ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. N ВАС-14095/13
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2013 г.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Чистякова А.И., судей Александрова В.Н., Гвоздилиной О.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптим-Авто" (Пенза) о признании недействующим приказа Федеральной таможенной службы от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров".
Протокол вел помощник судьи Русаков И.В.
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Оптим-Авто" - Мещеринов В.П.;
Федеральной таможенной службы - Кехаева Н.В., Соловьева М.А.;
Министерства юстиции Российской Федерации - Юдин С.А.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Оптим-Авто" (далее - заявитель, общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим приказа Федеральной таможенной службы от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров".
Заявитель, руководствуясь статьей 19 и 55 Конституции Российской Федерации, полагает, что оспариваемый приказ противоречит статье 205 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что приказ Федеральной таможенной службы от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 04.07.2011, регистрационный номер N 21252, опубликован в "Российской газете" от 15.07.2011 N 153. Указанный приказ определяет компетенцию таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении определенных видов товаров, в том числе легковых автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, относящихся в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса Российской Федерации к категории подакцизных товаров.
Оспаривая данный приказ, заявитель ссылается на то, что он нарушает права и законные интересы общества и неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя указал, что оспариваемым приказом Федеральная таможенная служба незаконно наделяет различными полномочиями равнозначные таможенные посты.
Представители Федеральной таможенной службы и Министерства юстиции Российской Федерации возражали против заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ соответствует нормам Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В судебном заседании представители Федеральной таможенной службы пояснили, что отсутствуют основания для признания недействующим приказа от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров", поскольку данный приказ издан на основании полномочий, установленных Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 N 809, согласно которому Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Издание оспариваемого приказа направлено на реализацию ФТС России комплекса мероприятий по сосредоточению совершения таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров (в том числе автотранспортных средств) в конкретных таможенных органах, что позволяет не только оптимизировать процессы таможенного декларирования и таможенного контроля, но и обеспечивает единообразное применение норм таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, нормативных правовых актов ФТС России, позволяет предотвратить нарушения данного законодательства и обеспечить полноту собираемости таможенных платежей в федеральный бюджет.
Кроме того, представители Федеральной таможенной службы пояснили, что наделение таможенных органов компетенцией осуществлялось с учетом анализа объемов товаропотоков, а также достижения максимальной результативности функционирования таможенных органов и недопустимости снижения эффективности таможенного контроля в местах нахождения товаров и транспортных средств.
В судебном заседании представитель Министерства юстиции Российской Федерации поддержал позицию Федеральной таможенной службы и пояснил, что оспариваемый приказ издан в целях реализации нормативных предписаний Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в установленном порядке прошел правовую экспертизу в Минюсте России и зарегистрирован 04.07.2011, регистрационный N 21252.
Обсудив доводы и правовые позиции лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" компетенция конкретных таможенных органов (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 N 809, Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и имеет право определять компетенцию таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности и местонахождение таможенных органов.
Таким образом, приказ от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" издан Федеральной таможенной службой на основании полномочий, установленных указанным Положением, а также статьей 10 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 205 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только в случаях создания в соответствии с частью 4 статьи 10 указанного закона специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров исходя из необходимости наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний о таких товарах, как культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы и другие специфические товары, либо исходя из необходимости создания условий для ускоренного выпуска таких товаров, как экспресс-грузы, выставочные образцы, товары, ввозимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны, иных товаров.
Ссылка заявителя на то, что оформление автомобилей не требует специальных познаний и автомобили не относятся к категориям товаров, перечисленных в статье 205 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", является необоснованной, поскольку перечень товаров, в отношении которых должностные лица должны обладать специальными познаниями, установленный в части 2 статьи 205 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", не является исчерпывающим.
Следовательно, суд не может согласиться с доводами заявителя о несоответствии оспариваемого приказа статье 205 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Кроме того, приказ от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" касается определения таможенных органов для декларирования не только легковых автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, но и иных товаров, предусмотренных в приложениях к данному приказу. Оспаривая приказ в целом, общество не привело каких-либо доводов относительно несоответствия всего оспариваемого приказа статье 205 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, приказ от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" принят Федеральной таможенной службой в пределах предоставленных Федеральной таможенной службе полномочий и соответствует Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
При названных обстоятельствах заявление общества не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
решила:
признать приказ Федеральной таможенной службы от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" соответствующим Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Обществу с ограниченной ответственностью "Оптим-Авто" в удовлетворении заявленного требования отказать.
На решение может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Председательствующий судья
А.И.ЧИСТЯКОВ
Судья
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ
Судья
О.Ю.ГВОЗДИЛИНА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области