Решение Верховного Суда РФ от 10.04.2017 N АКПИ17-91 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 11 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2017 г. N АКПИ17-91

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании недействующим пункта 11 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 473,

установил:

приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 473 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (далее - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июля 2014 г., регистрационный номер 33244, опубликован в "Российской газете" 1 августа 2014 г., N 172.

Согласно пункту 11 Правил проездные документы (билеты) на проезд в поездах дальнего следования и пригородного сообщения оформляются на проезд пассажира в беспересадочном сообщении по маршруту следования поезда (вагона).

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 11 Правил, ссылаясь с учетом дополнительных доводов на его противоречие пункту 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 82 и 83 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пункту 11 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111.

Требование также мотивировано тем, что оспариваемая норма умаляет права и свободы человека и гражданина, гарантированные частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, так как ухудшает ранее существовавшее положение для проезда пассажиров в поездах дальнего следования железнодорожного транспорта, многократно увеличив стоимость проезда, нарушает права граждан на проезд в пассажирских поездах дальнего следования до указанного ими пункта назначения по единому проездному документу (билету) несколькими поездами с несколькими пересадками.

Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указывают, что Правила разработаны и утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Федеральная антимонопольная служба, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, заявила о рассмотрении административного дела без участия ее представителя.

В судебном заседании административный истец П., привлеченный к участию в осуществлении процессуальных прав непосредственно, поддержал заявленное требование.

Представитель Министерства транспорта Российской Федерации К. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ф. не признали административный иск.

Выслушав объяснения административного истца П., возражения представителя Министерства транспорта Российской Федерации К., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Ф., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании данного устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере железнодорожного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации, которое вправе самостоятельно принимать правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов (пункт 1, подпункт 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395).

Правила были согласованы с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой и Федеральной таможенной службой.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт издан Министерством транспорта Российской Федерации в целях реализации требований федерального закона, в соответствии с предоставленными данному органу полномочиями и с соблюдением правил принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункты 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по договорам перевозок перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде (за исключением поездов пригородного сообщения, в которых не предусмотрено предоставление пассажиру отдельного места), их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа - багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями. Перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо при наличии свободного места в поезде оформляет проездной документ (билет) до указанного пассажиром пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения (части первая, вторая, четвертая).

Физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров (часть первая статьи 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).

Исходя из основных понятий, данных в статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования, относятся к перевозкам в прямом железнодорожном сообщении (абзац двадцатый).

Определяя основные условия перевозки, приведенные законоположения, вопреки доводам административного истца, не содержат требований об оформлении пассажиру единого проездного документа (билета) на проезд до указанной им железнодорожной станции назначения при перевозке в непрямом железнодорожном сообщении несколькими поездами с пересадками.

Отсутствуют подобные установления и в пункте 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющем содержание договора перевозки пассажира.

Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа определены Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

В силу абзаца первого пункта 1 статьи 14 названного федерального закона перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, Уставом воинских железнодорожных перевозок, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом, правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом и заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки.

Аналогичными нормативными правовыми актами, включая правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, определяется и порядок оформления проездных документов (билетов), используемых на железнодорожном транспорте (абзац второй пункта 4 статьи 14).

В частности, перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа с использованием нескольких инфраструктур осуществляются по единому проездному документу или перевозочному документу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (абзац четвертый пункта 4 статьи 14).

Довод административного истца, что данное законоположение предусматривает оформление единого проездного документа (билета) в том числе и для случаев проезда несколькими поездами с несколькими пересадками в непрямом железнодорожном сообщении, основан на неправильном толковании нормы права.

Согласно указанному законоположению порядок перевозки пассажиров по единому проездному документу или перевозочному документу устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, то есть Министерством транспорта Российской Федерации.

По изложенным мотивам доводы административного истца о противоречии пункта 11 Правил статьям 82, 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункту 1 статьи 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" лишены правовых оснований.

Согласно пункту 11 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, физическое лицо имеет право приобретать проездной документ (билет) на любой поезд дальнего следования и в любой вагон до указанной им железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозкам пассажиров. Данной норме оспариваемое нормативное положение не противоречит.

По смыслу пункта 11 и связанных с ним пунктов 7, 52 Правил, проездные документы (билеты) на проезд в поездах дальнего следования и пригородного сообщения оформляются на проезд пассажира в беспересадочном сообщении не только по маршруту следования соответствующего поезда, но и вагона беспересадочного сообщения, с которым следует пассажир до пункта назначения.

Оспариваемый пункт не содержит норм об исчислении стоимости проезда в поездах дальнего следования и пригородного сообщения, поэтому доводы административного истца о многократном увеличении стоимости проезда не относятся к содержанию проверяемой судом части Правил.

В порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспариваемый в части нормативный правовой акт проверяется на соответствие действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В связи с этим доводы административного истца о нарушении его прав со ссылкой на недействующее правовое регулирование не имеют правового значения.

Отсутствуют у суда основания и для вывода о том, что пункт 11 Правил умаляет права и свободы человека и гражданина, гарантированные частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, так как подобные утверждения основаны на неверном толковании норм права.

Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов административного истца в указанных им аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления П. о признании недействующим пункта 11 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 473, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области