Решение Верховного Суда РФ от 19.12.2019 N АКПИ19-794 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца седьмого пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н"


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2019 г. N АКПИ19-794

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.С. о признании недействующим абзаца седьмого пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н (далее - Приказ N 57н) утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., N 19694, и опубликован 11 февраля 2011 г. в "Российской газете", N 29.

Согласно абзацу седьмому пункта 4 Порядка информация об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг также размещается в официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна содержать сведения, приведенные в абзацах восьмом - одиннадцатом этого пункта.

Г.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующей приведенной нормы, ссылаясь на то, что ее положения ограничивают его право на получение актуальной и достоверной информации об итогах закупок технических средств реабилитации на информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации, так как не устанавливают требования по соблюдению Фондом социального страхования Российской Федерации сроков обновления данной информации и не соответствуют Правилам определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 583 (далее - Правила N 583).

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что является инвалидом I группы, передвигается на инвалидной коляске, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида имеет право на получение технических средств реабилитации, в том числе кресла-коляски с электроприводом комнатной. Принимая во внимание информацию о предельных ценах технических средств реабилитации для выплаты денежной компенсации при их самостоятельном приобретении, размещенную в сети "Интернет" на официальном сайте Фонда социального страхования Российской Федерации, которая на указанное техническое средство составляла 497 500 руб., он в декабре 2015 г. приобрел кресло-коляску комнатную стоимостью 491 000 руб., однако Государственным учреждением - Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации ему была выплачена денежная компенсация не в полном объеме затраченных средств, а частично в размере 126 713, 40 руб., поскольку с декабря 2015 г. - последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации в соответствии с государственным контрактом от 4 августа 2015 г. - цена данного транспортного средства составляет 126 713, 40 руб., а размещенная на официальном сайте Фонда социального страхования Российской Федерации в сети "Интернет" информация устарела и не является основанием для выплаты компенсации денежных средств в полном объеме. Вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2017 г. было отказано в удовлетворении его требований к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 32 ГУ-МРО ФСС России о взыскании убытков.

В судебном заседании представитель административного истца К. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

Административный ответчик - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) и заинтересованное лицо - Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на административный иск указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, оспариваемое положение Порядка не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представители Минтруда России - Е., Минюста России - С. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также процедура издания, введения в действие и его опубликования установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2016 г. N АКПИ16-57.

Статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) установлено, что, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 данного федерального закона, согласно которой технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть шестая).

По смыслу пунктов 4 и 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (далее - Правила), обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации инвалидов осуществляется уполномоченным органом (территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов) через организации, отобранные этим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 15(1) Правил предусмотрена выплата компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами. Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (абзацы первый и второй пункта 4 Порядка).

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под единой информационной системой в сфере закупок (далее - единая информационная система) понимает совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 данного федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 9 части 1 статьи 3).

В соответствии с Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подпункт "а" пункта 2). Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в сети "Интернет" (пункт 3). Официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе (пункт 4).

В силу пункта 5 названных правил участниками единой информационной системы являются субъекты единой информационной системы и пользователи официального сайта. Субъектами единой информационной системы являются участники контрактной системы в сфере закупок, а также иные лица, использующие единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Пользователями официального сайта являются физические и юридические лица, в том числе участники обязательного общественного обсуждения закупок, использующие информационный ресурс официального сайта.

Из изложенного следует, что информация об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, который имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru.

Закрепленное в абзаце седьмом пункта 4 Порядка положение о размещении информации об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является дополнительным механизмом информирования об итогах осуществления закупки технических средств реабилитации, который не противоречит приведенным нормативным правовым положениям, а также Правилам N 583.

Нарушение своих прав оспариваемым положением административный истец усматривает в том, что оспариваемая норма не предусматривает требования по соблюдению Фондом социального страхования Российской Федерации сроков обновления информации об итогах закупок технических средств реабилитации на информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации, однако разрешение данного вопроса, как связанного с внесением изменений и дополнений в действующее правовое регулирование, является прерогативой федерального органа и не входит в полномочия Верховного Суда Российской Федерации.

Принимая во внимание, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Г.С. о признании недействующим абзаца седьмого пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области