Решение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 03.02.2016 N ВКАПИ15-80 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 12.04.2013 N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы" и Постановления Правительства РФ от 17.06.2014 N 554 "Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы">


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. N ВКАПИ15-80

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Воронова А.В. и Дербилова О.А.,

при секретаре Р.,

с участием прокурора Соколова С.Б.,

представителя Правительства Российской Федерации по доверенности И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К. о признании недействующими пунктов 2 и 3 постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы" и от 17 июня 2014 г. N 554 "Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы",

установил:

постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554 проиндексированы с учетом уровня инфляции размеры отдельных выплат, пособий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы, за 2013 и 2014 годы соответственно.

Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554 опубликованы для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации 22 апреля 2013 г., N 16, и 30 июня 2014 г., N 26, соответственно.

К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов пунктов 2 и 3 каждого из постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы", от 17 июня 2014 г. N 554 "Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы", полагая, что оспариваемые нормы противоречат пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Закон) и нарушают ее и малолетних детей право на социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают выплату страховых сумм, установленных пунктом 2 статьи 5 упомянутого федерального закона, решения о выплате (назначении) которых приняты в соответствующем году, в размерах, определенных данными постановлениями, и ограничивают распространение решений об увеличении (индексации) соответствующим постановлением страховых сумм на страховые случаи, имевшие место до календарного года, в котором принято оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации.

Административный истец К. и ее представитель - адвокат Раджабов А.А., надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия.

Поскольку явка административного истца в судебное заседание обязательной судом не признавалась, Верховный Суд Российской Федерации на основании части 5 статьи 213 КАС РФ полагает необходимым рассмотреть дело без участия административного истца и его представителя.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 15 января 2016 г. N РД-П4-130).

Представитель Правительства Российской Федерации И., возражая против доводов административного истца, пояснил, что оспариваемые постановления изданы в пределах полномочий и компетенции Правительства Российской Федерации, официально опубликованы, в оспариваемой части не противоречат федеральному законодательству, права и свободы К. не нарушают, а действие абзаца девятого пункта 2 статьи 5 Закона приостановлено до 1 января 2017 г. Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ и в настоящее время данная норма не применяется.

Выслушав доклад судьи Замашнюка А.Н., возражения представителя Правительства Российской Федерации И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Соколова С.Б., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление К. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 114 и 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13, 14, 16, 20, 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия, на основании и во исполнение которых издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

Положениями Закона регламентированы объекты и субъекты обязательного государственного страхования, а также случаи, порядок и размер выплат страховых сумм для обозначенных в нем категорий лиц.

Статьей 4 Закона определены страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, а в пункте 2 статьи 5 Закона установлены размеры страховых выплат в зависимости от наступления конкретного страхового случая.

Так, в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 5 Закона в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается 2 000 000 рублей.

В абзаце девятом этого же пункта Закона закреплено, что размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

Таким образом, Правительство Российской Федерации при определении окончательной суммы страховой выплаты определенным Законом категориям граждан правомочно устанавливать коэффициент уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В рамках приведенных правовых норм и в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами, а также в целях реализации положений Закона Правительством Российской Федерации 12 апреля 2013 г. было издано постановление N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы", а 17 июня 2014 г. - постановление N 554 "Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы", которые впоследствии были официально опубликованы.

Таким образом, оспариваемые административным истцом постановления приняты уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликованы для всеобщего сведения.

Вопреки утверждению К. пункты 2 и 3 оспариваемых ею постановлений Правительства Российской Федерации не противоречат пункту 2 статьи 5 Закона.

Так, из содержания положений аналогичных друг другу постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554 усматривается, что эти постановления структурно состоят из трех пунктов.

В пункте 1 данных постановлений установлены размеры индексации с определением конкретного коэффициента и приведены различные виды страховых сумм, единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций, при выплате которых эти коэффициенты применяются, в частности, в абзаце втором пункта 1 постановлений упомянуты страховые суммы, установленные пунктом 2 статьи 5 Закона.

Абзацем первым пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 предписано исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", осуществить индексацию выплат, указанных в этом пункте, с применением коэффициента 1,055.

Согласно абзацу первому пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2014 г. N 554 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", осуществляется индексация выплат, упомянутых в этом пункте, с применением коэффициента 1,05, проиндексированных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы".

Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что последующее постановление Правительства Российской Федерации предусматривает индексацию с применением конкретного коэффициента сумм, подлежащих выплате, проиндексированных в соответствии с предшествующим постановлением Правительства Российской Федерации об индексации отдельных выплат, начиная с 2013 года, в том числе вне зависимости от даты наступления страхового случая.

Таким образом, данные правовые нормы определяют механизм индексации страховых сумм, единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций, указанных в абзацах втором - шестом пункта 1 постановлений Правительства Российской Федерации об индексации отдельных выплат.

В силу пункта 2 оспариваемых постановлений Правительства Российской Федерации выплата единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, указанных в абзацах третьем - шестом пункта 1 данных постановлений, решения о выплате (назначении) которых приняты в 2013 и в 2014 году, производится в размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2014 г. N 554 соответственно.

Таким образом, положения пункта 2 оспариваемых постановлений Правительства Российской Федерации применимы только в части выплат единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, указанных в абзацах третьем - шестом пункта 1 постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554, и не распространяются на случаи выплаты страховых сумм, упомянутых в абзаце втором пункта 1 данных постановлений и установленных пунктом 2 статьи 5 Закона, о которых утверждала административный истец, в связи с чем оспариваемые ею пункты 2 названных постановлений Правительства Российской Федерации не противоречат данной норме и не затрагивают прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктами 3 постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554, эти постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 и 2014 годов соответственно.

Учитывая, что оспариваемые постановления Правительства Российской Федерации регулируют отношения, в том числе, связанные с индексацией страховых сумм, установленных положениями Закона, то под правоотношениями в рамках этих постановлений понимается не наступление определенного события, с которым связано производство отдельной выплаты (применительно к Закону - наступление страхового случая), как ошибочно полагает административный истец, а с совершением действия - установлением уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а в отношении выплат единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, указанных в абзацах третьем - шестом пункта 1 названных выше постановлений Правительства Российской Федерации, - с принятием решения компетентным органом об их выплате (назначении).

При таких данных оспариваемые административным истцом пункты 3 постановлений Правительства Российской Федерации не противоречат пункту 2 статьи 5 Закона, о чем безосновательно утверждает К., поскольку эти нормы сами по себе определяют начало периода действия конкретного постановления Правительства Российской Федерации, которое в развитие абзаца девятого пункта 2 статьи 5 Закона определяет индексацию страховых сумм, подлежащих выплате, с учетом коэффициента, установленного предыдущим постановлением Правительства Российской Федерации, и не ограничивает применение механизма производства индексации выплат, установленного абзацем первым пункта 1 оспариваемых постановлений.

Не нарушают оспариваемые административным истцом нормы ее и выгодоприобретателей право на социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, поскольку постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554 изданы в соответствии и во исполнение требований Закона и увеличивают размер страховых сумм с учетом уровня инфляции в соответствующем периоде, а также устанавливают момент, с которого они выплачиваются в повышенном размере.

На основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554 изданы в пределах компетенции и полномочий Правительства Российской Федерации, официально опубликованы для всеобщего сведения, их пункты 2 и 3 в оспариваемой административным истцом части соответствуют пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", прав и охраняемых законом интересов административного истца не нарушают, исковое заявление К. удовлетворению не подлежит.

В связи с отказом в удовлетворении заявления К. понесенные ею судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующими пунктов 2 и 3 постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы" и от 17 июня 2014 г. N 554 "Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Судьи

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области