Распоряжение Рособрнадзора от 30.12.2016 N 3422-10 (ред. от 11.04.2019) "Об утверждении методики определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета"


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2016 г. N 3422-10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ОСВОЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
И МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКЗАМЕНА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ
БАКАЛАВРИАТА И ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА

В соответствии с частью 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и подпунктом 5.19 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 594, в целях методического обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования:

1. Утвердить методику определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, прилагаемую к настоящему распоряжению.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя А.А. Музаева.

И.о. руководителя
Н.А.НАУМОВА

Приложение

Утверждена
распоряжением Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
от 30.12.2016 N 3422-10

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ОСВОЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
И МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКЗАМЕНА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ
БАКАЛАВРИАТА И ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА

I. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет порядок определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (далее - Методика).

2. Методика разработана с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 594, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. N 1274 "Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".

3. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:

первичный балл - это предварительный балл единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), который получается путем суммирования оценок за выполнение каждого задания экзаменационной работы на основе спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ;

тестовый балл - это окончательный балл по результатам ЕГЭ, который выставляется по стобалльной или пятибалльной системе оценивания в результате процедуры, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года.

II. Основания к определению минимального количества
баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной
программы среднего общего образования, и минимального
количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления
в образовательные организации высшего образования
на обучение по программам бакалавриата
и программам специалитета

4. Основной целью ЕГЭ является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта по общеобразовательным предметам.

5. Объектами оценки являются общие учебные умения, навыки и способы деятельности, определенные требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (далее - федеральный компонент).

6. Определение минимального количества баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам основано на результатах научно-исследовательской деятельности по совершенствованию педагогических измерений, проведенной федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений", (далее - ФГБНУ "ФИПИ") в 2009, 2010 и 2011 годах в соответствии с государственным заданием, утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

7. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на основе раздела "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ" федерального компонента по общеобразовательным предметам базового и профильного уровней. Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по форме и уровню сложности, который нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки обучающихся по каждому учебному предмету.

III. Системы оценивания в ЕГЭ

8. Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается количеством баллов от 1 до 24. Минимальный первичный балл свидетельствует об усвоении участником экзамена основных знаний и приобретенных умений по соответствующему учебному предмету. Максимальное количество первичных баллов за все задания КИМ по разным предметам находится в диапазоне от 32 до 100.

9. Первичные баллы ЕГЭ по каждому учебному предмету переводятся в тестовые согласно алгоритму установления соответствия первичных и тестовых баллов (Приложение 1 к Методике). Минимальные первичные баллы соответствуют минимальным тестовым баллам по стобалльной системе оценивания.

10. Для подтверждения освоения образовательной программы среднего общего образования по каждому учебному предмету, кроме ЕГЭ по математике базового уровня, устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ по стобалльной системе оценивания. Также по стобалльной системе оценивания устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ по каждому учебному предмету, необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

11. По пятибалльной системе оценивания устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования, по математике базового уровня.

IV. Подходы в определении минимального балла ЕГЭ

12. Минимальный балл определяется по каждому учебному предмету с учетом:

требований к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средней школы в соответствии с федеральным компонентом по соответствующему учебному предмету;

экспертных заключений специалистов по соответствующему учебному предмету и специалистов в области педагогических измерений, персональный состав которых утверждается Рособрнадзором;

статистических данных по результатам ЕГЭ по Российской Федерации в целом и по отдельным субъектам Российской Федерации, а также результатам предыдущего года для обеспечения сопоставимости результатов по годам;

анализа демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) по каждому учебному предмету с учетом уровня сложности каждого задания и значимости проверяемого им содержания, умения, навыка, способа деятельности в контексте учебного предмета.

13. КИМ разрабатываются в соответствии с требованиями Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. N 1274 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2014 г., регистрационный N 31534). Документы, которые определяют структуру и содержание КИМ - спецификации КИМ и кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ, разрабатываются и утверждаются ФГБНУ "ФИПИ".

V. Соответствие результатов ЕГЭ текущего и предыдущего года

14. В условиях четырехлетнего периода действия результатов ЕГЭ минимальное количество тестовых баллов по предметам ЕГЭ устанавливается равным значениям предыдущего года для всех предметов, по которым проводился ЕГЭ.

15. В случае отсутствия изменений структуры и содержания в КИМ ЕГЭ по учебному предмету, а также соответствия результатов ЕГЭ текущего года по этому учебному предмету результатам ЕГЭ предыдущего года минимальное количество баллов, соответствующее минимальному тестовому баллу по предмету ЕГЭ, устанавливается равным значению предыдущего года. В иных случаях значение минимального первичного балла, соответствующего минимальному тестовому баллу, корректируется на 1 - 5 баллов.

VI. Соответствие между минимальными первичными
баллами и минимальными тестовыми баллами по стобалльной
системе оценивания

16. В таблице 1 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по стобалльной системе оценивания, подтверждающими освоение образовательной программы среднего общего образования по обязательным учебным предметам.

