Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.06.2020 N АКПИ20-180 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3.2 Положения Банка России от 29.01.2018 N 630-П"


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2020 г. N АКПИ20-180

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующим пункта 3.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 29 января 2018 г. N 630-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации",

установил:

Центральным банком Российской Федерации (далее также - Банк России) принято Положение от 29 января 2018 г. N 630-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение).

Согласно пункту 3.2 Положения приходный кассовый документ оформляется клиентом или бухгалтерским работником кредитной организации, внутренним структурным подразделением кредитной организации (далее - ВСП). Для проверки, оформления приходного кассового документа клиент предъявляет бухгалтерскому работнику паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (далее - документ, удостоверяющий личность).

После проверки, оформления бухгалтерским работником приходного кассового документа клиенту выдается отрывной талон к приходному кассовому документу для предъявления в кассу.

В случае оформления приходного кассового ордера 0402008 в виде электронного документа, выполнения обязанностей бухгалтерского работника кассовым работником, использования кредитной организацией, ВСП жетонов или других средств, идентифицирующих клиента, отрывной талон от приходного кассового документа не отделяется.

При приеме наличных денег от организации, входящей в систему Банка России, в случае осуществления ею кассовых операций по приему и обработке наличных денег клиентов кредитной организации приходный кассовый ордер 0402008 оформляется бухгалтерским работником на основании реестра операций по обработке наличных денег 0402307 и передается вместе с распечатками автоматических устройств кассовому работнику. Реестр операций по обработке наличных денег 0402307, накладные к сумкам 0402300 остаются у бухгалтерского работника.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим пункт 3.2 Положения в части идентификации клиента - физического лица по приему платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей, ссылаясь на его противоречие подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ). В обоснование заявленного требования с учетом письменных дополнений К. указывает, что оспариваемый пункт создает дополнительные неудобства для клиентов кредитных организаций, а именно необоснованное требование иметь паспорт гражданина Российской Федерации при оплате наличными денежными средствами жилищно-коммунальных услуг.

Требование мотивировано тем, что у административного истца при совершении операции по оплате жилищно-коммунальных услуг с платежом менее 15 000 рублей на основании оспариваемого нормативного положения уполномоченным банком ПАО "Банк Севергазбанк" был затребован документ, удостоверяющий его личность. Он считает, что отсутствие такого документа при совершении операции по оплате жилищно-коммунальных услуг наличными денежными средствами лишает человека возможности пользоваться услугами первоочередной необходимости, идентификация кредитными организациями клиентов должна проводиться в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. По мнению административного истца, пункт 3.2 Положения нарушает его право как потребителя банковских услуг.

Центральный банк Российской Федерации в письменных возражениях указал, что Положение издано в соответствии с полномочием, предоставленным Банку России федеральным законом, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

К. в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, уполномоченного представителя в суд не направил.

Представитель Центрального банка Российской Федерации Л. возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Т. выразила позицию, что с учетом подпункта 1 пункта 1, пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ оспариваемый пункт Положения нуждается в доработке.

Обсудив доводы административного истца К., выслушав возражения представителя Центрального банка Российской Федерации Л., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Т., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно статье 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ) в редакции, действовавшей на день принятия Положения, Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров Банка России. Официальным опубликованием нормативного акта Банка России считается первая публикация его полного текста в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (части первая, третья и четвертая).

В соответствии с абзацем пятым статьи 34 приведенного федерального закона в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается в том числе функция по определению порядка ведения кассовых операций.

В силу пункта 5 статьи 4, части первой статьи 57 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций.

К банковским операциям относятся инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц (пункт 5 части первой статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности").

Положение зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 июня 2018 г., регистрационный номер 51359, размещено на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" (www.cbr.ru) 22 июня 2018 г., опубликовано в "Вестнике Банка России" 28 июня 2018 г. N 51.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный акт Банка России принят в соответствии с требованиями федеральных законов, с соблюдением порядка его принятия, формы акта, государственной регистрации и опубликования.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемого положения подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ основаны на неправильном толковании норм права.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (часть первая статьи 2).

В обозначенных в данном федеральном законе целях в его статье 7 определены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Согласно абзацу второму подпункта 1 пункта 1 указанной статьи организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 - 1.4-6 данной статьи, установив следующие сведения в отношении физических лиц: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 этой статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Приведенный федеральный закон использует понятие "идентификация" как совокупность мероприятий по установлению определенных данным федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем (абзац четырнадцатый статьи 3).

Исходя из указанных норм федерального закона и содержания пункта 3.2 Положения о том, что для проверки, оформления приходного кассового документа клиент предъявляет бухгалтерскому работнику паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абзац первый), следует сделать вывод, что оспариваемое нормативное положение, относящееся к правилам оформления приходного кассового документа, не является идентификацией в значении Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ.

Следовательно, доводы административного истца о противоречии пункта 3.2 Положения в оспариваемой части подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ лишены правовых оснований.

Этот вывод следует в том числе из анализа других норм Положения, а также иных актов законодательства Российской Федерации в системе действующего правового регулирования ведения кассовых операций.

Так, Положение в пункте 2.2 предусматривает, что при осуществлении кассовых операций кредитная организация, ВСП осуществляют идентификацию клиентов в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ и Положения Банка России от 15 октября 2015 г. N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Таким образом, в случаях когда в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ должна осуществляться идентификация, кредитные организации руководствуются иным, а не оспариваемым нормативным актом Банка России применительно к установлению сведений, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. При этом оспариваемый пункт Положения не содержит предписаний о проведении идентификации клиента при проверке и (или) оформлении приходного кассового документа.

В силу положений статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств) подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим перечень предусмотренных названной нормой реквизитов, и составленным по форме, определенной руководителем экономического субъекта.

Согласно взаимосвязанным нормам пунктов 2.3 и 3.2 Положения операции по приему наличных денег от клиентов должны осуществляться кассовым работником на основании приходных кассовых документов, в частности приходных кассовых ордеров 0402008.

Формы документов, применяемых кредитными организациями (филиалами) на территории Российской Федерации при осуществлении кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России, банкнотами и монетой иностранных государств (группы иностранных государств), операций со слитками драгоценных металлов, порядок их заполнения и оформления установлены Указанием Банка России от 30 июля 2014 г. N 3352-У.

Приходный кассовый ордер 0402008 составляется по форме приложения 4 к данному Указанию. Согласно описанию реквизитов (полей) приходного кассового ордера 0402008 и порядку его заполнения и оформления (приложение 6 к этому же Указанию) в нем указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) вносителя наличных денег, наличной иностранной валюты, драгоценного металла и проставляется его подпись.

С учетом изложенного предусмотренное в пункте 3.2 Положения предъявление клиентом документа, удостоверяющего личность, в целях проверки оформленного им приходного кассового документа или оформления приходного кассового документа бухгалтерским работником кредитной организации, ВСП (абзац первый), имеет иное значение и содержание, включая объем сведений, по сравнению с процедурой идентификации, установленной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, и целями последней.

Требование административного истца о признании оспариваемого пункта недействующим основано на его несогласии с действиями конкретного уполномоченного банка, которые не входят в предмет проверки суда по настоящему административному делу.

В системе действующего правового регулирования оспариваемое нормативное положение не нарушает прав административного истца в указанном им аспекте.

Положение в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующим пункта 3.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 29 января 2018 г. N 630-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области