Приказ СК России от 30.10.2015 N 97 "Об организации в Следственном комитете Российской Федерации направления запросов о правовой помощи по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств, а также исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам" (вместе с "Порядком организации в Следственном комитете Российской Федерации направления запросов о правовой помощи по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств, а также исполнения запросов компетентных орг


СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 октября 2015 г. N 97

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПРОСОВ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

В КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, А ТАКЖЕ

ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСОВ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ИНОСТРАННЫХ

ГОСУДАРСТВ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

В целях совершенствования деятельности Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации в Следственном комитете Российской Федерации направления запросов о правовой помощи по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств, а также исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам.

2. Заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителю Главного военного следственного управления определить организационно-распорядительным документом порядок взаимодействия Главного военного следственного управления с нижестоящими военными следственными органами по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства с учетом специфики их деятельности.

3. Руководителям следственных подразделений центрального аппарата Следственного комитета, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (за исключением военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета:

организовать деятельность подчиненных сотрудников по своевременной и качественной подготовке запросов о правовой помощи по находящимся в их производстве уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении для последующего направления в установленном порядке в компетентные органы иностранных государств, а также по своевременному и качественному исполнению поступивших в Следственный комитет запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам;

определить организационно-распорядительным документом должностных лиц, ответственных за осуществление взаимодействия с управлением международно-правового сотрудничества Следственного комитета по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам;

обеспечить надлежащий контроль за деятельностью подчиненных сотрудников по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

4. Управлению международно-правового сотрудничества осуществлять координацию деятельности следственных органов Следственного комитета по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

5. Признать утратившим силу указание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 26.02.2009 N 2/206 "О порядке направления запросов о правовой помощи в иностранные государства".

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель

Следственного комитета

Российской Федерации

генерал-полковник юстиции

А.И.БАСТРЫКИН

Утвержден

приказом Председателя

Следственного комитета

Российской Федерации

от 30.10.2015 N 97

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПРОСОВ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

В КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, А ТАКЖЕ

ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСОВ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ИНОСТРАННЫХ

ГОСУДАРСТВ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Настоящий порядок в соответствии с международными договорами и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) определяет деятельность следственных подразделений центрального аппарата Следственного комитета, главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета по направлению запросов о правовой помощи в компетентные органы иностранных государств, а также по исполнению на территории Российской Федерации запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам, поступивших в Следственный комитет.

I. Требования к форме и содержанию запросов о правовой

помощи по уголовным делам, направляемых в компетентные

органы иностранных государств, а также к сопроводительным

документам и приложениям

1. Запрос о правовой помощи представляет собой ходатайство перед компетентными органами иностранного государства о производстве следственных или иных процессуальных действий (в том числе вручения документов) на территории одного иностранного государства и в рамках одного уголовного дела.

В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запрос о правовой помощи может быть направлен при проверке сообщения о преступлении.

2. Запрос о правовой помощи оформляется на гербовом бланке следственного органа Следственного комитета с указанием исходящего номера и даты и подписывается следователем, следователем-криминалистом или руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело (далее - следователь). Все страницы запроса, кроме первой, нумеруются.

3. Запрос о правовой помощи составляется на русском языке.

4. В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо в соответствующих случаях направления запроса на основе принципа взаимности запрос о правовой помощи и приложения к нему переводятся на официальный язык запрашиваемого государства либо иной иностранный язык, предусмотренный международным договором Российской Федерации.

5. Перевод осуществляется переводчиком, назначенным по постановлению следователя следственного органа Следственного комитета. Копия такого постановления к запросу не прилагается.

6. Все страницы перевода запроса о правовой помощи на иностранный язык подписываются лицом, осуществившим перевод, с указанием фамилии и инициалов в левом нижнем углу каждой страницы.

