Решение Верховного Суда РФ от 12.08.2013 N АКПИ13-697 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзацев третьего и седьмого подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. N АКПИ13-697

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании частично недействующими абзацев третьего и седьмого подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (ред. от 18 февраля 2013 г.) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в изданиях "Собрание законодательства Российской Федерации", 2006, N 13, "Российской газете", 5 апреля 2006 г.

Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы обладают сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (абзац третий); граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти (абзац седьмой).

М., включенный в 2004 г. в сводный список граждан - участников подпрограммы и уволенный в 2009 г. со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по ограниченному состоянию здоровья, оспорил в Верховном Суде Российской Федерации абзацы третий и седьмой подпункта "а" пункта 5 Правил. Считает их в части, допускающей возможность обеспечения жильем граждан, подпадающих под действие части 1 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ), путем выдачи государственных жилищных сертификатов, противоречащими требованиям этой статьи, в силу которой выдача государственных жилищных сертификатов указанной категории граждан прекращена с предоставлением на их выбор нескольких новых (лучших) способов получения жилья. Ссылается на то, что Правительство Российской Федерации не привело оспариваемые в части Правила в соответствие с положениями названного Федерального закона, в результате чего нарушены его жилищные права. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Министерство регионального развития Российской Федерации, действующее на основании поручения от 9 июля 2013 г. от имени Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях указало, что Правила утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его компетенции, оспариваемые нормативные положения распространяются на граждан, не подпадающих под действие Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, и не препятствуют реализации предоставленных им прав, жилищных прав заявителя не нарушают.

Обсудив доводы М., выслушав возражения представителя заинтересованного лица Б., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статьей 1 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 г., внесены изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В частности, статья 15 дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Изложена в новой редакции статья 15.1, определяющая норму предоставления площади жилого помещения и общую площадь жилого помещения. Статьей 2 - порядок и условия обеспечения жилыми помещениями, установленный для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, распространены на некоторые другие категории граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в частности, на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно статье 4 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу данного Федерального закона, со дня вступления в силу данного Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции данного Федерального закона).

Таким образом, федеральный законодатель, предоставив соответствующим категориям граждан, уволенным с военной службы (службы), право на обеспечение жильем по их выбору в одной из трех форм (предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения), ввел такое условие возникновения данного права, как постановка до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления. Законоположения, содержащие указанное условие, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, признавшего, что подобное правовое регулирование не может считаться нарушением конституционных прав и свобод граждан (постановление от 15 октября 2012 г. N 21-П, определения от 16 декабря 2008 г. N 1068-О-О, от 17 ноября 2011 г. N 1608-О-О и от 11 мая 2012 г. N 745-О).

Осуществленное законодательное регулирование порядка реализации определенной категорией граждан социальных гарантий в жилищной сфере само по себе не может служить основанием для изменения подзаконных актов, в соответствии с которыми производится обеспечение жильем других категорий граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (ред. от 18 февраля 2013 г.), изданным в пределах предоставленных полномочий, установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее - подпрограмма), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Утвержденные этим постановлением Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, определяют в пункте 5 категории граждан, которые участвуют в подпрограмме и имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом. Отношения, связанные с обеспечением граждан жильем вне рамок подпрограммы, Правила не регулируют.

Абзацы третий и седьмой подпункта "а" пункта 5 Правил, оспариваемые заявителем, не содержат положений, позволяющих распространить их действие на граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, либо допускающих выдачу этим гражданам государственных жилищных сертификатов вместо обеспечения жильем в одной из трех избранной ими форме. Напротив, в абзаце седьмом речь идет о гражданах, состоящих после увольнения с военной службы (службы) на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. Неопределенность в толковании и применении оспариваемых нормативных положений, требующая устранения путем внесения соответствующих изменений, отсутствует. Эти положения не препятствуют гражданам, принадлежащим к кругу лиц, указанных в статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, реализовать предоставленное им право на обеспечение жильем в форме получения жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а в случае отказа - обратиться за судебной защитой нарушенного права. Оснований для вывода о нарушении этими положениями жилищных прав заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления М. о признании недействующими абзацев третьего и седьмого подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области