Решение Верховного Суда РФ от 04.02.2020 N АКПИ19-873 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Приказа Росстандарта от 18.09.2012 N 335-ст "Об утверждении национального стандарта""


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2020 г. N АКПИ19-873

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.Е. о признании недействующим пункта 1 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. N 335-ст "Об утверждении национального стандарта",

установил:

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее также - Росстандарт) 18 сентября 2012 г. издан приказ N 335-ст "Об утверждении национального стандарта" (далее - Приказ).

Согласно пункту 1 Приказа утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54991-2012 "Безопасность аттракционов. Общие требования безопасности передвижных аттракционов" с датой введения в действие 1 января 2013 г. (далее - ГОСТ Р 54991-2012). Данный национальный стандарт введен впервые.

К.Е. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 Приказа, ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". В обоснование своего требования указывает, что приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 13 июня 2017 г. она признана виновной в совершении преступления, предусмотренного пунктом "б" части второй статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с несоблюдением в том числе отдельных положений ГОСТ Р 54991-2012. По ее мнению, пунктом 1 оспариваемого приказа, утвердившего ГОСТ Р 54991-2012 для добровольного применения, она введена в заблуждение, что нарушает ее права, свободы и законные интересы, поскольку ее позиция относительно добровольного применения указанного национального стандарта расценена судьями при рассмотрении уголовного дела как попытка избежать уголовной ответственности.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в письменных возражениях указало, что оспариваемый в части Приказ, включая утвержденный им ГОСТ Р 54991-2012, принят в пределах предоставленных полномочий, не является нормативным правовым актом, пункт 1 Приказа соответствует законодательству Российской Федерации, административным истцом не приведены доказательства нарушения его прав, свобод и законных интересов, утвержденный оспариваемым приказом национальный стандарт носит исключительно добровольный характер для административного истца до принятия им соответствующего решения о его обязательности.

В письменном отзыве Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) указало, что Приказ как акт рекомендательного характера, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не подлежал представлению на государственную регистрацию в качестве нормативного правового акта.

Административный истец К.Е. и ее представитель С.И. не явились в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии К.Ю. не признал административный иск.

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.

Обсудив доводы административного истца К.Е., выслушав возражения представителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии К.Ю., проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", который регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в его статье 14.

Национальный стандарт Российской Федерации относится к числу документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации (пункт 2 статьи 2, статья 14 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 12 статьи 9 приведенного закона федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие.

На день утверждения ГОСТ Р 54991-2012 цели, принципы стандартизации, документы в области стандартизации, а также полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации, связанные с утверждением национальных стандартов, правила разработки и утверждения национальных стандартов были определены в статьях 11 - 14, 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", утративших силу 1 июля 2016 г.

Исходя из пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О техническом регулировании", подпунктов 5.4.2, 5.4.6, 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, в редакциях, действовавших на день принятия Приказа, утверждение национального стандарта относилось к полномочиям Росстандарта как федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции национального органа по стандартизации.

Разработка проекта ГОСТ Р 54991-2012 проводилась при соблюдении процедур, регламентированных статьей 16 Федерального закона "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения", введенным в действие приказом Росстандарта от 30 декабря 2004 г. N 152-ст. Статья 16 указанного федерального закона предусматривала, что разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, а уведомление о разработке национального стандарта и уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта подлежат опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 2, 3, 5, 6).

В соответствии с пунктом 5 Положения об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 458, уведомление о разработке проекта ГОСТ Р "Безопасность аттракционов. Общие требования безопасности передвижных аттракционов" было размещено на официальном сайте Росстандарта в сети "Интернет" (www.gost.ru) 12 сентября 2011 г., публичное обсуждение проекта названного национального стандарта проводилось с учетом предложений и замечаний заинтересованных лиц и завершилось 12 декабря 2011 г., о чем также на указанном сайте было размещено уведомление. Разработчиком проекта являлось федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ). Стандарт разработан с участием Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений (САПИР).

ГОСТ Р 54991-2012 опубликован в печатном издании (М: Стандартинформ, 2013), размещен на официальном сайте Росстандарта в сети "Интернет" (www.gost.ru), что соответствовало требованиям подпункта "а" пункта 3 Положения об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594 и действовавшего на день принятия Приказа и его опубликования, согласно которому тексты национальных стандартов подлежат официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Росстандарта.

Таким образом, ГОСТ Р 54991-2012 утвержден и введен в действие Росстандартом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и в пределах полномочий национального органа по стандартизации.

Вопреки доводам административного истца пункт 1 Приказа, согласно которому ГОСТ Р 54991-2012 утвержден для добровольного применения, не противоречит требованиям действующего законодательства, включая пункт 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании".

В силу частей 1 и 3 статьи 26 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Стандартизация в Российской Федерации основывается в том числе на принципе добровольности применения документов по стандартизации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"). До 1 июля 2016 г. данный принцип был закреплен в статье 12 и абзаце втором пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О техническом регулировании".

Частью 2 статьи 5 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" предусмотрено, что применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 этого закона.

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу указанного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 названного закона.

В утвержденном Приказом ГОСТ Р 54991-2012 определено, что он устанавливает общие требования к безопасности при транспортировании, размещении, сборке и разборке, эксплуатации и к методам испытаний при эксплуатации передвижных аттракционов всех типов.

Положениями абзаца двадцать шестого пункта 2 Протокола "О техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза" (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г., стороной которого в том числе является Российская Федерация) предусмотрено, что технический регламент Евразийского экономического союза является документом, принятым Евразийской экономической комиссией и устанавливающим обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования к объектам технического регулирования.

В силу абзаца первого пункта 4 данного протокола в целях выполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза Евразийская экономическая комиссия утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 114 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" принят технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016), вступивший в силу по истечении 18 месяцев с даты его принятия, то есть 18 апреля 2018 г.

Согласно пункту 94 ТР ЕАЭС 038/2016 соответствие аттракционов этому техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований непосредственно и требований других вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), действие которых распространяется на аттракционы, либо выполнением требований международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований названного технического регламента.

В Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 апреля 2018 г. N 53, национальный стандарт ГОСТ Р 54991-2012 не включен.

Таким образом, утвержденный Приказом ГОСТ Р 54991-2012 до 18 апреля 2018 г. подлежал обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", а после отмеченной даты он может являться обязательным для применения после самостоятельного принятия конкретным лицом такого решения, что не противоречит приведенным выше требованиям.

Доводы К.Е. о нарушении ее прав пунктом 1 Приказа фактически основаны на ее несогласии с приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 13 июня 2017 г., проверка которого, включая выводы суда о составе преступления и ее виновности в совершении преступления, оценку доказательств по уголовному делу, может быть осуществлена исключительно в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

По изложенным выше мотивам оснований для удовлетворения требований о признании недействующим пункта 1 Приказа, который не нарушает права административного истца в указанном в заявлении аспекте, не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К.Е. о признании недействующим пункта 1 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. N 335-ст "Об утверждении национального стандарта" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области