"Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного строительного надзора на 2022 год" (утв. приказом Ростехнадзора от 21.01.2022 N 13)


Утверждена
приказом Ростехнадзора
от 21 января 2022 г. N 13

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА 2022 ГОД

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО
РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного строительного надзора

В соответствии с частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 1 статьи 6 Кодекса, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление федерального государственного строительного надзора Президентом или Правительством Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.

По состоянию на 30 сентября 2021 г. количество поднадзорных территориальным управлениям Ростехнадзора объектов капитального строительства (за исключением объектов использования атомной энергии), включая объекты, по которым в 2021 году были выданы заключения о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Кодекса частью такой проектной документации), составило 12 842 объекта.

Поднадзорные Ростехнадзору объекты капитального строительства распределены по следующим категориям:

N п/п
Вид поднадзорного объекта
Количество поднадзорных объектов
% от общего количества
1.
Объекты на территории двух и более субъектов РФ
122
0,95
2.
Объекты в исключительной экономической зоне РФ
0
0
3.
Объекты на континентальном шельфе РФ
5
0,04
4.
Объекты во внутренних морских водах
6
0,05
5.
Объекты в территориальном море РФ
10
0,08
6.
Объекты обороны и безопасности
76
0,6
7.
Автомобильные дороги федерального значения
359
2,8
8.
Объекты культурного наследия федерального значения
48
0,37
9.
Гидротехнические сооружения I и II классов
113
0,88
10.
Сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи
24
0,18
11.
Линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более
56
0,43
12.
Объекты космической инфраструктуры
50
0,39
13.
Объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации
181
1,41
14.
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте
535
4,16
15.
Объекты инфраструктуры внеуличного транспорта
11
0,08
16.
Портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов
70
0,5
17.
Тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше
22
0,17
18.
Подвесные канатные дороги
12
0,09
19.
Опасные производственные объекты, из них:
10375
80,79
19.1
опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (ед.), из них:
7514
58,5
19.1.1
опасные производственные объекты добычи нефти, газа и газового конденсата
1029
8
19.2
опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более
23
0,18
19.3
опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых
1318
10,26
19.4
иные опасные производственные объекты
1514
11,79
20.
Уникальные объекты
52
0,4
21.
Объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов
82
0,64
22.
Объекты, сведения о которых составляют государственную тайну
25
0,19
23.
Иные объекты, определенные Правительством Российской Федерации
487
3,8
ИТОГО (поднадзорных объектов):
12842
100

За 9 месяцев 2021 года территориальными органами Ростехнадзора проведено 7938 контрольно-надзорных мероприятий (выездных и документарных проверок) в отношении 2221 юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.2. Описание текущего развития
профилактической деятельности

На официальном интернет-портале Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора.

Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.

Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного строительного надзора приведены в таблице 1.

Таблица 1

Данные о проведении мероприятий по профилактике
нарушений обязательных требований в области федерального
государственного строительного надзора за 2020 год
и 9 месяцев 2021 года

Наименование мероприятия
2020
2021
Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений:
опубликовано обзоров типовых нарушений обязательных требований с описанием способов их недопущения в сети "Интернет", ед.
2
1
Подготовлено руководств по соблюдению обязательных требований, ед.
0
0
Подготовлено комментариев об изменениях в законодательстве, ед.
1
1
Проведено публичных мероприятий по разъяснению обязательных требований, в том числе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований (конференций, семинаров, вебинаров, заседаний рабочих групп, совещаний и др.), ед.
56
44
Проведено профилактических бесед в ходе контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, ед.
0
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, всего, ед.
16
34

--------------------------------

<*> В соответствии с пунктом 16 Положения о федеральном государственном строительном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087, в отношении всех контролируемых лиц не позднее 3 месяцев со дня поступления в Ростехнадзор (его территориальный орган) от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должен проводиться обязательный профилактический визит.

