Приказ Ростехнадзора от 30.11.2017 N 520 "Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 N 49554)


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 30 ноября 2017 г. N 520

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
И ОХРАНОЙ ТРУДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ДОБЫЧЕ (ПЕРЕРАБОТКЕ)
УГЛЯ (ГОРЮЧИХ СЛАНЦЕВ)

В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст. 3033; 2000, N 33, ст. 3348; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 25, ст. 2647; 2007, N 31, ст. 4010; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 31, ст. 4155; 2011, N 19, ст. 2707; N 30, ст. 4596; 2012, N 29, ст. 3992; 2013, N 9, ст. 874; 2014, N 42, ст. 5615; 2016, N 27, ст. 4216) приказываю:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 30 ноября 2017 г. N 520

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
И ОХРАНОЙ ТРУДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ДОБЫЧЕ (ПЕРЕРАБОТКЕ)
УГЛЯ (ГОРЮЧИХ СЛАНЦЕВ)

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (далее - Типовое положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 49, ст. 7015, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478; 2015, N 1, ст. 67; N 29, ст. 4359; 2016, N 23, ст. 3294; N 27, ст. 4216; 2017, N 9, ст. 1282; N 11, ст. 1540) (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), Требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 536 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3596), Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305; 2005, N 7, ст. 560; 2013, N 31, ст. 4214; 2014, N 32, ст. 4499; 2016, N 51, ст. 7390) (далее - Правила организации и осуществления производственного контроля), Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2016 г., регистрационный N 44037) (далее - Типовое положение о СУОТ).

2. Настоящее Типовое положение распространяется на организации, эксплуатирующие шахты и (или) разрезы, а также углеобогатительные фабрики, являющиеся опасными производственными объектами (далее - ОПО), которые осуществляют добычу (переработку) угля (горючих сланцев) (далее - эксплуатирующие организации), и подрядные организации, осуществляющие свою деятельность на ОПО эксплуатирующих организаций.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ОХРАНОЙ ТРУДА

3. В эксплуатирующей организации должны применяться единые принципы по обеспечению безопасного ведения работ, контролю соблюдения требований промышленной безопасности (далее - ПБ) и охраны труда (далее - ОТ).

4. Положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда (далее - СУПБиОТ) должно включать следующие разделы:

"Система управления промышленной безопасностью" (далее - СУПБ);

"Производственный контроль" (далее - ПК);

"Система управления охраной труда" (далее - СУОТ).

5. Действие положения о СУПБиОТ должно распространяться на все ОПО эксплуатирующей организации.

6. Раздел "Система управления промышленной безопасностью" должен включать подразделы:

"Задачи эксплуатирующей организации в области ПБ";

"Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации";

"Перечень ОПО эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ";

"Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ";

"Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ";

"Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ";

"Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО";

"Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ";

"Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ";

"Порядок проведения предаттестационной подготовки и аттестации в области ПБ руководителей и работников эксплуатирующих организаций";

"Порядок проведения обучения и проверки знаний в области ПБ работников ОПО";

"Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ";

"Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на ОПО";

"Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ";

"Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий на ОПО".

7. Раздел "Производственный контроль" должен включать следующие подразделы в соответствии с подпунктом 3(1) Правил организации и осуществления ПК:

"Должность работника, ответственного за осуществление ПК или описание организационной структуры службы ПК";

"Права и обязанности работника или должностных лиц службы ПК, ответственных за осуществление ПК";

"Порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований ПБ, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах";

"Порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии ПБ между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на ОПО";

"Порядок принятия и реализации решений по обеспечению ПБ с учетом результатов ПК";

"Порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО";

"Порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО";

"Порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО";

"Порядок учета результатов ПК при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации";

"Порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы ПБ";

"Порядок подготовки и аттестации работников в области ПБ";

"Порядок подготовки и представления сведений об организации ПК".

8. Раздел "Система управления охраной труда" должен включать следующие подразделы в соответствии с пунктом 8 Типового положения о СУОТ:

"Политика работодателя в области ОТ";

"Цели работодателя в области ОТ";

"Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере ОТ между должностными лицами)";

"Процедуры, направленные на достижение целей в области ОТ", включая процедуры:

- подготовки работников по ОТ;

- организации и проведения оценки условий труда;

- управления профессиональными рисками;

- организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

- информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

- обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

- обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

- обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

"Планирование мероприятий по реализации процедур";

"Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур";

"Планирование улучшений функционирования СУОТ";

"Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания";

"Управление документами СУОТ".

