Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2018 N АКПИ18-155 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 119 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644"


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 апреля 2018 г. N АКПИ18-155

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Автосервис" о признании недействующим пункта 119 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644,

установил:

согласно пункту 119 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила) расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123.1 и 130 названных Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.

Открытое акционерное общество "Автосервис" (далее - ОАО "Автосервис") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 119 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", нарушают принцип равенства участников гражданского оборота, закрепленный в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, возлагают на ОАО "Автосервис" обязанность уплачивать платежи, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в размере большем, чем это определено Правилами.

Как указывает административный истец, между ОАО "Автосервис" и муниципальным предприятием коммунального хозяйства "Водоканал" заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 15 октября 2002 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1134 внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения в части порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения. Отсутствие четко урегулированного порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения позволяет организациям водопроводно-канализационного хозяйства произвольно трактовать и применять положения Правил при определении размера компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используя формулы расчета размера компенсации. Противоречия в Правилах позволили МП КХ "Водоканал" при расчете размера платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за январь и апрель 2017 г. необоснованно применить формулу, предусмотренную пунктом 120 Правил (притом, что был выявлен факт нарушения ОАО "Автосервис" исключительно требований подпункта "б" пункта 113 Правил), в связи с чем размер переплаты ОАО "Автосервис" за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за указанные два месяца составил 120058 руб. 82 коп., что существенным образом нарушает права ОАО "Автосервис", причиняя ему значительные убытки.

Административный истец о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 7 марта 2018 г. N СП-П9-1268).

Представитель Правительства Российской Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Р., объяснения представителя Правительства Российской Федерации П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных законов, указов Президента Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относит утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, включая требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения (пункт 1 части 1 статьи 4, часть 11 статьи 7).

Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июля 2013 г. N 644 утвердило Правила, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (//www.pravo.gov.ru) 6 августа 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 августа 2013 г., N 32, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 г. N 778.

Раздел VII Правил устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии с пунктом 119 Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится путем подачи абонентом ежемесячно декларации, а в случаях непредставления декларации, сброса сточных вод с нарушением установленных требований, сброса сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций - на основании результатов анализов.

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется на основании формул, предусмотренных пунктами 120, 123, 123.1 (формула расчета кратности превышения, значение которой используется при расчете по формуле, установленной пунктом 123) Правил.

Данное правовое регулирование способа расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, когда основанием для расчета платы за негативное воздействие являются декларация либо результаты анализов контрольных проб сточных вод, соответствует требованиям законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, направлено на достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение и их абонентов и не нарушает принцип равенства участников гражданского оборота.

Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" устанавливает, что холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, определяющими, в том числе порядок осуществления контроля за соблюдением абонентами нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, а также порядок определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов; порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (пункты 6, 7 части 11 статьи 7).

Указание в пункте 119 Правил только на пункт 123.1 (формула расчета кратности превышения) не меняет содержания оспариваемых положений нормативного правового акта, предусматривающего основанием для расчета платы за негативное воздействие декларацию либо результаты анализов контрольных проб сточных вод, и не может рассматриваться как противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ , Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Автосервис" о признании недействующим пункта 119 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

А.М.НАЗАРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области