Решение Верховного Суда РФ от 14.10.2019 N АКПИ19-654 <Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 4 формы уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утв. Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2019 г. N АКПИ19-654

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. о признании недействующим пункта 4 формы уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. N 591/пр,

установил:

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. N 591/пр (далее - Приказ) утверждена форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, которая приведена в приложении N 1 (далее - Форма уведомления). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2018 г., регистрационный номер 52269, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 сентября 2018 г.

Форма уведомления предусматривает указание в ней сведений о застройщике, о земельном участке, об объекте капитального строительства (пункты 1 - 3), а также схематичного изображения планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке.

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 Формы уведомления, ссылаясь на его противоречие части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации. По его мнению, оспариваемый пункт не соответствует принципу определенности правового регулирования, допускает его произвольное толкование уполномоченными органами и может повлечь отказ в выдаче уведомления о соответствии. Он считает, что данная норма нарушает его право на определенность предъявляемых к нему требований по заполнению Формы уведомления как застройщику объекта индивидуального жилищного строительства.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемая форма уведомления не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и свобод административного истца.

Б. и его представитель М. в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации П. не признала административный иск.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Г. возражала против удовлетворения требования административного истца.

Обсудив доводы административного истца Б., выслушав возражения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации П., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Г., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно части 2 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), которое вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, включая форму уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (пункт 1, пункт 5.2, подпункт 5.2.101(22) Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038).

Оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным федеральным органом исполнительной власти в пределах полномочий, предоставленных ему законом. Требования законодательства, устанавливающего правила принятия нормативного правового акта и введения его в действие, в том числе порядок государственной регистрации и опубликования, соблюдены и не оспариваются административным истцом.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, предусмотренные в пунктах 1 - 9 этой же части указанной статьи.

В частности, уведомление должно содержать сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка (пункт 6 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Предусмотренное в Форме уведомления Минстроем России при реализации его полномочий в установленной сфере деятельности схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке по своему правовому содержанию взаимосвязано с пунктом 3 Формы уведомления "Сведения об объекте капитального строительства" и относится к числу сведений о планируемых параметрах (об отступах от границ земельного участка, о площади застройки).

Формой уведомления не установлены специальные требования к названному схематичному изображению, исходя из этого, учитывая уведомительный характер деятельности по индивидуальному жилищному строительству, оно выполняется застройщиком произвольно и, по сути, должно представлять собой упрощенно-обобщенный вид (основные, главные черты) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на конкретном земельном участке.

Оспариваемое нормативное положение не противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, другим федеральным законам или иным нормативным правовым актам.

Доводы Б. о том, что пункт 4 Формы уведомления допускает его произвольное толкование уполномоченными органами и может повлечь отказ в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, являются несостоятельными и не имеют подтверждения.

Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований направления уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке застройщику: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 этой статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В силу части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ненаправление уполномоченными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 данной статьи, уведомления о несоответствии считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве.

Лишен правовых оснований и довод административного истца о несоответствии 4 Формы уведомления принципу равенства, гарантированному частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, так как оспариваемое нормативное положение отвечает общеправовым критериям определенности, ясности и не допускает неоднозначного толкования.

Форма уведомления в оспариваемой части не содержит каких-либо норм, отличных от требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, и не вводит не предусмотренных федеральным законом ограничений прав застройщиков.

Кроме того, согласно пунктам 2, 3 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы, а также подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований. Данная обязанность разъяснена административному истцу в определении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2019 г., копия которого им получена 29 августа 2019 г.

Приложенная к административному исковому заявлению копия уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 13 сентября 2018 г., направленная в администрацию города Сочи, не подтверждает сведения о том, что пункт 4 Формы уведомления нарушает или может нарушить его права как застройщика объекта индивидуального жилищного строительства. Иные доказательства Б. не представлены.

При изложенных обстоятельствах пункт 4 Формы уведомления, не противоречащий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не может рассматриваться в качестве нормативного положения, нарушающего права административного истца в упоминаемом им аспекте.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б. о признании недействующим пункта 4 формы уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. N 591/пр, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области