ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 января 2015 г. N АКПИ14-1367
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению К.А.А. о признании частично недействующим подпункта "е" пункта 68 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839,
установил:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 августа 2014 г., регистрационный номер 33799, опубликован в "Российской газете" от 3 сентября 2014 г.
Согласно подпункту "е" пункта 68 Порядка победители и призеры всероссийской олимпиады для использования особого права или преимущества при подаче заявления о приеме на обучение представляют диплом победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, полученный не ранее 4 лет до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, либо документ, подтверждающий получение такого диплома в указанный период.
Гражданин К.А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "е" пункта 68 Порядка в той части, в какой он исключает возможность приема без вступительных испытаний на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, представивших дипломы победителей и призеров, полученные ранее 4 лет до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно. Как указывает заявитель, он является призером заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", изданы с превышением полномочий, предоставленных Минобрнауки России, нарушают права лиц, которые являются победителями и призерами заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников.
В суде К.А.А. поддержал заявленные требования.
Представители Министерства образования и науки Российской Федерации К.А.Л., Ф. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права заявителя.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ч. просила суд удовлетворить заявленные требования, поскольку федеральное законодательство не содержит каких-либо указаний на возможность установления Минобрнауки России ограничения срока действия диплома победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады.
Выслушав объяснения заявителя К.А.А., представителей Минобрнауки России К.А.Л., Ф., Минюста России Ч., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования, является Минобрнауки России, которое утверждает порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (пункт 5.2.30 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466).
Порядок регламентирует прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования, на обучение по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры в организации высшего образования и научные организации.
Определяя общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, законодатель к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, отнес установление порядка приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (часть 8 статьи 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Вместе с тем при определении правового положения участников отношений в сфере образования, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает предоставление особых прав гражданам при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию и (или) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата и программам специалитета (статья 71). Так, в соответствии с пунктом 1 части 4 данной статьи Федерального закона право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета без вступительных испытаний имеют победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
Доводы представителей Минобрнауки России о том, что постоянное обновление общеобразовательных программ приводит к устареванию знаний, полученных в предыдущие годы, в связи с чем частью 2 статьи 70 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты единого государственного экзамена при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Частью 6 статьи 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, лиц наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности.
Из содержания Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не следует, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, вправе устанавливать ограничения срока действия диплома победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, вследствие чего исключается возможность приема без вступительных испытаний на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, которые представили дипломы победителей и призеров, полученные ранее 4 лет до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно.
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление К.А.А. удовлетворить:
признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда подпункт "е" пункта 68 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839, в части установления срока получения диплома победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области