9. Допускается объединение подразделов положения о СУПБиОТ с учетом особенностей ОПО.

III. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАДАЧИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

10. В подразделе "Задачи эксплуатирующей организации в области ПБ" эксплуатирующая организация должна указывать основные задачи в области ПБ:

а) контроль за соблюдением требований ПБ, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) создание условий для укрепления производственной и технологической дисциплины путем мотивации работников ОПО к формированию заинтересованности в организации условий безопасной эксплуатации ОПО;

в) обеспечение противоаварийной устойчивости и снижения уровня несчастных случаев;

г) разработка методов сбора информации в области ПБ и оценка уровня безопасности производства, выявления потенциально опасных технологий, участков и рабочих мест;

д) финансирование мероприятий в области ПБ;

е) управление основными производственными рисками;

ж) взаимодействие с:

федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области ПБ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - контрольно-надзорные органы);

органами местного самоуправления;

профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников ОПО (далее - профсоюзы);

научными организациями, деятельность которых связана с посещением ОПО (далее - научные организации);

з) подготовка и распространение на ОПО эксплуатирующей организации информации о состоянии ПБ.

Ежеквартальный контроль выполнения задач должен осуществлять руководитель эксплуатирующей организации.

ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ЕЕ МЕСТА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

11. В подразделе "Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации" должны указываться внешние и внутренние органы управления ПБ эксплуатирующей организации.

12. К внешним органам управления ПБ относятся уполномоченные контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, профсоюзы, а также по решению руководителя эксплуатирующей организации - научные организации.

13. К внутренним органам управления ПБ относятся структурные подразделения эксплуатирующей организации, которые формируются с учетом специфики деятельности эксплуатирующей организации.

14. В подразделе должны быть указаны уровни управления эксплуатирующей организации.

В качестве уровней управления эксплуатирующей организацией могут рассматриваться:

а) уровень производственной бригады;

б) уровень производственного участка;

в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);

г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);

д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);

е) уровень руководителя эксплуатирующей организации в целом.

С учетом специфики деятельности руководителя, структуры управления и численности работников эксплуатирующей организации для целей СУПБ могут устанавливаться и иные уровни управления.

ПЕРЕЧЕНЬ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

15. В подразделе "Перечень ОПО эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ" необходимо указать: наименование, класс опасности, адрес местонахождения и регистрационный номер ОПО. Перечень должен быть утвержден руководителем эксплуатирующей организации.

Рекомендуемый образец перечня ОПО, на которые распространяются действия СУПБ, приведен в приложении N 1 к настоящему Типовому положению.

16. Регистрация ОПО осуществляется в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5938; 2017, N 21, ст. 3024), и Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. N 495 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2017 г., регистрационный N 45760).

ФУНКЦИИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ, РАБОТНИКОВ
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17. В подразделе "Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ", исходя из особенностей организации СУПБ в эксплуатирующей организации, должны быть указаны следующие функции работников эксплуатирующей организации:

а) организация и координация СУПБ;

б) принятие решений по обеспечению ПБ, в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области ПБ;

в) ежеквартальная подготовка и направление руководителю эксплуатирующей организации и управляющей комиссии по оценке состояния ПБ отчетной информации:

о выполнении плана мероприятий по обеспечению ПБ;

о проведении проверок соблюдения работниками ОПО требований ПБ;

об идентификации опасностей, оценке и управлении рисками на ОПО;

г) ознакомление с документами, фото- и видеоматериалами, необходимыми для оценки состояния ПБ на ОПО;

д) рассмотрение актов комплексных проверок соблюдения требований ПБ, проведенных контрольно-надзорными органами;

е) рассмотрение актов расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

ж) ежемесячный анализ аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

з) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана мероприятий по обеспечению ПБ с учетом проведенного анализа причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев как на ОПО эксплуатирующей организации, так и на аналогичных ОПО других эксплуатирующих организаций;

и) ежегодный (по окончании календарного года) анализ эффективности СУПБ эксплуатирующей организации;

к) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана профилактических мероприятий по предупреждению аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО (далее - план профилактических мероприятий) и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ. План профилактических мероприятий и план мероприятий по совершенствованию СУПБ утверждает руководитель эксплуатирующей организации;

л) отстранение от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по ПБ;

м) проведение приостановок работ, осуществляемых с нарушением требований ПБ, создающих угрозу жизни и здоровью работников ОПО, или работ, которые могут привести к аварии;

н) привлечение к ответственности лиц, нарушивших требования ПБ на ОПО;

о) доведение до сведения работников ОПО информации об изменениях требований ПБ, а также обеспечение наличия на рабочих местах эксплуатирующей организации действующих нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области ПБ;

п) взаимодействие с контрольно-надзорными органами, местными органами управления, общественными организациями, научными организациями по вопросам ПБ;

р) изучение и распространение передового опыта в области ПБ.