7. Запрос о правовой помощи, перевод запроса и приложение к запросу изготавливаются в трех экземплярах. В случае отсутствия возможности приобщения двух копий приложения (например, объемных материалов, предметов, вещественных доказательств и т.д.) к запросу прилагается оригинал приложения в одном экземпляре и те копии, изготовление которых технически возможно.

8. Все страницы каждого экземпляра запроса о правовой помощи и перевода на титульной стороне заверяются гербовой печатью следственного органа Следственного комитета.

Каждый лист всех экземпляров материалов, прилагаемых к запросу, также заверяется гербовой печатью следственного органа Следственного комитета на титульной стороне листа и на оборотной стороне листа при наличии на ней текста или иных знаков и символов.

Прилагаемые к запросу копии документов датируются и заверяются надписью "Копия верна", подписью должностного лица с указанием его должности и гербовой печатью следственного органа Следственного комитета.

9. К запросу о правовой помощи прилагается выписка из статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой (которыми) квалифицировано (квалифицированы) расследуемое преступное деяние (расследуемые преступные деяния). При этом текст правовой нормы приводится полностью.

10. К запросу также прилагаются предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации необходимые процессуальные документы, подписанные должностным лицом следственного органа Следственного комитета, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело.

11. При необходимости производства на территории иностранного государства процессуального действия на основании судебного решения следователь следственного органа Следственного комитета возбуждает перед уполномоченным судом Российской Федерации соответствующее ходатайство в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В рассматриваемом случае к запросу о правовой помощи прилагается копия судебного постановления, заверенная гербовой печатью суда или следственного органа Следственного комитета, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело.

12. Прилагаемые к запросу документы и предметы упаковываются и опечатываются способом, исключающим возможность несанкционированного вскрытия упаковки. При необходимости они сопровождаются описью.

13. Запрос о правовой помощи адресуется в компетентные органы запрашиваемого государства. Необходимо указывать полное официальное наименование соответствующего иностранного государства. При необходимости следует уточнять названия в Общероссийском классификаторе стран мира, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14.12.2001 N 529-ст, а также в перечне наименований иностранных государств, размещенном на официальном сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Использование сокращенных или неофициальных наименований иностранных государств не допускается.

14. Текст запроса о правовой помощи должен быть лаконичным и емким, иметь четкие причинно-следственные и временные связи между смысловыми блоками. При его составлении следует использовать преимущественно простые предложения, избегать причастных и деепричастных оборотов, жаргонизмов и просторечных выражений, которые могут привести к искажению смысла текста при его переводе.

Надлежит избегать изложения в запросе лишних сведений, не имеющих значения для его исполнения.

Приводимые в запросе аббревиатуры должны быть расшифрованы.

При наличии соответствующих сведений иностранные фамилии, имена, названия, наименования, адреса должны быть приведены на русском языке и затем по возможности в их оригинальном написании (в круглых скобках).

15. Запрос о правовой помощи состоит из описательно-мотивировочной части, в которой излагаются обстоятельства дела, и резолютивной части, в которой излагается запрашиваемая правовая помощь.

Запрашиваемая правовая помощь должна соотноситься с обстоятельствами, изложенными в описательно-мотивировочной части запроса. Не допускается ходатайствовать о проведении каких-либо процессуальных действий в отношении физических или юридических лиц, сведения о которых не содержатся в описательно-мотивировочной части.

Также недопустимо ходатайствовать о постановке допрашиваемому лицу вопросов, не имеющих связи с обстоятельствами, изложенными в описательно-мотивировочной части.

