СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 июля 2011 г. N 109
О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях организации работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации:
считать противодействие экстремистской деятельности (далее - экстремизм) одним из приоритетных направлений деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет);
использовать все имеющиеся полномочия с целью недопущения пропаганды фашизма, возбуждения социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, иных проявлений экстремизма, а также для привлечения к ответственности виновных лиц;
разрабатывать и осуществлять на постоянной основе меры организационного, правового, кадрового, информационного и иного характера, направленные на повышение эффективности деятельности по противодействию экстремизму;
организовать в соответствии с установленной компетенцией надлежащее взаимодействие по вопросам противодействия экстремизму с органами государственной власти, судебными, правоохранительными, контролирующими и иными органами, институтами гражданского общества;
принимать все необходимые меры к обеспечению всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения сообщений и расследования уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности;
незамедлительно принимать меры реагирования при выявлении нарушений законности и фактов ненадлежащего исполнения подчиненными сотрудниками служебных обязанностей в работе по противодействию экстремизму;
в приоритетном порядке осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности;
осуществлять на постоянной основе меры по пресечению возможности экстремистских проявлений по мотивам расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды в служебных коллективах, а также по предотвращению попыток поступления на службу (работу) в системе Следственного комитета экстремистски настроенных лиц, по выявлению и пресечению их связей с сотрудниками (работниками) Следственного комитета.
2. Руководителям Главного следственного управления Следственного комитета и следственных органов Следственного комитета по федеральным округам (в соответствии с установленной компетенцией), руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов Следственного комитета:
2.1. Взять под особый контроль работу по противодействию экстремизму.
Регулярно рассматривать вопросы по противодействию экстремизму на заседаниях коллегий и общественных советов следственных органов Следственного комитета, оперативных совещаниях и заседаниях рабочих групп (в том числе межведомственных), принимать по ним конкретные решения.
На постоянной основе анализировать качество и полноту предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности, принимаемые по ним процессуальные решения, а также эффективность межведомственного взаимодействия.
2.2. Обеспечить незамедлительное проведение проверки в порядке ст. 144, 145 УПК РФ и возбуждение уголовного дела при наличии очевидных признаков преступления по каждому факту:
размещения в средствах массовой информации (включая сеть Интернет) материалов экстремистского характера, сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях экстремистской направленности. Организовать в этих целях ежедневный мониторинг средств массовой информации (включая сеть Интернет);
обнаружения в ходе обыска, выемки и других следственных действий печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов экстремистского характера;
иных проявлений экстремизма, выявленных в ходе деятельности следственных органов или ставших известными из обращений граждан и организаций.
2.3. В целях недопущения затягивания сроков процессуальных проверок и предварительного следствия обеспечить своевременное назначение и проведение исследований и судебных экспертиз материалов на предмет выявления в них признаков экстремизма. При установлении в ходе процессуальной проверки очевидных признаков преступления принимать решение о возбуждении уголовного дела с последующим получением заключения эксперта.
2.4 Принимать все меры к тщательному установлению обстоятельств совершенных преступлений, сбору и закреплению доказательств, установлению виновных лиц (включая авторов печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов экстремистского характера), выяснению их причастности к деятельности экстремистских сообществ и организаций, молодежных националистических группировок и иных радикально настроенных сообществ (далее - экстремистские сообщества).
Использовать все возможности для установления источников финансирования экстремистской деятельности и пресечения их использования для совершения преступлений.
Вопросы, связанные с квалификацией действий обвиняемых и определением объема обвинения, оценкой достаточности и допустимости доказательств, соблюдением законности и конституционных прав граждан в ходе уголовного судопроизводства, возможным противодействием расследованию, решать при необходимости совместно с прокурорами.
В случае принятия прокурором или судом решений, противоречащих обоснованной позиции следственных органов, принципиально и настойчиво добиваться их отмены.
2.5. По каждому факту совершения преступления в отношении лица, расовая, национальная или религиозная принадлежность которого могла послужить поводом для преступного посягательства, в обязательном порядке выяснять в ходе процессуальной проверки и предварительного следствия наличие экстремистских мотивов его совершения.