18. Права работников эксплуатирующей организации должны быть определены руководителями эксплуатирующей организации.

19. Обязанности работников эксплуатирующей организации в области ПБ устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в области ПБ персонально для каждого работника эксплуатирующей организации:

а) руководитель эксплуатирующей организации должен самостоятельно организовать:

техническую реализацию корпоративной политики в области ПБ;

работу службы ПБ и ОТ для проведения мероприятий по обеспечению требований ПБ;

разработку проектной и технической документации в соответствии с требованиями ПБ, ее согласование и утверждение, реализацию и контроль принятых технических решений;

определение особо опасных зон и выработку дополнительных мер безопасного ведения работ в них;

разработку технических решений и контроль выполнения мероприятий по ПБ;

контроль за работоспособностью многофункциональной системы безопасности (далее - МФСБ);

контроль за соблюдением технических решений локальных проектов на ОПО;

соблюдение порядка выдачи заданий на производство работ;

работу оперативно-диспетчерской службы;

контроль посещения рабочих мест ОПО лицами, ответственными за ПБ, на всех уровнях управления эксплуатирующей организации, а также анализирует причины аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

б) руководитель эксплуатирующей организации через своих заместителей, руководителей структурных подразделений должен организовать:

техническую реализацию корпоративной политики в области ПБ;

работу службы ПБ и ОТ для проведения мероприятий по обеспечению требований ПБ;

разработку проектной и технической документации в соответствии с требованиями ПБ, ее согласование и утверждение, реализацию и контроль принятых технических решений;

определение особо опасных зон и выработку дополнительных мер безопасного ведения работ в них;

разработку технических решений и контроль выполнения мероприятий по ПБ;

контроль за работоспособностью МФСБ;

контроль за соблюдением технических решений локальных проектов на ОПО;

соблюдение порядка выдачи заданий на производство работ, работу оперативно-диспетчерской службы, а также анализ причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

в) служба ПБ и ОТ должна:

организовать и координировать СУПБ в эксплуатирующей организации;

принимать решения по обеспечению и повышению уровня ПБ в эксплуатирующей организации (в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области ПБ);

ежеквартально (по решению руководителя эксплуатирующей организации) рассматривать и отчитываться по структурным подразделениям в управляющей комиссии по оценке состояния ПБ по вопросам ПБ по:

- идентификации опасностей, оценке и управлению рисками на ОПО;

- проведению проверок руководителем и главным инженером эксплуатирующей организации за соблюдением работниками ОПО требований ПБ;

- выполнению комплекса профилактических мероприятий с учетом потенциальной опасности, различных видов применяемых технологий на определенном производственном объекте ОПО;

рассматривать акты проверок соблюдения требований ПБ, проведенных контрольно-надзорными органами;

рассматривать акты расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

ежемесячно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации анализ уровня безопасности ОПО;

ежемесячно рассматривать акты целевых и комплексных проверок ОПО соблюдения требований ПБ, проведенных службой ПБ и ОТ;

ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации комплекс мероприятий по обеспечению ПБ по всем основным направлениям деятельности ОПО и анализ причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации график проведения целевых и комплексных проверок соблюдения требований ПБ на ОПО;

ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации анализ эффективности СУПБ, план профилактических мероприятий, план мероприятий по совершенствованию СУПБ;

осуществлять проверки за соблюдением работниками ОПО требований ПБ с выявлением опасностей и оценкой рисков;

выдавать руководителям служб и отделов, начальникам участков (цехов) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований ПБ;

отстранять от работы лиц, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по ПБ;

приостанавливать работы, осуществляемые с нарушением требований ПБ, создающие угрозу жизни и здоровью работников ОПО, или работы, которые могут привести к аварии, инциденту и несчастному случаю на ОПО;

привлекать к ответственности лиц, нарушивших требования ПБ;