16. Описательно-мотивировочная часть запроса о правовой помощи содержит следующие сведения:

1) наименование следственного органа Следственного комитета, в производстве которого находится уголовное дело;

2) номер уголовного дела;

3) дата возбуждения уголовного дела;

4) статья (статьи) Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой (которыми) квалифицировано (квалифицированы) расследуемое преступление (преступления);

5) по факту какого преступления либо в отношении какого лица (лиц) возбуждено уголовное дело (проводится проверка сообщения о преступлении);

6) краткое описание объективной стороны преступления (преступлений) с указанием времени, места и способа его (их) совершения;

7) при необходимости - сведения о размере причиненного вреда;

8) версии следствия, которые подлежат проверке при исполнении запроса; перечень добытых в ходе следствия доказательств, о которых, по мнению следствия, необходимо сообщить запрашиваемой стороне;

9) установочные данные лиц, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их полное наименование, юридический и (или) фактический адрес.

В случае отсутствия в следственном органе Следственного комитета сведений о лицах, адресах, имуществе, фактах, имеющих юридическое значение и необходимых для подготовки запроса, получение соответствующей информации может быть поручено органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, в том числе с использованием возможностей Международной организации уголовной полиции - Интерпола. Необходимая информация также может быть запрошена в соответствии с международными договорами Российской Федерации (межправительственными соглашениями), по которым Следственный комитет является компетентным органом (в том числе на основании дипломатических нот).

В случае отсутствия установочных данных в полном объеме необходимо указать, что следствием приняты меры к их получению, которые не привели к требуемому результату;

10) дата привлечения лица в качестве обвиняемого; избранная мера пресечения; дата объявления розыска обвиняемого;

11) указание на то, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации не истекли, либо указание на предусмотренные законом основания производства следствия по истечении сроков давности, а также на неприменение сроков давности;

12) цель запроса, связь запрашиваемых действий с предметом расследования (для установления каких фактов по делу требуются запрашиваемые доказательства);

13) ссылка на статьи 453, 454 (при необходимости - на статью 456) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, многосторонний и (или) двусторонний международный договор Российской Федерации, а в случае их отсутствия - на принцип взаимности.

В запросе о правовой помощи не допускается изложение просьбы о принятии должностным лицом компетентного органа иностранного государства процессуального решения по уголовному делу. В случае необходимости следует ходатайствовать об ознакомлении участника уголовного процесса с прилагаемым к запросу соответствующим постановлением о принятии процессуального решения, вынесенным следователем следственного органа Следственного комитета.

17. В резолютивной части запроса о правовой помощи излагается просьба о проведении конкретных процессуальных действий на территории иностранного государства его компетентными органами.

Резолютивная часть запроса содержит следующие сведения:

1) перечень процессуальных действий, о производстве которых ходатайствует следователь следственного органа Следственного комитета.

При подготовке запроса необходимо руководствоваться положениями статей 73 - 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При этом компетентные органы запрашиваемого государства исполняют запрос в соответствии со своим национальным законодательством.

Вместе с тем допускается ходатайствовать о применении норм законодательства запрашивающей стороны при исполнении запроса.

Например, если следователю Следственного комитета необходимо допросить несовершеннолетнего, он излагает просьбу провести допрос в соответствии с требованиями статьи 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В таких случаях к запросу прилагается также заверенная в вышеуказанном порядке выписка из соответствующей статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) процессуальный статус лиц, в отношении которых запрашивается производство процессуальных действий;

3) в случае необходимости производства допроса или очной ставки помимо процессуального статуса допрашиваемого лица (допрашиваемых лиц) - также перечень подлежащих постановке вопросов с учетом части 2 статьи 189 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также просьба о составлении протокола допроса или очной ставки и его подписании проводящим допрос сотрудником компетентного органа иностранного государства и допрашиваемым лицом (допрашиваемыми лицами);

4) в запросе о вручении или передаче документа - точный адрес получателя, его процессуальный статус и наименование подлежащего вручению документа.