17. В таблице 2 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по учебным предметам по стобалльной системе оценивания, подтверждающими освоение образовательной программы среднего общего образования по всем общеобразовательным предметам, и необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

18. В таблице 3 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и тестовыми баллами ЕГЭ по всем учебным предметам по стобалльной системе оценивания.

19. В случае изменений структуры и содержания в КИМ ЕГЭ по учебному предмету ФГБНУ "ФИПИ" в соответствии с настоящей Методикой не позднее чем за две недели до начала ЕГЭ вносит предложения в комиссию по установлению соответствия между минимальными первичными баллами единого государственного экзамена и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (далее - Комиссия).

20. Решение об установлении минимального количества баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по каждому учебному предмету, принимается Комиссией и утверждается приказом Рособрнадзора.

VII. Соответствие между первичными баллами и отметками
по пятибалльной системе оценивания

21. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня выдаются в первичных баллах и переводятся в отметки по пятибалльной системе оценивания. Минимальное количество баллов, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования, по пятибалльной системе оценивания устанавливается в 3 балла (удовлетворительно). В таблице 4 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между баллами ЕГЭ по математике базового уровня и отметками по пятибалльной системе оценивания.

Приложение 1
к Методике

АЛГОРИТМ
УСТАНОВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПЕРВИЧНЫХ И ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ

Первичному баллу 0 ставится в соответствие тестовый балл 0, а максимальному первичному баллу ПБ3 ставится в соответствие тестовый балл 100. Все промежуточные первичные баллы между 0, ПБ0, ПБ1, ПБ2, ПБ3 переводятся в тестовые, пропорционально распределенные между соответствующими значениями тестовых баллов: 0, ТБ0, ТБ1, ТБ2, ТБ3. На рисунке 1 представлена получаемая зависимость.

Соответствие первичного балла (ПБ) и тестового балла (ТБ) на каждом i-м диапазоне шкалы вычисляется по формуле:

ТБ = ki · ПБ + li, где

ki = (ТБi - ТБi-1) / (ПБi - ПБi-1)

li = ТБi - ki · ПБi

На i-м отрезке шкалы [ПБi-1 - ПБi]:

ТБ = (ТБi - ТБi-1) / (ПБi - ПБi-1) · (ПБ - ПБi-1) + ТБi-1

Соответственно, на первом отрезке шкалы [0 - ПБ1]:

ТБ = ТБ1 / ПБ1 · ПБ <1>

--------------------------------

<1> Для шкалы перевода первичного балла в тестовый балл по русскому языку:

на отрезке шкалы [0 - ПБ0]: ТБ = ТБ0 / ПБ0 · ПБ;

на дополнительном отрезке [ПБ0 - ПБ1]:

ТБ = (ТБ1 - ТБ0) / (ПБ1 - ПБ0) · (ПБ - ПБ0) + ТБ0.

На отрезке (ПБ1 - ПБ2]:

ТБ = (ТБ2 - ТБ1) / (ПБ2 - ПБ1) · (ПБ - ПБ1) + ТБ1

На крайнем верхнем отрезке шкалы (ПБ2 - ПБ3]:

ТБ = (ТБ3 - ТБ2) / (ПБ3 - ПБ2) · (ПБ - ПБ2) + ТБ2

Соответствующие значения тестовых баллов ТБ0, ТБ1, ТБ2, ТБ3 и промежуточные первичные баллы ПБ0, ПБ1, ПБ2, ПБ3 представлены в следующей таблице:

Предмет
ПБ0
ТБ0
ПБ1
ТБ1
ПБ2
ТБ2
ПБ3
ТБ3
Русский язык
10
24
16
36
46
73
57
100
Математика профильного уровня
0
0
6
27
13
68
30 - 32
100
Физика
0
0
9
36
33
62
50
100
Химия
0
0
14
36
58
80
64
100
Информатика и ИКТ
0
0
6
40
30
84
35
100
Биология
0
0
16
36
50
79
61
100
История
0
0
9
32
43
72
53
100
География
0
0
11
37
40
69
47
100
Обществознание
0
0
19
42
48
72
62
100
Литература
0
0
8
32
36
73
42
100
Иностранные языки
0
0
22
22
80
80
100
100

Рис. 1. Соответствие между тестовыми и первичными баллами
(не приводится)

Если промежуточные первичные баллы соответствуют дробным значениям тестовых, то производится округление тестового балла до ближайшего большего целого числа. В случае если соседним первичным баллам соответствует один и тот же тестовый балл, то тестовый балл, соответствующий большему первичному баллу, повышается на 1 (до ближайшего следующего целого числа).