доводить до сведения работников ОПО информацию об изменениях требований ПБ, а также обеспечить эксплуатирующую организацию указанными документами;

г) руководитель структурного подразделения должен:

контролировать соблюдение в структурных подразделениях эксплуатирующей организации требований ПБ;

обеспечивать планирование средств в бюджет эксплуатирующей организации, необходимых для соблюдения требований ПБ;

обеспечивать разработку, финансирование и реализацию плана профилактических мероприятий и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ;

руководить работой по соблюдению требований ПБ эксплуатирующей организации;

определять перечень обязательной документации ПБ, организовывать контроль за ее наличием и правильным ведением;

руководить работой по безопасной эксплуатации на ОПО;

организовать взаимодействие с контрольно-надзорными органами, структурными подразделениями эксплуатирующей организации;

организовать внесение изменений в производственно-технические документы при изменении законодательной и нормативной правовой базы;

принимать соответствующие организационные решения для укомплектованности штата в структурных подразделениях эксплуатирующей организации;

давать соответствующие указания о расследовании аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

распределять и закреплять ответственность за исполнение требуемых контрольно-надзорными органами мероприятий;

организовать аттестацию работников ОПО;

принимать решение и организовать выполнение соответствующих организационных и технических мероприятий, обеспечивающих ПБ на ОПО;

принимать к исполнению предписывающие документы по устранению нарушений требований ПБ, ставить соответствующие задачи для устранения нарушений требований ПБ;

координировать действия всех служб и участков структурного подразделения с целью обеспечения достоверности, полноты, оперативности и своевременности информации об устранении нарушений требований ПБ;

инициировать расследование несчастных случаев на ОПО в соответствии с законодательством Российской Федерации;

давать соответствующие указания о проведении профессионального обучения работников ОПО, обучения безопасным методам выполнения работ;

организовать проведение поведенческих бесед в структурных подразделениях с нарушителями требований ПБ;

д) начальник производственного участка должен:

обеспечивать согласование нарядов участков и подрядных организаций с целью соблюдения технологии и ПБ на ОПО;

контролировать соблюдение нарядной системы, выдачу нарядов на устранение нарушений требований ПБ;

принимать меры по устранению нарушений технологии, отступлений от паспортов и проектов производства работ;

формировать сменные производственные задания участкам ОПО исходя из оперативного положения на рабочих местах;

утверждать наряды на производство работ на ОПО, учитывая необходимый объем работ по устранению выявленных нарушений требований ПБ, а также по выполнению предписаний контрольно-надзорных органов;

корректировать сменные наряды участкам при поломке механизмов, возникновении угрозы аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО, изменении горно-геологических и горнотехнических условий;

давать указания об устранении выявленных нарушений требований ПБ на участках и вносит их в наряды для производственных бригад;

контролировать соблюдение графика работы технологического транспорта, режим работы подъемных установок;

контролировать состояние оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность и безопасную работу на ОПО;

контролировать выполнение работ повышенной опасности;

контролировать соблюдение требований ПБ на уровне производственных бригад;

организовать оперативное восстановление (ремонт) оборудования, оказывающего влияние на безопасную работу ОПО;

участвовать в работе комиссии по внутреннему расследованию аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

участвовать в разработке предложений по структурным изменениям СУПБ в соответствии с должностными инструкциями;

е) мастер, бригадир производственной бригады должны:

проверять обеспеченность работников ОПО техническими инструментами, необходимыми для выполнения наряда;

производить расстановку исполнителей работ по рабочим местам в соответствии с квалификацией и опытом работы;

контролировать выполнение работ в течение смены, выявляет и устраняет причины нарушений требований ПБ;

обеспечивать соблюдение требований ПБ на ОПО;

принимать оперативные меры по устранению возникших неисправностей, отказов в работе технологического оборудования;

контролировать наличие и исправность противопожарного инвентаря, средств тушения пожаров;

контролировать безопасную работу машин и механизмов при производстве работ на ОПО;

обеспечивать соблюдение требований к технической эксплуатации оборудования на ОПО;

запрещать выполнение работ при нарушении требований ПБ, технической документации на ведение работ, технологии производства;

участвовать в работе комиссии по внутреннему расследованию аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

участвовать в разработке предложений по структурным изменениям СУПБ в соответствии с должностными инструкциями;

ж) работник ОПО должен:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО и порядок действий при авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;

проходить подготовку и аттестацию в области ПБ;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;

приостанавливать работу при авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;

участвовать в проведении работ по локализации аварии на ОПО.

