Решение Верховного Суда РФ от 01.02.2008 N ГКПИ07-1259 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 12 приложения N 3 к Инструкции об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН РФ от 19.07.2005 N 231>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1259

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании недействующим пункта 12 приложения N 3 к Инструкции об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от 19 июля 2005 г. N 231,

установил:

в соответствии с пунктом 12 приложения N 3 к Инструкции лицо, оформляемое на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами, должно ответить на вопрос о привлечении к уголовной ответственности (когда, за что).

Гражданин Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 12 приложения N 3 к Инструкции, утвержденной Приказом ФСКН России от 19 июля 2005 г. N 231.

Как указывает заявитель, в анкете он должен указать, когда и за что привлекался к уголовной ответственности. Работодатель и другие лица, через которых будет проходить анкета, будут осведомлены об имевшемся факте привлечения его к уголовной ответственности, чем нарушаются права гражданина, гарантированные статьей 23 Конституции Российской Федерации. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Согласно части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Х. извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФСКН России Катыков Д.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий ФСКН России, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан на личную тайну.

Представитель заинтересованного лица Минюста России Ахвердиева Л.Р. пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта являются некорректными, хотя изданы в пределах компетенции ФСКН России и не противоречат закону.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц ФСКН России Катыкова Д.В., Минюста России Ахвердиевой Л.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Инструкция об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждена Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 19 июля 2005 г. N 231, государственная регистрация осуществлена Министерством юстиции Российской Федерации 29 августа 2005 г., регистрационный номер 6947.

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 195, 02.09.2005, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 36, 05.09.2005.

Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Настоящий Федеральный закон предусматривает, что юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, при наличии заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (пункт 3 статьи 10).

Таким образом, федеральный законодатель установил ограничения для определенной категории лиц, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, и установил механизм контроля (выдачу соответствующих заключений).

Работники, если они имеют непогашенную или неснятую судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, или им предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

При выдаче заключений органы ФСКН России обязаны проверять наличие у работника непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и независимо от того, в каком объеме работник указал эти сведения в анкете, принять соответствующее решение.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

В силу подпункта 5 пункта 9 Положения о ФСКН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976, ФСКН России имеет право выдавать в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах предписания и заключения.

Инструкция определяет порядок оформления и выдачи заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, юридическим лицам, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Заключение оформляется в установленном порядке на основании запроса с приложением анкеты лица, оформляемого на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами (приложение N 3 к Инструкции).

Доводы заявителя о нарушении оспариваемой нормой его конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, личную тайну являются необоснованными.

Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайны относятся к нематериальным благам, принадлежат гражданину от рождения, являются неотчуждаемыми и подлежат защите в случаях и в порядке, предусмотренном законами.

Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее определенные правовые последствия.

Сведения о судимости либо привлечении к уголовной ответственности не относятся к сфере частной жизни лица.

Так, Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" не допускает к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации.

Не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами также лица, которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оспариваемые положения нормативного правового акта регулируют отношения, связанные с правом гражданина выбирать род деятельности и профессию, о чем свидетельствует сам факт заполнения им анкеты лица, оформляемого на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает запрет требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 8 статьи 9). При оформлении на работу работник добровольно изъявляет желание о том, чтобы органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществили проверку полноты и достоверности сообщенных им в анкете сведений о непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что работнику не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусматривает, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1998 г. N 892 утверждены Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

В соответствии с пунктом 6 настоящих Правил в целях недопущения к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации, а также которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, руководитель организации или лицо, его замещающее, направляет соответствующие запросы в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по месту нахождения этой организации с приложением анкеты лица, оформляемого на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами.

В силу части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Оспариваемые положения нормативного правового акта не обязывают работника указывать сведения о погашенной или снятой судимости.

Если заключение органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ основывается на данных, которые в силу закона не порождают правовые последствия, связанные с судимостью, то заинтересованное лицо вправе оспорить в суде данное решение в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права граждан, заявление Х. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Х. о признании недействующим пункта 12 приложения N 3 к Инструкции об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от 19 июля 2005 г. N 231, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области