Разъяснения ФАС России от 28.06.2010 N 09/649 "Об определении ущерба и дохода при нарушении статей 10, 11, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности"


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 28 июня 2010 г. N 09/649

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ
УЩЕРБА И ДОХОДА ПРИ НАРУШЕНИИ СТАТЕЙ 10, 11, 16
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 N 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ
КОНКУРЕНЦИИ" И ПРИВЛЕЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. 30 октября 2009 года вступила в силу новая редакция статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Статья 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере.

При этом, в соответствии с примечаниями к рассматриваемой статье, крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей (далее - ущерб), доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей (далее - доход), а неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые такое лицо было привлечено к административной ответственности.

Учитывая, что причинение в результате нарушения антимонопольного законодательства ущерба или извлечение дохода является обязательным элементом состава преступления, комиссиям по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства при установлении фактов нарушений статей 10, 11 и 16 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) следует определять размер причиненного ущерба или извлеченного дохода и отражать установленные обстоятельства в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, ущерб и доход следует определять за весь период противоправных деяний.

2. В соответствии с пунктом 7 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.

В случае если действия физического лица могут быть квалифицированы в качестве административного правонарушения и преступления, то возбуждается уголовное дело.

В случае возбуждения уголовного дела, по этим же основаниям дело об административном правонарушении не может быть возбуждено в отношении физического лица. Дело об административном правонарушении подлежит возбуждению в этом случае лишь при отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях физического лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (часть 4 статьи 4.5 КоАП).

Привлечение физического лица к уголовной ответственности не препятствует привлечению юридического лица к административной ответственности.

Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния (часть 1 статьи 9 УК РФ).

Обращаем внимание на то, что в соответствии с частью 4 статьи 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (часть 2 статьи 58 ГК РФ).

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо (часть 4 статьи 2.10 КоАП).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области