20. Руководитель эксплуатирующей организации вправе дополнять (сокращать) функции и обязанности работников эксплуатирующей организации исходя из специфики эксплуатируемых ОПО.

21. По решению руководителя эксплуатирующей организацией допускается совмещение функций в области ПБ и ОТ с учетом специфики ОПО. Рекомендуемый образец совмещения обязанностей в области ПБ и ОТ приведен в приложении N 2 к настоящему Типовому положению.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ С РАБОТНИКАМИ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

22. В подразделе "Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ" указываются:

должности работников эксплуатирующей организации, которые проводят консультирование работников ОПО по вопросам обеспечения ПБ;

время и место проведения устных консультаций;

форма и срок предоставления письменных консультаций;

места размещения стендов с информацией о дополнительных устных консультациях (в комнате выдачи нарядов технологического участка или в административно-бытовом комплексе ОПО).

Время проведения устных консультаций на ОПО определяется техническим руководителем.

23. В подразделе "Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ" указываются вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе:

права и обязанности работников ОПО в части выполнения требований ПБ на рабочих местах;

изменения действующих требований ПБ;

необходимость соответствия ОПО требованиям ПБ;

последствия несвоевременной подготовки и аттестации по ПБ, а также нарушения требования ПБ на ОПО;

иные вопросы, отнесенные к компетенции лиц, ответственных за ПБ.

ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

24. В подразделе "Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ" указывается объем средств, необходимый для реализации мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ. Источник средств финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ, определяется руководителем эксплуатирующей организации.

ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ, И ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА
АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

25. В подразделе "Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО" указываются планы мероприятий по обеспечению ПБ, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее - планы мероприятий).

Структура и содержание планов мероприятий определяются руководителем эксплуатирующей организации.

Планы мероприятий пересматриваются по окончании календарного года на основании анализа:

аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

эффективности СУПБ эксплуатирующей организации.

В подразделе "Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО" также указывается список лиц, контролирующих выполнение планов мероприятий: технический руководитель, руководитель эксплуатирующей организации, представители контрольно-надзорных органов, а также при необходимости органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций для изучения динамики выполнения запланированных мероприятий.

Отчеты о выполнении планов мероприятий должны размещаться на официальном сайте эксплуатирующей организации (при наличии).

26. На основании планов мероприятий, указанных в пункте 25 настоящего Типового положения, работники, принимающие управленческие решения на производственных объектах, должны разрабатываться оперативные планы работы по ПБ служб, участков, цехов (далее - оперативные планы). Ежеквартально должна проводиться проверка реализации оперативных планов руководителем эксплуатирующей организации.

27. Перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО включает планы мероприятий, указанные в пункте 26 настоящего Типового положения, а также паспорта безопасности ОПО, разработанные в соответствии с типовым паспортом безопасности опасного объекта, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 4 ноября 2004 г. N 506 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г., регистрационный N 6218).

28. Руководитель эксплуатирующей организации вправе дополнять перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО в зависимости от их особенностей.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ, РАЗРАБОТКИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА УСТРАНЕНИЕ ВЫЯВЛЕННЫХ НЕСООТВЕТСТВИЙ ТРЕБОВАНИЯМ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

29. В подразделе "Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ" указываются:

порядок и результаты оценки достижения целей и задач эксплуатирующей организации в области ПБ, определенных в СУПБ, за отчетный период (календарный год);

сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за отчетный период (календарный год) с предыдущими годами;

выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период (календарный год) (в случае выявления недостатков вносятся изменения в СУПБ);

приоритеты рационального планирования и непрерывного совершенствования в части организации ПБ на ОПО.

30. При проведении анализа функционирования СУПБ необходимо учитывать:

результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

количество аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО за отчетный период (календарный год);

количество нарушений требований ПБ;

коэффициент частоты и тяжести травмирования в зависимости от количества отработанных человеко-часов;

коэффициент травмирования на миллион тонн угля;

индекс производственных несчастных случаев;

коэффициент тяжести травмирования;

результаты соответствия ведения работ проектным решениям;

результаты соответствия материально-технического снабжения требованиям ПБ;

дополнительные факторы, которые могут влиять на функционирование СУПБ.

С результатами и выводами анализа эффективности СУПБ необходимо ознакомить работников ОПО под роспись.