При необходимости указывается просьба удостоверить вручение документов подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, заверенным печатью запрашиваемого учреждения и подписью работника учреждения, вручившего документ, с указанием даты вручения, или выданным этим учреждением иным документом, в котором указывается способ, место и время вручения;

5) гарантия возврата по требованию запрашиваемой стороны поступивших от нее предметов или документов после производства всех необходимых процессуальных действий;

6) гарантия того, что полученные в результате исполнения запроса сведения будут использованы исключительно в целях следствия по уголовному делу, и это не повлечет за собой причинения ущерба суверенитету, безопасности и общественному порядку запрашиваемого государства;

7) указание на то, что изложенные в запросе сведения составляют тайну следствия и могут быть разглашены только в той мере, в которой это необходимо для исполнения запроса; изложение просьбы о соблюдении конфиденциальности в связи с поступлением и исполнением запроса;

8) просьба о заверении надлежащим образом, скреплении печатью компетентного органа иностранного государства всех материалов исполненного запроса;

9) запрос о вызове участников уголовного судопроизводства, передаче на время содержащихся под стражей лиц, находящихся за рубежом, составляется с учетом соответствующих положений международного договора Российской Федерации и статьи 456 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и должен содержать предусмотренные ими гарантии, а также сведения о порядке оплаты расходов;

10) при наличии в запросе ходатайства о присутствии при его исполнении сотрудников Следственного комитета, а в случае необходимости и иных лиц - данные об этих лицах (фамилия, имя, отчество и должность), а также просьба заблаговременно информировать инициатора запроса о времени и месте его исполнения;

11) контактные данные представителя следственного органа Следственного комитета, который в случае необходимости ответит на вопросы исполнителя запроса, с указанием его фамилии, имени, отчества, должности, а также с указанием о предпочтительных формах связи (телефон, факс, электронная почта).

Номера телефонов и факсов следует указывать с международным кодом Российской Федерации и кодом соответствующего населенного пункта (например, г. Москва - +7 495 222 33 22, г. Волгоград - +7 8442 22 33 22).

Также указываются контактные телефоны управления международно-правового сотрудничества Следственного комитета;

12) адрес для направления материалов исполненного запроса о правовой помощи: Технический пер., д. 2, г. Москва, Россия, 105005, Следственный комитет Российской Федерации, управление международно-правового сотрудничества.

II. Организация подготовки направления запросов о правовой

помощи в компетентные органы иностранных государств

18. При необходимости производства по уголовному делу, а также по материалам проверки сообщения о преступлении (в случаях, предусмотренных международными договорами) следственных или иных процессуальных действий на территории иностранного государства следственные подразделения центрального аппарата Следственного комитета, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (за исключением военных) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета (далее - следственные органы Следственного комитета) направляют проекты запросов о правовой помощи в управление международно-правового сотрудничества Следственного комитета (далее - управление международно-правового сотрудничества) для согласования.

19. Военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к главным следственным управлениям и следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, направляют проекты запросов о правовой помощи в Главное военное следственное управление, откуда после соответствующей проверки они пересылаются в управление международно-правового сотрудничества.

20. В тех случаях, когда необходимость направления запроса о правовой помощи возникает по уголовным делам, находящимся в производстве следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений Следственного комитета, проекты запросов о правовой помощи направляются для предварительного согласования руководителям соответствующих главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений.

Нарушение указанного порядка согласования запроса недопустимо.

21. В управление международно-правового сотрудничества проект запроса направляется (при необходимости с использованием средств факсимильной и иной быстрой связи) с сопроводительным письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета.

22. Управление международно-правового сотрудничества осуществляет проверку соответствия содержания поступившего проекта запроса требованиям международного договора (международных договоров) и законодательства Российской Федерации,

Следственный орган Следственного комитета информируется о результатах проверки (отсутствие замечаний или конкретные замечания по содержанию проекта запроса).

23. В том случае, если в ходе согласования или после согласования с управлением международно-правового сотрудничества проекта запроса о правовой помощи инициатором запроса будет принято решение о нецелесообразности его дальнейшего направления в компетентные органы иностранного государства, об этом в обязательном порядке информируется управление международно-правового сотрудничества.