Не допускать случаи, когда при наличии признаков преступлений экстремистской направленности преступное посягательство необоснованно квалифицируется как менее тяжкое преступление иного вида.
2.6. В случаях выявления экстремистски настроенных лиц из числа участников уголовного судопроизводства направлять соответствующую информацию в специализированные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации и иные уполномоченные органы для проведения профилактической работы и пресечения возможных противоправных действий.
2.7. В письменных поручениях и информациях, направляемых в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, указывать на необходимость проведения всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в том числе направленных на:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений экстремистской направленности, а также выявление и установление лиц, их совершивших, подготавливающих или совершающих;
выявление, нейтрализацию и разобщение формирующихся и действующих молодежных националистических группировок и иных экстремистских сообществ; предупреждение групповых экстремистских проявлений;
установление и ликвидацию источников и каналов финансирования экстремизма;
противодействие использованию сети Интернет в экстремистских целях.
2.8. Принимать по каждому уголовному делу указанной категории профилактические меры, направленные на предупреждение экстремизма. Строго следить за тем, чтобы при производстве допросов и других следственных действий в обязательном порядке выяснялись причины и условия, способствующие осуществлению экстремистской деятельности.
Направлять в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ представления об устранении всех выявленных обстоятельств, способствовавших совершению экстремистских преступлений, и других нарушений закона. Принимать участие в рассмотрении представлений, контролировать их исполнение и уведомление следственных органов в установленный законом срок. Исключить формализм при оценке принятых мер по внесенным представлениям.
При выявлении экстремистских групп в подростковой и молодежной среде давать объективную оценку упущениям в работе каждого конкретного органа и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Инициировать перед уполномоченными органами принятие мер по ликвидации или запрету деятельности организаций в связи с их причастностью к экстремизму, а также по пресечению деятельности средств массовой информации и интернет-сайтов, содержащих материалы экстремистского характера.
Регулярно обобщать состояние работы по предупреждению экстремизма и направлять в соответствующие органы предложения о принятии конкретных профилактических мер.
2.9. Активно сотрудничать с судебными, правоохранительными и контролирующими органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также с постоянно действующими координационными совещаниями по обеспечению правопорядка, антитеррористическими комиссиями и федеральными штабами в субъектах Российской Федерации.
Использовать все формы межведомственного взаимодействия, включая оперативный обмен необходимой информацией, разработку согласованных планов деятельности по противодействию экстремизму, издание совместных организационно-распорядительных документов, создание межведомственных рабочих (экспертных) групп для проработки отдельных вопросов, совместное изучение и распространение положительного опыта работы, проведение межведомственных совещаний, конференций, семинаров, занятий и других мероприятий.
Совместно разрабатывать меры по противодействию проявлениям фашизма, любых форм расовой дискриминации, национализма, антисемитизма и ксенофобии.
Принимать непосредственное участие в разработке и реализации региональных программ по профилактике экстремизма, правонарушений несовершеннолетних и молодежи, а также в осуществлении разъяснительной работы в образовательных и социальных учреждениях, в проведении встреч, семинаров и других мероприятий с участием представителей правозащитных, религиозных, национально-культурных и молодежных организаций.
2.10. Используя возможности интернет-сайтов следственных органов Следственного комитета, печатных и электронных средств массовой информации, другие методы и средства информационного характера (включая проведение пресс-конференций, брифингов, встреч, интервью) постоянно информировать население и общественность о деятельности по противодействию экстремизму.
Оперативно размещать в средствах массовой информации с соблюдением установленных законом требований сведения о возбужденных уголовных делах о преступлениях экстремистской направленности, ходе и результатах их расследования.
Усилить информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование у граждан позитивного отношения к принимаемым мерам по противодействию экстремизму.
2.11. Осуществлять надлежащее методическое обеспечение деятельности по противодействию экстремизму. Регулярно готовить и направлять в подчиненные следственные органы методические рекомендации, пособия, обзоры и информационные письма. Постоянно анализировать следственную, судебную и экспертную практику по уголовным делам указанной категории, практику организации и осуществления процессуального контроля.
