределительное устройство (ОРУ) - распределительное устройство, электрическое оборудование которого расположено на открытом воздухе.
Опоры ВЛ - сооружения, поддерживающие провод с помощью изоляторов и арматуры на заданном расстоянии между собой и от поверхности земли.
Ответвление - участок проводов от опоры ВЛ до ввода.
Перекрестные опоры - опоры, на которых выполняются пересечения ВЛ двух направлений.
Питающая линия - линия от центра питания, без распределения электроэнергии по ее длине, питающая подстанцию.
Распределительное устройство (РУ) - электрическое распределительное устройство.
Система - совокупность элементов, предназначенных для выполнения заданных функций на объекте.
Трансформаторная подстанция (ТП) - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы - энергетические системы, находящиеся на территориях, которые определяются Правительством Российской Федерации и технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.
Элементы - оборудование, приборы, трубопроводы, кабели, строительные конструкции и другие изделия, обеспечивающие выполнение заданных функций самостоятельно или в составе систем и рассматриваемых в проекте в качестве структурных единиц при выполнении анализов надежности и безопасности.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по внедрению риск-ориентированного подхода
при проведении плановых проверок
деятельности юридического лица и (или)
индивидуального предпринимателя субъекта
электроэнергетики, эксплуатирующего
объекты электросетевого хозяйства,
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от __________ 2019 г. N ____
(рекомендуемый образец)
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ наименование подразделения Ростехнадзора (структурное подразделение центрального аппарата или территориальный орган) ___________________________________________________________________________ (место составления предписания) "____" _______________ 20__ г. (дата составления предписания) ПРЕДПИСАНИЕ N-рп/П ___________________________________________________________________________ (указать, кому адресовано) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, составившего предписание на основании Акта проверки Ростехнадзора от (дата) N-рп/А, составленного в отношении (указать полное наименование индивидуального предпринимателя либо юридического лица (сокращенное наименование юридического лица), ИНН, ОГРН, КПП, адрес (место нахождения), место осуществления лицензируемого вида деятельности) В присутствии: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ПРЕДПИСЫВАЮ: Принять меры по устранению выявленных нарушений в установленные сроки.
N п/п
|
Описание и характер выявленных нарушений
|
Нормативный правовой акт, его номер; номер пункта, требование которого нарушено или не соблюдено
|
Срок устранения нарушения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
___________________________________________________________________________ (номер нарушения, (должность, Ф.И.О. нарушителя, подпись, дата) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Информацию о выполнении пунктов настоящего предписания необходимо направить в письменной форме в установленные сроки в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (центральный аппарат или территориальный орган) по адресу: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Невыполнение предписания в установленный срок является основанием для привлечения лица к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вынесение настоящего предписания является основанием для проведения контрольных мероприятий по проверке полноты и правильности его исполнения. С предписанием ознакомлен: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (Ф.И.О., подпись) Сведения об отказе в ознакомлении с предписанием и отказе от подписи ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Лицо, вынесшее предписание: ___________________________________________________________________________ (должностное лицо) (Ф.И.О.) Экземпляр предписания на _____ листах для исполнения получен ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (должность, Ф.И.О., подпись, дата)
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по внедрению риск-ориентированного подхода
при проведении плановых проверок
деятельности юридического лица и (или)
индивидуального предпринимателя субъекта
электроэнергетики, эксплуатирующего
объекты электросетевого хозяйства,
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от __________ 2019 г. N ____
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК
НАЗНАЧЕНИЯ КРИТЕРИЕВ РИСКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК
СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ, ОБЪЕКТОВ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
Предлагается следующий порядок внедрения риск-ориентированного подхода при проверках субъектов электроэнергетики - единого технологического комплекса объектов электросетевого хозяйства (объектов электросетевого хозяйства), который предполагает применение проверочных листов.
Нулевой этап: аналитическая работа по сбору информации и созданию информационных баз данных о субъекте электроэнергетики - едином технологическом комплексе объектов электросетевого хозяйства (объектов электросетевого хозяйства).