24. Согласованный с управлением международно-правового сотрудничества запрос и прилагаемые к нему материалы, оформленные надлежащим образом, с сопроводительным письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета, передаются в управление международно-правового сотрудничества для решения вопроса о направлении в установленном порядке в компетентные органы иностранного государства.

25. Направление запроса о правовой помощи следственным органом Следственного комитета или инициатором запроса в компетентные органы иностранного государства, минуя управление международно-правового сотрудничества, не допускается.

26. Полученный управлением международно-правового сотрудничества оригинал согласованного по содержанию запроса о правовой помощи и прилагаемые к нему материалы проверяются на соответствие их оформления требованиям международных договоров и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, а также настоящего Порядка.

27. В случае несоответствия требованиям международных договоров, уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка оригинал запроса о правовой помощи и прилагаемые к нему материалы возвращаются инициатору запроса на доработку.

При отсутствии замечаний оригинал запроса о правовой помощи и прилагаемые к нему материалы не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в управление международно-правового сотрудничества направляются в установленном порядке в компетентные органы иностранного государства.

28. Сношения следственных органов Следственного комитета с компетентными органами иностранных государств по вопросам правовой помощи по уголовным делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории иностранных государств, а также с деятельностью на территории комплекса "Байконур", осуществляются в порядке, установленном соответствующими международными договорами Российской Федерации.

29. Вопрос о возможности и порядке производства процессуальных действий в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также на иных объектах, находящихся на территории иностранного государства, в отношении которых Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию, решается на основе норм международного права с учетом мнения Министерства иностранных дел Российской Федерации и иных заинтересованных государственных органов.

О необходимости производства процессуальных действий на указанных объектах следственный орган Следственного комитета информирует управление международно-правового сотрудничества.

30. Информация о ходе и результатах исполнения запроса о правовой помощи компетентными органами иностранного государства, а также полученные при этом материалы направляются управлением международно-правового сотрудничества инициатору запроса.

III. Организация исполнения запросов компетентных органов

иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам

31. Организация исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам, поступающих в Следственный комитет в установленном порядке, осуществляется управлением международно-правового сотрудничества.

Допускается организация исполнения Главным военным следственным управлением запросов компетентных органов иностранных государств, поступивших непосредственно из Главной военной прокуратуры, с одновременным информированием об этом управления международно-правового сотрудничества.

32. Управление международно-правового сотрудничества, руководствуясь международными договорами, законодательными и иными нормативными правовыми актами, принципом взаимности, направляет для исполнения запросы компетентных органов иностранных государств о правовой помощи в следственные органы Следственного комитета в соответствии с их компетенцией с указанием контрольного срока исполнения.

33. В случае поступления запроса о правовой помощи в следственный орган Следственного комитета или его подчиненное подразделение, минуя управление международно-правового сотрудничества (за исключением случаев поступления запросов из Главной военной прокуратуры в Главное военное следственное управление), он подлежит направлению в управление международно-правового сотрудничества для определения порядка исполнения.

34. Руководители следственных органов Следственного комитета организуют исполнение запроса о правовой помощи силами следственных подразделений аппарата следственного органа или подчиненных следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военных), следственных подразделений Следственного комитета с соблюдением установленного контрольного срока исполнения.

35. Материалы исполненного запроса о правовой помощи с сопроводительными документами направляются к указанному сроку в управление международно-правового сотрудничества, если иной порядок направления не определен данным подразделением центрального аппарата Следственного комитета. В случае необходимости продления срока исполнения или невозможности исполнения запроса в управление международно-правового сотрудничества направляется докладная записка с указанием причин.

36. При наличии ходатайства о присутствии представителей компетентных органов иностранного государства при исполнении запроса о правовой помощи на территории Российской Федерации координация взаимодействия указанных представителей с исполняющим поручение следственным органом Следственного комитета или его подчиненным подразделением осуществляется управлением международно-правового сотрудничества в соответствии с нормативными правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области