Решение Верховного Суда РФ от 04.08.2010 N ГКПИ10-545 <О признании недействующими абзаца второго пункта 5 Положения об условиях труда рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве, утв. Постановлением Совмина СССР от 13.11.1979 N 1014, пункта 1 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 29.10.1980 N 330/П-12 "Об утверждении нормативных актов, регулирующих условия труда рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве" в части утверждения Приложения N 1 и Приложения N 1 к Постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 29.10.1980 N 330/П-12>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2010 г. N ГКПИ10-545

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Г.О.,

с участием прокурора Селяниной Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финансовая лесная компания" о признании недействующими абзаца второго пункта 5 Положения об условиях труда рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 13 ноября 1979 г. N 1014; пункта 1 Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 29 октября 1980 г. N 330/П-12 "Об утверждении нормативных актов, регулирующих условия труда рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве" в части утверждения Приложения N 1; Приложения N 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС N 330/П-12 от 29 октября 1980 г.,

установил:

Постановлением Совмина СССР от 13 ноября 1979 г. N 1014 утверждено Положение об условиях труда рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве (далее - Положение). Постановление опубликовано в "Своде законов СССР", т. 2, с. 500, 1990.

Абзацем вторым пункта 5 Положения установлено, что денежная компенсация за дополнительный отпуск, предоставляемый за 3 года непрерывной работы, выплачивается при увольнении только тем рабочим и служащим, которые проработали полностью 3 года на работах по профессиям и в должностях, дающих право на этот отпуск.

Пунктом 1 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 29 октября 1980 г. N 330/П-12 утвержден Перечень работ, профессий и должностей, которые дают право рабочим и служащим, занятым на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве, на получение ежегодного отпуска продолжительностью 24 рабочих дня и после каждых 3 лет непрерывной работы - дополнительного отпуска той же продолжительности, и порядок предоставления отпусков (Приложение N 1). Также им установлено, что рабочим и служащим, у которых в соответствии с этим Перечнем впервые возникает право на получение указанных отпусков, стаж непрерывной работы исчисляется с 1 декабря 1979 г. (далее - Постановление). Постановление опубликовано в издании "Бюллетень Госкомтруда СССР", N 12, 1981.

ООО "Финансовая лесная компания" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 5 Положения, пункта 1 Постановления N 330/П-12 от 29 октября 1980 г. в части утверждения Приложения N 1; Приложения N 1 к данному Постановлению.

В обоснование заявленных требований указало, что оспариваемыми нормативными актами предусмотрено предоставление рабочим и служащим, проработавшим в лесной промышленности и лесном хозяйстве не менее 11 месяцев, ежегодного отпуска продолжительностью 24 рабочих дня и после каждых 3 лет непрерывной работы - дополнительного отпуска той же продолжительности, а также утвержден Перечень работ, профессий и должностей, дающих право на предоставление этих отпусков, которые устанавливают обязанность работодателей лесной отрасли предоставлять указанные дополнительные отпуска без учета производственных и финансовых возможностей работодателей в порядке и на условиях, предусмотренных названными актами, а не коллективными договорами или локальными нормативными правовыми актами работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

По мнению заявителя, указанные нормативные акты в оспариваемой части противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации, которым не предусмотрен такой вид дополнительных отпусков, и нарушают права Общества как работодателя и участника предпринимательской деятельности. Полагает, что вопрос предоставления дополнительных отпусков полностью урегулирован ТК РФ, а поэтому в случае противоречия ранее принятых правовых актов его положениям действуют нормы названного Кодекса (часть первая статьи 423 ТК РФ).

В судебном заседании представитель заявителя Г.Н. поддержала заявленные требования.

Представители заинтересованного лица Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации П., Е. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей ТК РФ. Предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за каждые три года непрерывной работы в лесной промышленности и лесном хозяйстве в соответствии с перечнем работ, профессий, должностей ТК РФ не предусмотрено, а значит, не является обязанностью работодателя. Предоставление таких отпусков предусмотрено Федеральным отраслевым соглашением по лесному хозяйству Российской Федерации на 2010 - 2012 годы.

Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление ООО "Финансовая лесная компания" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 423 ТК РФ установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу (часть 1); изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации Постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов (часть 2).

Постановление Совета Министров СССР от 13 ноября 1979 г. N 1014 и Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 29 октября 1980 г. N 330/П-12 изданы во исполнение пунктов 3, 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1979 г. N 1044-Х "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве", утвержденного Законом СССР от 30 ноября 1979 г. (далее - Указ).

Согласно пункту 3 Указа рабочим и служащим, проработавшим в лесной промышленности и лесном хозяйстве не менее 11 месяцев, предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня и после каждых 3 лет непрерывной работы - дополнительный отпуск той же продолжительности; перечень работ, профессий и должностей, которые дают право рабочим и служащим на получение указанных отпусков, и порядок предоставления отпусков утверждаются Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС.

Пунктом 4 Указа Совету Министров СССР поручено утвердить Положение об условиях труда рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве.

Названный Указ издан в связи с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, которые утратили силу на территории Российской Федерации (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) (далее - Основы законодательства).

Основы законодательства предусматривали предоставление ежегодных дополнительных отпусков рабочим и служащим, занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации (пункт 2 статьи 34); установление особых условий труда для рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве (пункт 3 статьи 106).

Действующий Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий вопросы предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, не содержит аналогичных норм.

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней (часть первая статьи 115); ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами (часть первая статьи 116).

Таким образом, действующим трудовым законодательством не предусмотрено предоставление дополнительных отпусков за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в отрасли.

Согласно части второй статьи 116 ТК РФ дополнительные отпуска для работников устанавливаются организациями самостоятельно с учетом своих производственных и финансовых возможностей, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Следовательно, если ТК РФ или федеральным законом не установлено предоставление дополнительного отпуска данной категории работников, дополнительные отпуска для работников устанавливаются организациями на основании соглашения (часть 1 статьи 45 ТК РФ) или самостоятельно с учетом своих производственных и финансовых возможностей.

Так, Отраслевым соглашением по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России", Профсоюзом работников лесных отраслей Российской Федерации (пункт 2.3.2) и Отраслевым соглашением организаций по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утвержденного Профсоюзом работников лесных отраслей Российской Федерации, Общероссийским отраслевым объединением работодателей целлюлозно-бумажной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей мебельно-деревообрабатывающей промышленности, ОАО Российская топливная компания (пункт 2.3.2), сохранено право работников на дополнительный оплачиваемый отпуск за каждые три года непрерывной работы в лесной промышленности и лесном хозяйстве продолжительностью 28 календарных дней.

В силу статьи 48 ТК РФ данные соглашения действуют в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключивших соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключивших соглашение, которые уполномочили объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

При таких обстоятельствах нельзя признать соответствующими федеральному законодательству абзац второй пункта 5 Положения, предусматривающий право на денежную компенсацию за дополнительный отпуск, предоставляемый за 3 года непрерывной работы, пункт 1 Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 29 октября 1980 г. N 330/П-12 в части утверждения Перечня работ, профессий и должностей, которые дают право рабочим и служащим, занятым на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве, на получение ежегодного отпуска продолжительностью 24 рабочих дня и после каждых 3 лет непрерывной работы - дополнительного отпуска той же продолжительности (Приложение N 1) и Приложение N 1 к данному Постановлению.

В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Финансовая лесная компания" удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу: абзац второй пункта 5 Положения об условиях труда рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 13 ноября 1979 г. N 1014; пункт 1 Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 29 октября 1980 г. N 330/П-12 "Об утверждении нормативных актов, регулирующих условия труда рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве" в части утверждения Приложения N 1; Приложение N 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС N 330/П-12 от 29 октября 1980 г.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области