1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена
программа профилактики

Обеспечение соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; обеспечение требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами; требования к обеспечению консервации объекта капитального строительства в случае приостановки строительства на срок более 6 месяцев; обеспечение требований о членстве в саморегулируемых организациях, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Целями реализации программы профилактики являются:

а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.

Задачами реализации программы профилактики являются:

а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;

б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;

в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;

г) повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения отражены в Плане профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного строительного надзора на 2022 год, приведенном в приложении к Программе профилактики.

4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

4.1. Информирование

Наименование показателя
2020 г.
2021 г.
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
Информирование в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ
100%
100%
100%

4.2. Обобщение правоприменительной практики

Наименование показателя
2020 г.
2021 г.
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
Обобщение правоприменительной практики (процент выполнения)
100%
100%
100%

4.3. Объявление предостережений

Наименование показателя
2020 г.
2021 г.
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
Объявление предостережений
16
34
+5% по отношению к предыдущему году

4.4. Консультирование

Наименование показателя
2020 г.
2021 год
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
4.5.1. Предоставление устных консультаций (процент предоставленных консультаций от общего числа обращений за консультациями)
-
-
100%
в том числе:
при личном обращении граждан и представителей юридических лиц
-
-
100%
посредством телефонной связи
-
-
100%
посредством видео-конференц-связи
-
-
100%
в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия
-
-
100%
4.5.2. Предоставление устных консультаций (процент предоставленных консультаций от общего числа письменных обращений, содержание которых относится к компетенции Ростехнадзора)
-
-
100%

4.5. Профилактический визит

Наименование показателя
2020 г.
2021 г.
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
профилактический визит
-
-
300

Ключевым показателем эффективности и результативности осуществления федерального государственного строительного надзора, в том числе при проведении профилактических мероприятий, является снижение количества нарушений градостроительного законодательства, допускаемых контролируемыми лицами при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и количества аварий, произошедших при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых Ростехнадзором (его территориальными органами) осуществляется федеральный государственный строительный надзор.

Приложение
к Программе профилактики

ПЛАН
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА 2022 ГОД

N п/п
Профилактические мероприятия
Сроки (периодичность) проведения
Место реализации
Ответственные подразделения
Пояснения по порядку реализации
1. ИНФОРМИРОВАНИЕ
1.1.
Размещение текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного надзора
постоянно, по мере принятия или актуализации
Официальный сайт Ростехнадзора
Управление государственного строительного надзора
В порядке реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "О федеральном государственном строительном надзоре"
1.2.
Размещение сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу
В течение 15 дней после официального опубликования
Официальный сайт Ростехнадзора
Управление государственного строительного надзора
- // -
1.3.
Размещение перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования
постоянно, по мере принятия или актуализации
Официальный сайт Ростехнадзора
Управление государственного строительного надзора
- // -
1.4
Размещение перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований
В течение 10 рабочих дней после официального опубликования
Официальный сайт Ростехнадзора
Управление государственного строительного надзора
- // -
1.5.
Размещение исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться надзорным органом у контролируемого лица
Постоянно, по мере принятия или актуализации
Официальный сайт Ростехнадзора
Управление государственного строительного надзора
- // -
2. ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
2.1.
Подготовка материалов в доклад о правоприменительной практике
До 30 января 2022 года по итогам работы за 2021 год
-
Управление государственного строительного надзора
В порядке реализации приказа Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287
3. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
3.1
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований
-
Территориальные органы Ростехнадзора
В порядке реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "О федеральном государственном строительном надзоре"
4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
4.1.
Предоставление консультаций при личном обращении граждан и представителей контролируемых лиц, посредством телефонной связи, видео-конференц-связи, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия
Постоянно
-
Территориальные органы Ростехнадзора;
Управление государственного строительного надзора
- // -
4.2.
Предоставление консультаций посредством электронной почты, при получении запроса в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и организаций
Постоянно
-
Территориальные органы Ростехнадзора;
Управление государственного строительного надзора
- // -
5. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ
5.1.
Проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи
не позднее 3 месяцев со дня поступления от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации
-
Территориальные органы Ростехнадзора
- // -
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области