ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 28 декабря 2017 г. N 594
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКЛАДА
О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА ОБЪЕКТАХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2017 ГОДА
В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. N 13(2), приказываю:
Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 9 месяцев 2017 года.
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утвержден
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 28 декабря 2017 г. N 594
ДОКЛАД
О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА ОБЪЕКТАХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2017 ГОДА
Общие положения
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 9 месяцев 2017 года, сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".
Приказом Ростехнадзора от 17 октября 2016 года N 421 утвержден перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Ростехнадзора. Указанный перечень во исполнение требований Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" размещен на официальном сайте Ростехнадзора.
Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.
Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
За 9 месяцев 2017 года Ростехнадзором проведено 6505 проверок в отношении юридических лиц в области использования атомной энергии.
Из общего количества проведенных проверок плановые проверки составили 11,5% (751 проверка), внеплановые проверки - 19,3% (1254 проверки).
Внеплановые проверки проводились по следующим основаниям:
в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок, - 204 проверки (16,3%);
в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 11 проверок (0,9%);
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации (в том числе проверки, в которых в качестве объектов контроля (надзора) выступают органы государственной власти, местного самоуправления, а также проверки, осуществление которых инициируется обращением заявителя, который выступает в качестве объекта контроля (надзора), - 1039 проверок (82,9%).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии" на объектах в рамках режима постоянного государственного надзора проведено 4500 (за 9 месяцев 2016 года - 4594) мероприятий по контролю.
Все еще продолжает оставаться значительным количество нарушений обязательных требований, выявляемых Ростехнадзором в ходе проверок.
За 9 месяцев 2017 года выявлено 2498 нарушений.
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 161, а общая сумма наложенных административных штрафов составила 11766 тыс. рублей.
Осуществление постоянного государственного надзора
на атомных станциях в 2017 году
В течение 9 месяцев 2017 года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляла регулирование ядерной и радиационной безопасности на 11 атомных станциях (Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Белоярская АЭС, Билибинская АЭС, Калининская АЭС, Кольская АЭС, Курская АЭС, Ленинградская АЭС, Нововоронежская АЭС, Ростовская АЭС, Смоленская АЭС), на которых эксплуатируется 35 энергоблоков, 3 энергоблока находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации (1-й, 2-й блоки Белоярской АЭС, 3-й блок Нововоронежской АЭС), 2 энергоблока находятся в стадии вывода из эксплуатации (1-й, 2-й блоки Нововоронежской АЭС), 5 энергоблоков находятся в стадии сооружения (2-й блок Ленинградской АЭС-2, 2-й блок Нововоронежской АЭС-2, 1-й, 2-й блоки Курской АЭС-2, 1-й блок Балтийской АЭС), на 2 энергоблоках ведутся пусконаладочные работы (1-й блок Ленинградской АЭС-2, 4-й блок Ростовской АЭС) и для 7 энергоблоков ведется деятельность по их размещению (3-й, 4-й блоки Ленинградской АЭС-2, 2-й блок Балтийской АЭС, 1-й, 2-й блоки Смоленской АЭС-2, опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-300), опытно-промышленный энергоблок с реакторной установкой на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем (СВБР-100).
Территориальными органами Ростехнадзора в течение 9 месяцев 2017 года проведено 2805 (за 9 месяцев 2016 года - 2944) проверок по направлению надзора за безопасностью атомных станций, в том числе плановых проверок - 47, внеплановых проверок - 146, в рамках режима постоянного государственного надзора - 2612, тогда как за 9 месяцев 2016 года проведено плановых проверок - 70, внеплановых проверок - 170, в рамках режима постоянного государственного надзора - 2704.
Количество проверок по направлению надзора за безопасностью атомных станций за 9 месяцев 2017 года, по которым выявлены нарушения, составило - 93, из них плановых проверок - 30, внеплановых проверок - 5, в рамках режима постоянного государственного надзора - 58 (за 9 месяцев 2016 года - 140 проверок, из них плановых проверок - 43, внеплановых проверок - 12, в рамках режима постоянного государственного надзора - 85).
В результате проведенных проверок выявлено 293 нарушения (за 9 месяцев 2016 года - 353), из них при проведении плановых проверок - 131, внеплановых проверок - 14, в рамках режима постоянного государственного надзора - 148.
Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 63 (за 9 месяцев 2016 года - 67), из них 8 наказаний при внеплановых проверках (за 9 месяцев 2016 года - 8).
Общая сумма административных штрафов составила 1998 тыс. рублей (за 9 месяцев 2016 года - 2347 тыс. рублей), в том числе наложенных на юридических лиц - 720 тыс. рублей, на должностных лиц - 1278 тыс. рублей.