Идентификация объектов по установленным критериям отнесения объектов к категориям риска и формирование списков объектов по категориям с установлением сроков проверки.
Этап 1: проведение проверки с использованием утвержденного типового проверочного листа приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетике и (или) требования безопасности в сфере теплоснабжения, которые подлежат применению при проведении плановых проверок поднадзорных субъектов (объектов) при осуществлении федерального государственного энергетического надзора".
Этап 2: аналитическая работа с результатами проверки и определение факторов для возможного применения динамического метода пересмотра критериев риска.
Этап 3: перманентная работа с материалами проверок и варьирование категориями риска, периодичностью проверок, назначением предупредительных (профилактических) мероприятий, по контролю исполнения предписаний, административных правонарушений. Ведение надзорного дела в режиме накопления информации. Актуализация проверочных листов, содержащих требования безопасности, в связи с пересмотром действующих и разработкой новых законодательных и иных нормативных правовых актов, а также в связи с неактуальностью отдельных проверочных вопросов (нет необходимости их повторного контроля).
Этап 4: проведение очередной плановой проверки с учетом результатов работы на этапе 3 и пересмотра периодичности плановой проверки.
Этап 5: пересмотр подходов к плановым проверкам при изменении жизненного цикла объекта (реконструкция, вывод из эксплуатации).
Примечание:
Для внедрения риск-ориентированного подхода, опирающегося на управление категориями риска при проведении плановых проверок поднадзорных объектов, должностные лица Ростехнадзора поддерживают в актуальном состоянии свод информации об организационных основах функционирования и управления безопасностью объектов электросетевого хозяйства, о деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих на правах собственности, оперативного управления, эксплуатационной ответственности эксплуатацию единого технологического комплекса объектов электросетевого хозяйства; используют материалы плановых (камеральных и выездных) проверок, внеплановых проверок, данные мониторинга функционирования электрических сетей субъекта электроэнергетики, сведения по аварийности и другую информацию. В результате использования полученной информации список вопросов для проверки, которые включены в типовой проверочный лист, утвержденный приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557, применяемый на первом этапе контрольно-надзорной деятельности, может быть сокращен.
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по внедрению риск-ориентированного подхода
при проведении плановых проверок
деятельности юридического лица и (или)
индивидуального предпринимателя субъекта
электроэнергетики, эксплуатирующего
объекты электросетевого хозяйства,
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от __________ 2019 г. N ____
(рекомендуемый образец)
Свод информации об организационных основах функционирования и управления безопасностью объектов электросетевого хозяйства ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Приказ о проверке субъекта электроэнергетики от 20 г. N --------------------------------------------------------------------------- (реквизиты приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проверке субъекта электроэнергетики) _____________________________ "__" __________ 20__ г. I. Цель проведения проверки _______________________________________________ (цель соответствует названию темы проверки, указанной в ежегодном плане проведения плановых проверок) II. Наименование субъекта проверки и (или) объекта проверки субъекта электроэнергетики 1. Полное и сокращенное наименование субъекта проверки (наименование юридического лица, эксплуатирующей организации), ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Полное и сокращенное наименование индивидуального предпринимателя (владельца, эксплуатирующей организации - Фамилия, имя, отчество) ___________________________________________________________________________ 3. Полное и сокращенное наименование объекта субъекта электроэнергетики - единого технологического комплекса объектов электросетевого хозяйства (объекта электросетевого хозяйства) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ III. Вид проверки _________________________________________________________ (документарная, выездная, учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера в едином реестре проверок) ___________________________________________________________________________ IV. Общие сведения о субъекте проверки ___________________________________________________________________________ (форма управления, право собственности, организационная структура и т.п.) ___________________________________________________________________________ V. Общие сведения об объекте проверки 5.1. Дата ввода единого технологического комплекса объектов электросетевого хозяйства в эксплуатацию (реквизиты акта государственной комиссии приемки объекта в эксплуатацию) Здания, сооружения (перечисляются), трансформаторные подстанции (перечисляются), ВЛ (перечисляются), КЛ (перечисляются) введены в постоянную эксплуатацию Актом Государственной комиссии по приемке в промышленную эксплуатацию XX XX 19.... г. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5.2. Сведения о владельце единого технологического комплекса объектов электросетевого хозяйства: 5.2.1. Форма собственности: государственная, муниципальная, частная: Форма собственности - федеральная (ОКФС 12). ___________________________________________________________________________ 5.2.2. Собственник объекта: Российская Федерация, субъект Российской Федерации (наименование), муниципальное образование (наименование), организация (полное и сокращенное наименование, адрес, телефон, факс, адрес электронной почты), физическое лицо (Ф.И.О., паспортные данные): Полное наименование: --------------------------------------------------------------------------- Сокращенное наименование: ------------------------- ___________________________________________________________________________ Юридический адрес: ___________________________________________________________________________ Почтовый адрес: ___________________________________________________________ Контакты: телефон; факс: ___________________________________________________________________________ E-mail: ___________________________________________________________________ Сайт: _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Имущество находится на праве ..... Договор N ... от ..... г. и Передаточным балансом (Приложение N 1 к Договору). Балансодержатель объекта __________________________________________________ Генеральный директор ______________________________________________________ 5.3. Сведения об эксплуатирующей организации единого технологического комплекса объектов электросетевого хозяйства (объектов электросетевого хозяйства) субъекта электроэнергетики, находящихся в государственной или муниципальной собственности: 5.3.1. Полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации, адрес, телефон, факс: ___________________________________________________________________________ (Полное наименование) ___________________________________________________________________________ (Сокращенное наименование) Почтовый адрес: ________________________________________________________ Телефон/факс: _________________________________________________________ E-mail: ________________________________________________________ Сайт: //www. ________________________________________________________ 5.3.2. Должность, фамилия, имя, отчество руководителя организации: ___________________________________________________________________________ 5.4. Форма передачи функций по эксплуатации предприятия (организации) эксплуатирующей организации: хозяйственное ведение, оперативное управление, по иным основаниям ___________________________________________________________________________ (Функции по эксплуатации объектом потребителя электрической энергии переданы на условии по договору N от "___" _____________ г., утвержденному ___________________________________________________________________________ Сведения об эксплуатирующей организации ___________________________________________________________________________ (для объектов, находящихся в частной собственности): наименование организации (юридического лица), осуществляющей эксплуатацию, форма передачи функций по эксплуатации эксплуатирующей организации (договор аренды, договор на выполнение услуг, по иным основаниям) ___________________________________________________________________________ 5.5. Сведения о разработчике проекта объекта (объектов) электросетевого хозяйства: полное и сокращенное наименование проектной организации, для существующей в настоящее время организации, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5.6. Дата последней проверки объекта (предприятия, организации): ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5.7. Сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии на объекте электросетевого хозяйства: ___________________________________________________________________________ (Источник возмещения вреда, который может быть причинен в результате аварии); ___________________________________________________________________________ 5.8. Наименование и адрес организации-страховщика; размер страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности, реквизиты и срок действия договора страхования: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5.9. Место нахождения и основные параметры технологического комплекса объектов электросетевого хозяйства: ___________________________________________________________________________ (Наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, на территории которого расположен объект электросетевого хозяйства) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (Сведения об охранной зоне) ___________________________________________________________________________ (Сведения о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для размещения объекта электросетевого хозяйства, реквизиты документа, устанавливающего право собственности или иные права на земельный участок) ___________________________________________________________________________ (Общая длина ВЛ,) ___________________________________________________________________________ (Общая длина участков ВЛ,) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (Общее