31. В соответствии с выводами анализа эффективности СУПБ при необходимости принимается решение о внесении изменений в СУПБ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

32. В подразделе "Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ" указываются применяемые средства получения информации по ПБ, такие как:

стенды по ПБ (размещаются в местах массового скопления работников ОПО и должны содержать информацию о текущем количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО);

инструкции по безопасным методам производства работ к каждой отдельной профессии или виду работ;

видеоролики по безопасным методам производства работ;

обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО за истекший месяц;

видеореконструкции тяжелых несчастных случаев в целях визуализации причин и последствий несчастных случаев на ОПО;

справочные правовые системы на рабочих местах для лиц, ответственных за ПБ;

системы связи, оповещения и определения местоположения персонала, занятого на ОПО, входящие в МФСБ на ОПО.

33. Информационное обеспечение проводится для:

оперативного оповещения работников ОПО и подрядных организаций, осуществляющих свою деятельность на ОПО;

ознакомления работников ОПО с результатами расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО и планом профилактических мероприятий;

раскрытия информации об авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;

визуализации безопасных методов производства работ и последствий нарушения требований ПБ работникам ОПО;

доступности использования федеральных норм и правил в области ПБ для лиц, ответственных за ПБ.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДАТТЕСТАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ
И АТТЕСТАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

34. Подраздел "Порядок проведения предаттестационной подготовки и аттестации в области ПБ руководителей и работников эксплуатирующих организаций" разрабатывается в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2007 г., регистрационный N 9133), с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2007 г. N 450 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2007 г., регистрационный N 9881), от 27 августа 2010 г. N 823 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2010 г., регистрационный N 18370), от 15 декабря 2011 г. N 714 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г., регистрационный N 23166), от 19 декабря 2012 г. N 739 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 2013 г., регистрационный N 28002), от 6 декабря 2013 г. N 591 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2014 г., регистрационный N 31601), от 30 июня 2015 г. N 251 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2015 г., регистрационный N 38208) (далее - Приказ N 37).

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

35. Подраздел "Порядок проведения обучения и проверки знаний в области ПБ работников ОПО" разрабатывается в соответствии с Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом N 37.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

36. В подразделе "Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ" для оценки состояния ПБ ОПО необходимо указать наименование и место для ознакомления с проектными, техническими и технологическими, учетно-контрольными и организационными видами документации, такими как:

технико-экономические обоснования и рабочие проекты строительства ОПО, проекты, схемы, паспорта на производство и развитие в пределах горного отвода и земельного участка;

план развития с указанием последовательности и совмещения во времени горных работ по пластам, блокам, выемочным участкам, годовой программы по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), проведению горных выработок и (или) других работ на ОПО;

проектно-технологическая графическая документация на проведение определенных видов работ;

комплекс мероприятий по обеспечению ПБ по всем основным направлениям деятельности ОПО;

комплекс профилактических мероприятий с учетом потенциальной опасности, различных видов применяемых технологий на определенном ОПО.

ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПОДРЯДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

37. В подразделе "Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на ОПО" необходимо описать порядок взаимодействия при проведении совместной работы работников ОПО и подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО. В данном подразделе указываются:

требования к подрядным организациям, осуществляющим деятельность на ОПО;

система проверки соответствия требованиям ПБ подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО;

система допуска подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО;

система контроля за деятельностью подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОПЫТНОГО
ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ N 116-ФЗ

38. В подразделе "Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ" указывается порядок обеспечения безопасности опытного применения технических устройств на ОПО и формы оценки их соответствия законодательству Российской Федерации о техническом регулировании. При необходимости в данный подраздел включается:

информация о предельных условиях и нагрузках технического устройства, в которых будет впоследствии эксплуатироваться данное техническое устройство;

список лиц, состоящих в комиссии при проведения опытных испытаний технического устройства.

Состав комиссии определяется руководителем эксплуатирующей организации из числа представителей эксплуатирующей организации, ОПО, разработчика, завода-изготовителя и участка, на котором будут проводиться испытания, а также организации, выдавшей сертификат(-ы) или проводившей экспертизу по ПБ на данное техническое устройство. По решению технического руководителя в состав комиссии могут быть включены представители контрольно-надзорных органов.

