Решение Верховного Суда РФ от 06.03.2008 N ГКПИ07-1425 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 727>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2008 г. N ГКПИ07-1425

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мускат-12" о признании частично недействующим пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 г. N 727,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 г. N 727 утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции (далее - Положение).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Лицензия выдается на платной основе. Передача лицензии другой организации и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещаются.

ООО "Мускат-12" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании третьего предложения пункта 3 Положения недействующим в части слов "и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещаются".

В заявлении указано, что ООО "Мускат-12" имеет лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции.

Кроме того, общество намерено получить лицензию на хранение алкогольной продукции для того, чтобы оказывать платные услуги по хранению алкогольной продукции другим юридическим лицам, имеющим лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции и лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Однако оспариваемым предписанием Положения в нарушение статей 18 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и статей 1 и 886 Гражданского кодекса Российской Федерации введен запрет на оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам, в результате чего заявитель лишается возможности оказания услуг по хранению алкогольной продукции другим юридическим лицам, которые имеют лицензии на закупки, хранение и поставки алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В судебном заседании представители ООО "Мускат-12" Ткаченко С.П. и Гусев К.Н. поддержали доводы заявления и просили о его удовлетворении, ссылаясь также на то, что Положение в оспариваемой части противоречит пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

Представители Правительства Российской Федерации Ковпак С.В., Королева И.Б. и Макаров Д.А. требование заявителя не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление ООО "Мускат-12" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон).

Статьей 11 Закона предусмотрены особые требования к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, включая требование о том, что производство и оборот такой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий. При этом в силу подпункта 16 статьи 2 Закона понятие "оборот" включает в себя закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

розничная продажа алкогольной продукции.

Пунктом 8 названной статьи предусмотрено, что лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах девятом и десятом (производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции), выдаются в порядке, установленном Законом.

Порядок выдачи лицензий на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции урегулирован статьей 19 Закона.

Согласно подпункту 1 пункта 1 данной статьи для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 Закона, организацией представляется в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

Пунктами 19 и 20 данной статьи предусмотрено, что в лицензии в том числе указываются организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности; действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Таким образом, по смыслу приведенных норм организации вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности (включая хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) в местах нахождения ее обособленных подразделений только при условии указания их в лицензии.

В то же время вторым предложением пункта 6 Положения, принятого во исполнение Закона, определено, что под термином "территориально обособленный объект" следует понимать объект (производство, склад), осуществляющий лицензируемый вид деятельности и находящийся по адресу, отличающемуся от адреса других объектов, входящих в состав данной организации.

Из изложенного следует вывод, что по Закону организация не вправе хранить (передавать на хранение) алкогольную и спиртосодержащую продукцию по адресам, не указанным в лицензии, включая ее обособленные подразделения (производства, склады). Это, в свою очередь, позволяет согласиться с доводами представителей Правительства Российской Федерации о том, что заявитель, имеющий лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, имеет право на хранение указанной продукции, которая принадлежит только ему и только по адресам, указанным в лицензии.

Соответственно, наличие у организации лицензии на хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции не дает права на хранение такой продукции, не являющейся собственностью данной организации (принадлежащей иным лицам), поскольку иные организации также обязаны хранить названную продукцию по адресам, указанным в их лицензиях.

Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные действующим законодательством.

Так, например, в статье 25 Закона закреплены случаи изъятия из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Хранение указанной продукции осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено ее изъятие (пункт 3).

Согласно пункту 4 Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного во исполнение Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 883, места хранения продукции до передачи ее Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) определяются уполномоченным органом в соответствии с перечнем организаций, имеющих лицензии на хранение такого вида продукции.

Другим случаем хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, принадлежащей иным лицам, является хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на таможенных складах временного хранения (статья 101 Таможенного кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что Положение в оспариваемой части противоречит действующим законодательным актам Российской Федерации и неправомерно ограничивает его право на занятие предпринимательской деятельностью по хранению алкогольной продукции, принадлежащей иным лицам, несостоятельны.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

обществу с ограниченной ответственностью "Мускат-12" в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области