Приказ Спецстроя России от 09.11.2015 N 356 "Об утверждении Положения по осуществлению Федеральным агентством специального строительства внутреннего финансового аудита" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2016 N 40988)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ПРИКАЗ
от 9 ноября 2015 г. N 356

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ СПЕЦИАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52 (ч. I), ст. 6983), Положением о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1084 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3540; 2005, N 36, ст. 3667; 2006, N 20, ст. 2163; 2008, N 43, ст. 4921; 2011, N 48, ст. 6877; 2012, N 16, ст. 1839; N 46, ст. 6314), Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по осуществлению Федеральным агентством специального строительства внутреннего финансового аудита (далее - Положение).

2. Возложить задачи по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита на Контрольно-ревизионное управление Спецстроя России.

3. Организацию работы и контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Федерального агентства специального строительства, осуществляющего координацию деятельности Контрольно-ревизионного управления Спецстроя России.

Директор Спецстроя России
А.И.ВОЛОСОВ

Приложение
к приказу Федерального агентства
специального строительства
от 9 ноября 2015 г. N 356

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ СПЕЦИАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

I. Общие положения

1. Положение по осуществлению Федеральным агентством специального строительства внутреннего финансового аудита разработано в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290) (далее - Правила).

2. Предметом внутреннего финансового аудита являются совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных Федеральным агентством специального строительства и федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление капитального строительства N 900 при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - объекты аудита), а также организация и осуществление объектами аудита внутреннего финансового контроля.

II. Организация внутреннего финансового аудита

3. Организация и осуществление внутреннего финансового аудита в Спецстрое России возложена на Контрольно-ревизионное управление Спецстроя России (далее - субъект аудита).

4. Внутренний финансовый аудит осуществляется субъектом аудита в соответствии с пунктом 29 Правил в целях:

а) оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

в) подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

5. Должностные лица субъекта аудита, привлекаемые к аудиторским проверкам, обязаны:

обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками по осуществлению внутреннего финансового аудита;

соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

знакомить руководителя объекта аудита с программой аудиторской проверки и результатами аудиторской проверки.

6. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

7. Аудиторские проверки подразделяются:

на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

8. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается начальником Контрольно-ревизионного управления Спецстроя России не позднее чем за 15 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

III. Планирование аудиторских проверок

9. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом основных работ субъекта аудита, содержащим отдельный раздел "Проверки по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденным директором Спецстроя России.

10. При планировании аудиторских проверок субъект аудита обязан учитывать:

значимость осуществляемых объектом аудита финансовых и хозяйственных операций, внутренних бюджетных процедур, иные факторы, влияющие на объемы совершаемых операций, их периодичность и характеризующие предварительные результаты внутреннего финансового контроля;

наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

степень обеспеченности субъекта аудита трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;

возможность проведения аудиторских проверок в планируемые сроки;

наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок;

проведение в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Контрольно-ревизионным управлением Спецстроя России в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

11. Выписки из утвержденного годового плана основных работ субъект аудита в установленном порядке направляет объектам аудита.

12. При необходимости в годовой план работ могут вноситься изменения, решения о которых принимаются директором Спецстроя России на основании мотивированной докладной записки руководителя субъекта аудита. О внесенных изменениях информируются объекты аудита.

13. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется приказом (распоряжением) Федерального агентства специального строительства, в котором указывается наименование аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), наименование объекта аудита, срок проведения аудиторской проверки, проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита, состав аудиторской группы (Ф.И.О. проверяющих), срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.

14. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению директора Спецстроя России.

IV. Проведение аудиторской проверки и оформление
ее результатов

15. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

а) состояния внутреннего финансового контроля;

б) законности выполненных внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;

в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

г) применения автоматизированных информационных систем при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимались решения исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

з) бюджетной отчетности.

16. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д) проверки точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета, произведенного руководителем аудиторской группы (проверяющим) или членами аудиторской группы;

е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

17. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства, являющиеся основанием для оценки состояния выполненных внутренних бюджетных процедур и внутреннего финансового контроля, а также выводов и предложений по ее результатам.

18. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторской проверки) или продления аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы (проверяющий) направляет начальнику Контрольно-ревизионного управления Спецстроя России служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.

Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, но не может превышать 60 календарных дней.

19. Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принимается директором Спецстроя России на основании мотивированной докладной записки начальника Контрольно-ревизионного управления Спецстроя России.

Информация о принятом решении доводится до объекта аудита.

20. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые распоряжением директора Спецстроя России.

21. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки.

22. При наличии разногласий по выводам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита вправе в течение 5 рабочих дней с даты его получения направить в Контрольно-ревизионное управление Спецстроя России возражения в письменной и электронной форме.

Контрольно-ревизионное управление Спецстроя России обязано в 10-ти дневный Срок со дня получения возражений рассмотреть их обоснованность и дать по ним заключение в письменной форме, которое направляется руководителю объекта аудита в письменной и электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторской проверки.

23. По результатам рассмотрения акта аудиторской проверки руководителем объекта аудита в срок до 5 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения акта аудиторской проверки (получения его в электронной форме), утверждается план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

24. Руководитель объекта аудита обеспечивает выполнение внесенных аудиторской группой (проверяющим) предложений и в установленный срок представляет в Контрольно-ревизионное управление Спецстроя России донесение об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки, с приложением копий подтверждающих документов.

25. Контроль за своевременным и полным выполнением предложений по актам аудиторских проверок осуществляется Контрольно-ревизионным управлением Спецстроя России.

26. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы (проверяющий) составляет отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий:

а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;

в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;

г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;

д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

27. Отчет о результатах аудиторской проверки, подписанный начальником Контрольно-ревизионного управления Спецстроя России, с приложением акта аудиторской проверки в течение 10 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) представляется директору Спецстроя России для принятия решения:

а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам объекта аудита, а также о проведении служебных проверок;

г) о направлении материалов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ее территориальные органы) и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

28. Решения директора Спецстроя России, принятые по результатам аудиторской проверки, направляются объекту аудита в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия.

V. Проведение камеральной аудиторской проверки

29. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) по проведению камеральной аудиторской проверки (далее - камеральная проверка) уведомляет объект аудита о проведении камеральной проверки путем направления копии приказа (распоряжения) Спецстроя России о проведении камеральной проверки и копии программы камеральной проверки в срок не позднее чем за 15 рабочих дней до даты начала проведения камеральной проверки.

30. Одновременно с копиями указанных документов объекту аудита направляется мотивированный запрос о представлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения камеральной проверки.

31. Срок проведения камеральной проверки не может составлять более чем 45 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 45 календарных дней по решению директора Спецстроя России.

При необходимости (в том числе в случаях непредставления или несвоевременного представления объектом аудита информации, документов и материалов, включенных в мотивированный запрос) срок проведения камеральной проверки (дат ее начала и окончания) может быть перенесен в установленном порядке.

32. Результаты камеральной проверки оформляются актом камеральной проверки.

33. Акт камеральной проверки составляется в двух экземплярах, один из которых в течение 3 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) направляется объекту аудита в письменной и электронной форме.

34. Второй экземпляр акта камеральной проверки и отчет о ее результатах представляется директору Спецстроя России для рассмотрения и принятия решений.

VI. Проведение выездной аудиторской проверки

35. Срок проведения выездной аудиторской проверки (далее - выездная проверка) не может превышать 45 календарных дней.

36. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) по прибытии на объект аудита обязан ознакомить руководителя объекта аудита с программой выездной проверки, представить членов аудиторской группы, решить организационно-технические вопросы проведения выездной проверки, составить план-график выездной проверки.

37. План-график выездной проверки доводится под роспись до исполнителей, ответственных за проверку вопроса (вопросов) программы выездной проверки и оформление справки (справок) по результатам проверки соответствующего вопроса (вопросов) программы выездной проверки.

38. Руководители объектов аудита обязаны:

а) создать условия для работы аудиторской группы (проверяющего);

б) предоставить служебное помещение (служебные помещения), оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и гарантирующее сохранность документов, обеспечить транспортом;

в) оказывать содействие в проведении выездной проверки, давать указания о представлении подлинных документов, подлежащих проверке, а также справок и объяснений в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к выездной проверке;

г) при необходимости обеспечивать проведение инвентаризации активов и обязательств, контрольных обмеров выполненных строительно-монтажных (ремонтных) работ, а также присутствие при этом заинтересованных должностных лиц и работников объекта аудита;

д) принимать меры к устранению и предупреждению выявленных в процессе аудиторской проверки нарушений и недостатков;

е) принимать решения о привлечении виновных должностных лиц и работников объекта аудита к материальной и (или) дисциплинарной ответственности и меры к возмещению причиненного ущерба.

39. Руководитель аудиторской проверки определяет объем и состав аудиторских исследований по каждому вопросу программы выездной проверки, а также способы сбора данных.

Сплошной способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы выездной проверки.

Выборочный способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы выездной проверки. При этом объем выборки и ее состав определяются руководителем аудиторской группы (проверяющим) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы выездной проверки для последующего формирования доказательств.

40. Руководитель проверки вправе при составлении акта выездной проверки уточнить, расширить и (или) изменить информацию и выводы, изложенные в справке (справках) по результатам проверки соответствующего вопроса (вопросов) программы выездной проверки членов аудиторской группы, если они не основываются на достаточных надлежащих надежных доказательствах.

41. Акт выездной проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки (проверяющим) в зависимости от характера, объема и сложности выездной проверки:

в пределах объекта аудита - в сроки, установленные для проведения выездной проверки;

за пределами объекта аудита - не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания выездной проверки, указанным в распоряжении Спецстроя России (приказе главного управления).

В первом случае один экземпляр акта выездной проверки вручается руководителю объекта аудита под роспись.

Во втором случае акт выездной проверки в письменной и электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня его подписания направляется объекту аудита.

В обоих случаях второй экземпляр акта выездной проверки приобщается к материалам выездной проверки.

42. К первому экземпляру акта выездной проверки прикладываются справки по результатам проверки соответствующего вопроса (вопросов) программы выездной проверки.

VII. Составление и представление отчетности
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита

43. Субъекты аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

Отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и пояснительная записка к нему составляются субъектом аудита нарастающим итогом с начала года по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года и 1 января года, следующего за отчетным годом.

44. В пояснительной записке должна содержаться следующая информация:

краткая характеристика результатов осуществления внутреннего финансового аудита в отчетном периоде;

о причинах, повлекших невыполнение Плана, увеличение фактических сроков проведения аудиторских проверок по отношению к плановым срокам, и принятых мерах по их устранению;

о суммах и видах выявленных в отчетном периоде нарушений;

о наличии признанных обоснованными возражений со стороны объектов аудита;

о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам объектов аудита, а также о проведении служебных проверок, в том числе по результатам аудиторских проверок, проведенных в периоды, предшествующие отчетному;

об имеющихся случаях передачи материалов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ее территориальные органы) и (или) правоохранительные органы;

об иных решениях, связанных с привлечением к ответственности за выявленные нарушения.

45. Отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита составляется субъектом аудита на основании отчетов о результатах аудиторских проверок и решений, принятых директором Спецстроя России.

46. Отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляется директору Спецстроя России.

47. Годовая (квартальная) отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля и достоверности сводной бюджетной отчетности Спецстроя России.

Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области