За 9 месяцев 2017 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.
В настоящее время осуществление постоянного государственного надзора организовано на всех объектах использования атомной энергии, в отношении которых введен режим постоянного государственного надзора в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 610-р.
За отчетный период выдано 537 (за 9 месяцев 2016 года - 544) лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии и 405 (за 9 месяцев 2016 года - 277) разрешений работникам эксплуатирующей организации.
Количество нарушений в работе атомных станций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось в 1,7 раза (за 9 месяцев 2017 года - 29, за 9 месяцев 2016 года - 48).
Федеральный государственный строительный надзор
при строительстве, реконструкции объектов использования
атомной энергии
На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.
В отношении объектов использования атомной энергии по итогам 9 месяцев 2017 года осуществлялся федеральный государственный строительный надзор при строительстве 30 и реконструкции 11 объектов капитального строительства.
В течение 9 месяцев 2017 года при осуществлении государственного строительного надзора Ростехнадзором проведено 82 проверки (72 проверки по объектам строительства, 10 проверок по объектам реконструкции).
По результатам проведения 82 проверок за 9 месяцев 2017 года выявлено 784 нарушения, из них:
760 нарушений по результатам проверок по программам проведения проверок;
24 нарушения при проведении проверок по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
По результатам проведенных проверок выдано 69 предписаний об устранении выявленных нарушений.
По результатам проведенных за 9 месяцев 2017 года проверок и выявленным административным правонарушениям наложено 52 административных наказания, в том числе выписан 51 административный штраф и одно предупреждение.
Сумма наложенных за 9 месяцев 2017 года административных штрафов составила 3144 тыс. руб., в том числе на должностных лиц - 649 тыс. руб., на юридических лиц - 2495 тыс. руб. Сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 3439 тыс. руб.
Основными видами нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, являются:
отклонения от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы;
нарушение сроков направления извещений о сроках завершения работ, подлежащих проверке;
нарушения требований при ведении исполнительной документации (журналы работ, акты освидетельствования скрытых работ и т.д.);
нарушения организационного порядка строительства;
нарушения технологии строительства;
недостаточный уровень осуществления строительного контроля на объекте.
По итогам осуществления федерального государственного строительного надзора в отношении объектов использования атомной энергии за 9 месяцев 2017 года выдано 5 заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
За 9 месяцев 2017 года в рамках осуществления государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии выявлено 42 нарушения требований в области экологии, 43 нарушения требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия и 43 нарушения требований пожарной безопасности.
Исследовательские ядерные установки
За 9 месяцев 2017 года Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 65 исследовательских ядерных установках (ИЯУ) в 18 эксплуатирующих организациях (ЭО) различных министерств и ведомств. Сведения по видам деятельности на ИЯУ приведены в таблице.
Тип ИЯУ
|
Распределение типов ИЯУ по виду деятельности
|
||
Эксплуатация (из них в режиме окончательного останова)
|
Вывод из эксплуатации
|
Сооружение
|
|
Исследовательские реакторы
|
24 (2)
|
4
|
3
|
Критические стенды
|
23
|
1
|
0
|
Подкритические стенды
|
10
|
0
|
0
|
Количество ИЯУ по виду деятельности
|
57
|
6
|
3
|
Всего ИЯУ
|
65
|
Территориальными органами Ростехнадзора в течение 9 месяцев 2017 года проведено 246 (за 9 месяцев 2016 года - 232) проверок по направлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью исследовательских ядерных установок, в том числе плановых проверок - 10, внеплановых проверок - 40, в рамках режима постоянного государственного надзора - 196, тогда как за 9 месяцев 2016 года проведено проверок плановых проверок - 6, внеплановых проверок - 29, в рамках режима постоянного государственного надзора - 197.
Количество проверок по направлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью исследовательских ядерных установок за 9 месяцев 2017 года, по которым выявлены правонарушения, составило 68, из них плановых проверок - 7, внеплановых проверок - 4, в рамках режима постоянного государственного надзора - 57 (за 9 месяцев 2016 года - 66 проверок, из них плановых проверок - 4, внеплановых проверок - 5, в рамках режима постоянного государственного надзора - 57).
В результате проведенных проверок выявлено 222 правонарушения (за 9 месяцев 2016 года - 238), из них при проведении плановых проверок - 25, внеплановых проверок - 17, в рамках режима постоянного государственного надзора - 180.
Основной причиной нарушений обязательных требований является ослабление контроля в эксплуатирующих организациях за вопросами соблюдения технологической дисциплины, своевременной реализацией планов по устранению нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий.
Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило - 22 (за 9 месяцев 2016 года - 20).
