Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2008 N ГКПИ07-1361 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Постановлений Правительства РФ от 31.03.2006 N 183 "О критериях достаточной переработки мяса" и N 184 "Об утверждении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области">


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 января 2008 г. N ГКПИ07-1361

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камко" и общества с ограниченной ответственностью "Ависбалт" о признании частично недействующими Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 года N 183 "О критериях достаточной переработки мяса" и N 184 "Об утверждении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории особой экономической зоны в Калининградской области" в части пункта 2 утвержденного перечня,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. N 183 "О критериях достаточной переработки мяса" (в редакции от 27 ноября 2006 г.), принятым в соответствии со статьей 32 Таможенного кодекса Российской Федерации, установлено, что при определении страны происхождения продуктов переработки мяса из сырья, классифицируемого в товарных позициях 0201, 0202, 0203, 0204, 0205 00 и 0207 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе с территорий особых экономических зон, не отвечают критериям достаточной переработки следующие операции: операции смешивания мяса, в том числе мяса домашней птицы механической обвалки, со специями (пряностями), и (или) растительными белками, и (или) солью; иные операции, которые существенно не изменяют состояние товара, включая посол методом шприцевания, разделку необваленного мяса на части и механическую обвалку мяса домашней птицы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. N 184 (в редакции от 24 мая 2007 г.), изданным в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 24 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", утвержден перечень простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории особой экономической зоны в Калининградской области. Пунктом 2 перечня к таким операциям отнесено смешивание мяса домашней птицы, в том числе механической обвалки, или мяса животных со специями (пряностями) и (или) растительными белками и (или) солью, посол методом шприцевания, разделка необваленного мяса на части, а также операции по изготовлению мяса домашней птицы механической обвалки.

ООО "Камко" и ООО "Ависбалт" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании названных Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. N 183 и N 184 недействующими в части, устанавливающей операции по смешиванию мяса домашней птицы механической обвалки со специями (пряностями) и (или) растительными белками и (или) солью, механической обвалке мяса домашней птицы, посола методом шприцевания и разделке необваленного мяса на части, не отвечающими критериям достаточной переработки при определении страны происхождения продуктов переработки мяса из сырья, классифицируемого в товарной позиции 0207 ТН ВЭД РФ, а также товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

Свои требования заявители мотивировали тем, что названные Постановления Правительства Российской Федерации в оспариваемой части нарушают принципы регулирования внешнеторговой деятельности, изложенные в статье 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", а также их права, гарантированные на переходный период в десять лет пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", поскольку ранее действовавший Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ признавал указанные выше операции по переработке мяса домашней птицы соответствующими и отвечающими критериям достаточной переработки.

В судебном заседании представители заявителя - генеральный директор Урвачев Д.Н. и адвокат Карташев М.А. поддержали заявленные требования, дополнив свои доводы ссылками на отсутствие документального обоснования применения мер государственного регулирования, а также на дискриминационный характер оспариваемых нормативных правовых актов.

Представители Правительства Российской Федерации Арчибасов О.Ю., Афанасьев И.В., Турбенева Г.Н. в своих возражениях указали на то, что оспариваемые Постановления Правительства Российской Федерации основаны на нормах федеральных законов, приняты во исполнение этих законов, не являются дискриминационными, поскольку устанавливают равные условия хозяйствования для всех товаропроизводителей на территории Российской Федерации, в том числе на территориях особых экономических зон, права и законные интересы заявителей не нарушают.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 32 Таможенного кодекса РФ, если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями данной статьи.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 32 этого Кодекса не отвечают критериям достаточной переработки простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации.

Такая же правовая норма закреплена в пункте 3 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, своими Постановлениями от 31 марта 2006 г. N 183 и N 184 определило критерии достаточной переработки мяса и утвердило перечень простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории особой экономической зоны в Калининградской области.

Утверждения заявителей о несоответствии этих Постановлений в оспариваемой части нормам федерального закона необоснованны. Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которые не позволяли бы Правительству Российской Федерации отнести операции по переработке мяса домашней птицы, указанные в заявлении ООО "Камко" и ООО "Ависбалт", к операциям, не отвечающим критериям достаточной переработки, не имеется.

Нет и оснований для вывода о нарушении принципов регулирования внешнеторговой деятельности, изложенных в статье 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Постановления от 31 марта 2006 г. N 183 и N 184 изданы Правительством Российской Федерации в рамках своей компетенции, во исполнение прямого предписания федерального закона, устанавливают для всех российских производителей мяса домашней птицы, в том числе на территориях особых экономических зон, одинаковые условия (критерии) хозяйственной деятельности. Довод заявителей о дискриминационном характере этих Постановлений является голословным и не соответствует действительности, поскольку оспариваемые нормативные положения не предоставляют никаких преимуществ одним производителям по сравнению с другими производителями мяса домашней птицы на территории Российской Федерации.

Довод представителей заявителей о том, что оспариваемые критерии достаточной переработки мяса домашней птицы установлены Правительством Российской Федерации с нарушением норм Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", основан на неправильном понимании правовой природы этих критериев.

Критерии достаточной переработки мяса установлены Правительством Российской Федерации во исполнение указанных выше норм Таможенного кодекса РФ и Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ, предназначены для определения страны происхождения товара в соответствии с требованиями статей 30, 32 данного Кодекса. Указанные критерии не относятся к специальным защитным, антидемпинговым и компенсационным мерам при импорте товаров, в связи с чем порядок введения таких мер, определенный Федеральным законом "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", в данном случае применению не подлежит, нормы этого Закона на рассматриваемые отношения не распространяются.

Не соответствует действительности и довод заявителей о нарушении их прав, гарантированных на переходный период в десять лет пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Названная норма предусматривает освобождение в переходный период от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии, если ввезенные в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны товары соответствуют критериям переработки, установленным статьей 24 этого Федерального закона.

Из представленной заявителями переписки видно, что установленные критерии достаточной переработки мяса не являются произвольными, подготовлены по результатам комплексного изучения проблемы совместно с заинтересованными органами исполнительной власти. Ссылка представителей заявителей на необходимость установления калининградским мясоперерабатывающим предприятиям переходного периода для переориентации на выпуск продукции, имеющей более высокую степень переработки, необоснованна, так как данное обстоятельство не может служить основанием для признания недействующими оспариваемых Постановлений. Решение такого вопроса отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации, на рассмотрении которого находится проект Постановления "О временном порядке применения критериев достаточной переработки при вывозе мяса домашней птицы механической обвалки, произведенного на территории Особой экономической зоны в Калининградской области".

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Камко" и общества с ограниченной ответственностью "Ависбалт" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области