Решение Верховного Суда РФ от 15.09.2003 N ГКПИ03-693 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконными абзацев 2 и 4 пп. "а", абзацев 3 и 4 пп. "в", пп. "д", пп. "е" пункта 2 Приказа Министра обороны РФ от 02.03.2001 N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации">


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2003 г. N ГКПИ03-693

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                    Жуковой И.В.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданского персонала служб тыла Балтийского флота: С., Д., Н. и других о признании незаконными абзацев 2 и 4 пп. "а", абзацев 3 и 4 пп. "в", пп. "д", пп. "е" пункта 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2001 г. N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации",

установил:

гражданский персонал служб тыла Балтийского флота: С., Д., Н. и другие (всего 26 человек) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными абзацев 2 и 4 пп. "а", абзацев 3 и 4 пп. "в", пп. "д", пп. "е" пункта 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2001 г. N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала органов Министерства обороны Российской Федерации".

Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти противоречат Трудовому кодексу РФ и нарушают их трудовые права.

Заявители извещены о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Минобороны России Пристансков С.В., Минюста России Никифорова О.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, издан в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти, прошел государственную регистрацию и не нарушает трудовые права гражданского персонала отдельных органов Минобороны России.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минобороны России Пристанскова С.В., Минюста России Никифоровой О.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Министр обороны Российской Федерации издал Приказ N 90 2 марта 2001 г. "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации". Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Минюстом России 27 марта 2001 г., регистрационный N 2632.

Приказ Министра обороны РФ от 2 марта 2001 г. N 90 издан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства".

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ руководителям федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России поручено утвердить перечень отдельных органов и схемы должностных окладов по соответствующим отдельным органам согласно настоящему Постановлению.

Приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2001 г. N 90 утверждены размеры должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ.

Абзацем 2 подпункта "а" пункта 2 Приказа МО РФ предусмотрена выплата с 1 января 2001 г. гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации должностных окладов в размерах, утвержденных настоящим Приказом с соблюдением среднего фонда штатно-должностных окладов.

Трудовой кодекс РФ определяет оплату труда как систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (статья 129 ТК РФ).

Работникам организаций, финансируемых из бюджета, заработная плата устанавливается соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами (статья 135 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" для гражданского персонала отдельных органов Минобороны России введены новые условия оплаты труда.

Как пояснил в суде представитель Минобороны России Пристансков С.В., в связи с введением новых условий оплаты труда размер заработной платы гражданского персонала отдельных органов Минобороны России был увеличен от 1,2 до 1,5 раза.

Для каждой категории работников (федеральные государственные служащие, работники отдельных органов Минобороны России, работники бюджетной сферы с оплатой труда на основе единой тарифной сетки) определены свои условия оплаты труда.

Заявители - гражданский персонал служб тыла Балтийского флота относятся к работникам отдельных органов Минобороны России и для них установлены должностные оклады, предусмотренные разделом 2 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 2 марта 2001 г. N 90. Размеры должностных окладов гражданского персонала управления округов, флотов и приравненных к ним органов военного управления соответствуют должностным окладам работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных Приложением к Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027. При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными ссылки заявителей на нормы, установленные для работников отраслей бюджетной сферы Минобороны России, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки.

По делам о признании недействующими нормативных правовых актов суд проверяет, не противоречит ли оспариваемый нормативный правовой акт федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 2 Приказа гражданскому персоналу органов Министерства обороны РФ с 1 января 2001 г. выплачивается ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу в следующих размерах:

    При стаже работы                            (процентов)
    от 1 до 3 лет включительно                       10
    от 3 до 8 лет включительно                       15
    от 8 до 15 лет включительно                      20
    свыше 15 лет                                     30

Выплата работникам отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющим задачи в области обороны, ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу предусмотрена подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027 в следующих размерах:

    При стаже работы                            (процентов)
    от 1 до 3 лет включительно                       10
    от 3 до 8 лет включительно                       15
    от 8 до 15 лет включительно                      20
    свыше 15 лет                                     30

Приказ Министра обороны РФ от 2 марта 2001 г. N 90 издан во исполнение Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027 и, как указывалось выше, вводит новые условия оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Минобороны России.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Абзацами 3 и 4 подпункта "в" пункта 2 Приказа установлено, что при утверждении ежегодных фондов оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации предусматривать сверх суммы средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, средства на выплату (в расчете на год):

ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов;

премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов.

Данные положения соответствуют абзацам 3 и 4 подпункта "а" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства".

Дискриминация в сфере труда предполагает ограничение в трудовых правах и свободах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Введение с 1 января 2001 г. гражданскому персоналу отдельных органов Минобороны России новых условий оплаты труда, при которых размер заработной платы этих работников увеличился, не может рассматриваться как дискриминация при установлении и изменении заработной платы и других условий труда, а следовательно, и нарушение требований статьи 132 Трудового кодекса РФ.

Подпунктом "д" пункта 2 Приказа предусмотрено производить индексацию (повышение) должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации в размерах и сроки, предусмотренные для федеральных государственных служащих, на основании приказов Министра обороны Российской Федерации.

Из объяснений представителя Минобороны России Пристанскова С.В. в суде следует, что вопросы установления размеров индексации работникам отдельных органов находятся вне компетенции Минобороны России.

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027 установлено, что индексация (повышение) должностных окладов работников отдельных органов производится в размерах и сроки, предусмотренные для федеральных государственных служащих.

С 1 октября 2003 г. индексация должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Минобороны России будет произведена в размере 11%, как это предусмотрено для федеральных государственных служащих.

Заявители относятся к категории работников, на которых распространяется Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027, и не относятся к работникам, должностные оклады которых устанавливаются в соответствии с единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.

Подпунктом "е" пункта 2 Приказа предусмотрено внесение в установленном порядке изменений в штаты отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации путем включения в них примечаний о тарификации должностей гражданского персонала следующего содержания:

"55. Должностные оклады гражданского персонала с 1 января 2001 г. устанавливаются в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 года N 90 (раздел - приложения N 1 к Приказу)".

Положения данного подпункта нормативного акта носят организационно-распорядительный характер и направлены на реализацию установленных Приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2001 г. N 90 размеров должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Минобороны России, в том числе по разделу 2 должностные оклады гражданского персонала управлений округов, флотов и приравненных к ним органов военного управления приложения N 1 к Приказу.

Соотношение условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Минобороны и оплата труда работников на основе единой тарифной сетки не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта, так как означало бы оценку финансово-экономической обоснованности введения той или иной системы оплаты труда, что не относится к компетенции суда.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают трудовые права гражданского персонала отдельных органов Минобороны России, заявление гражданского персонала служб тыла Балтийского флота не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление гражданского персонала служб тыла Балтийского флота: С., Д., Н. и других о признании незаконными абзацев 2 и 4 пп. "а", абзацев 3 и 4 пп. "в", пп. "д", пп. "е" пункта 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2001 г. N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий -
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области