Изучать и распространять положительный опыт работы, осуществлять систематическое и целенаправленное обучение сотрудников по вопросам противодействия экстремизму, в том числе с приглашением представителей судебных, правоохранительных, контролирующих и иных органов, научных и образовательных учреждений.
3. Руководителям следственных органов Следственного комитета по федеральным округам, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов Следственного комитета:
3.1. В целях обеспечения комплексного подхода к организации данной работы создать постоянно действующие контрольно-аналитические группы по противодействию экстремизму на базе межведомственных координационно-аналитических групп, ранее созданных в соответствии с распоряжением Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 02.04.2010 N 51/206-р.
Обеспечить включение в состав контрольно-аналитической группы наиболее подготовленных сотрудников следственных органов Следственного комитета, а также представителей соответствующих органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности и иных органов, приняв на себя руководство группой.
В месячный срок со дня издания настоящего Приказа утвердить положение о контрольно-аналитической группе по противодействию экстремизму и ее состав, направить копии организационно-распорядительных документов в Главное организационно-инспекторское управление Следственного комитета.
3.2. Основными задачами указанных контрольно-аналитических групп считать:
1) разработку и осуществление мер по противодействию экстремизму по следующим основным направлениям:
предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности;
выявление, предупреждение и пресечение деятельности молодежных националистических группировок и иных экстремистских сообществ;
установление и розыск организаторов и членов экстремистских сообществ и пресечение их противоправных действий;
принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
2) осуществление постоянного контроля за рассмотрением сообщений и расследованием уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности, в том числе за обеспечением своевременности, полноты и качества процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий по конкретным уголовным делам указанной категории;
3) обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия;
4) координацию деятельности подчиненных следственных органов по противодействию экстремизму, осуществляемой совместно с органами внутренних дел Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности и иными органами;
5) систематический анализ деятельности по противодействию экстремизму и подготовку предложений по повышению ее эффективности; информирование общественности о результатах данной деятельности.
3.3. Контрольно-аналитической группе в безотлагательном порядке организовать систему сбора, анализа и использования данных в сфере противодействия экстремизму (в том числе с помощью современных информационных технологий и технических средств), включая ведение постоянного учета:
сообщений и уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности, результатов процессуальных проверок и предварительного следствия, судебного рассмотрения;
иных сообщений и уголовных дел о преступлениях при наличии данных о возможных экстремистских мотивах их совершения (в том числе о преступлениях, совершенных в отношении лиц, расовая, национальная или религиозная принадлежность которых могла послужить поводом для преступного посягательства), результатов процессуальных проверок и предварительного следствия, судебного рассмотрения;
действующих на территории соответствующего региона молодежных националистических группировок и иных экстремистских сообществ, их организаторов и активных участников, а также издаваемых или используемых ими в противоправных целях печатных изданий и интернет-ресурсов;
лиц, совершивших преступления и другие правонарушения экстремистской направленности, а также иных экстремистски настроенных лиц.
Активно использовать эти данные в работе следственных органов, в том числе при проведении процессуальных проверок и предварительного следствия.
3.4. Проводить заседания контрольно-аналитической группы по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Обсуждать на заседаниях группы актуальные вопросы противодействия экстремизму. Заслушивать ход и результаты расследования по каждому уголовному делу указанной категории с обязательным участием следователей, сотрудников подразделений процессуального контроля и криминалистики, а также сотрудников органов, осуществляющих оперативное сопровождение по уголовному делу. Давать конкретные поручения и указания с установлением сроков их исполнения. Постоянно контролировать выполнение плана расследования по уголовному делу. Обеспечить незамедлительный контроль законности и обоснованности принимаемых процессуальных решений.
3.5. Информацию о деятельности по противодействию экстремизму направлять к 15 января и 15 июля соответственно в Главное управление процессуального контроля или отдел процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах Следственного комитета, а также в Главное организационно-инспекторское управление Следственного комитета.
