ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2018 г. N АКПИ18-463
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бежицкие маршрутные такси" о признании недействующими подпункта "б" пункта 1 и пункта 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26 июля 2017 г. N 277 "О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами" и от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства",
установил:
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273 (далее - Приказ N 273) утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами (далее - Порядок), в пункте 3 которого содержится перечень категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также установлены сроки их оснащения.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 (далее - Приказ N 36) утверждены Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (далее - Категории и виды транспортных средств, приложение N 2). В приложении N 2 к Приказу N 36 перечислены категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, подлежащие оснащению тахографами, и установлены исключения для определенных категорий транспортных средств, в том числе для транспортных средств категории М2, М3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 (абзац седьмой).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 июля 2017 г. N 277 (далее - Приказ N 277) в Порядок и приложение N 2 к Приказу N 36 внесены следующие изменения.
Так, подпунктом "б" пункта 1 Приказа N 277 пункт 3 Порядка дополнен двумя абзацами, согласно которым оснащение тахографами транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, производится до 1 июля 2018 г. (абзац десятый); транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих городские регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, - до 1 июля 2019 г. (абзац одиннадцатый).
Пунктом 2 Приказа N 277 абзац седьмой приложения N 2 к Приказу N 36 признан утратившим силу.
Приказ N 277 опубликован 9 ноября 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации //www.pravo.gov.ru, зарегистрирован 9 ноября 2017 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный N 48821.
Общество с ограниченной ответственностью "Бежицкие маршрутные такси" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта "б" пункта 1 и пункта 2 Приказа N 277, полагая, что они приняты с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), и нарушают права Общества на осуществление предпринимательской деятельности.
В обоснование своего требования административный истец указал, что Общество имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляет пассажирские перевозки на основании свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам N 202 "с. Хотылево - ул. Камозина" сроком действия до 9 ноября 2021 г. на одну единицу транспортного средства категории М3.
В судебном заседании представители административного истца Т. и И. поддержали заявленное требование.
Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) и Минюст России в письменных возражениях указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представители Минтранса России К., П., представитель Минюста России Ф. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему федеральным законодателем, издало постановление от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы", которым установило, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 1).
Приказом N 36 Минтранс России утвердил Категории и виды транспортных средств (приложение N 2), а Приказом N 273 - Порядок.
Вступившим в законную силу решением от 20 июля 2015 г. по делу N АКПИ15-585 Верховный Суд Российской Федерации установил, что данные приказы Минтранса России изданы во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и соответствуют федеральному законодательству, в том числе Федеральному закону N 196-ФЗ.
В силу пункта 14 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами), при этом оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.
Изменения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 и пунктом 2 Приказа N 277, предусматривают обязательное оснащение тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих пригородные и городские регулярные перевозки. Данные изменения полностью соответствуют ТР ТС 018/2011.
С учетом изложенного Приказ N 277 соответствует требованиям ТР ТС 018/2011, законодательству Российской Федерации и принят в пределах полномочий, предоставленных Минтрансу России.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа N 277 соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ от 23 мая 1996 г. N 763) и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила), в соответствии с которыми проведены оценка регулирующего воздействия акта, его правовая и антикоррупционные экспертизы, по результатам которых нормативный правовой акт был зарегистрирован Минюстом России и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Довод административного истца о том, что оспариваемые положения приняты с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ, основан на неправильном толковании норм материального права.
Федеральный закон N 184-ФЗ регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
Исходя из основных понятий, данных в статье 2 названного федерального закона, техническим регламентом является документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Пунктом 3 статьи 4 этого закона закреплено, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 данного федерального закона.
Минтранс России в силу Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, не наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере технического регулирования.
Приказы N 36 и 273 изданы Минтрансом России в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 и не относятся к актам технического регулирования, Приказ N 277 вносит в указанные акты изменения, в связи с чем процедура его издания, введения в действие и опубликования должна соответствовать требованиям приведенных нормативных правовых актов, а также Указу от 23 мая 1996 г. N 763 и Правилам.
Поскольку Приказ N 277 соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые положения данного приказа не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Бежицкие маршрутные такси" о признании недействующими подпункта "б" пункта 1 и пункта 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26 июля 2017 г. N 277 "О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами" и от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области