Решение Верховного Суда РФ от 04.11.2003 N ГКПИ03-1156, 1190 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пункта 7 (частично) разъяснения N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"...", утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.04.2003 N 22 и пункта 1 разъяснения N 2 "О порядке применения статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"...", утв. Постановлением Минтруда РФ от 01.06.1999 N 11>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 4 ноября 2003 г. N ГКПИ 03-1156, 1190

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                   Баенском А.А.,
    с участием прокурора                      Воскобойниковой Е.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Лебединец Лидии Филипповны и Барсукова Николая Васильевича о признании недействующими пункта 7 разъяснения N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации", в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного Постановлением Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 22 и пункта 1 разъяснения N 2 "О порядке применения статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статей 30, 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утвержденного Постановлением Минтруда России от 1 июня 1999 г. N 11,

установил:

Лебединец Л.Ф. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: пункта 7 разъяснения N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного Постановлением Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 22, и пункта 1 разъяснения N 2 "О порядке применения статьи 112 Закона Российской Федерации и статей 30, 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утвержденного Постановлением Минтруда России от 1 июня 1999 г. N 11, в части, обязывающей применять при установлении и исчислении пенсий лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент в размере, установленном в централизованном порядке, или установленный только органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти.

Барсуков Н.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пункта 7 разъяснения N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного Постановлением Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 22.

Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат действующему законодательству и нарушают их пенсионные права.

В связи с тем, что заявленные требования касаются одного и того же нормативного правового акта, оба дела соединены в одно производство.

В суде заявители Лебединец Л.Ф., Барсуков Н.В., их представители Алексеева Ю.А., Иванов В.О., Корнилова З.А. поддержали заявленные требования.

Представители заинтересованных лиц Минтруда России Васильева Т.Ю., Минюста России Чижикова Т.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают пенсионные права граждан.

Выслушав объяснения заявителей Лебединец Л.Ф., Барсукова Н.В., их представителей Алексеевой Ю.А., Иванова В.О., Корниловой З.А., представителей заинтересованных лиц Минтруда России Васильевой Т.Ю., Минюста России Чижиковой Т.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявления не подлежат удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей."

В соответствии с пунктом 7 разъяснения N 3 во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Заявители Лебединец Л.Ф. и Барсуков Н.В. оспаривают первое предложение настоящего нормативного акта.

С 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Трудовая пенсия определяется законодателем как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части (п. 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Оценка пенсионных прав застрахованного лица осуществляется по правилам статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях" в Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 30 настоящего Федерального закона приведена формула определения расчетного размера трудовой пенсии: РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.

При этом законодатель установил, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Однако для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате более высокое, а именно:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Представитель Минтруда России Васильева Т.Ю. пояснила в суде, что применение при определении размера повышенного отношения заработков районного коэффициента, установленного органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти, обусловлено тем, что при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал применяются правила, действовавшие до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Министерство труда и социального развития Российской Федерации Постановлением от 1 июня 1999 г. N 11 утвердило разъяснение N 2 "О порядке применения статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статей 30, 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласованное с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 разъяснения N 2 при установлении пенсий в соответствии со статьей 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статьями 30, 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" применяется единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате, утверждаемый централизованно для данного района.

До утверждения указанного коэффициента применяются районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, установленные Правительством Российской Федерации либо ранее утвержденные Правительством СССР и продолжающие действовать в настоящее время. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Из объяснений представителя Минтруда России Васильевой Т.Ю. в суде следует, что данное разъяснение сохраняет действие, несмотря на то, что статья 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратила силу, однако, по сути эти положения воспроизведены в разъяснении N 3, утвержденном Постановлением Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 22.

Государственные пенсии в Российской Федерации в 2000 - 2001 годах устанавливались в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью исчислялась по установленным нормам из среднемесячного заработка.

Исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране регулировалось статьей 7 настоящего Закона.

Так, статьей 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2002 г., было установлено, что при определении индивидуального коэффициента пенсионера лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Трудовой кодекс Российской Федерации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает оплату труда с применением коэффициентов. При этом размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом (статья 316 Трудового кодекса РФ).

Федерального закона, который бы установил размеры районных коэффициентов к заработной плате, в настоящее время не принято.

В соответствии со статьей N 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в статьях 10, 30, 31 также признает за лицами, работающими и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение районного коэффициента к заработной плате и учета его в размере трудовой и социальной пенсии.

Однако настоящий Закон не установил районные коэффициенты к заработной плате.

При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителей о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов вышеназванным законам.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в статье 30 при оценке пенсионных прав застрахованных, приобретенных ими до 1 января 2002 г., не содержит указания, что для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при определении повышенного отношения заработков должен применяться районный коэффициент, установленный субъектом Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Реализация предоставленных прав субъектами Российской Федерации по установлению повышенного районного коэффициента не означает, что оспариваемые положения нормативных правовых актов Минтруда России противоречат действующему законодательству.

Правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно статье 3 настоящего Федерального закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Из объяснений представителя Минтруда России Васильевой Т.Ю. следует, что с 1 января 2002 г. размер страховой части трудовой пенсии определяется с учетом повышенного районного коэффициента. Разъяснение N 3 относится к оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г., поэтому доводы заявителей о правомерности установления единого районного коэффициента к заработной плате субъектами Российской Федерации не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 9 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 480, Минтруд России вправе принимать постановления и давать разъяснения по применению нормативных правовых актов в области социальной защиты населения, включающей пенсионное обеспечение.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права граждан на трудовую пенсию, поэтому заявления граждан Лебединец Л.Ф. и Барсукова Н.В. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Лебединец Лидии Филипповны и Барсукова Николая Васильевича о признании недействующими: пункта 7 Разъяснения N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного Постановлением Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 22 и пункта 1 Разъяснения N 2 "О порядке применения статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ" и статей 30, 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утвержденного Постановлением Минтруда России от 1 июня 1999 г. N 11, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области