Приложение 2
к Методике

Таблица 1

Соответствие между минимальными первичными баллами
и минимальными тестовыми баллами по стобалльной системе
оценивания, подтверждающими освоение образовательной
программы среднего общего образования
по обязательным учебным предметам

Предмет
Минимальный первичный балл
Минимальный тестовый балл
Русский язык
10
24
Математика профильного уровня
6
27

Таблица 2

Соответствие между минимальными первичными баллами
и минимальными тестовыми баллами по учебным предметам
по стобалльной системе оценивания, подтверждающими освоение
образовательной программы среднего общего образования
по всем общеобразовательным предметам, и необходимое
для поступления в образовательные организации
высшего образования на обучение по программам
бакалавриата и программам специалитета

Предмет
Минимальный первичный балл
Минимальный тестовый балл
Русский язык
16
36
Математика профильного уровня
6
27
Обществознание
21
42
История
9
32
Физика
11
36
Химия
13
36
Биология
16
36
География
11
37
Информатика и ИКТ
6
40
Иностранные языки
22
22
Литература
15
32

Таблица 3

Соответствие между первичными баллами и тестовыми баллами
по всем учебным предметам по стобалльной системе оценивания

Первичный балл
Тестовый балл по учебным предметам
иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский)
китайский язык
химия
общество знание
биология
русский язык
история
физика
география
литература
информатика и ИКТ
математика профильный уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
2
3
2
3
3
4
4
4
3
7
5
2
2
3
6
4
5
5
8
7
7
5
14
9
3
3
4
9
6
7
8
11
10
11
7
20
14
4
4
5
12
8
9
10
15
14
14
9
27
18
5
5
7
14
10
12
12
18
17
17
11
34
23
6
6
8
17
12
14
15
22
20
21
13
40
27
7
7
9
20
14
16
17
25
23
24
15
42
33
8
8
10
23
16
18
20
29
27
27
18
44
39
9
9
12
25
18
21
22
32
30
31
20
46
45
10
10
13
28
20
23
24
34
33
34
22
48
50
11
11
14
31
21
25
26
35
36
37
24
50
56
12
12
15
34
23
27
28
36
38
39
26
51
62
13
13
17
36
25
30
30
37
39
40
28
53
68
14
14
18
38
27
32
32
38
40
41
30
55
70
15
15
19
39
29
34
34
40
41
42
32
57
72
16
16
20
40
31
36
36
41
42
43
34
59
74
17
17
22
41
33
38
38
42
44
44
35
61
76
18
18
23
42
35
39
39
43
45
45
36
62
78
19
19
24
43
37
40
40
44
46
46
37
64
80
20
20
25
44
39
42
41
45
47
47
38
66
82
21
21
27
45
41
43
43
47
48
49
40
68
84
22
22
28
46
42
44
44
48
49
50
41
70
86
23
23
29
47
44
46
45
49
51
51
42
72
88
24
24
30
49
45
47
46
50
52
52
43
73
90
25
25
32
50
46
48
48
51
53
53
44
75
92
26
26
33
51
47
50
49
52
54
54
45
77
94
27
27
34
52
48
51
50
54
55
55
47
79
96
28
28
35
53
49
52
51
55
57
56
48
81
98
29
29
37
54
51
53
53
56
58
57
49
83
99
30
30
38
55
52
55
54
57
59
58
50
84
100
31
31
39
56
53
56
55
58
60
60
51
88
100
32
32
40
57
54
57
56
60
61
61
52
91
100
33
33
42
58
55
59
57
61
62
62
54
94
34
34
43
60
56
60
59
62
64
63
55
97
35
35
44
61
57
61
60
63
66
64
56
100
36
36
45
62
59
63
61
64
68
65
57
37
37
47
63
60
64
62
65
70
66
58
38
38
48
64
61
65
64
67
72
67
59
39
39
49
65
62
66
65
68
74
68
61
40
40
50
66
63
68
66
69
76
69
62
41
41
52
67
64
69
67
70
78
74
63
42
42
53
68
66
70
69
71
80
78
64
43
43
54
69
67
72
70
72
82
83
65
44
44
55
71
68
73
71
75
84
87
66
45
45
57
72
69
74
72
77
86
92
68
46
46
58
73
70
76
73
79
88
96
69
47
47
59
74
71
77
76
82
90
100
70
48
48
60
75
72
78
78
84
92
71
49
49
62
76
74
79
80
86
94
72
50
50
63
77
76
82
82
89
96
73
51
51
64
78
77
84
85
91
98
77
52
52
65
79
79
86
87
93
100
80
53
53
67
80
81
89
89
96
84
54
54
68
83
82
91
91
98
87
55
55
69
86
84
93
94
100
90
56
56
70
89
86
96
96
94
57
57
72
92
87
98
98
97
58
58
73
95
89
100
100
100
59
59
74
98
91
60
60
75
100
92
61
61
77
94
62
62
78
96
63
63
79
97
64
64
80
99
65
65
82
100
66
66
83
67
67
84
68
68
85
69
69
87
70
70
88
71
71
89
72
72
90
73
73
92
74
74
93
75
75
94
76
76
95
77
77
97
78
78
98
79
79
99
80
80
100
81
81
82
82
83
83
84
84
85
85
86
86
87
87
88
88
89
89
90
90
91
91
92
92
93
93
94
94
95
95
96
96
97
97
98
98
99
99
100
100

Таблица 4

Соответствие между баллами ЕГЭ по математике базового
уровня и отметками по пятибалльной системе оценивания

Отметка по пятибалльной системе оценивания
"2"
(неудовлетворительно)
"3"
(удовлетворительно)
"4"
(хорошо)
"5"
(отлично)
Первичный балл
0 - 6
7 - 11
12 - 16
17 - 20
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области