Общая сумма административных штрафов составила 2040 тыс. рублей (за 9 месяцев 2016 года - 2620 тыс. рублей), в том числе наложенных на юридических лиц - 1750 тыс. рублей, на должностных лиц - 290 тыс. рублей.
За 9 месяцев 2017 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.
Ростехнадзором за отчетный период выдано 18 (за 9 месяцев 2016 года - 37) лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии и 81 разрешение работникам эксплуатирующей организации (за 9 месяцев 2016 года - 52).
Объекты ядерного топливного цикла
За 9 месяцев 2017 года под надзором за ядерной и радиационной безопасностью предприятий топливного цикла находилось 486 организаций (промышленные предприятия ядерного топливного цикла (ПЯТЦ), научно-исследовательские, проектные организации, организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги ПЯТЦ, в том числе осуществляющие перевозки, хранение ядерных материалов и выполняющие иные работы для предприятий ядерного топливного цикла на основании лицензий Ростехнадзора).
Территориальными органами Ростехнадзора в течение 9 месяцев 2017 года проведено 500 (за 9 месяцев 2016 года - 560) проверок по направлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью предприятий топливного цикла, в том числе плановых - 38, внеплановых проверок - 76, в рамках режима постоянного государственного надзора - 386, тогда как за 9 месяцев 2016 года проведено проверок плановых проверок - 38, внеплановых проверок - 123, в рамках режима постоянного государственного надзора - 399.
Количество проверок по направлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью предприятий топливного цикла за 9 месяцев 2017 года, по которым выявлены правонарушения, составило 149, из них плановых проверок - 24, внеплановых проверок - 5, в рамках режима постоянного государственного надзора - 120 (за 9 месяцев 2016 года - 112 проверок, из них плановых проверок - 18, внеплановых проверок - 6, в рамках режима постоянного государственного надзора - 88).
В результате проведенных проверок выявлено 359 нарушений (за 9 месяцев 2016 года - 341), из них при проведении плановых проверок - 123, внеплановых проверок - 17, в рамках режима постоянного государственного надзора - 219.
Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 19 (за 9 месяцев 2016 года - 13).
Общая сумма административных штрафов составила 1180 тыс. рублей (за 9 месяцев 2016 года - 1420 тыс. рублей), в том числе наложенных на юридических лиц - 860 тыс. рублей, на должностных лиц - 320 тыс. рублей.
За 9 месяцев 2017 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.
За 9 месяцев 2017 года, как и в предшествующем периоде, аварий на предприятиях ядерного топливного цикла не было.
Ядерная и радиационная безопасность ядерных энергетических
установок судов и объектов их жизнеобеспечения
За 9 месяцев 2017 года Ростехнадзор осуществлял государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии на судах, включая объекты их жизнеобеспечения, а также в организациях, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии.
За 9 месяцев 2017 года под надзором за ядерной и радиационной безопасностью при использовании атомной энергии на судах, включая объекты их жизнеобеспечения, находилось 44 организации.
Территориальными органами Ростехнадзора в течение 9 месяцев 2017 года проведено 138 (за 9 месяцев 2016 года - 119) проверок по направлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью при использовании атомной энергии на судах, включая объекты их жизнеобеспечения, в том числе плановых проверок - 2, внеплановых проверок - 6, в рамках режима постоянного государственного надзора - 130, тогда как за 9 месяцев 2016 года проведено плановых проверок - 1, внеплановых проверок - 1, в рамках режима постоянного государственного надзора - 117.
Количество проверок по направлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью при использовании атомной энергии на судах, включая объекты их жизнеобеспечения, за 9 месяцев 2017 года, по которым выявлены правонарушения, составило 8 (за 9 месяцев 2016 года - 10 проверок), из них плановых проверок - 2, внеплановых проверок - 2, в рамках режима постоянного государственного надзора - 4.
В результате проведенных проверок выявлено 14 нарушений (за 9 месяцев 2016 года - 13), из них при проведении плановых проверок - 5, внеплановых проверок - 5, в рамках режима постоянного государственного надзора - 4.
За 9 месяцев 2017 года наложено по итогам проверки одно административное наказание, за 9 месяцев 2016 года административные наказания отсутствуют.
Общая сумма административных штрафов составила 100 тыс. рублей (за 9 месяцев 2016 года - административные штрафы отсутствуют), в том числе наложенных на юридических лиц - 100 тыс. рублей.
За 9 месяцев 2017 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.
За 9 месяцев 2017 года, как и в предшествующем периоде, аварий на предприятиях ядерного топливного цикла не было.
