Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.03.2018 N АКПИ18-5 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 30, 31 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2018 г. N АКПИ18-5

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению М. о признании частично недействующими пунктов 30, 31 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498,

установил:

Правительство Российской Федерации 26 декабря 2016 г. издало постановление N 1498, утвердившее изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Изменения).

Пунктом 30 Изменений Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, дополнены пунктом 57(1), предусматривающим, что дата начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении для применения при расчете платы за коммунальные услуги и проведения в случае необходимости перерасчетов за прошлые периоды указывается в заявлении собственника (постоянно проживающего потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями. При отсутствии такого заявления или при отсутствии в таком заявлении даты начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении такой датой считается 1-е число месяца даты составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в соответствии с пунктом 56(1) Правил.

В заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями должны быть указаны фамилия, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, дата начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение трех рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей (пункт 57(1) Правил действует с редакционными изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).

Согласно пункту 31 Изменений изложен в новой редакции пункт 58 Правил, устанавливающий, что количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного исполнителем в соответствии с пунктом 56(1) Правил акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 9 января 2017 г., N 2 (часть I), "Российской газете" 13 января 2017 г.

Гражданин М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 30 и 31 Изменений, внесенных в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку приводят к нарушению прав на неприкосновенность жилища и частной жизни, а также вытекающему из основных начал гражданского законодательства принципу равенства участников гражданско-правовых отношений.

Как указывает административный истец, ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" в отношении его составило акт об установлении количества граждан, проживающих в жилом помещении, от 22 мая 2017 г., ставший основанием для доначисления коммунальных платежей за водоснабжение и водоотведение. Указанное начисление было произведено без составления уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а исключительно на основании акта. Акт содержит ссылку на обследование квартиры в отсутствие собственника, подписан председателем совета МКД и неустановленным лицом в графе "Потребитель КУ", что привело к судебному спору с ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района".

В суде административный истец М. поддержал заявленные требования и пояснил, что установленный оспариваемыми положениями нормативного правового акта порядок составления исполнителем акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, противоречит действующему законодательству.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 12 февраля 2018 г. N СП-П9-715).

Представители Правительства Российской Федерации Ц., А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Р., объяснения административного истца М., представителей Правительства Российской Федерации Ц., А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление N 354, которым утверждены Правила, действующие с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091.

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Пункт 57(1) Правил предусматривает обязанность собственника жилого помещения информировать исполнителя о дате начала проживания временных жильцов, а при отсутствии такого заявления или отсутствия в нем даты такой датой предписывает считать 1-е число месяца даты составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Установление количества временно проживающих в жилом помещении потребителей в соответствии с пунктом 58 Правил определяется на основании заявления собственника или акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Изменение количественного состава лиц, проживающих в жилом помещении и оплачивающих коммунальные услуги по нормативу потребления, является основанием как для перерасчета платы потребляемых ими коммунальных услуг, так и для внесения изменений в договор найма жилого помещения, что отражено в части 12 статьи 155 названного Кодекса.

Правительство Российской Федерации согласно части 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Установленный правовой механизм предназначен для соблюдения баланса интересов потребителей и исполнителя и направлен на стимулирование как управляющих компаний (товариществ и т.д.) к принятию мер по сбережению энергетических ресурсов и предотвращению их неэффективного и нерационального использования, так и граждан (лиц, проживающих в жилых помещениях) осуществлять свои гражданские права и обязанности добросовестно, своевременно и в полном объеме производить оплату коммунальных услуг, а также соблюдения прав ресурсоснабжающих организаций на получение платы за поставленные энергетические ресурсы.

Вопреки утверждению административного истца, оспариваемые положения нормативного правового акта не наделяют исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги, правом проникать в жилое помещение без согласия собственника и не могут рассматриваться как нарушающие права на неприкосновенность жилища и частной жизни.

Доводы административного истца о нарушении оспариваемыми положениями нормативного правового акта принципа равенства являются несостоятельными и основаны на ошибочном толковании норм права.

Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Правовое регулирование осуществлено в рамках полномочий Правительства Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам, направлено на конкретизацию норм Жилищного кодекса Российской Федерации на основе экономической и учетно-организационной целесообразности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления М. о признании частично недействующими пунктов 30, 31 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области