ПОРЯДОК ИДЕНТИФИКАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКОВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

39. В подразделе "Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий на ОПО" указываются:

перечень всех существующих технологических процессов и производственных операций, а также расстановка приоритетов проведения идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий, по результатам которых формируется график проведения идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий;

график проведения оценки рисков и оценки рисков возникновения аварий, утвержденный руководителем эксплуатирующей организации;

состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков возникновения аварий на ОПО.

40. В подразделе указываются ситуации, при которых проводятся плановая и внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий на ОПО.

41. Плановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий на ОПО проводятся при:

выполнении работ, для которых не разработана техническая документация;

изменении горно-геологических и горнотехнических условий;

существенных изменениях в технологии производства работ.

42. Внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий на ОПО проводятся при:

замене технических устройств для производства горных работ;

проведении опытных испытаний технических устройств, если опасности и оценка рисков возникновения аварий не определены в технической документации на эти технические устройства;

привлечении подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО;

возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО, если причиной послужила ранее не идентифицированная опасность.

43. Регулярный пересмотр идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий на ОПО должен проводиться не реже одного раза в три года.

44. В случаях превышения допустимого уровня риска возникновения аварий начальник участка разрабатывает мероприятия по снижению рисков до допустимого уровня, утверждаемые техническим руководителем.

IV. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

45. ПК на ОПО эксплуатирующих организаций является составной частью СУПБ и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, а также на предупреждение аварий на этих ОПО.

46. Порядок организации и осуществления ПК на ОПО устанавливается в соответствии с пунктом 8 настоящего Типового положения и Правилами организации и осуществления производственного контроля.

V. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

47. Порядок организации и осуществления управления ОТ на ОПО устанавливается в соответствии с пунктом 8 настоящего Типового положения и Типовым положением о СУОТ.

Приложение N 1
к Типовому положению
о единой системе управления
промышленной безопасностью
и охраной труда для организаций
по добыче (переработке) угля
(горючих сланцев), утвержденному
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 30 ноября 2017 г. N 520

(рекомендуемый образец)

                                                        УТВЕРЖДАЮ:
                                               руководитель эксплуатирующей
                                                       организации
                                               ____________________________
                                                  "__" _________ 20__ г.

                                 ПЕРЕЧЕНЬ
      опасных производственных объектов, на которые распространяются
          действия системы управления промышленной безопасностью

Эксплуатирующая организация _______________________________________________
N п/п
Наименование ОПО, класс опасности
Адрес местонахождения ОПО
Регистрационный N ОПО
1
2
...

Приложение N 2
к Типовому положению
о единой системе управления
промышленной безопасностью
и охраной труда для организаций
по добыче (переработке) угля
(горючих сланцев), утвержденному
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 30 ноября 2017 г. N 520

(рекомендуемый образец)

СОВМЕЩЕНИЕ
ОБЯЗАННОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И ОХРАНЫ ТРУДА

Уровень управления эксплуатирующей организации
Категории работников
Обязанности в области ПБ
Обязанности в области ОТ
Уровень производственной бригады
Мастер, бригадир производственной бригады
В соответствии с подпунктом "е" пункта 19 настоящего Типового положения
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 29 Типового положения о СУОТ
Работник ОПО
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 19 настоящего Типового положения
В соответствии с подпунктом "в" пункта 29 Типового положения о СУОТ
Уровень производственного участка
Начальник производственного участка
В соответствии с подпунктом "д" пункта 19 настоящего Типового положения
В соответствии с подпунктом "е" пункта 29 Типового положения о СУОТ
Уровень производственного цеха (структурного подразделения)
Руководитель структурного подразделения
В соответствии с подпунктом "г" пункта 19 настоящего Типового положения
В соответствии с подпунктом "д" пункта 29 Типового положения о СУОТ
Уровень филиала (обособленного структурного подразделения, шахты, разрезов)
Уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений)
Служба ПБ и ОТ
В соответствии с подпунктом "в" пункта 19 настоящего Типового положения
В соответствии с подпунктом "г" пункта 29 Типового положения о СУОТ
Уровень руководителя эксплуатирующей организации в целом
Руководитель эксплуатирующей организации самостоятельно
В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 настоящего Типового положения
В соответствии с подпунктом "а" пункта 29 Типового положения о СУОТ
Руководитель эксплуатирующей организации через своих заместителей, руководителей структурных подразделений
В соответствии с подпунктом "б" пункта 19 настоящего Типового положения
В соответствии с подпунктом "б" пункта 29 Типового положения о СУ ОТ
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области