число подстанций, их местоположения) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (Общая длина КЛ) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (Общая длина участков КЛ) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5.10. Назначение, категория риска субъекта электроэнергетики, объекта электросетевого хозяйства ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Перечень категорий риска по субъекту электроэнергетики в целом и по каждому объекту электросетевого хозяйства ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5.11. Сведения об имевших место реконструкциях и капитальных ремонтах предприятия (организации) объекта электросетевого хозяйства за последние 5 лет ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5.12. Сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению безопасности объекта по результатам предыдущей проверки ___________________________________________________________________________ 5.13. Сведения о выполнении предписаний федерального государственного энергетического надзора ___________________________________________________________________________ (предписания, нарушения, дата исполнения) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5.14 Сведения о наличии у субъекта электроэнергетики (юридических лиц, физических лиц) и эксплуатирующих организаций объектов электросетевого хозяйства (юридических лиц, физических лиц) решений, вступивших в законную силу, о назначении наказаний ___________________________________________________________________________ (дата, причина, последствия) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5.15 Сведения о наличии у субъекта электроэнергетики (юридических лиц, физических лиц) и эксплуатирующих организаций объектов электросетевого хозяйства (юридических лиц, физических лиц) вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.7 - 9.9, 9.11 и 9.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ___________________________________________________________________________ (дата, причина, последствия) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ VI. Мероприятия проверки Прикладывается проверочный лист, утвержденный приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557 с учетом особенностей проверяемого субъекта электроэнергетики и принадлежащих ему объектов ЭСХ. Составил __________________________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество должностного лица органа государственного контроля (надзора), проводящего плановую проверку, составляющего проверочный лист, подпись)
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям
по внедрению риск-ориентированного подхода
при проведении плановых проверок
деятельности юридического лица и (или)
индивидуального предпринимателя субъекта
электроэнергетики, эксплуатирующего
объекты электросетевого хозяйства,
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от __________ 2019 г. N ____
(справочное)
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УСТРОЙСТВА ОБЪЕКТОВ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
Ниже приводятся сведения, которые могут быть использованы должностным лицом Ростехнадзора при проведении визуальных обследований во время проведения проверки.
Рис. 1. Основные элементы линии электропередачи
Рис. 2 Опоры стальные для линий электропередачи:
Рис. 3. Комплектные трансформаторные
подстанции блочные (КТПБ):
1 - блок ввода ВЛ; 2 - блок выключателя линии;
3 - блок выключателя силового трансформатора;
4 - силовой трансформатор; 5 - КРУ 10(6) кВ;
6 - блок конденсаторов
Комплектные трансформаторные подстанции блочные (КТПБ предназначены для приема, преобразования и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока промышленной частоты 50 Гц и 60 Гц.
Рекомендуется учитывать, что модернизированные подстанции имеют в обозначении букву М - КТПБ (М).
Рис. 4. Комплектное распределительное устройство КРУ:
1 - изолятор проходной; 2 - релейный шкаф;
3 - блок релейных шкафов; 4 - высоковольтный выключатель;
5 - отсек сборных шин; 6 - заземляющий разъединитель;
7 - трансформатор тока
В состав ОРУ 35 - 220 кВ входят:
транспортабельные блоки 35 кВ, 110 кВ, 220 кВ со смонтированными высоковольтными аппаратами, главными и вспомогательными цепями согласно принципиальной электрической схеме на подстанцию;
общеподстанционный пункт управления (ОПУ);
жесткие и гибкие ошиновки;
кабельные конструкции;
осветительные установки.
Общеподстанционный пункт управления типов ОПУ-3, ОПУ-4, ОПУ-5, ОПУ-6, ОПУ-7 и ОПУ-8 представляет собой здание, собранное из отдельных элементов каркаса и утепленных панелей. Внутри ОПУ размещены панели управления, защиты и сигнализации, аккумуляторы для питания цепей управления и сигнализации, нагревательные печи и светильники. В ОПУ-7 и ОПУ-8 устанавливается также оборудование высокочастотной связи.
КТПУ 35/0,4 кВ состоит из следующих основных частей: устройства высшего напряжения (УВН); силового трансформатора типа ТМ100-630/35-7У1; шкафа распределительного устройства низшего напряжения (РУНН).
Устройство комплектное распределительное (КРУ) предназначено для приема и распределения электрической энергии переменного трехфазного тока промышленной частоты 50 и 60 Гц напряжением 6 кВ; 10 кВ и 15 кВ.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области