ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2010 г. N ГКПИ10-366
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ю. о признании недействующими абзаца 2 пункта 97 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N 140дсп, пунктов 18, 65, 67.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. N 174дсп, частично Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640,
установил:
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 г. N 140дсп утверждено Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (далее - Наставление по служебной деятельности ИВС).
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2006 г., регистрационный номер 7608.
Согласно абзацу 2 пункта 97 Наставления по служебной деятельности ИВС в органах внутренних дел, где нет штатных дежурных (помощников дежурных) ИВС, их обязанности выполняют дежурные по ОВД.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 174дсп утверждено Наставление по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление по организации деятельности дежурных частей).
Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2002 г., регистрационный номер 3425.
Пункт 18 Наставления по организации деятельности дежурных частей определяет обязанности старшего заступающего смены совместно со старшим передающим смены в органах внутренних дел, где имеется изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых, и нет штатных дежурных по ИВС.
Согласно пункту 65 Наставления по организации деятельности дежурных частей в органах внутренних дел, где нет штатных дежурных ИВС и в отсутствие в помещении ИВС начальника ИВС, оперативный дежурный в установленном порядке водворяет, освобождает либо отправляет из ИВС, размещает по камерам подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В целях обеспечения надежной охраны задержанных и заключенных под стражу лиц в ИВС, оперативный дежурный обязан согласно пункту 67.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей проводить смену постовых, принимать решения на вывод содержащихся в ИВС лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, из камер, присутствовать при их выводе из камер, открывать двери камер (при этом ключи от камер оперативный дежурный обязан постоянно хранить при себе), в случаях отсутствия штатных дежурных по ИВС и в отсутствие в помещении ИВС начальника ИВС.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 октября 2004 г. N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2004 г., регистрационный номер 6088, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 1 ноября 2004 г., N 44, "Российской газете" 3 ноября 2004 г., N 243.
Гражданин Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца 2 пункта 97 Наставления по служебной деятельности ИВС, пунктов 18, 65, 67.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей, Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, в части невключения должности оперативного дежурного ОВД, где имеется ИВС, и нет штатных дежурных по ИВС.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации, Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и нарушают права сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в должности оперативный дежурный по ОВД, на оплату труда за исполнение дополнительных обязанностей по должности, отсутствующей в штатном подразделении органа внутренних дел. В Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, не включена должность "оперативный дежурный в органах внутренних дел, где имеется изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых, и нет штатных дежурных по ИВС", хотя в указанном Перечне есть должность "дежурный ИВС".
Ю. извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Министерства внутренних дел Ч., Министерства юстиции Российской Федерации Щ. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают прав сотрудников органов внутренних дел.
Выслушав объяснения представителей МВД России, Минюста России, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абзац сорок пятый подпункта "г" пункта 3). Во исполнение данного Постановления Министерство внутренних дел Российской Федерации Приказом от 9 октября 2004 г. N 640 утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, которым предусмотрена должность дежурного изолятора временного содержания (пункт 8).
Из содержания абзаца сорок пятого подпункта "г" пункта 3 названного Постановления следует, что необходимыми условиями, исчисления выслуги лет в льготном исчислении являются: служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел или подразделениях охраны и конвоирования задержанных и арестованных, наличие в должностных обязанностях сотрудника функций по охране и конвоированию.
Должность оперативного дежурного по органу внутренних дел названным Перечнем не установлена. Оперативный дежурный по ОВД не проходит службу в изоляторах временного содержания и в его должностные обязанности не входит осуществление функций по охране и конвоированию, в связи с чем доводы заявителя о том, что в Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым дает право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, необоснованно не была включена должность оперативного дежурного по ОВД, где имеется изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых, и нет штатных дежурных по ИВС, не основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 9 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции).
Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 209, определяет, что милиция общественной безопасности является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности в ее состав входят дежурные части, ИВС.
Министерство внутренних дел Российской Федерации согласно Положению о нем, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927, будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Наставление по служебной деятельности ИВС устанавливает обязанности дежурного по ОВД в органах внутренних дел, где нет штатных дежурных (помощников дежурных) ИВС, Наставление по организации деятельности дежурных частей определяет организацию работы дежурной смены, обязанности дежурной смены (оперативного дежурного) по контролю за содержанием, охраной и конвоированием подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Правовое положение сотрудников органов внутренних дел определяется Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими службу в органах внутренних дел.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами.
Статья 60.2 ТК РФ устанавливает правила привлечения работника наряду с работой, определенной трудовым договором к выполнению дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены), а статья 151 ТК РФ регулирует вопросы оплаты труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Между тем, выполнение дежурным по ОВД обязанностей дежурного по ИВС (при отсутствии в ИВС штатных должностей дежурных) данными нормами трудового законодательства не регулируется.
Положение о службе в органах внутренних дел регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.
Статья 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации регламентирует порядок перемещения сотрудников органов внутренних дел по службе и в зависимости от ее специфики и обстоятельств перемещения предусматривает для сотрудников органов внутренних дел определенный объем связанных с этим прав и гарантий. Выполнение оперативным дежурным горрайорганов внутренних дел обязанностей дежурного по ИВС (при отсутствии в ИВС штатных должностей дежурных) не является перемещением сотрудника.
В соответствии со статьей 44 названного Положения на сотрудников органов внутренних дел распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени. Сотрудник органов внутренних дел имеет право на компенсацию за выполнение им дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД России от 14 декабря 2009 г. N 960, предусматривает выплату оперативным дежурным горрайорганов внутренних дел при выполнении ими обязанностей дежурного по ИВС (при отсутствии в ИВС штатных должностей дежурных) надбавки за особые условия службы (пункт 93.1). Таким образом, являются несостоятельными доводы заявителя о нарушении прав оперативного дежурного по ОВД на оплату труда.
Оспариваемые заявителем положения Наставления по служебной деятельности ИВС (абзац 2 пункта 97) и Наставления по организации деятельности дежурных частей (пункты 18, 65, 67.3) определяют конкретные должностные обязанности оперативного дежурного ОВД и не устанавливают порядок совместительства и оплаты дополнительной работы.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права сотрудников органов внутренних дел, заявление Ю. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Ю. о признании недействующими абзаца 2 пункта 97 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N 140дсп, пунктов 18, 65, 67.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. N 174дсп, частично Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области