В поднадзорных организациях уровень обеспечения ядерной и радиационной безопасности соответствует требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Радиационная безопасность на радиационно опасных объектах
В сфере государственного надзора находятся:
а) медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на которых ведутся работы с радиоактивными веществами (РВ);
б) комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми радионуклидными источниками (ЗРИ), в том числе:
технологические и медицинские облучательные установки;
дефектоскопы;
радиоизотопные приборы и другие источники;
радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ);
в) пункты хранения радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов.
За 9 месяцев 2017 года под надзором за радиационной безопасностью на радиационно опасных объектах находилось 2054 организации.
Территориальными органами Ростехнадзора в течение 9 месяцев 2017 года проведено 1599 (за 9 месяцев 2016 года - 1456) проверок по направлению надзора за радиационной безопасностью на радиационно опасных объектах, в том числе плановых проверок - 466, внеплановых проверок - 730, в рамках режима постоянного государственного надзора - 403, тогда как за 9 месяцев 2016 года проведено плановых проверок - 457, внеплановых проверок - 327, в рамках режима постоянного государственного надзора - 670.
Количество проверок по направлению надзора за радиационной безопасностью на радиационно опасных объектах за 9 месяцев 2017 года, по которым выявлены правонарушения, составило 354, из них плановых проверок - 148, внеплановых проверок - 192, в рамках режима постоянного государственного надзора - 14 (за 9 месяцев 2016 года - 236 проверок, из них плановых проверок - 162, внеплановых проверок - 62, в рамках режима постоянного государственного надзора - 12).
В результате проведенных проверок выявлено 766 нарушений (за 9 месяцев 2016 года - 552), из них при проведении плановых проверок - 242, внеплановых проверок - 500, в рамках режима постоянного государственного надзора - 24.
Анализ инспекционной деятельности в отчетном периоде показал, что основными факторами, влияющими на состояние радиационной безопасности радиационно опасных объектов, являются: изношенность техники и оборудования; недостаточный уровень качества проводимых работ организациями, предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям; накопление и необоснованное хранение в организациях источников с истекшим назначенным сроком службы из-за ограниченных финансовых возможностей организаций.
Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 34 (за 9 месяцев 2016 года - 48).
Общая сумма административных штрафов составила 3998 тыс. рублей (за 9 месяцев 2016 года - 4728 тыс. рублей), в том числе наложенных на юридических лиц - 3700 тыс. рублей, на должностных лиц - 298 тыс. рублей.
За 9 месяцев 2017 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.
Надзор за учетом и контролем ядерных материалов
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет надзор за 51 организацией, осуществляющими обращение с ядерными материалами.
За 9 месяцев 2017 года было проведено 165 проверок, в которых проверялось состояние учета и контроля ядерных материалов, выявлено 131 нарушение федеральных норм и правил и условий действия лицензии, наложено два административных штрафа на сумму 50 тысяч рублей (за аналогичный период 2016 года было проведено 164 проверки, выявлено 182 нарушений, наложено пять административных штрафов на сумму 340 тысяч рублей).
За отчетный период было выявлено две аномалии, связанные с обнаружением неучтенного ядерного материала при подготовке объекта к выводу из эксплуатации. Обнаруженный ядерный материал поставлен на учет.
За 9 месяцев 2017 года случаев, связанных с утратой и несанкционированным использованием ядерных материалов, на поднадзорных объектах в ходе проверок не выявлено.
Надзор за учетом и контролем радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов
В настоящее время под надзором состоит 2010 организаций, осуществляющих учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (в число которых входят 74 созданных в субъектах Российской Федерации региональных информационно-аналитических центра).
За 9 месяцев 2017 года инспекторами Ростехнадзора было проведено 1164 проверки, в рамках которых проверялось состояние учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, выявлено 365 нарушений норм и правил и условий действия лицензий, наложено 13 административных штрафов на сумму 1 миллион 350 тысяч рублей (за аналогичный период 2016 года проведено 880 проверок, выявлено 289 нарушений норм и правил и условий действия лицензий, наложено 12 административных штрафов на сумму 1 миллион 260 тысяч рублей).
За отчетный период была выявлена одна аномалия в учете и контроле РВ и РАО (расхождение фактических и учетных данных об объеме ЖРО), обнаружено 191 неучтенных и бесхозяйных радиационных источника (большинство - отработавшие ЗРИ 5 категории, например, датчики дымоизвещателей), поступила информация об утере одного ЗРИ (5 категории). Ведутся расследования по данным случаям.
Надзор за состоянием физической защиты на ядерных
и радиационно опасных объектах
За 9 месяцев 2017 года Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 54 ядерных и на 1890 радиационно опасных объектах.
В соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ростехнадзора на 2017 год за 9 месяцев 2017 года на поднадзорных ядерных объектах (атомных станциях, предприятиях ядерного топливного цикла, научно-исследовательских и экспериментальных реакторах, на судах с ядерными энергетическими установками и атомно-технологического обслуживания) проведено 17 плановых инспекций, 3 внеплановых и 221 проверка выполнения требований к физической защите при постоянном надзоре (в 2016 году проведено 14 инспекций и 188 проверок соответственно).
В процессе инспекций выявлено 154 нарушений норм и правил и условий действия лицензий (в 2016 году выявлено 212 нарушений).
Выданы предписания, содержащие в сумме 154 пункта.
За указанный период на 1890 радиационно опасном объекте комиссиями проведено 698 плановых инспекций и 64 проверки выполнения требований по физической защите при постоянном надзоре, включая ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (в 2016 году проведено 558 инспекций и 70 проверок соответственно).
Выявлено 139 нарушений норм и правил и условий действия лицензий (в 2016 году выявлено 174 нарушений).
Выданы предписания, содержащие в сумме 139 пунктов.
Анализ результатов проведенных инспекций показывает, что количество выявленных нарушений как на ядерных, так и на радиационно опасных объектах остается значительным.
За 9 месяцев 2017 года межрегиональные территориальные управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (МТУ ЯРБ) за нарушения норм и правил и условий действия лицензий применили административные санкции - штрафы в отношении физических и юридических лиц на общую сумму в размере 430 тысяч рублей (за соответствующий период в 2016 году - на общую сумму в размере 1260 тысяч рублей).
Несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения не выявлено.
Основными причинами допущенных нарушений в рамках систем физической защиты на ядерных и радиационно опасных объектах, государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов являются:
недостаточный контроль со стороны ответственных лиц организаций, обращающихся с ЯМ, РВ и РАО, соблюдения требований, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и условиями действия лицензий;
недостаточное понимание требований федеральных норм и правил, в том числе из-за недостаточного обучения.
Нормативные правовые акты в области использования атомной
энергии, принятые за 9 месяцев 2017 года
В 2017 году Ростехнадзором продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области использования атомной энергии.
За 9 месяцев 2017 года разработано: два постановления Правительства Российской Федерации, 10 приказов Ростехнадзора.
Постановления Правительства Российской Федерации:
от 17 июня 2017 года N 722 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору". Изменения внесены в части исключения функции по осуществлению надзора за пожарной безопасностью на объектах использования атомной энергии;
от 17 июля 2017 года N 844 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии". Изменения внесены в части исключения из единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, продукции, оценка соответствия которой осуществляется в форме обязательной сертификации.
Разработка федеральных норм и правил в области использования атомной энергии:
приказ Ростехнадзора от 4 апреля 2017 года N 108 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации исследовательских ядерных установок" (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 года, регистрационный номер 46597);
приказ Ростехнадзора от 14 июня 2017 года N 205 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла" (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2017 года, регистрационный номер 47355);
приказ Ростехнадзора от 23 июня 2017 года N 217 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Установки по производству плутонийсодержащего ядерного топлива. Требования безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2017 года, регистрационный номер 47476);
приказ Ростехнадзора от 23 июня 2017 года N 218 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к составу и содержанию отчета по обоснованию безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов" (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2017 года, регистрационный номер 47477);
приказ Ростехнадзора от 23 июня 2017 года N 219 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к составу и содержанию отчета по обоснованию безопасности пунктов хранения радиоактивных отходов" (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2017 года, регистрационный номер 47471);
приказ Ростехнадзора от 4 сентября 2017 года N 351 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2017 года, регистрационный номер 48344);
приказ Ростехнадзора от 4 сентября 2017 года N 352 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2017 года, регистрационный номер 48343).
Разработка иных проектов нормативных правовых актов Ростехнадзора: приказ Ростехнадзора от 21 июля 2017 года N 277 "Об утверждении перечня продукции, оценка соответствия которой осуществляется в форме обязательной сертификации" (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2017 года, регистрационный номер 48327).
С целью определения порядка осуществления государственного строительного надзора Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при строительстве и реконструкции зданий и сооружений на объектах использования атомной энергии принят приказ Ростехнадзора от 6 июля 2017 года N 247 "Об организации федерального государственного строительного надзора Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии", которым исключены положения, ранее предусматривающие включение в состав комплексных рабочих групп должностных лиц других федеральных органов исполнительной власти, в том числе работников территориальных органов Роспотребнадзора и МЧС России, а также упорядочено представление МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора отчетности по результатам осуществления государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области