"Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросу определения полномочности представителей работодателей при заключении соглашений" (утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол N 3, от 15.07.2014)


Приложение 1

Утверждено

на заседании рабочей группы

по информированию и консультированию

работников и работодателей

по вопросам соблюдения трудового

законодательства и нормативных

правовых актов, содержащих

нормы трудового права,

протокол N 3 от 15.07.2014

РЕКОМЕНДАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ ПО ВОПРОСУ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ

Статья 2 Конвенции N 87 Международной организации труда "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию", принятой в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 06.07.1956 (далее - Конвенция МОТ N 87), устанавливает, что трудящиеся и предприниматели, без какого бы то ни было различия, имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних.

Часть 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Применительно к работодателям положения Конвенции МОТ N 87 и Конституции Российской Федерации нашли отражение в абзаце восьмом части первой статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которому работодатель имеет право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

В соответствии со статьей 24 ТК РФ одним из основных принципов социального партнерства является полномочность представителей сторон.

Представители работников и работодателей в социальном партнерстве определены в главе 4 ТК РФ .

Согласно части второй статьи 33 ТК РФ при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Под объединением работодателей понимается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (часть третья статьи 33 ТК РФ ).

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом (часть четвертая статьи 33 ТК РФ ).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (далее - Закон об объединениях работодателей) объединение работодателей представляет собой форму некоммерческой организации, основанную на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

На основании пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. К другим формам относятся в том числе объединения работодателей. Иными словами, указанные объединения являются особой формой некоммерческих организаций, не относящейся ни к одной из форм, предусмотренных Законом об НКО.

Виды объединений работодателей установлены статьей 4 Закона об объединениях работодателей. Часть 1 вышеуказанной статьи закрепляет положение, согласно которому объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Право объединения работодателей наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений установлено пунктом 5 части 1 статьи 13 Закона об объединениях работодателей.

Порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей вышеуказанными полномочиями должен быть определен уставом объединения работодателей (пункт 10 части 2 статьи 11 Закона об объединениях работодателей).

На практике возникают ситуации, когда соглашения со стороны работодателей подписываются организациями, не являющимися объединениями работодателей (например, ассоциациями, союзами и т.д.).

В этой связи необходимо отметить, что ТК РФ предусматривает возможность представления интересов работодателя иными представителями только для организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления. Представителями таких работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления (статья 34 ТК РФ ). В остальных случаях представлять интересы работодателей на всех уровнях выше локального (уровня организации) правомочны только соответствующие объединения работодателей.

Из вышеизложенного следует, что различного рода общественные организации, некоммерческие партнерства, ассоциации, союзы и т.д. не могут рассматриваться в качестве полномочных представителей работодателей при заключении соглашений.

Подписание соглашений неуполномоченными представителями сторон влечет за собой невозможность их применения.

Согласно части первой статьи 45 ТК РФ соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По смыслу вышеприведенной нормы подписанный неуполномоченными субъектами акт не может быть признан соглашением применительно к целям социального партнерства в сфере труда. Следовательно, в отношении такого акта не действуют положения статьи 48 ТК РФ , в том числе части восьмой указанной статьи, предусматривающей возможность распространения соглашения на работодателей, не представивших в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему.

В соответствии с частью первой статьи 50 ТК РФ соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Регистрирующий орган определяется в зависимости от вида соглашения:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральная служба по труду и занятости) - для отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений;

- соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для региональных и территориальных соглашений;

- органы местного самоуправления - для территориальных соглашений (в случае наделения их соответствующими полномочиями законами субъектов Российской Федерации).

ТК РФ не устанавливает обязанности регистрирующего органа проверять полномочия представителя работодателя, подписавшего соглашение. На основании части третьей статьи 50 ТК РФ при осуществлении регистрации соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Вместе с тем направление запроса на уведомительную регистрацию неуполномоченным представителем работодателя является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для получения данной государственной услуги. Так, согласно подпункту 4 пункта 30 Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 2 марта 2012 г. N 192н (далее - Административный регламент), одним из оснований отказа в приеме документов является несоответствие правового статуса заявителя требованиям, установленным ТК РФ и пунктом 2 Административного регламента.

Пункт 2 Административного регламента определяет, что государственная услуга по регистрации соглашений предоставляется по запросам заявителей (представителей работодателей - получателей государственной услуги), которыми являются:

общероссийские объединения работодателей;

представители работодателей.

Порядок уведомительной регистрации региональных и территориальных соглашений устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих уровней. В целях повышения эффективности социального партнерства необходимо включать положения об отказе в приеме документов на уведомительную регистрацию от неуполномоченных представителей работодателя и в указанные акты.

Кроме того, целесообразным представляется при проведении коллективных переговоров по заключению соглашений проверять полномочия представителей сторон, в том числе соответствие статуса представителей работодателей требованиям статей 33, 34 ТК РФ , а также Закона об объединениях работодателей.

Исполняющий обязанности начальника

Управления по федеральному государственному

надзору за соблюдением трудового

законодательства и иных нормативных

правовых актов, содержащих нормы

трудового права, заместитель

председателя рабочей группы

Е.Н.ИВАНОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области