Информацию о работе следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, направлять в указанный срок в Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу и Главное организационно-инспекторское управление Следственного комитета.
Информацию о работе военных следственных органов Следственного комитета направлять в указанный срок в Главное военное следственное управление и Главное организационно-инспекторское управление Следственного комитета.
4. Главному управлению процессуального контроля, Главному следственному управлению по Северо-Кавказскому федеральному округу, Главному военному следственному управлению, отделу процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах Следственного комитета (в соответствии с установленной компетенцией):
обеспечить постоянный и действенный контроль за осуществлением следственной работы и процессуального контроля в сфере противодействия экстремизму в следственных органах Следственного комитета, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь в организации данной работы (в том числе с выездом на места);
в случае выявления фактов вынесения незаконных или необоснованных процессуальных решений при рассмотрении сообщений и расследовании уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности незамедлительно принимать меры к их отмене и привлечению к дисциплинарной ответственности руководителей и следственных работников, допустивших принятие таких решений;
проводить систематический анализ следственной и судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности;
информацию о деятельности по противодействию экстремизму с предложениями по повышению ее эффективности представлять к 30 января и 30 июля в Главное организационно-инспекторское управление Следственного комитета.
5. Главному управлению криминалистики Следственного комитета:
организовать своевременное и эффективное криминалистическое, экспертное и методическое обеспечение рассмотрения сообщений и расследования уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности в следственных органах Следственного комитета, проводить систематический анализ состояния данной работы;
проанализировать сложившуюся в следственных органах практику назначения и проведения исследований и судебных экспертиз материалов на предмет выявления в них признаков экстремизма, по результатам анализа подготовить конкретные предложения по совершенствованию данной работы, направить на места до 01.11.2011 информационное письмо;
совместно с Институтом повышения квалификации Следственного комитета разработать до конца 2011 г. методические рекомендации по расследованию преступлений экстремистской направленности (включая порядок действий следственных органов по фактам размещения материалов экстремистского характера, сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях экстремистской направленности на интернет-ресурсах, зарегистрированных за рубежом);
информацию о деятельности по противодействию экстремизму с предложениями по повышению ее эффективности представлять к 30 января и 30 июля в Главное организационно-инспекторское управление Следственного комитета.
6. Управлению кадров Следственного комитета:
организовывать и осуществлять меры по пресечению возможности экстремистских проявлений по мотивам расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды в служебных коллективах, проводить систематический анализ состояния данной работы в системе Следственного комитета;
совместно с управлением собственной безопасности Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета организовывать и осуществлять меры по выявлению и пресечению попыток поступления на службу (работу) в системе Следственного комитета экстремистски настроенных лиц, а также по выявлению и пресечению их связей с сотрудниками (работниками) Следственного комитета;
информацию о деятельности по противодействию экстремизму с предложениями по повышению ее эффективности представлять к 30 января и 30 июля в Главное организационно-инспекторское управление Следственного комитета.
7. Управлению международно-правового сотрудничества Следственного комитета:
обеспечить дальнейшее развитие сотрудничества Следственного комитета с компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам противодействия экстремизму;
осуществлять регулярное изучение зарубежного опыта и практики международного сотрудничества Следственного комитета в сфере противодействия экстремизму, в том числе в форме участия сотрудников Следственного комитета, специализирующихся на вопросах противодействия экстремизму, в мероприятиях, проводимых по данным вопросам компетентными органами иностранных государств и международными организациями;
информацию о деятельности по противодействию экстремизму с предложениями по повышению ее эффективности представлять к 30 января и 30 июля в Главное организационно-инспекторское управление Следственного комитета.
8. Главному организационно-инспекторскому управлению Следственного комитета на основании полученных сведений обеспечить подготовку докладов Председателю Следственного комитета Российской Федерации, материалов для его участия в мероприятиях по вопросам противодействия экстремизму, а также информации, направляемых в высшие органы государственной власти Российской Федерации.
9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей и Главное организационно-инспекторское управление Следственного комитета Российской Федерации.
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции
А.И.БАСТРЫКИН
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области